7


  • Учителю
  • Методические особенности работы над изложением в 3 классе начальной школы

Методические особенности работы над изложением в 3 классе начальной школы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Департамент образования города Москвы



Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского



КОЛЛЕДЖ ИМ. С.Я. МАРШАКА



Допущен(а) к защите

Заместитель директора по УМР

___________/ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

«____»___________20___г.





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Тема: «Методические особенности работы над изложением в 3 классе начальной школы»





Студентки IV курса группы 13ПНКд41ш-12

очной формы обучения

Специальности 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Рыжковой Анастасии Михайловны





Руководитель ВКР:

Лопатина Елена Валентиновна

(Ф.И.О, ученое звание и степень)



Рецензент:

Богдан Александр Петрович

(Ф.И.О, ученое звание и степень)























Москва, 2016

СОДЕРЖАНИЕ3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЮ В 3 КЛАССЕ……………



6

1.1. Изложение как речевое упражнение комплексного характера…………

6

1.2. Воспитательный и развивающий потенциал изложения на уроках русского языка……………………………….………………………………….



14

Выводы по главе………………………………………………………………

17

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В 3 КЛАССЕ………………………………………………..



18

2.1. Анализ учебно-методической литературы с точки зрения развития связной речи и реализации воспитательного потенциала текстов на уроках русского языка в 3 классе при работе над изложением……………………...





18

2.2. Методика работы над изложением в 3 классе на уроках русского языка……………………………………………………………………………..



21

Выводы по главе………………………………………………………………..

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………………..

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………….………

30

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………..………………………….

32





























ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования очевидна: изучение изложения в начальных классах весьма значимо, поскольку данный вид упражнения по развитию связной речи учащихся отвечает не только за формирование собственно связной речи школьников, но и воспитание личности ребенка.

Методические исследования по этому вопросу проводились известными методистами Т.А. Ладыженской, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, В.И. Яковлевой, И.Д. Морозовой и др.

Исследования методистов выявило, что важную роль в развитии связной речи детей играют изложения письменные пересказы образцовых текстов: «Работая над изложением, школьники обогащают свой словарь, активизируют его, самостоятельно составляют предложения и связывают их между собой, используя различные морфологические формы» [1, с. 285]. Иначе говоря, изложения способствуют практическому усвоению языка, формирует и совершенствует связную речь учащихся. Изложение образцовых текстов приучает детей логически мыслить, чётко и ясно передавать свои знания, обогащают речь. «Работая над изложением школьники учатся составлять план и передавать содержание по плану, то есть отбирать и располагать материал в соответствии со своим замыслом» [1, с. 285].

Проблема исследования заключается в необходимости системного развития речи учащихся с учётом воспитательного потенциала текстов изложения на уроках русского языка в 3 классе.

Таким образом, объект исследования - процесс обучения младших школьников написанию изложений в 3 классе на уроках русского языка.

Предмет исследования - методические особенности развития речи и воспитания младших школьников при обучении изложению в 3 классе на уроках русского языка.

Цель исследования - определить содержательные методы работы по написанию изложений в 3 классе, реализующие развивающие и воспитательные задачи обучения на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: развивающий и воспитательный эффект обучения написанию изложений будет значительно выше, если при проведении изложений в 3 классе начальной школы использовать методы системного изучения русского языка и тексты воспитывающего характера.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать методическую и литературоведческую литературу по написанию изложений разных видов в 3 классе.

  2. Изучить опыт педагогов-практиков по проведению уроков русского языка, по написанию изложений разных видов в 3 классе.

  3. Изучить методические рекомендации по теме исследования.

  4. Выявить наиболее эффективные методы работы над изложением в 3 классе.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ научной и методической литературы.

  2. Изучение опыта учителей начальных классов.

Теоретическая значимость и новизна исследования: заявленная в нашей работе тема в настоящее время интересна как начинающим учителям младших классов, так и опытным педагогам, так как в методической литературе не в полной мере представлена исчерпывающая информация по обучению изложению в 3 классе, его воспитательных возможностях, и, что весьма важно, зачастую, не приводятся примеры системной работы над изложением как воспитательно-развивающим упражнением. В данном исследовании этой проблеме уделено должное внимание, говорится о различной степени сложности текстового материала для изложений, о необходимости иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения; рассмотрена воспитательная роль изложений.

Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, для педагогов-практиков и начинающих учителей начальных классов.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, где формулируется методологический аппарат исследования; главы I «Теоретические основы обучения младших школьников написанию изложению в 3 классе», в которой дается понятие «изложение» и раскрывается его роль на уроках русского языка начальной школы; главы II «Методическая система работы над изложением в 3 классе» - практической; Заключения, списка использованной литературы; Приложения.





Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЮ В 3 КЛАССЕ

1.1. Изложение как речевое упражнение комплексного характера

На современном этапе развития методической науки утвердилась типология речевых упражнений, включающая языковые (подготовительные, предречевые, тренировочные), условно-речевые (условно-коммуникативные) и речевые (коммуникативные, подлинно коммуникативные) упражнения.

Основополагающим условием формирования и развития языковой компетенции является создание комплекса речевых упражнений, направленных на формирование данной компетенции в устной и письменной речи в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.

Комплекс упражнений - совокупность упражнений, специально систематизированных таким образом, что их качество, количество, последовательность и соотношение видов и подвидов обеспечивают оптимальный эффект в процессе формирования или совершенствования навыков по написанию изложений в 3 классе, а также способствуют становлению навыка речевого умения на каждом этапе его развития.

Воспроизведение высказывания может осуществляться в устной или в письменной форме, поэтому вопросы обучения устному и письменному воспроизведению текста рассмотрены в их взаимосвязи, сопоставлении.

Т.А. Ладыженская трактует изложение (пересказ) как вид речевой работы, в основе которой лежит воспроизведение высказывания, создание текста на основе данного (исходного) [2, с. 279]. По определению М.Р. Львова, изложение (пересказ) есть речевое упражнение на основе образца, основанное на активном подражании [3, с. 73]. М.С. Соловейчик определяет изложение и пересказ как комплексные упражнения, в которых отрабатывается вся совокупность речевых умений, необходимых для восприятия и создания высказывания [4, с. 286].

Традиционно в методической литературе слова «изложение» и «пересказ» употребляются как синонимы; эти термины имеют отношение либо к устной (пересказу), либо к письменной (изложение) речи.

Отличия изложения от пересказа состоят в следующем: при изложении ученик имеет больше времени для обдумывания (выбора слова, построения предложения); к изложению предъявляются большие требования: оно занимает много времени, поэтому проводится реже, чем пересказ; при написании изложения образцовый текст оказывает большее влияние, так как его приходится фиксировать на письме.

Изложения - это письменные пересказы образцовых текстов.

В пособии Е.А. Баринова и других изложения классифицируются по трем основаниям:

  1. По цели проведения данного вида упражнения.

  2. По характеру текстового материала.

  3. По способу передачи содержания текста [5, с. 178].

По целепроведению изложения могут быть контрольные и обучающие. Контрольные изложения проводятся во всех классах на уроках контроля, или проверки, не чаще одного раза в четверть; обучающие изложения проводятся от трех до шести раз в четверть.

По характеру текстового материала могут быть выделены изложения:

  1. Повествовательного характера.

  2. С элементами описания.

  3. Изложения-описания.

  4. С элементами рассуждения.

  5. Типа рассуждения.

  6. Типа характеристики и др.

По способу передачи содержания изложения бывают полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые; выборочные; с элементами сочинения.

Любое из этих видов изложений может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая, однако, не должна мешать основной цели данного упражнения - служить средством развития связной речи (Рисунок 1).Методические особенности работы над изложением в 3 классе начальной школы



Рисунок 1 - Виды изложений

Типичными текстами для 3 класса повествовательного характера являются, например, отрывки из рассказа И.С. Тургенева «Муму» (о том, как Герасим нашел Муму, гибель Муму и др.) (см. Приложение 2), «Кукла» В.Г. Короленко (Приложение 3), «Прыжок» Л. II. Толстого (см. Приложение 4) и др.

Примерным материалом для изложения-описания могут служить отрывки из повести Л.Н. Толстого «Детство» (классная комната) (см. Приложение 5), «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя (в доме старосветских помещиков) (см. Приложение 6), «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого (описание жизни предрассветного леса) и др.

Примерными текстами для изложений типа рассуждения могут служить «Подвиг - это вершина труда» И. Кожедуба (см. Приложение 7), «Ради товарища» Л.И. Куприна, «Лимонка» по М. Шолохову (см. Приложение 8) и др.

Анализируя характер текстового материала для изложений, следует также учитывать, что наряду с готовыми текстами материалами для любого вида изложения могут служить кинофильмы, телепередачи, диафильмы, радиопередачи, различные по характеру тексты в записи их на магнитофонную ленту, грампластинку и др.

В методике русского языка существует несколько классификаций видов изложений. В школьной практике наибольшего распространения получили классификации М.Р. Львова и В.И. Яковлевой.

М.Р. Львов выделяет следующие виды изложений:

  1. Подробные.

  2. Сжатые.

  3. Выборочные.

  4. Творческие [6, с. 98].

Рассмотрим подробные изложения - этот вид изложения используется в школе чаще других, не только потому, что оно проще, но и благодаря своим достоинствам. Оно служит:

  1. Средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех деталях и связях.

  2. Средством усвоения логики образца и его языковых средств.

Подробнее изложения вынуждают учащихся обращать внимание на детали, подробности в описании. Дети учатся связывать предложения в речи, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильность пространственных отношений. Все это развивает логическое мышление детей. Подробные изложения полезны и в орфографическом отношении, дети на письме используют трудные слова и грамматические формы, введенные в текст с целью упражнений.

Хотя чаще рассматриваются подробные изложения, как простую форму, но это не значит, что оно неэффективно. Оно позволяет решать многие задачи развития связанной речи учащихся.

Подробное изложение проводиться во всех классах, начиная с периода обучения грамоте. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся не на списывание, а на речь самих детей, вводилось как можно раньше.

Второй степенью в обучении детей изложению является сжатое изложение. Этот вид изложения труднее, чем подробное. Для краткого изложения школьник должен выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно. В ходе коллективной беседы выявляется главное, что надо отметить, и то, что можно опустить.

«В письменном тексте дети передают лишь существенное, опуская второстепенное. При этом легко могут нарушаться логические связи в тексте, если сокращать механически. Надо так строить беседу и анализ текста, чтобы учащиеся не допустили этой ошибки. В этой творческой работе строится главная трудность и главное достоинство сжатого изложения» [6, с. 107]. Таким образом, сжатое изложение тяжело дается не только в написании ученику, но и в разъяснении учителю, так как именно от того, как учитель подаст материал сжатого изложения, зависит качество его написания учащимся.

Но М.Р.Львов указывает и на недостатки этого вида изложения. «Следует заметить, что сжатое изложение существенно обедняет художественные произведения, лишает их эмоциональной сферы и выразительности языка» [6, с. 103] .Сжатое изложение - необходимый этап в развитии связной речи, но не следует злоупотреблять этим, т.к. чрезмерное увлечение сокращением может привести к сухости языка.

Как показывают исследования и наблюдения, выборочному изложению на уроках не уделяется должного внимания. «Вместе с тем именно выборочное изложение формирует у школьников такое важное умение связной речи, как умение собирать и систематизировать материал к высказыванию, способствует активности и избирательности мышления, развивая абстрагирующую деятельность ребенка» [6, с. 105].

Специфика выборочного изложения, как отмечает И.Д. Морозова, состоит в том, что оно основывается на предварительном тематическом отборе материала и последующем его воспроизведении. Трудность отбора материала зависит от его расположения в исходном тексте: он может быть или сосредоточен, или разбросан [7, с. 118].

В этом типе изложений М.Р. Львов выделяет несколько видов:

  1. Описание отдельного эпизода по вопросу учителя.

  2. Описание эпизода по картине, иллюстрации.

  3. Написание отрывков, взятых из разных частей текста, по заданной теме [3].

Наибольший интерес для учащихся представляют творческие изложения. «Они развивают воображения учащихся, повышают интерес к чтению произведений художественной литературы, способствуют глубокому пониманию их идейного смысла, композиции, замысла» [3, с. 84]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изложения такого типа, дают широкий простор для проявления творческой индивидуальности детей.

Хотя в любом письменном изложении могут быть творческие элементы, но в методике М.Р. Львов и Т.Г. Рамзаева выделяют следующие виды творческих изложений:

  1. Изложения с изменением лица рассказчика требует не только грамматических, но и значительных изменений в содержании.

  2. Изложения от лица одного из персонажей. Творческий уровень таких работ значительно высок. Чтобы справиться с таким заданием ученик должен войти в роль героя рассказа, то есть «перевоплотиться», понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

  3. Творческое дополнение текста. Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают обстоятельства и условия, в которых протекают действия. Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых «проектируется» судьба любимых героев. Не всегда детям легко предугадать ее, но предложения школьников отражают их собственный опыт, позиции. Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного теста, для развития воображения используют.

  4. Словесное рисование. Обычно рисуются словесные картины к тем эпизодам, которые наиболее понятны детям. Вариантом словесного рисования может быть воображаемая экранизация. Одной из сложных, но интересных форм является.

  5. Инсценированние текста.

Все тексты у С.Г. Яковлевой сгруппированы в три вида, в основу этой группировки положена доля самостоятельности к составлению плана. Она выделяет:

  1. Изложения по готовому плану.

  2. По коллективно составленному плану.

  3. По плану, составленному самостоятельно [3, с. 37].

Основным типом изложений в 3 классе являются изложения, по самостоятельно составленному плану. Но это требование не исключает необходимости и в 3 классе вести обучающую работу по составлению плана. «Работа над изложениями по готовому и коллективно составленному плану отличается в 3 классе большой глубиной и сложностью анализа содержания текста» [8, с. 76].

Усложнение анализа рассказов происходит и потому, что во многие тексты включены элементы описания и рассуждения.

Вся работа по коллективно составленному плану в 3 классе направлена на повышение самостоятельности учащихся. Значительную роль в обучении составлению плана могут выполнить коллективные упражнения в изменении порядка пунктов плана. Изложения по измененному плану повышают активность учащихся.

«Эффективным примером обучения связной речи является языковой и структурный анализ текста. Языковой анализ помогает детям правильно воспринимать языковые средства, которые автор использует для раскрытия идеи рассказа, эстетически развивает детей» [9, с. 178]. Важно помнить, что языковой анализ должен использоваться при работе со всеми видами изложений, для глубокого понимания текста с целью верного раскрытия темы.

Н.А. Плеикин выделяет изложения с языковым разбором текста. По этому вопросу долгое время шли горячие споры. Положение изменилось с выходом в 1962-64 годах нескольких новых сборников. М.Т. Баранов доказал необходимость лексической подготовки учащихся написанию изложений, рассмотрел условия её проведения, рассмотрел некоторые вопросы языкового разбора текста [9, с. 179].

В школах используют примеры частичного языкового анализа: выборочно объясняются отдельные слова и выражения, даются различные лексические и грамматические задания. Но эти элементы не составляют достаточного полного языкового анализа. Изучив методическую литературу и опыт учителей по вопросу изложений с языковым разбором, мы можем сказать, что такие изложения дают более высокие результаты, давая возможность избегать шаблона в этой работе. При проведении такого анализа в работе принимают участие и слабые учащиеся, все это положительно воздействует на развитие детей, обогащает словарный запас учащихся.

По программе в школе выделяют три вида изложений:

  1. Полное.

  2. Сжатое.

  3. Выборочное.

Полностью исключены творческие изложения. Хотя эти три вида и имеют свои достоинства, так как каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу, эти виды позволяют решать многие задачи развития связной речи учащихся, но нам кажется, что этих трех видов недостаточно: творческие изложения в большей степени развивают язык, мышление, воображение учащихся. Этот вид изложения прививает интерес учащихся к этой работе. Здесь они действуют самостоятельно. Это наилучший способ проявления индивидуальных особенностей учащихся. Именно проводя такие изложения, мы имеем возможность определить способности каждого из учащихся.

Творческие изложения дают большие возможности для обогащения речи детей; увеличение словарного запаса.

1.2. Воспитательный и развивающий потенциал изложения на уроках русского языка

В условиях становления российской государственности возрастает значимость русского языка в формировании личности, духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры. По своей специфике и социальной значимости язык - явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной культуры народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди школьных предметов.

Школьный курс русского языка как государственного призван обеспечить необходимое владение русским языком для обеспечения реальных связей человека с окружающим миром. Эта общая цель конкретизируется в следующих задачах: овладение культурой речевого общения в различных сферах (коммуникативная компетенция), развитие познавательной культуры учащихся, их языковых, интеллектуальных возможностей, практическое владение языком и сведениями о языке (языковая компетенция), овладение учащимися через язык знаниями о культуре, истории, традициях народа (культуроведческая компетенция). Формирование общеучебных умений и навыков в процессе изучения языка.

Развитие речи - важнейший элемент воспитания культуры у подрастающего поколения. Чем богаче речь, тем выше культура личности; бедность языка, засоренность его диалектизмами и жаргонизмами - признаки малокультурной речи. В русском языке более 200 тысяч слов, однако, преобладающее большинство людей пользуется лишь двумя тысячами слов, в редких случаях разговорный запас может составлять 5-6 тысяч слов. В развитии речи особую роль играют занятия по языку и литературе в школе, упражнения в самостоятельном развитии речи, чтение художественной литературы, общение в интеллектуальной среде. Важными элементами культурной речи являются ее ясность, приличие, благозвучие, гармония.

Пытаюсь развить в каждом ребенке способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфологической, синтаксической), практически осмыслить закономерности языка. При этом важно, чтобы за «скучной грамматикой» не терялся великий русский язык, а дети чувствовали красоту родного языка, осознавали его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства, «типы и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких» [10].

Содержание программы по русскому языку позволяет учителю развивать культуру речевой коммуникации учащихся. Отличительной особенностью программы по русскому языку 3 класса под редакцией Л.В. Занкова, является более успешная реализация принципов развития речи коммуникативной функции языка (Рисунок 2). Важным «направлением в развитии содержания русского языка» является обучение искусству речи, умение общаться с собеседником, умение убеждать словом, отстаивать свою точку зрения. Обучение русскому языку идет через общение, что несет в себе важный воспитательный потенциал, так как. способствует всестороннему развитию личности. Важное место в системе уроков занимает развитие речи (см. Приложение 1).

Человек - существо социальное, поэтому одним из основных условий развития и воспитания личности является общение с другими людьми в процессе учебной, информационной, коммуникативной и трудовой деятельности. По мнению психологов, основой общей культуры личности является именно коммуникативная культура. Она помогает создать внутренний мир личности и прежде всего развитие эмоциональной культуры. Эмоции, как известно, воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Волевые процессы также связаны с эмоциями.





Рисунок 2 - Содержание учебного материала на уроках русского языка по УМК под редакцией Л.В. ЗанковаМетодические особенности работы над изложением в 3 классе начальной школы

Эмоции - это прежде всего интерес. Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры - любимого занятия детей. Замечено, что общение во время игры на уроках русского языка становится мощным средством обогащения личности, развития ее интеллектуального опыта: «Слова, как бы лучи ума его, передают и распространяют свет учения» [11, с. 233]. Активизировать учебный процесс. сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания. поисковые задачи, а также занимательная форма проведения уроков русского языка: уроки-сказки, конкурсы, уроки-путешествия, уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков русского языка).

Для развития и обогащения речи учащихся важна образцовая речь учителя и использование им художественных текстов на каждом уроке русского языка. Читая художественные тексты, дети учатся чувствовать настроение писателя, поэта, понимать идейный замысел авторов. Ребята с практическим материалом раскрывают богатейшие возможности родного языка, его выразительную силу, ритмичность, благозвучие, оттенки мыслей, чувств.

Важно отметить, что тексты изложений, проводимых в 3 классе, должны быть не только информативно-содержательными, с точки зрения образовательного аспекта, но и вносить воспитательный и развивающий потенциал в уроки русского языка.

Выводы по главе

Из вышесказанного следует, что изложение является эффективным видом речевого упражнения комплексного характера, направленного на реализацию воспитательного и развивающего потенциала на уроках русского языка.

Выбор текста для изложения является важным вопросом. Школьная практика и специальные исследования показывают, что для учащихся начальных классов самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование. Вот почему современная методика считает, что обучать изложению следует на таком тексте, в котором развертывается какое-либо событие, есть определенный сюжет. В этом рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся: все слова ясны по своему значению.

Любое из видов изложений по способу содержания (полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые; выборочные; с элементами сочинения) может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая, однако, не должна мешать основной цели данного упражнения - служить средством развития связной речи.









ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В 3 КЛАССЕ

  1. Анализ учебно-методической литературы с точки зрения развития связной речи и реализации воспитательного потенциала текстов на уроках русского языка в 3 классе при работе над изложением

Ведущими программами и их авторами 3 класса являются: «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г., «Перспектива» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В., «Начальная школа XXI века» Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., «Гармония» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. и т.д.

Рассмотрим одну из программ: «Школа России», главной задачей которой является отработка умения, связанного с восприятием и передачей содержания текста. В тематическом планировании уделяется 17 часов на работу с изложением: изложение - повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению; изложение - повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам; редактирование текста изложения; изложение - повествование по памяти. свободный диктант; изложение - повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам; изложение - описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам; изложение - описание по памяти; изложение - описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам; изложение - повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам; изложение - повествование с элементами описания по памяти. свободный диктант; изложение - повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по картинному плану, опорным словам; изложение - рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам; изложение - рассуждение по памяти. Свободный диктант; изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам; краткое изложение текста по плану, опорным словам; изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам; редактирование текста изложения.

Важно заметить, что развитие речи - задача обучения родному языку в любом классе. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Задача учителя научить детей грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли, так как без овладения родным языком невозможно дальнейшее образование и общее развитие ребенка. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам.

Вместе с развитием речи на уроках русского языка происходит приобретение умений и навыков умственного труда, формирование умения пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, сопоставлением, классификацией, обобщениями, объяснениями и доказательствами. Формировать подобные умения и навыки особенно важно у детей с интеллектуальной недостаточностью, так как программы коррекционно-развивающего обучения ставят своей задачей развитие общих интеллектуальных умений. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

В развитии связной речи учащихся используются различные виды упражнений, одним из которых традиционно является изложение текста. В данном учебно-методическом пособии рассмотрены методические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода при обучении написанию изложений детей с интеллектуальной недостаточностью.

При разработке комплекса упражнений необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на успешность изучения языковых явлений, а именно:

  1. Цель (целевая установка), речевая задача - условная или реальная.

  2. Речевые действия обучаемого.

  3. Языковая форма и содержание.

  4. Определенное место в ряду связанных с ним упражнений (по принципу нарастания трудности с учетом последовательности становления речевых навыков и умений.

  5. Определенное время, отведенное на выполнение упражнения.

  6. Продукт (результат) выполнения упражнения.

  7. Материал (вербальный и невербальный: текст, картинки, схемы, карты).

  8. Способ выполнения упражнения (устно, письменно).

  9. Организационные формы выполнения (индивидуально, в парах, в группе)[12].

Разработанный нами комплекс представляет собой последовательность языковых, условно-речевых и речевых упражнений. Языковые упражнения - тип упражнений, предполагающих анализ и тренировку языковых явлений вне условий речевой коммуникации. Условно-речевые упражнения - тип упражнений, характеризующихся ситуативностью, наличием речевой задачи и предназначенных для тренировки языкового материала в рамках учебной (условной) коммуникации. Данные упражнения предназначены для формирования навыков, для чего и служит их специальная организация.

Речевые упражнения - тип упражнений, направленных на развитие речевых умений и предполагающих использование изученного языкового материала в условиях естественной речевой коммуникации. Всю работу по формированию языковой компетенции можно разделить на три этапа:

  1. Ознакомление и первичное закрепление языкового материала.

  2. Тренировка языкового материала.

  3. Применение языкового материала в речи.

Каждому этапу соответствует свой блок упражнений, включающий в себя соответствующие ему определенные виды упражнений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школьной программе «Школа России» выполняется вышесказанная работа с комплексом упражнений, направленная на развитие речи и уделяется достаточно много времени на работу с изложением, что позволяет учащимся усвоить данный материал и достичь поставленных целей и задач.

В современной педагогической деятельности все чаще можно столкнуться с тем, что учителя пользуются только методической литературой, забывая о дополнительных информационных ресурсах, для более четкого достижения цели обучения и воспитания через изложение младших школьников.

Для увеличения работоспособности по теме «изложение» в 3 классе, рекомендуется использовать не только методические рекомендации выше сказанной программы «Школа России», но и дополнительно использовать комплекс упражнений. Примером автора речевых упражнений, которые содействуют качественному обучению, служит Т.А. Ладыженской. Данный методист разработала множество упражнений, которые способствуют у учащихся говорению, слушанию, письменной речи, чтению; а также учит младших школьников успешно общаться, создавать разные тексты, быть вежливыми, проявлять доброту не только на словах, но и на деле (см. Приложение 9).

  1. Методика работы над изложением в 3 классе на уроках русского языка

Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка требует постоянного педагогического руководства.

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Работа над изложением способствует развитию речи учащихся.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что работа над изложением - неотъемлемая часть его написания. Без проработки материала невозможно достичь целей и задач изложения.

Работа над изложением состоит из 3 основных этапов:

  1. Подготовительная работа.

  2. Работа на уроке.

  3. Редактирование текста.

Рассмотрим особенности подготовительной работы: «Любая самостоятельная работа может быть творческой только в случае ее хорошей подготовки. Творчество возникает только там, где присутствуют знания, где имеется свое представление на основе своего глубокого понимания. Без знания, без глубокого понимания невозможно творческое выражение, и «напротив», «творчество» учащихся зайдет в тупик и окажется бесплодным, если они к самостоятельной работе никак не подготовлены» [13]. Действительно, подготовка к изложению должна носить не только систематический обязательный характер, но и системный.

Цель подготовительной работы - подготовить учащихся к написанию изложений. Подготовительная работа включает в себя лексическую, грамматическую и орфографическую подготовку. Но если посмотреть на традиционную методику проведения изложений, то эта работа проводится, непосредственно, перед самим написанием работы, что не дает желательных результатов. Это объясняется рядом возрастных особенностей школьников. Также при работе учащихся большую часть времени тратят на то или иное правило, а на «творчество» у них остается совсем немного времени. Едва у ученика возникает вереница представлений, он начинает записывать первую фразу и тут встречается с трудным для написания словом, пока он подбирает подходящие для него правила, находит правильный ответ, то представления эти исчезают; чтобы уловить исчезнувшее, ему надо обратиться к началу, отсюда и вытекает та непоследовательность и бессвязность мыслей, которые так часто встречаются в детских работах. Это еще раз говорит о необходимости орфографической подготовки. Чтобы у учащихся как можно меньше затруднений вызывали трудные для написания слова. Еще М.Т. Баранов выдвинул идею рассредоточенной подготовки, т.е. такой работы, которая бы за несколько уроков до изложения готовила школьников к его выполнению [14].

Целесообразным можно считать подготовку к написанию за 3 урока. В словарный диктант, который проводится буквально на каждом уроке, включаются слова, которые встретятся учащимся в тексе для изложения. Включить в словарь можно такие трудные для написания слова как: корыто, моряки, матросы, электрики, разрешение и т.д. В результате чего большая половина класса не сделает ошибок в этих словах. На подготовительных уроках часто повторять правила на написания слов с безударной гласной, с сочетаниями жи-ши; ча-ща, написания имен собственных и т.д. Все это оказывает положительное воздействие на результаты. Орфографической подготовке к изложению в 3 классе надо уделять много времени. Хотя грамотность учащихся окрепла и они умеют применять более широкий круг правил, возможность ошибок увеличивается в сравнении с предыдущими классами. Объясняется тем, что тексты не только большие по содержанию, но и тематически разнообразнее.

Следовательно, подготовительная работы необходима для лучшего написания изложений. И, проанализировав работы учащихся, можно прийти к выводу, что эта работа должна начинаться значительно раньше, за 5-6 уроков, и нужно больше внимания уделять не только орфографической, но и лексической подготовке учащихся, так как в основном ошибки в работе могут быть связаны с неправильным построением предложений, неправильным употребление формы слова и т.д., часто в текстах встречаются повторения.

Рассмотрим следующий этап работы над изложением в 3 классе: Работа на уроке. Один из вопросов методики изложения связан с работой над содержанием текста. Учащиеся не смогут написать изложения, если они достаточно хорошо не усвоят содержания. Поэтому учителю необходимо стремиться к тому «чтобы учащиеся отчетливо поняли смысл событий, характеры действующих лиц, мотивы их поступков и могли дать верную оценку прочитанному» [15]. Работа над содержанием будет полезной, если беседа пойдет по основным, проблемным вопросам, требующим от учащихся размышлений, рассуждений, сопоставлений, выводов, доказательств и т.д. Но провести беседу интересно - задача не из легких. Учителю здесь надо остерегаться увлечением элементарного пересказа, мелкими вопросами, не требующими от учащихся ни размышлений, ни внимания к тексту. Определенную роль в изложении играют вопросы. Однако не следует забывать, что вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенно уменьшать роль вопросов, а сами они должны быть обширными, широкими. Часто в методических пособиях встречаются незначительные вопросы. Их обычно множество, хотя иногда, достаточно задать несколько вопросов, чтобы учащиеся, размышляя над ними, мотивируя свои соображения материалом текста, участвовали в беседе по содержанию с интересом и пользой. Вот, например, по каким вопросам после чтения текста проводилась беседа по тексту «Кот в сапогах».

  1. Понравился ли вам рассказ? Почему?

  2. Почему кот не стал ходить по палубе?

  3. Какое решение принимает герой? Почему?

  4. Каковы его результаты?

  5. Что случилось потом? Почему?

Анализируя текст по этим вопросам, можно сделать выводы о том, насколько текст понят детьми, на что нужно обратить еще внимание. Таким образом, приступая к работе над содержанием, учитель не должен забывать о направленности беседы, иначе работа над содержанием невольно превратится в малополезный пересказ, составленный из ответов учащихся на многочисленные и несущественные вопросы.

На роль плана в методике существует, в основном, единая точка зрения В.И. Яковлева, М.Р. Львов и Т.Г. Рамзаева выступают за написание плана перед работой.

Работа над изложением по плану, составленному коллективно, отличается большой глубиной и сложностью анализа содержания текста. «Вся работа по коллективному составлению плана в 3 классе направлена на повышение самостоятельности учащихся» [16, с. 4].

Значительную роль в обучении составлению плана могут выполнить коллективные упражнения в изменении порядка пунктов плана. Изложение по измененному плану повышают самостоятельность и активность учащихся и при этом в изложения вводятся элементы творческого характера. При написании изложения в 3 классе «Кот в сапогах» после прочтения и беседы по содержанию текста, ребятами был составлен план изложения. Выбирались лучшие названия частей текста. В этой работе большое внимание уделялось работе со слабыми учащимися, чтобы выявить насколько правильно и точно, усвоено содержание текста. В результате этой работы можно составить план, состоящий из четырех пунктов, название которых, на наш взгляд, особенно четко определяют главную мысль текста. Например:

План

  1. Находка.

  2. Любимец моряков.

  3. Действие тока.

  4. Темкины сапоги.

Дальнейшая работа по традиционной методике сводится к пересказу текста. В методике по этому вопросу существует несколько точек зрения. Если М.Р. Львов, В.И. Яковлева, Т.А. Ладыженская не отвергают устного пересказа перед написанием, то Н.А. Пленкин высказывает иную точку зрения, доказывая при этом неэффективность устного пересказа. «Ученический пересказ не гарантирован от разного рода речевых, логических и, собственно, стилистических ошибок, пропусков, отступлений и недочётов. Эти недочёты повлекут за собой вмешательство учителя, нарушится единство рассказа» [17, с. 19]. Задача устного пересказа сводится к тому, чтобы в ходе его выяснить речевые недочёты учащихся и исправить их. Но это невозможно, так как:

  1. Для устного пересказа вызывают 2-3 учащихся, и причём сильных, и именно их ошибки разбираются, а большая половина молчит и неизвестно на что она способна.

  2. Вызываются, как правило, сильные учащиеся, хорошо владеющие речью.

  3. Устная речь по природе не адекватна письменной, и те предложения, которые прозвучали в пересказе, свободно могут быть заменены другими.

Основываясь на эти выводы, можно сказать, что коэффициент полезного действия устного пересказа не столь и велик, чтобы им пользоваться в обязательном порядке.

В.И. Чернышев: «Если мы желаем, чтобы в письменных работах учащихся сохранялись и развивались индивидуальные свойства речи каждого, то лучше не заставлять кого-либо из них перед изложением пересказывать текст, так как пишущие могут сохранить редакцию товарища» - отметил, признавая устную речь основой развития письменной, не считал желательным пересказывать текст перед написанием [18, с. 31].

Таким образом, устный пересказ - необязательный элемент, так как при этом самостоятельность и творчество учащихся заметно снижаются, теряется индивидуальность работ, так как по наблюдениям можно сказать, что многие учащиеся пишут со слов товарища, так как пересказ товарища значительно проще и легче по сравнению с читаемым текстом.

Предпочтительней проводить изложения без устного пересказа текста перед написанием, так как связный пересказ текста, является своего рода повторением той же самой работы, которая проводилась при анализе содержания. Но отсюда вытекает большее значение индивидуальной работы с учащимися. На таких уроках значительное место занимает помощь учащимся, в ней нуждаются слабые ученики. И после подготовительной орфографической работы затруднений в написании слов почти не возникают. Затруднения учащихся связаны в основном с трудностями начать писать текст, перейти к другой части, встречаются трудности в построении предложений. Здесь заметно возрастает роль учителя, но не следует забывать о том, что учителю не следует навязывать учащимся своё мнение, так как всё это снижает творчество и самостоятельность учащихся.

Заключительным этапом в работе над изложением является редактирование текста. Редактирование текста дает положительные результаты.

Если следовать традиционной методике написания изложений, то дети пишут одновариантный текст. По сложившейся традиции многие учителя относятся отрицательно к черновику. Работа без вариантов, без их осмысления, без выбора не может давать положительных результатов, так как ученики не учатся сравнивать, анализировать, выбирать лучшие варианты.

«Изложения учащихся будут намного лучше, умственнее, стройнее, грамотнее тех, которые были написаны без права исправления» - выразила своем мнение автор-методист И.В. Федорова в своей работе «Проблема подбора текстов для обучения написанию изложения» [19, с. 6].

Работая над изложением, следует отступить от традиционной методики проведения и написания двухвариантный текст. После написания одного варианта лучше провести редактирование текста. На уроке по анализу работ по каждому изложению дать 2-3 конкретных замечания. На уроке учащие предложат возможные результаты исправлений. Ошибки в построении предложений, которые часто встречались бы в работе учащихся «…под полом проведен ток», «подушечки действуют на ток…» и т.д. были бы разобраны коллективно. При анализе работ обращать внимание детей на частые повторения в тексте одних и тех же слов. После разбора предложения и частичного его анализа редактирование текста дети проводят дома. Как же тогда учащиеся справятся с работой в предложенном варианте? В основном редакторской правки требовал язык изложений. Писав изложения именно в такой последовательности действий, дети показывают, что умеют писать на тему, начинать и заключать, отбирать отличительные признаки.

Все это еще раз убедительно доказывает, что если при работе опираться на факторы: вынос подготовительной работы за несколько уроков до написания изложения, а также на редактирование текста с помощью учителя, то неизбежно эти факторы приведут к более высоким результатам работ.

Выводы по главе

Работая над изложением, важно помнить, что это системная деятельность, требующая большой подготовки и обдуманности учителя.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего учащихся к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно чередовать с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов. Выполнение изложений помогает сознательно укреплять орфографические и пунктуационные навыки.

Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свою задачу современная школа видит в развитии речи учащихся. И поэтому главная задача уроков русского языка состоит в том, чтобы научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Важное место в системе развития связной речи школьников принадлежит начальным классам, так как именно здесь закладываются ее основы, и весь дальнейший успех обучения зависит от того, насколько учащиеся овладели ими. В системе развития речи изложения играют важную роль. Они позволяют активно и целенаправленно обогащать и совершенствовать язык школьников. Тексты изложений расширяют кругозор школьников и оказывают заметное нравственное влияние: учат мужеству, честности, любви к Родине, уважению к старшим. Но воспитательная ценность не только в самом воздействии текста, но и в самом процессе работы, требующим от школьников немало упорства, настойчивости и аккуратности и поэтому изложения способствуют правильному трудовому воспитанию и формированию характера.

Изучив методическую литературу и опыт учителей по этому вопросу, можно прийти к выводам:

  1. Изложения способствуют развитию связной речи учащихся.

  2. Способствуют обогащению и активизации словаря.

  3. Расширяют возможности логического мышления.

  4. Активизируют творческие способности учащихся.

  5. Приобщают детей к миру прекрасного.

  6. Расширяют эстетический вкус школьников.

Таким образом, необходимо как можно шире внедрять изложения (особенно с языковым разбором текста) в школьную практику для развивающего и воспитательного эффекта обучения при проведении изложений в 3 классе начальной школы с использованием метода системного изучения русского языка и текстов воспитывающего характера.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баранов, М.Т. Решебник по русскому языку 2015.

  2. Баринова, Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Классификация изложений и общие требования к ним, с. 178. - Методика русского языка, Москва «Просвещение», 2014.

  3. Баринова, Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Классификация изложений и общие требования к ним, с. 178-179. - Методика русского языка, Москва «Просвещение», 2014.

  4. Бирюкова, Т.Г. Подготовка к монологу-рассуждению. РЯНШ. 2010. №2.

  5. Выступление «Авторские технологии: «Музыкальное изложение с творческим заданием» и технология Сакубун» на IV Республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»). www.microbik.ru/ свободный. - Загл. с экрана.

  6. Гоголь, Н.В. Учебная книга словесности для русского юношества 2010.

  7. Добромыслов, В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе. М.-Л., 2016, с. 4. - Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста, Москва «Просвещение», 2008, с. 8.

  8. Ладыженская, Т.Л. Обучение устной и письменной речи (связная речь) // Методика преподавания русского языка в школе. М.. 2012. С. 279.

  9. Лихтенштейн, Е.С. (составитель) Слово о науке. Книга вторая.. - М.: Знание, 1981. - 272 с.

  10. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. - Москва «Просвещение» 2015, с. 98-107.

  11. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах 2010, с 37- 73.

  12. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения 2014, с. 118

  13. Нечаева, Н.В. , Яковлева, С.В. Русский язык. 3 класс. Часть 1с.76

  14. Пленкин, Н.А. - М.Л. Пособие для учителя: Просвещение, 2014, с. 151.

  15. Протченко, И.Ф., Чернышёв, В.И. - Учёный-языковед и методист // «Русский язык в школе», 2007, № 5.

  16. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В.; Web-мастер Козлова Н.В. - Электрон. дан. - М.: Рос.гос. б-ка, 1997. - Режим доступа: school-russia.prosv.ru/ свободный. - Загл. с экрана.

  17. Соловейчик, М.С., Жодек П.С., Горецкий В.Г. и др. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. 4-е издание, стереотипное. - Москва, 2008, с. 286.

  18. Федорова, И.В. Проблема подбора текстов для обучения написанию изложения. - НШ. 2007. №6.

  19. Щукин</, А.Н. Методика преподавания русского языка и школе. 2010, с. 285.







ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1 - Поэтапная работа по развитию речи учащихся1. Введение в мир общения.

1 класс

  1. Помочь детям осмыслить свой опыт использования различных знаков в целях общения с окружающим миром.

  2. Коррекция средств невербального общения: позы, жестов, мимики, взгляда, тембра, тона, дикции, интонации.

Невербальное речевое умение.

Устная речь, индивидуальная речь

2. Речевое общение. 2 класс

Формирование коммуникативно-речевых умений: - осознавать замысел высказывания (зачем я говорю?); - выражать и развѐртывать мысль (что я говорю?); -целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как я говорю?); - учитывать условия речевой ситуации, специфику устного и письменного общения.

Умение спонтанной речи

Устная речь, индивидуальная речь, коллективная речь.

3. Язык как средство общения. 3 класс

Дать представление о системе русского языка, о разнообразии и взаимосвязи языковых средств разных уровней (звуках, буквах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах). Развивать речевое творчество детей, обогащать их словарный запас, воспитывать интерес к слову, эмоциональное богатство ребёнка

Умение создавать речевые жанры.

Устная и письменная речь, индивидуальная речь, монологическая речь.

4. Изобразительные возможности языка. 4 класс

Учить видеть прекрасное рядом, в реальной жизни всматриваться и вслушиваться в окружающее, что ведёт к развитию художественно- творческих способностей детей.

Развивать коммуникативные мотивы, обращение к литературному произведению (чтение ради общения с автором, творчество ради общения с читателем.

Умение диалогического обращения на основе речевого этикета и аргументации.

Устная и письменная речь, коллективная речь, диалогическая речь.









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

И.С. Тургенева, отрывок «Муму»

Дело было к вечеру. Герасим шел тихо вдоль реки и глядел в воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим маленьким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл армяком, сбегал на кухню за чашечкой молока. Потом он взял ее за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь… Собачка страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Все люди в доме полюбили ее и кликали ее Мумуней.





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

В.Г. Короленко «Кукла»

Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася - так звали мальчика - был сыном городского судьи. Ребёнок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощённый своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.

Город был окружён прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Ходили легенды, что остров насыпан пленными турками, и замок стоит «на костях человеческих». Хозяева давным-давно покинули это мрачное жилище, и оно постепенно разрушалось. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошёл раскол. Старый Януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. Он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. Изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. Однако это их местопребывание никому не было известно.

Старый Януш, встречая Васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество». Но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: Вася жалеет их.

Многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. Это полубезумный пожилой «профессор», который всегда что-то тихо и грустно бормочет; свирепый и драчливый штык-юнкер Заусайлов; спившийся отставной чиновник Лавровский, всем рассказывающий неправдоподобные трагические истории о своей жизни. А именующий себя генералом Туркевич знаменит тем, что «обличает» почтенных горожан (исправника, секретаря уездного суда и других) прямо под их окнами. Это он делает для того, чтобы получить на водку, и достигает своей цели: «обличаемые» спешат откупиться от него.

Руководитель же всего сообщества «тёмных личностей» - Тыбурций Драб. Его происхождение и прошлое никому не ведомы. Иные предполагают в нем аристократа, но наружность его - простонародная. Он известен необыкновенной учёностью. На ярмарках Тыбурций развлекает публику пространными речами из античных авторов. Его считают колдуном.

Однажды Вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. Друзья помогают Васе проникнуть внутрь через высокое окно. Но увидев, что в часовне ещё кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив Васю на произвол судьбы. Оказывается, там дети Тыбурция: девятилетний Валек и четырёхлетняя Маруся. Вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. Но ходит он лишь тогда, когда его не может застать Тыбурций. Вася никому не рассказывает об этом знакомстве. Струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.

У Васи есть сестра, четырёхлетняя Соня. Она, как и ее брат, - весёлый и резвый ребёнок. Брат и сестра очень любят друг друга, но Сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает Васю дурным, испорченным мальчишкой. Такого же взгляда придерживается и отец. Он не находит в своей душе места для любви к мальчику. Отец больше любит Соню, потому что она похожа на свою покойную мать.

Как-то раз в разговоре Валек и Маруся говорят Васе, что Тыбурций их очень любит. Вася отзывается о своём отце с обидой. Но неожиданно узнает от Валека, что судья - очень справедливый и честный человек. Валек - мальчик очень серьёзный и смышлёный. Маруся же совсем не похожа на резвую Соню, она слабенькая, задумчивая, «невесёлая». Валек говорит, что «серый камень высосал из неё жизнь».

Вася узнает о том, что Валек ворует еду для голодной сестры. Это открытие производит тяжёлое впечатление на Васю, но все же он не осуждает друга.

Валек показывает Васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». В отсутствие взрослых Вася приходит туда, играет со своими друзьями. Во время игры в жмурки неожиданно является Тыбурций. Дети испуганы - ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». Но Тыбурций разрешает Васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. Тыбурций приносит еду, готовит обед - по его словам Вася понимает, что еда краденая. Это, конечно, смущает мальчика, но он видит, что Маруся так рада еде... Теперь Вася беспрепятственно приходит на гору, и взрослые члены «дурного общества» тоже привыкают к мальчику, любят его.

Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.

К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества». Он рассказывает, что Вася общается с ними. Нянька замечает отсутствие куклы. Васю не выпускают из дому, и через несколько дней он убегает тайком.

Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет... Вася оставляет ей куклу.

И снова Васю не выпускают из дому. Отец пытается добиться от сына признания, куда он ходил и куда делась кукла. Вася признается, что куклу взял он, но более не говорит ничего. Отец в гневе... И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несёт куклу.

Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражён. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Словно рухнула стена, долгое время разделявшая отца и сына, и они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передаёт через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города.

Вскоре почти все «тёмные личности» куда-то исчезают. Остаются лишь старый «профессор» и Туркевич, которому судья иногда даёт работу. Маруся похоронена на старом кладбище возле обвалившейся часовни. Вася с сестрой ухаживают за ее могилкой. Иногда они приходят на кладбище вместе с отцом. Когда же Васе и Соне приходит время оставить родной город, над этой могилкой произносят они свои обеты.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

- Так не уйдешь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла

еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек2. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.







ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Л.Н. Толстой, отрывок «Детство»

В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна».







ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»

Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединённо в одной из отдалённых деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе. Маленькие комнаты домика заставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовые заполнены припасами, приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под управлением Пульхерии Ивановны. Несмотря на то что хозяйство обкрадывается приказчиком и лакеями, благословенная земля производит всего в таком количестве, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна совсем не замечают хищений.

Старики никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих. Нельзя глядеть без участия на их взаимную любовь, когда с необыкновенной заботой в голосе обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже ещё не сказанное ласковое слово. Они любят угощать - и если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе. Любят старики покушать и сами - и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье. Иногда Афанасий Иванович любит подшучивать над Пульхерией Ивановной и заговорит вдруг о пожаре или о войне, заставляя супругу свою испугаться не на шутку и креститься, чтобы речи мужа никогда не могли сбыться. Но через минуту неприятные мысли забываются, старички решают, что пора закусить, и на столе вдруг появляются скатерть и те кушания, которые выбирает по подсказке супруги Афанасий Иванович. И тихо, покойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец идут за днями дни.

Печальное событие изменяет навсегда жизнь этого мирного уголка. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны, обычно лежавшая у её ног, пропадает в большом лесу за садом, куда её сманивают дикие коты. Через три дня, сбившись с ног в поисках кошечки, Пульхерия Ивановна встречает в огороде свою любимицу, вышедшую с жалким мяуканьем из бурьяна. Пульхерия Ивановна кормит одичавшую и худую беглянку, хочет её погладить, но неблагодарное создание бросается в окно и исчезает навсегда. С этого дня старушка становится задумчива, скучна и объявляет вдруг Афанасию Ивановичу, что это смерть за ней приходила и им уже скоро суждено встретиться на том свете. Единственное, о чем сожалеет старушка, - что некому будет смотреть за её мужем. Она просит ключницу Явдоху ухаживать за Афанасием Ивановичем, грозя всему её роду Божьей карой, если та не исполнит наказа барыни.

Пульхерия Ивановна умирает. На похоронах Афанасий Иванович выглядит странно, будто не понимает всей дикости происшедшего. Когда же возвращается в дом свой и видит, как стало пусто в его комнате, он рыдает сильно и неутешно, и слезы, как река, льются из его тусклых очей.

Пять лет проходит с того времени. Дом ветшает без своей хозяйки, Афанасий Иванович слабеет и вдвое согнут против прежнего. Но тоска его не ослабевает со временем. Во всех предметах, окружающих его, он видит покойницу, силится выговорить её имя, но на половине слова судороги искривляют его лицо, и плач дитяти вырывается из уже охладевающего сердца.

Странно, но обстоятельства смерти Афанасия Ивановича имеют сходство с кончиной его любимой супруги. Когда он медленно идёт по дорожке сада, вдруг слышит, как кто-то позади произносит явственным голосом: «Афанасий Иванович!» На минуту его лицо оживляется, и он говорит: «Это Пульхерия Ивановна зовёт меня!» Этому своему убеждению он покоряется с волей послушного ребёнка. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны» - вот все, что произносит он перед своею кончиною. Желание его исполнили. Барский домик опустел, добро растаскано мужиками и окончательно пущено по ветру приехавшим дальним родственником-наследником.









ПРИЛОЖЕНИЕ 7

И.Н. Кожедуб «Подвиг - это вершина труда»

Я знал многих героев на войне, и их храбрость, героизм были неразрывно связаны с упорной физической и нравственной за­калкой. И я много раз убеждался в том, что храбрость без за­калки - это все равно что холостой выстрел. Мало одного жела­ния стать героем. Его может хватить порой только на короткую вспышку смелого действия, может быть, на достойную гибель, но не на долгую и упорную борьбу. Потому что борьба - это труд, а во всяком труде нужен навык.

Думаю, что все сказанное относится не только к летчикам, подводникам, геологам, полярникам - к людям так называе­мых романтических профессий. Подвиг на любом посту, в любой работе требует смелости и колоссального напряжения сил.

В подвигах есть общая черта, на каком бы участке жизни они ни были совершены: в сражении или на стройке, на заводе или на ферме, в научно-исследовательской лаборатории или медицинской клинике. Подвиг - это вершина огромного труда, напряженного и многостороннего.





ПРИЛОЖЕНИЕ 8

М.А. Шолохов «ЛИМОНКА»

Давненько уже не переступал Давыдов порога школы, и теперь странное чувство испытывал он, стоя возле двери класса. Некое сладостное волнение, навеянное мгновенным воспоминанием о далеких годах детства, пробудилось в его душе в эти минуты...

Он несмело открыл дверь.

Учительница повернулась лицом к Давыдову.

Давыдов неловко поклонился:

- Здравствуйте. Я насчет ремонта школы. Я могу обождать. Можно мне побыть здесь, пока вы занимаетесь?

- Ну конечно! Садитесь, товарищ Давыдов.

Он сел на предложенный ему стул около небольшого столика, а девушка, отойдя к окну, стала раздельно диктовать ученикам.

Написав предложение, ребятишки с любопытством уставились на Давыдова. Он дружески подмигнул ребятам. Те заулыбались, но учительница снова стала диктовать какую-то фразу, привычно разбивая слова на слоги, и ребятишки склонились над тетрадями.

Давыдов достал записную книжку, написал: «Школа. Доски, гвозди, стекло - ящик. Белила. Олифа...»

Он отдыхал душой, глядя на детские лица, на склоненные над партами головки, невольно отмечая про себя, что когда-то, очень давно, и он вот так же, как Федоткин сосед по парте, имел привычку, выводя буквы или рисуя, низко наклонить голову и высовывать язык, каждым движением его как бы помогая себе в нелегком труде.

Но через минуту произошло такое, о чем Давыдов и долгое время спустя не мог вспоминать без внутреннего содрогания. Расшалившийся Федотка, снова желая привлечь к себе внимание Давыдова, тихонько постучал о парту, а когда Давыдов рассеянно взглянул на него, Федотка, важно откинувшись, полез правой рукой в карман штанишек, вытащил и опять быстро сунул в карман ручную гранату-«лимонку». Все это произошло так мгновенно, что Давыдов в первый момент только ошалело заморгал, а бледнеть начал уже после...

«Откуда у него?! А если капсюль вставлен!? Стукнет по сиденью и тогда... О, черт тебя, что же делать!?» - с жарким ужасом думал он, закрыв глаза и не чувствуя, как пот прохладной испариной выступил у него на лбу, на подбородке, на шее.

Надо было что-то немедленно предпринять. Но что? Встать и попытаться силой отобрать гранату? А если мальчишка испугается, рванется из рук и еще, чего доброго, успеет швырнуть гранату, не зная, что за этим последует его и чужая смерть... Нет, так делать не годится. Давыдов решительно отверг этот вариант. Все еще не открывая глаз, он мучительно искал выхода, торопил мысль, а воображение помимо его воли рисовало желтую вспышку взрыва, дикий короткий вскрик, изуродованные детские тела...

Только теперь он ощутил, как медленно стекают со лба капельки пота. Он хотел достать носовой платок и нащупал в кармане перочинный нож - давнишний подарок одного старого друга. Давыдова осенило: правой рукой он вытащил нож, рукавом левой - вытер обильный пот на лбу и с таким подчеркнутым вниманием стал вертеть и разглядывать нож, как будто видел его впервые в жизни. А сам искоса посматривал на Федотку.

Нож был старенький, сточенный, но зато боковые перламутровые пластинки его тускло сияли на солнце, а кроме двух лезвий, отвертки и штопора в нем имелись еще и великолепные маленькие ножницы. Давыдов последовательно открывал все эти богатства, изредка и коротко взглядывая на Федотку. Тот не сводил с ножа зачарованных глаз. Это был не просто нож, а чистое сокровище! Ничего равного по красоте он еще не видел. Но когда Давыдов вырвал из записной книжки чистый листок и тут же, быстро орудуя ножничками, вырезал лошадиную голову, - восторгу Федоткиному не было конца!

Вскоре урок окончился. Давыдов подошел к Федотке, шепотом спросил:

- Видал ножичек?

Федотка проглотил слюну, молча кивнул головой. Наклонившись, Давыдов шепнул:

- Меняться будем?

- А кого на кого менять? - еще тише прошептал Федотка.

- Нож на железку, какая у тебя в кармане.

Федотка с такой отчаянной решимостью согласия закивал головой, что Давыдов должен был попридержать его за подбородок. Он сунул в руку Федотки нож, бережно принял на ладонь гранату. Капсюля в ней не оказалось, и Давыдов, часто дыша от волнения, выпрямился.

- У вас тут какие-то секреты, - улыбнулась, проходя мимо, учительница.

- Мы с ним старые знакомые, а виделись давно... Вы нас извините, Людмила Сергеевна, - почтительно сказал Давыдов.









ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Школа России»

Урок развития речи: изложение - повествование

Цели урока:

Формировать коммуникативно-речевые умения (слушать, говорить).

Развивать умения передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, проверять орфограммы, запоминать текст.

Воспитывать культуру внимания.

Текст без названия распечатан для каждого ученика.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки. Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то на землю сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила нас зайчиха и поскакала в лес. Сороки тоже улетели. Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдёт. (72 слова)

(По Г. Скребицкому)

І этап.

1. Первичное чтение текста учащимися про себя (подготовка для чтения вслух).

2. Эмоционально-оценочная беседа.

- Что понравилось и почему?

3. Повторное чтение текста учащимися. Цель: подумать, о чём данный текст и что главное в нём.

ІІ этап.

Определение темы, типа речи, идеи.

- О чём этот текст, или какова его тема?

(- Этот текст о том, как зайчиха защищала своего детёныша от сорок).

- Какого типа речи данный текст? (Доказать, опираясь на текст).

(- Этот текст по типу речи - повествование, т.к. развиваются события: застрекотали сороки, мечется зайчиха, то взлетят, то сядут, зайчиха наскакивает и т.д.).

- Что главное в этом тексте или какова идея? (Выслушать все возможные варианты идеи).

(- Мать-зайчиха защищает зайчонка.)

(- Зайчиха так и наскакивает на сорок-разбойниц.)

- Как озаглавим весь текст?

(- Сороки - разбойницы.)

ІІІ этап.

Составление плана.

- На сколько логических частей можно разделить данный текст?

- О чём сначала говорится в тексте?

(- Сначала говорится о том, как впереди тревожно застрекотали сороки.)

- А дальше?

(- А дальше о том, как зайчиха наскакивала на сорок, но, увидев нас, поскакала в лес, сороки тоже улетели.)

- А потом?

(- А потом в ямке увидели крошечного зайчонка и поняли, кого защищала зайчиха.)

- Так на сколько логически законченных частей можно разделить данный текст?

(- На три.)

- Читаем первую часть. Вспомним, о чём говорится в первой части? (Тема.)

(- В первой части говорится о том, как впереди тревожно застрекотали сороки.)

- Читаем первую часть текста.

(- До слов «Вышли мы на лужайку».)

- Докажите, почему именно здесь заканчивается первая часть?

(- Дальше говорится о том, как зайчиха наскакивала на сорок, защищая зайчонка.)

- Итак, ещё раз повторим, о чём первая часть? (- Как впереди тревожно застрекотали сороки.)

- Какого типа речи эта часть? (- Повествование.)

- Что главное в этом тексте? (- Сороки тревожно застрекотали.)

- Как озаглавим?

- Сороки тревожно застрекотали.

Точно также работаем по другим двум частям.

Вторая часть заканчивается предложением: «Сороки тоже улетели».

Тема: драка зайчихи и сорок.

Тип речи: повествование.

Идея: зайчиха защищала своего детёныша.

Заголовок: «Зайчиха защищает своего зайчонка».

Третья часть текста.

Тема: в ямке лежал крошечный зайчонок.

Тип речи: повествование.

Идея: зайчонка отнесли в кусты.

Заголовок: «Мать его непременно найдёт».

На доске появляется составленный план:

1). Сороки тревожно застрекотали.

2). Зайчиха защищает своего зайчонка.

3). Мать его непременно найдёт.

ІV этап.

Подробный языковой анализ. (Текст читается учащимися по предложениям и анализируем.)

Это было весной.

- Надо ли употребить это предложение?

- Да, надо. Конкретно указывается время года.

- Как сказать иначе?

- Была весна.

- Сравниваем. Была весна - хорошо, т.к. такое предложение характерно для текста-повествования. Но слово Это указывает на конкретный случай. Значит, запомним, как начинает текст автор.

Мы шли по тропинке.

- Можно ли сказать по-другому?

- Нет. Значит, оставляем без изменений.

Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

- Вдруг. Можно ли убрать это слово?

- Нет, указывает на неожиданность.

- Тревожно. Как сказать иначе?

- Взволнованно, беспокойно.

- Подставим каждое слово в предложение и послушаем, как предложение звучит с каждым их этих слов?

- Почему лучше использовать слов тревожно?

- Со словом тревожно передаётся сигнал опасности (тревоги).

Вышли мы на лужайку.

- Можно ли сказать по-другому?

- Нет. Значит, оставляем без изменений.

Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки.

- Мечется. Как сказать иначе?

- Cуетится, хлопочет.

- Подставим каждое слово в предложение и послушаем, как предложение звучит с каждым их этих слов?

- Почему лучше использовать слово мечется?

- Со словом мечется передаётся тревога, беспокойство зайчихи.

Они то взлетят, то на землю сядут.

- Надо ли писать взлетают и садятся на землю?

- Нет, иначе нарушается смысл высказывания.

Зайчиха на них так и наскакивает.

- Следует ли употребить слово так?

- Да, указывает на быстроту её действия.

- Наскакивает. Как сказать иначе?

- Нападает, накидывается, набрасывается.

- Подставим каждое слово в предложение и послушаем, как предложение звучит с каждым их этих слов?

- Почему лучше использовать слово наскакивает?

- Потому что зайцы скачут.

Заметила нас зайчиха и поскакала в лес.

- Сравним слова: заметила - увидела.

- Какое слово лучше употребить?

-Заметила, т.к. передаётся особенность животных (очень развито обоняние и слух.)

Сороки тоже улетели.

- Можно ли написать: Сороки улетели?

- Нет, нарушается порядок действий, а действия следует описывать по порядку, как они происходят в действительности.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок.

- Сравним слова: крошечный - маленький.

- Какое слово лучше употребить?

- Крошечный, так как зайчонок очень маленький, беспомощный.

Так вот кого защищала зайчиха!

- Нужно ли это предложение?

- Да, выражает главную мысль.

Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.

- Почему не просто в кусты, а в ближайшие?

- Во-первых, конкретно указывается место, во-вторых, чтобы не тревожить зайчиху (она где-то рядом.)

Мать его там непременно найдёт.

- Как в конце рассказа автор назвал зайчиху?

- Мать.

- Почему?

- Она защищала его как мать своего ребёнка.

- Сравним слова: непременно - обязательно.

- Какое слово лучше употребить?

- Непременно, т.к. указывает на то, что зайчиха его найдёт без сомнения.

V этап.

Орфографическая подготовка. (Каждое предложение вновь прочитываем, и находим слова с неизученными орфограммами.)

На доске появляются слова: впереди, застрекотали, мечется, зайчонок, непременно.

VІ этап.

Письмо изложения. (Проводится на втором уроке.)





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал