- Учителю
- Урок по литературе для 7 класса «Анализ стихотворений Г. Р. Граубина»
Урок по литературе для 7 класса «Анализ стихотворений Г. Р. Граубина»
Внеурочная деятельность с учащимися 7 класа.
Исследование средств создания
юмористических образов в стихах Г.Р. Граубина.
Цель исследования: понять, какими средствами Г.Р. Граубин создает юмористическую ситуацию, образы в своих стихотворениях.
Источник информации: стихи Граубина Г.Р., учебник литературы 5-7 классов
Актуализация: Когда готовили рекламу книги Граубина «Копилка смеха» и читали стихи, отбирая лучшие, а значит самые смешные, поучительные, задумались: как создается юмор в стихотворениях поэта? Решили разобраться, проанализировать стихи, которые читали.
Способы обработки информации:
1) Чтение и анализ стихотворений;
2)Наблюдение и сравнение, выявление художественных средств создания образов.
3)Обобщение и аргументирование выводов
Начали анализировать стихотворение «Тетрадкина печаль»
Очень грустно мне жить
В вашей школьной стране:
Кто-то двойки хватает,
А ставят их мне.
Вот опять я в себе
Их из школы несу.
Лучше б я оставалась
Березкой в лесу...
Автор создает образ Тетрадки, опечаленной тем, что «Кто-то двойки хватает, // а ставят их мне». Так устала Тетрадка от двоек и сожалеет, что не осталась «березкой в лесу». Автор использует олицетворения: «несу», «грустно». Вживание в образ Тетрадки помогает понять её чувства.
Далее анализировали стихотворение «Троллейбус»:
- Почему за провода
Цепко держишься всегда?
- Я хотел бы отцепиться,
Чтобы ехать побыстрей.
Да могу ведь заблудиться
Без троллей - поводырей!
Стихотворение начинается с заданного вопроса, в котором сразу обозначается предмет: троллейбус« Почему за провода//Цепко держишься всегда?» Мы решили посмотреть, можно ли подумать, что это трамвай? Скорее нет, потому что трамвай ещё идёт по рельсам. Ответ «героя» по-детски наивен и прост. Оказывается, «он боится заблудиться», отцепившись от «троллей-поводырей», хотя хотел бы «отцепиться» и побегать свободно. Автор употребляет неологизм «троллей-поводырей», который иносказательно поясняет, почему троллейбус, потеряв связь с проводами, не сможет двигаться дальше. Два условных собеседника - лирический герой и Троллейбус - помогают нам зрительно увидеть ситуацию.
Очень интересно было анализировать стихотворение «В гостях».
Вчера я в гостях чаёвничал.
Сначала, конечно, скромничал.
Потом разошёлся вдруг:
Печеньичал и конфетничал,
Какавничал и кофейничал.
Вареньичал.
Шоколадничал.
Арбузничал.
Виноградничал.
Прощаясь, заметил друг:
- Спасибо, что ты не скромничал!
Ты звал меня в гости, помнится?
Приду к тебе холодильничать,
Подвальничать, морозильничать.
Твой опыт - чего кокетничать?-Научит меня и буфетничать!
В нём автор использует неэтичную ситуацию: лирический герой пришёл в гости и сначала «скромничал» , а потом разошёлся: «печеньичал, конфетничал, какавнисал, кофейничал, шоколадничал, арбузничал, виноградничал». Автор использует редко употребительную форму слов, заканчивающихся на «- ничал». Есть такие слова в песне: «Уж я чайничала, самоварничала -всю посуду перебила - напроказничала» .Слово «напроказничала» звучит обыденно, а «чайничала, самоварничала» - образно. Также у Граубина Г.Р. Самое смешное образное выражение приобретают слова: «арбузничал, какавнисал, виноградничал».
Очень тактично отвечает хозяин, предупреждая гостя, что когда ОН к нему скоро в гости придёт, потому что был приглашен раньше, то будет и «холодильничать, //Подвальничать, морозильничать» и даже «...буфетничать!» В тексте всего стихотворения обыгрывается эта форма глаголов. Не читая нам морали и правил этикета не повторяя, поэт показал, как некрасиво так вести себя в гостях.
Интересно было анализировать стихотворение « Не в пример всем остальным», потому что оно заставляет нас задуматься о нашей школьной жизни и о том, что все птицы и звери тоже учатся по-своему.
Словно чёрные мячи
В поле прыгают грачи.
Так идёт у них урок
По предмету скок - поскок.
В чаще - выводок волчат.
Все зубатятся, рычат:
Спозаранку учит мать
Их науке хвать - похвать.
От рассвета до заката
Бегать учатся зайчата.
Плавать учатся мальки
И проворны и легки.
Честно учатся журчалки,
И кузнечик, и сверчок.
Ты один лишь из - под палки
Ходишь в школу, дурачок!
Учатся грачи прыгать и скакать, а волки - рычать и хватать, « Бегать учатся зайчата.// Плавать учатся мальки» - все « Честно учатся», потому что иначе им не выжить! Как всё просто, но почему же у нас многие ребята не хотят ничего делать и ходят в школу « из - под палки». Поэт ласково говорит «дурачок!». Георгий Рудольфович, как дедушка, журит таких ребят за непонимание значимости занятий в школе. Это стихотворение надо учить в начальной школе и в детском саду, чтобы ребятишки осознавали, что без знаний нельзя выжить в этом мире. И даже можно понять мысль поэта так: если не дурачок - честно учись, а не ленись. Интересно называет звериные уроки: « скок - поскок», « хвать - похвать». Автор сравнивает грачей с «чёрными прыгающими мячами», а чтобы описать выводок волчат использует однородные сказуемые « зубатятся, рычат». Чувствуется в словах озлобленность волчат, они опасны ,хоть и маленькие. Зайчат, действительно, могут только ноги спасти, поэтому они должны хорошо бегать, а мальков - проворство и изворотливость. В этом стихотворении проявляется мастерство наблюдательного поэта, любителя живой природы. Мы надеемся, что некоторые ребята, увидев себя со стороны, начнут учиться лучше, ведь это так интересно узнавать что-то новое.
Умело создавая отрицательный образ, Георгий Рудольфович как бы просит нас посмотреть на себя со стороны... Посмотришь - и стыдно становится... « Шумный опыт»:
Как-то в зимний вечер
На дубы и клёны
Сели возле школы
Тихие вороны.
Слушали, смотрели.
Школьное собранье
Им напоминало
Блеянье баранье.
Школяры о чём-то
Два часа шумели,
Но понять друг друга
Так и не сумели.
Разошлись под вечер,
Молча, как бурбоны.
Тут и раскричались
Тихие вороны.
Два часа галдели,
Два часа шумели!
Я их длинной палкой
Успокоил еле.
А они за это
Долго мне пеняли:
- Мы же просто школьный
Опыт переняли!
*бурбоны - королевская династия во Франции
*Пенять - ругали, корили
Более всего удивило сочетание слов «тихие вороны». Это вороны-то тихие? Да ещё два раза употреблено в тексте. Для того чтобы показать насколько шумным было собрание школьников «блеянье баранье». Но если их сравнивать с нашим поведением на собраниях, а еще лучше на переменах - воронам далеко до нас. Самое страшное может не шум, а что мы пытаемся перекричать друг друга, и не слышим, и не понимаем друг друга(как бараны).
Стихотворение «Обиделся» мы читали по ролям, получился спор забавного Кота-хвастунишки и важного и немного и строго хозяина:
Хвалился кот:
_ Я МЫШКОДАВ,
Я МЫШКОБОЙ отменный!
-Не зазнавайся, -
Я сказал,-
Ты кот обыкновенный.
- Ну, если так,-
Сказал он,- есть и у тебя изъяны:
Не гомо сапиенс ты,
Потомок обезьяны.
Граубин, чтобы описать хвастливого кота, использует имена существительные « мышкодав, мышкобой», а не какой-нибудь мышкоед. Хозяин пытается его урезонить, успокоить: «Ты кот обыкновенный », но кому хочется спускаться с небес на землю? Кот не остается в долгу и парирует Хозяину - ну тогда ты просто «Потомок обезьяны». Читая это стихотворение, мы хорошо увидели, почему у нас возникают споры - слово за слово, особенно если кто-то из собеседников не умеет воспринимать критику в свой адрес, а пытается сам атаковать, найти изъян.
Результат исследования:
Итак, познакомившись со стихами Г.Р.Граубина, проанализировав их, мы пришли к выводу, что юмористический эффект получается по-разному: то обыгрывается предмет («Троллейбус», «Тетрадкина печаль»), то приводит для примера поучительную ситуацию («Обиделся», «Не в пример всем остальным», «В гостях»), то обыгрывает форму слов («В гостях») и т.д. Георгий Рудольфович хочет нас видеть воспитанными и грамотными, знающими детьми. Учит наблюдать и подмечать смешное в обыденном. Использует разговорную лексику («дурачок», «балбес»), использует звукоподражание («Га-га-га»)
Мы советуем всем ребятам познакомиться с творчеством Г.Р. Граубина, стать немножко умнее и воспитаннее.