7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по творчеству Евгения Маркина 'Я открываю новое имя'

Исследовательская работа по творчеству Евгения Маркина 'Я открываю новое имя'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ Кирицкая СОШ


Исследовательская работа на районный конкурс

«Слово доброе посеять…»




«Я открываю новое имя…»

Знакомый незнакомец.

(По творчеству Евгения Маркина)




Выполнил ученик 9 класса

Дербенев Даниил.

Домашний адрес:

Рязанская область,

Спасский район,

с Сушки .,ул. Березовая


Руководитель

Мещерякова Раиса Федоровна

2014 год


\Оглавление

\\. Введение

1. Формулировка темы.

2. Проблема.

3. Актуальность.

4. Определение предмета и объекта исследования.

5. Цель.

6. Задачи.

\\\. Основная часть

7. Моё понимание поэзии

8. Особенности творческого пути поэта.

9. Анализ стихотворений автора

IV. Заключение.

\/ Вывод

V!. Список используемой литературы

VI!. Приложения

Фотографии


Введение

Евгения Маркина называют вторым по значимости после Есенина «рязанским классиком» в русской поэзии XX века.

В своей работе я попробую ответить на вопросы:

  • Каковы истоки творчества Маркина?

  • Что им написано и о чём? Каковы основные темы его творчества?

  • Каким писателем и человеком он является?

Изучая сборники его стихотворений, материал энциклопедий, воспоминания людей, знавших его, я понял, что это неординарная личность , человек с нелегкой и интересной судьбой. Я открыл для себя это имя и хочу рассказать о нем другим.

Мне хотелось бы вызвать интерес к его творчеству, помочь более вдумчиво и с любовью вслушиваться, вчитываться, а, может быть, стать собеседником.


1. Формулировка темы.

Тема моей исследовательской работы: ««Я открываю новое имя…».Знакомый (его называют вторым «рязанским классиком») незнакомец (для меня)

2. Выявление проблемы.

Так как я мало знаю о своих земляках, поэтах и писателях рязанского края, и в школьной программе по литературе их творчеству уделено мало внимания, поэтому я решил начать знакомство с ними с исследования жизни и творчества поэта Евгения Маркина.


3. Актуальность.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что изучение жизни и творчества местных писателей, поэтов помогут лучше понять рязанскую культуру, узнать мировоззрение рязанского народа, способствовать развитию грамотности и культуры в обществе .


4. Определение предмета и объекта исследования.

Объектом исследования является творческий путь писателя. Предметом - поэзия писателя.

5. Цель моей работы - исследовать творческий путь поэта - земляка Евгения Маркина, так как считаю, что поэзия - это наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться наш народ .

7. Задачи.

1. Изучить теоретические сведения о месте поэзии в нашей жизни.

2. Познакомиться с основной тематикой стихов автора, с его жизненной позицией.

3. Вызвать интерес к личности поэта - земляка, вовлечь одноклассников в размышление.

4. Подобрать материал по теме и связано излагать мысли .

5. Приобрести умение исследовательской деятельности.


Основная часть

Е.Маркин: творчество и судьба.

Интересна судьба Евгения Маркина - второго по значимости после Есенина «рязанского классика» в русской поэзии XX века, но , к сожалению, мало кто из земляков может рассказать что-либо о творчестве этого человека. Для меня это имя тоже новое. И я поставил перед собой цель - узнать о нём как можно больше.

Его незаурядная биография - уже готовый сюжет, уже роман, сочиненный жизнью. В его судьбе было все, творческие взлеты и озарения, шумная слава, раннее признание его таланта, триумф в столице- и годы скитаний и тяжких невзгод, опала и немилость властей, предательство и отверженность. Верность малой родине, отпустившей его когда-то в большой мир и на исходе трагически краткого пути принявшей его вновь для вечного покоя. А за всем этим - большая, пронесенная сквозь всю жизнь любовь, в которой переплелись воедино его счастье и боль. Но такова, наверное, природа поэтического творчества: великие стихи рождаются только тогда, когда они выстраданы болью души, кровью сердца. Единственное, что противопоказано настоящему поэту, - тяга к обывательскому благополучию.

Евгений Маркин интуитивно ощущал это всегда. Не случайно символом единственно достойного человека существования является у него дорога:

Лишь ветер да всполохи розовые,

да легкий топот коня...

И снова рязанские розвальни

укачивают

меня.

И снова прочерчена строго

тень верстового столба..

Дорога моя,

дорога,

мечта моя и судьба!

ш
(«Лишь ветер да всполохи розовые...»)

Евгений Маркин - из тех русских писателей- самородков, неудобных

для властей, непредсказуемых, упрямо идущих своей дорогой.

Есенин, Шукшин, Рубцов, Высоцкий... Маркин - из их числа.

Но талант Евгения Маркина имеет и иное, историческое измерение: в нем отчетливо слышен пульс эпохи. Он один из духовных лидеров того поколения, чье детство опалено войной и ранним сиротством, чья молодость счастливо согрета эпохой «оттепели» и чей смелый, набиравший силу талант так и не реализовался до конца.

Но хоть сдери с меня три кожи,

хоть истязай,

а хоть казни -

я все такой же,

все такой же!

Об этом знают ли они?!

(«Темнота»)

Любовь к родной земле.

Всегда, в самые трудные минуты жизни, поэт черпал силу и стойкость духа

в родной земле, в своей любви к рязанской Мещере:

Недаром еще с колыбели

постиг я отгадку одну:

за что ж нарекли

корабельной

мещерскую нашу сосну!

<.. .>

И если не выдержат звенья,

я знаю,

на том и стою:

ничто

никогда не изменит

сосновую душу мою!

(«Мещерские сосны»)

Певец русской провинции и глубинки, Евгений Маркин - поэт далеко не провинциального масштаба. всегда и неизменно ощущал в себе неразрывную связь с родиной большой и малой

Обраставший друзьями -

отнюдь не вещами,

изумляясь полярной иль

южной красе,

я не клялся в любви,

не давал обещаний,

я по местному времени

жил, как и все.

(«Местное время» )

Чутко откликаясь на «злобу дня», Маркин сторонился поэзии парадной. Понятия гражданственности, совестливости, чести и правды в искусстве были для него понятиями одного смыслового ряда. Удивительная цельность его художнической позиции, нравственный максимализм и бескомпромиссность, верность своему глубинному народному корню и гордому званию поэта не изменяли ему никогда:

Двадцать лет

я славлю земляка.

Двадцать лет с чиновниками лаюсь.

Если бьют меня исподтишка,

Подлости я тоже изумляюсь.

Знаю: равнодушье - не к добру.

Жажду ненавидеть и влюбляться!

...Я, наверно,

тотчас же умру,

если перестану изумляться.

(«Изумление-» )

Глубокое знание народной жизни - основа поэзии Евгения Маркина. Поэтому так органично соседствуют рядом с его исповедальной лирикой произведения публицистического характера. Часть его произведений можно смело назвать лирической публицистикой. «Станция «Белый бакен», «Дед мой Мишка» и «Прощание с гвардии капитаном», запечатлевшие трагические отголоски знаменитой солженицынской эпопеи в его собственной поэтической судьбе.

Последнее из названных стихотворений, написанное им во время пребывания в «зоне», и сегодня потрясает читателей:

Предавшим ратника изгнанью,

неужто совесть вам не жгут

ни предков черные деянья,

ни русский стих

«Есть Божий суд!»?

Иль нет креста на вас и вправду?

Иль в склеротической поре

вам жадно снятся

лишь награды,

как погремушки детворе?

А я,

к колючке прикасаясь,

через запретную черту

ему кричу:

- Прости,

Исаич!

Твое мне имя -

угль во рту!

Как ты, тоскуя по Рязани,

бреду один в подлунный мир. ...

И ястребиными глазами

мне в спину

Смотрит

конвоир.

(«Прощание с гвардии капитаном»)

Самой своей судьбой Евгений Маркин олицетворял единство слова и дела,

поэзии и поступка.

Мотив преодоления - любых барьеров, границ

Отсюда так важен в его поэзии мотив преодоления - любых барьеров, границ,

пут и ограничений, запертых «дверей» и низких «косяков», сковывавших его неукротимую жажду духовной свободы, правды и справедливости.

...И сколько раз в кромешной темени,

забыв о низком косяке,

я получал

удар по темени,

а то и шишку на виске.

<. . >

Покуда сила есть и воля,

покуда пыл мой не иссяк, -

ходить мне с гордой головою,

мне вышибать дверной косяк.

(«Баллада о дверном косяке»)

Любовная лирика Евгения Маркина

«Мой лучший стих, конечно, о любви!..» Любовная лирика Евгения Маркина -

это не только поэзия больших чувств, но и драма двух сильных, независимых

характеров, диалог и поединок сердец,

Любовь… В ней есть и свои гармонические страницы, согретые идиллией

теплого домашнего рая:

Там на окне, в бутылке из-под вермута.

Сиреневая веточка цвела.

И жил на стеллаже

поручик Лермонтов,

И сказочка - любовь жила-была.

(«Старый адрес»)

И история драматических «уходов» и «возвращений», душевного «бездомья» и сердечной тоски об утраченном очаге:

...А мне б вернуться.

Выплакаться жалостно.

Мне б в эту дверь чужую постучать:

- Дозвольте мне,

хорошие,

пожалуйста,

погреться.

Покурить.

И помолчать.

Любовь - сквозной сюжет его лирики,, ведь и в разлуке, и в разрыве двух прежде близких людей живет неизбывная память сердца и высшее, ни от чего не

зависящее, родство душ, дающее силы жить и верить в лучшее даже в самые

трудные минуты жизни:

Чуть с бравадой,

в современном стиле,

разойдясь картинно, как в кино,

мы давно друг другу все простили

и душой - как прежде - заодно.

(«Поверка» )

Такой любви подвластно пережить всё, подняться над жизнью и победить саму смерть:

Одолею!

И даже погибну!

И - воскресну

во имя

самой трудной на свете любви.

(«Лебеда» )

Духовные истоки поэзии Евгения Маркина коренятся в глубинах русской поэтической традиции - от Пушкина до Николая Рубцова.

Легкость и гармоничность поэтической фразы, осязаемость и динамизм жизненных картин блестяще проявились, например, в его стихотворении «Бал», написанном

в жанре исторической фантазии::

Сегодня - бал!

Сегодня - третий бал

дает старик Онегин в барском раже.

Съезжаются к подъездам экипажи,

и модницы теснятся у зеркал.

Как изваянья - слуги у дверей.

Настраивают скрипки музыканты.

Мамаши наставляют дочерей,

гусары поправляют аксельбанты.

Сегодня каждый гость - неотразим!

И все беспечны! Молоды! Богаты!

И каждый волен

в выборе стези!

Приверженец русской классической школы стиха, Маркин многому учился у своих великих предшественников Это и державинская неприязнь к «властителям и судиям», и рылеевская ненависть к «временщикам», и щедринская ярость против «помпадуров» всех мастей, и некрасовский идеал поэта-гражданина.

Евгению Маркину был близок и творческий опыт классиков XX века - дерзкое новаторство Владимира Маяковского с его даром непобедимого жизнелюбия («Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!»), есенинская суть - «разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ своей души»..

С Есениным его роднит не только общность лирической тематики, верность малой родине, любовь к деревенскому очагу, отчему дому, земле детства. Как и Есенин, Евгений Маркин - поистине народный поэт, по-своему воплотивший русский национальный характер с его мятежным духом и вечной неприкаянностью ищущей правды души.

Сближает двух поэтов и автобиографизм их поэзии. Творчество того и другого напоминает лирический роман в стихах, где главным героем является сам поэт, а главным сюжетом - его судьба на фоне эпохи. Поэтому диалог с читателем

звучит столь выстраданно, исповедально, покаянно.

Особенно много щемящих созвучий в их «итоговых» стихах:

Сергей Есенин:

Все успокоились, все там будем,

Как в этом мире радей не радей, -

Вот почему так тянусь я к людям,

Вот почему так люблю людей.

(«Синий туман.

Снеговое раздолье...»)

Евгений Маркин:

Годы - как шрамы,

А счастье - дым.

Все перепуталось: робость и удаль.

Был невоздержан.

Был нелюдим.

Не был занудой.

Не был Иудой.

(«Без оправданий, без укоризн...»)

Сдобренная народным юмором, народным метким словцом, его поэзия сходна с поэзией А. Твардовского: он буквально купается в живой разговорной стихии, легко впитывая все богатство ее интонаций, любуясь выразительностью бытового

народного просторечия:

Сколько баек о Рязани!

Остряки давно галдят,

что у нас грибы с глазами:

их едят - они глядят.

(«Рязанские грибы»)

При этом за кажущейся легкостью и прозрачностью стиля стихи его таят в

себе значительные смысловые глубины, содержат серьезные нравственные уроки, способные запечатлеться в сознании читателя на всю жизнь. Уже их названия заключают в себе то метафорическое зерно, из которого прорастает сюжет- притча: «Карусели!», «Темнота», «Паводок», «Объезжание рысаков», «Перепутье», «Половодье», «Ветер странствий», «Крещенские морозы».

Своими произведениями Евгений Маркин утверждал страстное неприятие любых форм лицемерия, трусости и мещанства, воспринимая всякое спокойствие

и равнодушие как душевную подлость:

Ненавижу,

люди,

ваши души,

Коли души

счастливы вполне!

Ваше равнодушье,

как удушье,

горло все больней сжимает мне!

(«Счастье»)

Романтический максимализм, рыцарски-жертвенное служение высшим целям поэзии, гражданское мужество были его спутниками до самого конца - невзирая на ранние седины и преждевременные шрамы на сердце, горький опыт предатель-

ства друзей и утраты близких.

Не случайно, даже оказавшись в «зоне», он не утратил чувство внутренней свободы; он и там, «взаперти», ощущал себя свободнее своих живущих на

воле сограждан, сохранял высокое человеческое достоинство.

В полный рост поднявшись пред грозою,

от родных раздолий взаперти,

не тропой иду я, а стезею,

я иду по Млечному пути.

(«Поверка»)

Мотив отцовства

Есть в его творчестве один особенно щемящий мотив. Это мотив отцовства - отцовского счастья, отцовской вины, отцовской ответственности и веры. Сам слишком рано лишившись отца, погибшего на войне, зная его лишь по фотографиям и воспоминаниям близких и знакомых, поэт сделал все, чтобы не потерять духовной связи с сыном. Диалог с ним - сначала малышом, затем подростком, юношей - Евгений Маркин вел в своих стихах на протяжении всей жизни («Свистульки», «Сказки», «Баркарола», «Колыбельная сыну издалека», «Доброта», «Молитва» и др.):

Да простится мне

странная эта игра:

с черной силой,

сынище,

мы все-таки сладим!

Лишь бы с детства ты верил

в победу добра.

И сжимал кулаки.

И сочувствовал слабым.

(«Сказки»)

Читая книги «Серебряный вальс» и «Отава», подготовленные к печати сыном поэта Романом Маркиным, ныне талантливым режиссером, кандидатом искусствоведения, невольно видишь в них символическое продолжение этого диалога, знак того, что стихи, посланные отцом в будущее, - другому, уже взрослому сыну, услышаны, поняты им и восприняты как самое драгоценное отцовское наследство и завещание:

И если планам вопреки

назад дорога мне заказана,

найди мои черновики -

там все поймешь, что недосказано!

(«Колыбельная сыну издалека»)

Заключение

Евгений Маркин сполна отдал свой долг Рязанщине. Настало время и

нам выполнять свой долг перед памятью выдающегося земляка, который

своей судьбой и творчеством показал нам, читателям, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком, не следуя сомнительным веяниям времени, оставляя за собой право сомневаться.

Необходимо сделать все, чтобы Маркина знали и любили и мы, рязанцы, и наши соотечественники в других российских землях. Ведь Евгений Маркин - не только наша рязанская «местночтимая» святыня, он поэт «всея Руси».

Выводы:

  1. Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я познакомился с поэтом - земляком, изучила его творчество, выявил темы, которые волнуют и близки поэту. Это и трепетное отношение к малой своей родине, и любование родной природой, и, конечно же, любовь.

  2. Его творчество заставила задуматься о поэзии в современном мире и о том влиянии, которое она может оказывать на формирование эстетических взглядов читателя.

  3. Своим творчеством, своей жизнью поэт показал нам, читателям, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком.

  4. Я научился анализировать поэтический текст, приобрел навыки исследовательской деятельности, а также опыт выступления перед аудиторией.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал