7


  • Учителю
  • Обучающий анализ стихотворения Павла Васильева «Затерян след в степи солончаковой. . .». 5 класс.

Обучающий анализ стихотворения Павла Васильева «Затерян след в степи солончаковой. . .». 5 класс.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данный анализ учит определять тему,доказывая развёрнуто её через ключевые слова и фразы. Учащиеся готовятся к самостоятельному определению идеи,опираясь на ключевые слова, предложения. Школьники дают характеристику построения стихотворения (строфы), определяют рифм
предварительный просмотр материала

5 класс

Обучающий анализ стихотворения Павла Васильева

«Затерян след в степи солончаковой…»

План анализа

  1. Определить тему, доказав её через ключевые слова.

  2. Определить идею, опираясь на ключевые слова.

  3. Дать характеристику построения стихотворения (строфы).

  4. Определить рифму и её роль в тексте.

  5. Определить размер и его роль в стихотворении.

  6. Дать характеристику фонетических средств языка стихотворения.


  1. Тема - это то, о чём говорится в тексте. Стихотворение Павла Васильева «Затерян след в степи солончаковой…» о родине, о родной земле. Автор не отходит от этой темы ни в одной строке. Ключевая фраза, которая содержит тему текста, - это третья строфа, её последние две строки:

Прислушайся! Как мерно сердце бьётся

Степной страны, раскинувшейся тут.

Родина у Павла Васильева - степная страна, место, где он рос. И автор выделяет все признаки его родины: «степь солончаковая», «на шее скакуна», «острая подкова» , «резьба стремян», «гнедой иноходец», «пёстрая юрта у колодца», «верблюд», «кони воду пьют».

  1. И через тему родины проходит ведущая , основная мысль (то, что хотел сказать автор), мысль любви к земле, вскормившей поэта. Павел Васильев не отыскивает в природе что - то необычное, у него всё простое, но такое близкое и прекрасное: «тонкая кладница шевровая», «звенит печаль», «резьба узорна», «просторен бег», «мерно бьётся», «пёстрая юрта». Эпитеты несут на себе основную нагрузку мысли стихотворения : «тонкая», «узорна», «просторен», «мерно», «звенит», «пёстрая». Ото всего веет простором, красотой, размеренным темпом жизни.

  1. Стихотворение состоит из 2-х четверостиший (катренов) и 2-х трёхстиший (терцин). Строение строф разное. Строки длинные. Автор словно бы чуть - чуть сдержал себя, но всё - таки попытался объяснить свой вскрик. И строфа, и строка нацеливают на рифму.

  1. Посмотрим теперь, какая же рифма в этом стихотворении и определим её. Первая и вторая строфы

… солончаковой,

… скакуна

… шевровой

… письмена.

Рифма перекрёстная. Это самая работоспособная рифма. Она считается самой гибкой, пригодной для выражения любого содержания. Она поддерживает сильный и разнообразный ритм стихотворения.

Посмотрим рифму дальше в стихотворении:

… иноходца.

… бьётся

… тут,


… плывут

… колодца.

… пьют.

Здесь парная рифма в чередовании с перекрёстной. Парная рифма тоже сильная, но она и самая монотонная. Эта монотонность в союзе с гибкостью перекрёстной рифмы создают особый лирический эффект. В парной рифме меньше подвижности и разнообразия, чем в других рифмах, но для картины, созданной Павлом Васильевым, это как раз первая необходимость.

  1. Теперь поработаем над размером произведения. Для этого возьмём любую из строчек стихотворения. Например, первую.

Затерян след в степи солончаковой…

(расставляем ударение, строим схему ударных и безударных слогов, разбиваем на стопы).

Стихотворение написано двусложным размером четырёхстопным ямбом (с ударением на второй слог) с пиррихием. Ямб - размер энергичный, а его соединение с пиррихием создаёт картину размеренности, какой - то даже медлительности.


  1. Создавая образ родины, поэт использует фонетические средства выразительности, т.к. звуки (звукопись) создают очень яркие образы. Во - первых, рассмотрим аллитерацию (повтор согласных звуков). Две первые строфы - в них идёт повтор свистящих и шипящих звуков:

1 строчка первой строфы - з с с с ч

1 строчка 2 строфы - з ч с

Эти звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, лёгкими шагами, шуршанием и чуть слышным шелестом листьев и травы.

Во - вторых, обратим внимание на ассонанс (повтор гласных звуков). Вторая строфа полна О. Этот звук создаёт картину простора, шири, необъятности степи. Вообще, всё огромное идёт через О (море, космос, океан, простор). Он выражает что - то высокое, глубокое. Это сильный звук, гладкий звук. Много в тексте и А. Он создаёт картину великого пространства, глубины, вышины. Благодаря А появляется ощущение широты, простора. Читаешь, а перед глазами словно встаёт даль. А - звук активный и гладкий. В первых трёх строфах часто повторяется Е . Сама буква мягкая, она смягчает твёрдый согласный , после которого стоит. Она нежная, ласкательная. Её в тексте много. Именно она - главный помощник автора в выражении основной авторской любви к родине, к земле.

Таким образом, все средства языка - хорошие помощники автора в создании звуковых, словесных образов стихотворения.

Пыстина Лидия Митрофановна

учитель русского языка и литературы

школа - гимназия № 9

г. Павлодар

2



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал