7


  • Учителю
  • Научно - исследовательская работа 'Приметы и суеверия России, отраженные в художественной литературе'

Научно - исследовательская работа 'Приметы и суеверия России, отраженные в художественной литературе'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Научно - исследовательскую работу выполнила ученица 6 класса на НПК. В проекте были исследованы особенности примет и суеверий России. Ученица проанализировала отношение русских писателей (А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. С. Тургенева) к мистике, попыталась определить, как
предварительный просмотр материала

Муниципальная научно-практическая конференция

учащихся 5-7 классов

Миасского городского округа



Приметы и суеверия России, отраженные в художественной литературе

(Филологические науки. Литературоведение)



Автор: Асланова Зульфия,

6 класс, МБОУ «СОШ № 22»,

Научный руководитель:

Цюнько Наталья Викторовна,

учитель русского языка и

литературы,

МБОУ «СОШ № 22»


Миасский городской округ

2015

СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ - ЧАСТЬ ЖИЗНИ РОССИЯН

  1. Приметы, суеверия, предрассудки

1.2. Приметы и суеверия в жизни школьников

4


4

5

ГЛАВА 2. МИСТИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

2.1. «Суеверный» Пушкин. Анализ «мистического» в произведениях А. С. Пушкин

2.2. Взаимодействие «православной идеологии» В. Жуковского с русской «суеверной» литературой

2.3. Спасские легенды в творчестве И. С. Тургенева

6


7-9


10-11

12-13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

15

ПРИЛОЖЕНИЯ

16-18



























ВВЕДЕНИЕ

Для европейца знание примет и суеверий, может быть, и не имеет особой практической ценности, но в России они необходимы, чтобы понять русскую жизнь и не задавать лишних, а иногда и бестактных вопросов. Надо признать, что русские очень суеверны, и эта черта их характера, вероятно, унаследована еще от языческих предков.

Каждый день человек разумный плюет через левое плечо, стучит по дереву, умалчивает о своих достижениях, только чтобы никто не сглазил. Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе?

В процессе поиска ответов на поставленные вопросы мы выявили гипотезу для дальнейшего исследования: если люди верят в приметы и суеверия с незапамятных времен, то предрассудки до сих пор имеют влияние на нашу жизнь.

Актуальность моей темы очевидна, так как даже в наше время многие люди остаются суеверными, приметы и предрассудки настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Например, многие люди носят при себе какую-нибудь вещицу, которая, как они свято верят, приносит им счастье. Это может быть монетка, пуговица, игрушка, камешек, украшение, игральная карта и так далее. Такую вещичку обычно называют талисманом и стараются никогда с ней не расставаться.

Цель работы - исследовать особенности примет и суеверий России, а также определить, как они отразились в художественной литературе через призму авторского «Я» и влияют на жизнь современного человека до сих пор.

Для достижения цели исследования определены следующие задачи:

  1. Проработать теоретический материал о приметах и суевериях.

  2. Изучить суеверия и приметы, используемые в текстах А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и И. С. Тургенева. Проанализировать отношение писателей к мистике.

  3. Провести социологическое исследование в 6 классе: в какие приметы и суеверия верят школьники, как они влияют на их жизнь.

Теоретическая значимость: изучить художественные произведения, в которых писатели обращаются к приметам и суевериям, как к основополагающим причинам, которые влияют на судьбы героев.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в области литературоведения при изучении художественных произведений, так и в области исторических наук, как дополнительный материал при изучении язычества на Руси.

Объект: приметы и суеверия России

Предмет: изучение влияния предрассудков на судьбы писателей, героев художественных произведений и на жизнь современных людей.

Методы исследования: анкетирование, поиск информации, классификация, обобщение.

Глава 1. Приметы и суеверия - часть жизни россиян

  1. Приметы, суеверия, предрассудки.


«Привычку не переделаешь»

Народная мудрость


Откуда исходит эта странная особенность коллективного сознания целого народа, не зависящая от уровня образованности человека - верить в приметы и суеверия?

Вспомним особенности природы, сурового климата, историю страны, византийскую склонность русских к мистике. Очень многое идет от веры людей в темные силы, в чертовщину, которая может нарушить их планы, вмешаться в нормальный ход жизни.

Приметам можно верить или не верить, но и по сей день они много значат, придавая российской жизни особый колорит.

Ожегов С.И. даёт нам дает нам такое определение:

Суеверия - вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы.

До сих пор многие русские боятся дурного глаза (отсюда «сглазить») и для защиты от него носят крест на теле или булавки в Швах одежды (особенно женщины).

Часто русские боятся испугать и прогневить судьбу, боятся чужой зависти и т.д. Если вдруг русский человек рассказывает о замечательных планах на будущее или о своей неожиданной удаче, или о том, что «у него нет проблем», то он скорее всего из страха сглазить свое благополучие постучит по дереву или три раза плюнет через левое плечо. Три раза он плюнет и в том случае если нечаянно просыпали соль - это знак будущей ссоры и постарается исправить свою ошибку.

Многие приметы связаны с правой или левой стороной. Левая сторона считается у русских счастливой, а правая - несчастливой. Помните, чтобы снять сглаз, нужно плюнуть через левое плечо. Зачесался левый глаз - к радости, зачесался правый - к слезам. Чешется левая рука - получать деньги, а вот если правая - значит, придется их отдавать. Споткнулся на левую ногу - к будущей удаче, на правую - к неудаче.

Забавно, что даже образованные люди, если и не верят всем этим «бабушкиным сказкам», тем не менее хорошо их знают. Смеются над собой или над другими людьми, но на всякий случай плюют три раза через левое плечо или стучат по деревяшке, считают цифры на билете.

Суеверия, предрассудки, вера в приметы и прочую чертовщину - это часть национальной психологии, тесно связанная с фольклором, историей народа и его культурой, а потому достойна интереса и внимания.

1.2. Приметы и суеверия в жизни школьников


Нам захотелось узнать, а в какие же приметы и суеверия верят ученики нашей школы. Для этого я провела анкетирование среди учащихся 6 класса МБОУ «СОШ № 22».

В опросе приняли участие 22 человекa. Мы составили анкету в виде таблицы (см.Приложение 1), в которую ребята заносили данные о том, верят ли они в приметы и суеверия, как можно предостеречь себя от опасности и отмечали в какие приметы верят сами.

По результатам исследования была составлена таблица (см.Таблица №1). Из данной таблицы следует, что 82% опрошенных верят в приметы и суеверия, а 18 человек - нет. В чёрную кошку верят 77% опрошенных, а 23% не верят. 32% верит в суеверие вернуться с дороги, а 68% нет. При виде падающей звезды загадывают желание 41%, а 59% не верят в данное суеверие. В сны верят 73% опрошенных, а 27% не верят. На экзамен кладут пятак под пятку 41% ребят, а 59% обходятся без этого. В потусторонние силы, в привидения верят 68%, а 32% не верят в данное суеверие.

Следующая часть моей исследовательской работы состояла в том, что учащиеся рассказывали о тех приметах, в которые верят они, их родственники. 82% опрошенных верят, что если со стола упадет какой-либо прибор (вилка, ложка, нож) это к гостям. 73% будут здороваться, если у них чешется правая ладонь и получать деньги если чешется левая ладонь. 50% ребят знают, что нельзя дарить чётное количество цветов, так же 9% ждут дождь, если ласточки летают низко над землёй. 27% верят, что кошка намывает гостей (см. Таблица №2).

Глава 2. Мистика в художественной литературе.


Душа нашего народа - главное, ни с чем не сравнимое, бесценное сокровище России. Это загадка, полная невыразимого очарования и щемящей грусти. Русская душа таится в сказках, былинах, обрядах и суевериях, в которых проступает мудрый и простой лад русской жизни, давший миру нашу уникальную культуру, в которой тесно переплелись Восток и Запад. Что же такое «русские суеверия»? В сущности, они до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Суеверия отражены в привычных для нас поговорках, сказках, приметах. Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим: «Не было печали, да черти накачали», - а, совершив необдуманный поступок, - «Черт попутал». Потерявший нужную вещь нередко призывает: «Черт, черт, поиграй да отдай!» - почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами.

Суеверия нашли своё отражение не только в народном фольклоре, но и в русской литературе. Стоит чуть-чуть сосредоточиться, и вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные, упыри, домовые, лешие, ведьмы, черти и прочая «нежить», давно и прочно поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей, рассказов. Литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры - мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.

На наш взгляд, своеобразие русской литературы в немалой степени определялось ее связью с народной (фольклорной) культурой. Характер, тип связей, удельный вес фольклорного начала менялись от эпохи к эпохе, зависели от творческой личности писателя, от событий общероссийского (войны, революции, отмена крепостного права, рост городов, научно-технический прогресс и т.п.) или местного значения. Но сам процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и фольклора в России никогда не прерывался.

Поскольку народные верования, обряды, предания, суеверия, заговоры и фантастические истории, составлявшие неотъемлемую часть традиционной культуры, базировались на представлении о существовании параллельного человеческому миру нечистых духов, одушевленных сил природы - низшая мифология проникла и на страницы литературных произведений.

2.1. Суеверный Пушкин.

Мечтанью вечному в тиши

Так предаемся мы, поэты;

Так суеверные приметы

Согласны с чувствами души.

А. С. Пушкин


Если перелистать страницы жизни Пушкина, то окажется, что суеверия играли в ней немалую роль и в значительной степени определяли само ее течение. В его жизни происходило много странных событий, а его трагическая смерть была предугадана заранее.

Пушкин считался суеверным человеком и не раз обращался к прорицателям и гадалкам. Так, будучи в Одессе, он встретился с известным греком - предсказателем, который повез его в лунную ночь в поле. Там, произнеся заклинание, он сделал страшное пророчество, что Александр умрет от лошади или беловолосого человека в белом на белой лошади.

Впоследствии Пушкин признавался друзьям, что после этой встречи с греческим магом он каждый раз с отвращением ставил ногу в стремя... Грек не ошибся - убийца Пушкина Дантес был белокур, носил белый мундир и ездил на белой лошади...

Однажды поэт после окончания лицея обратился к своей сестре Ольге с просьбой погадать по ладони (она серьезно увлекалась хиромантией). Ольга заупрямилась, не желая ворожить брату. А когда уступила просьбе и стала разглядывать его ладонь, то вдруг залилась слезами и сказала: « Зачем, Александр, принуждаешь меня сказать то, что и молвить боюсь? Грозит тебе смерть насильственная, и еще не в пожилые годы».

Пушкин верил в тайные знания: некоторые его произведения иначе, как мистическими, не назовешь.

Он хорошо знал древнерусскую историю, летописи и русский фольклор. Со всей серьёзностью относился к легендам, былинам и народным преданиям, обращая внимание на мистические мелочи.

Могучее поэтическое воображение поэта преображало предания и легенды в его творчестве, где он выступал своеобразным проводником народных традиций.

Заговоры, причитания, заклинания, народные поверья, мистика и эзотерика - всё это мы можем найти в сказках, поэмах и других произведениях, когда мифы переплетаются с живой историей и поэтически воплощаются сказания русской древности.

Достаточно вспомнить поэмы «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге», «Бахчисарайский фонтан», «Сказки Пушкина» и многое-многое другое.


Анализ «мистического» в произведениях А. С. Пушкина

«Песнь о Вещем Олеге»

Поэт Александр Сергеевич Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге.

В народных преданиях Олег изображается кудесником, умеющим обернуться зверем и птицей, и даже маленьким муравьем. В народе Олега называли вещим за то, что он много знал, был мудрым князем, умел предсказывать будущее. И поэт написал «Песнь о вещем Олеге», очень похожую на народную былину.

А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Цареграда, его боятся и ему завидуют недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает легенду о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил кудесника. В ответ на вопрос князя, «...скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?», кудесник ответил: «...примешь ты смерть от коня своего». Мудрый Олег решил расстаться с конем, но смерти избежать не смог:

«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.


Интересно, что в летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду, ведь суеверный поэт не мог допустить ошибки в предсказании кудесника.

«Руслан и Людмила»

Поэма поражает читателей великолепием содержания, удивительной живостью и яркостью картин, пусть самых фантастических: мы встречаем то живые, почти «реалистически» увиденные поэтом образы фантастического содержания (например, описание гигантской живой головы во второй песне), то в нескольких стихах показанную исторически верную картину древнерусского быта (свадебный пир у князя Владимира в начале поэмы). Поэма наводнена мистическими и мифическими персонажами, особенно её начало, знаменитое «У лукоморья…»

В прологе мы наблюдаем засилье сказочных фантастических героев: «…леший бродит, русалка на ветвях сидит», «…избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей», «… днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом», «…там ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой», «…там царь Кощей над златом чахнет»… Кроме нечистых сил пролога мы наблюдаем в поэме других чудесных персонажей. Это колдун Финн, ведьма Наина, злобный чародей Черномор. Имеются и сказочные атрибуты, такие как живая и мёртвая вода, волшебный меч-кладенец, шапка-невидимка, говорящая голова.

А.С.Пушкин предстает перед нами хорошим знатоком русской и мировой мифологии, человеком необыкновенно образованным и умным, гениальным поэтом, в очередной раз доказывающим, что своеобразие русской литературы в немалой степени определяется ее связью с народной (фольклорной) культурой.

2.2. Взаимодействие «православной идеологии» В. Жуковского с русской «суеверной» литературой

«Что за прелесть чертовская его небесная душа!» -

говорил о Жуковском Пушкин.

За каждым произведением русской литературы мы можем увидеть «я» его автора. Если говорить о религиозных взглядах В. Жуковского, его отношении к суевериям, то надо отметить, что тема эта хорошо не изучена. Первые биографы Жуковского (К. К. Зейдлиц, П. Загарин ) хотя и отмечали религиозность поэта, но не придавали этому факту определяющего значения. Русский историк литературы А. Н. Веселовский относился к религиозным исканиям Жуковского неприязненно и свысока, расценивая их как бегство от социальных проблем.

В наше время интерес к теме заметно повысился. Литературоведы Ф. 3. Канунова и А. С. Янушкевич считают, что Жуковский стоит у истоков русской религиозно-философской традиции. Все больший интерес вызывают его труды по переводу Нового Завета на русский язык, который сопровождается исследовательскими статьями, комментариями и приложением, в которое вошли варианты по писарской копии, маргиналии поэта в изданиях Библии, а также текст составленного им библейского катена .

Как же уживаются религиозные взгляды писателя с его суеверными героями баллад?

В основе его творчества лежит этико-философская проблематика: жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной ему силы рока.

В основе эстетики баллад лежит представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, которые оживают в фобах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов или скелеты, ночной лес, горящие деревья.

Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, нарочито запутанные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие, самопожертвование, верность долгу, любовь и бескорыстие) - основные слагаемые художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского «Светлана», «Людмила», «Лесной царь» и т.д.

Основа балладного сюжета заключена в преодолении человеком преграды между посюсторонним и потусторонним миром.

«Светлана»

В балладах В. Жуковского перед читателем впервые открылся поэтичный и исполненный глубокого внутреннего драматизма мир народных легенд, поверий, обрядов и преданий. Обозначая фольклорные жанры, связанные с фантастикой, общим термином "суеверия", Жуковский дал им необычайно высокую эстетическую оценку, назвав их "национальной поэзией, которая у нас пропадает, потому что никто не обращает на нее внимание". Но именно эти "суеверные предания" явились почвой для создания национальной русской баллады, первым опытом которой стала "Светлана" Жуковского (1808-1812).

Не обнаружив в русском фольклоре сюжета о женихе-мертвеце (в Россию подобный сюжет проник сравнительно поздно), поэт нашел множество фольклорных преданий, легенд, поверий, имеющих немало общего с ним, натолкнулся, в частности, на такие своеобразные явления, как русская обрядовая поэзия и разные типы святочных гаданий, во время которых, по народным поверьям, невесте "является" ее будущий жених.

В "Светлане" поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В начале ХIХ века гадания утратили свою первоначальную магическую основу, став излюбленной девичьей игрой.

Единственным путем к перемене жизни девушки в прошлом было ее замужество, поэтому и вопрос, кто будет ее "суженым", был очень важным. Поэт обращается только к некоторым из древних девичьих гаданий, поскольку ему важна не этнографическая полнота древнейших форм, а новые средства для создания национального колорита в стихотворении. В сюжете "Светланы" девушки бросают за ворота башмачок, и чей из них будет поднят случайным прохожим, та и выйдет замуж первой:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Баллады В. Жуковского намекают на необычность отношений с миром, на странную и страшную связь с потусторонними явлениями. Она не всегда выступает благом, но, в конечном счете, все же обнаруживает - даже в ущерб конкретному человеку - просветляющий нравственный смысл.


Будучи человеком верующим, В. Жуковский старался не переносить суеверия в реальную жизнь, но и отрицать потусторонний мир не спешил. Народные легенды и суеверия в его произведениях - скорее, отражение мировоззрения людей начала XIX в.

2.3. Спасские легенды в творчестве И. Тургенева

И. С. Тургенев верил в судьбу, но по-своему, без фатализма. "У каждого человека есть своя судьба! <...> Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас же самих образуется... род стихии, которая потом разрушительно или спасительно действует на нас же. Эту-то стихию я называю судьбой... Другими словами и говоря просто: каждый делает свою судьбу, и каждого она делает..."1

О суевериях и преданиях автор не просто наслышан, много толков было о его деде по материнской линии Иване Ивановиче Лутовинове.

Всю жизнь он подчинил накопительству и обогащению. Используя высокое положение в кругах мелкого провинциального дворянства, Иван Иванович правдами и неправдами расширял границы своих владений, а под старость лет вообще превратился в Скупого рыцаря.

И хоть восхищалась старая крестьянская Русь энергией и силой, размашистой предприимчивостью своего барина, недобрую славу оставил он о себе в народе. Все легенды об основателе спасской усадьбы неизменно окрашивались в какие-то жутковатые тона. Погребен был Иван Иванович в фамильном склепе под часовней, им самим сооруженной при въезде в усадьбу, в углу старого кладбища. С этой часовней и расположенным невдалеке от нее Варнавицким оврагом связывали крестьяне страшное поверье. Два эти места считались в народе нечистыми: неспокойно лежалось усопшему барину в каменном склепе, мучила совесть, давила могила. Говорили, что по ночам выходит он из часовни и бродит по зарослям глухого Варнавицкого оврага и по плотине пруда в поисках разрыв-травы. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, и не случайно звучит она в устах крестьянских ребят из "Бежина луга":

«Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали - покойного барина! Ходит, говорят, в кафтане долгополом, и всё это эдак охает, чего-то на земле ищет. Его раз дедушка Трофимыч повстречал: «Что, мол, батюшка Иван Иваныч, изволишь искать на земле?» -

Он его спросил? - перебил изумлённый Федя.

-Да, спросил.

-Ну, молодец же после этого Трофимыч... Ну, и что же тот?

- Разрыв-травы,- говорит,- ищу. Да так глухо говорит, глухо: - разрыв-травы.

- А на что тебе, батюшка Иван Иваныч, разрыв-травы? Давит, говорит, могила давит, Трофимыч».

Да и сам Тургенев еще мальчиком обегал это проклятое народом место, а в 1881 году говорил гостившему у него в Спасском Я. П. Полонскому: "Ни за что бы я не желал быть похороненным на нашем спасском кладбище, в родовом нашем склепе. Раз я там был и никогда не забуду того страшного впечатления, которое оттуда вынес..."

Источник: Ю. В. Лебедев. Тургенев. М: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей).


Другим проклятым урочищем считались остатки старой лутовиновской усадьбы на Ивановском поле: три одинокие ели из бывшего сада, росшие близко одна от другой, в двадцати метрах от пруда, стройные и такие высокие, что вершины были видны на горизонте чуть ли не за 60 верст от Ивановского. В 1847 году одна ель упала во время бури на вал канавы так, что вершина ее осталась над землей и служила забавными качелями для крестьянских ребят, пока однажды ель не скатилась и не захлестнула вершиной мальчика и девочку.

С этими елями тоже связано было страшное предание. Рассказывали, что жил некогда по соседству в сельце Губарево бедный помещик и служил главным управляющим спасской вотчиной у богатых Лутовиновых. Часто он наказывал кнутом и розгами спасских крестьянок. Наконец одна из них не выдержала,

подстерегла жестокого управляющего при выезде из Чаплыгина леса и убила толкачом в голову. Хватились господа, стали искать, да так и не нашли и не

узнали, куда исчез их верный слуга. А крестьянка закопала его у Ивановского пруда под тремя елями.

Спасские легенды, художественно осмысленные Тургеневым, органически вошли в сборник рассказов «Записки охотника» (Приложение 2).


И. С. Тургенев был мнителен и склонен к меланхолии. Однажды так он сформулировал свое миросозерцание: «Я преимущественно реалист и более всего интересуюсь живою правдою людской физиономии; ко всему сверхъестественному отношусь равнодушно, ни в какие абсолюты и системы не верю... Все человеческое мне дорого, славянофильство мне чуждо, как и всякая ортодоксия. Больше ничего не имею доложить вам о себе…»2. Скорее всего, суеверия для него - всего лишь способ изображения жизни и верований простого народа.

Источник: Е. А. Соловьёв (Андреев) И. С. Тургенев: его жизнь и литературная деятельность / Под ред. Ю. А. Королёвой. - М: Гелиос АРВ, 2005. - С. 9-144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В XIX веке мир народных поверий был отнюдь не чем-то отстраненным и пережиточным для жителей России. Народные поверья, суеверия - часть сказочного мира детства многих. Этот волшебный сказочный мир во многом определял и своеобразно окрашивал научные и художественные интересы выраставших обитателей помещичьих усадеб, деревень, небольших городков, заронивший веру в существование параллельного человеческому миру, где обитает "многоликая нечисть".

Мы исследовали особенности примет и суеверий России, проанализировали отношение писателей к потусторонним загадкам, выяснили, как мистика отразилась в художественной литературе и влияет на жизнь современного человека.

Оказалось, что А. С. Пушкин сам был достаточно суеверным человеком и герои его произведений неотступно следовали приметам и суевериям. В. А. Жуковский был человеком верующим и, занимаясь переводами текстов зарубежных писателей и поэтов, мистику переносил в русскую литературу. А И. С. Тургенев к потусторонним силам относился равнодушно, суеверия использовал для изображения жизни и верований простого народа.

Также мы провели социологическое исследование в 6 классе и выяснили, в какие приметы и суеверия верят школьники, как предрассудки влияют на их жизнь.

Проанализировав весь изученный материал, я убедилась, что приметы и суеверия существовали и будут существовать в жизни людей и находить своё отражение в литературе. Мастерски введённые элементы народного верования вызывают у читателя интерес и заставляют вновь и вновь обращаться к произведениям.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3 т. М.,1865-69. В 3 т. М.,1994.

  2. Баженова А. И. (ред.-сост.) Мифы древних славян. Саратов,Надежда.1993.

  3. Белякова Г. С. Славянская мифология: книга для учащихся. М.,Просвещение.1995.238 с.

  4. Власова М. Н. Русские суеверия. СПб,1998.

  5. Русский народ: поверья, суеверия и предрассудки. М.,Эксмо.2005.253 с.

  6. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 2-е изд. М.,Флинта-Наука.2001.215 с.

  7. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб,1903.

  8. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.,1975.

  9. Пушкин А. С.. Руслан и Людмила: Поэма; Сказки. - М.: Стрекоза, 2000 - с.

  10. Семенова М. В. Быт и верования древних славян. СПб,Азбука-классика.2001.

  11. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. А-Я. М.,1995.414 с 2-е изд. / Отв.ред. С. М. Толстая. М.,2002.509 с.

  12. Тарасов И.Н. Мифология в русской литературе. М.: Эксмо.2006.245.с.

  13. Тургенев И. С. Записки охотника. М.: Стрекоза, 1998.

  14. Шеппинг Д. О. (1823-95) Мифы славянского язычества. М.,Терра.1997.239

  15. Афанасьев В.В. Жуковский. - М.: Мол. Гвардия, 1986. Серия "Жизнь замечательных людей"[Электронный ресурс] - Режим доступа:

  16. Жуковский В. А. «Светлана» [Электронный ресурс] - Режим доступа:

  17. Тургенев И. С. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

  18. Шишкина А. В. Русские суеверия в художественной литературе[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/01/27/russkie-sueveriya-v-khudozhestvennoy-literature

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Анкета и таблица


приметы

Верите или нет

Как предостеречь себя опасности

Чёрная кошка

Вернуться с дороги

Падающая звезда

Встреча с чёрным монахом

Сны

Пятак под пятку на экзамен (контрольную)

Потусторонние силы, привидения


Таблица №1.

приметы

верят

не верят

Чёрная кошка

77%

23%

Вернуться с дороги

32%

68%

Падающая звезда

41%

59%

Сны

73%

27%

Пятак под пятку на экзамен (контрольную)

41%

59%

Потусторонние силы, привидения

68%

32%


Таблица №2.

приметы

верят

Не дарят чётное количество цветов

50%

Если упадёт столовый прибор - жди гостей

82%

Ласточки летают низко над землёй - к дождю

9%

Чешется правая ладонь - к встрече, левая - к деньгам

73%

Кот гостей намывает

15%


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


У И.С.Тургенева в рассказе «Бежин луг» речь о приметах и суевериях ведут дети.

Илюша :

«Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придёт?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил, но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошёл он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла: однако колесо повертелось, повертелось да и стало. Пошёл тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и эдак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут... Ну, подошёл тот к нашей двери, подождал, подождал,- дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим - ничего... Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила эдак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошёл, да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так. Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли... Уж как же мы напужались о ту пору!»


Костя :

- Нет, я вам что, братцы, расскажу,- заговорил Костя тонким голоском: - послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.

- Ну, слушаем,- с покровительствующим видом сказал Федя.

- Вы, ведь, знаете Гаврилу, слободского плотника?

- Ну да, знаем.

- А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый, всё молчит, знаете? Вот отчего он такой невесёлый: пошёл он раз, тятенька говорил, пошёл он, братцы мои, в лес по орехи. Вот, пошёл он в лес по орехи, да и заблудился; зашёл, бог знает, куда зашёл. Уж он ходил, ходил, братцы мои,- нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра,- присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит - никого. Он опять задремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху, смеётся... А месяц-то светит сильно, так сильно,

явственно светит месяц,- всё, братцы мои, видно. Вот зовёт она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь,- а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный... Гаврила-то, плотник, так и обмер, братцы мои, а она, знай, хохочет да его к себе эдак рукой зовёт. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, господь его надоумил: положил-таки на себя крест... А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит: рука просто как каменная, не ворочается. Ах, ты эдакой, а!.. Вот, как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет... Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у неё зелёные, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на неё Гаврила, да и стал её спрашивать: «Чего ты, лесное зелье плачешь?» А русалка-то как заговорит ему: «Не креститься бы тебе,- говорит - человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился, да не я одна убиваться буду; убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и по-нятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти... А только с тех пор вот он всё невесёлый ходит».




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал