7


  • Учителю
  • Выразительные средства на уроках русского языка, способствующие развитию речи обучающихся

Выразительные средства на уроках русского языка, способствующие развитию речи обучающихся

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Выразительные средства на уроках русского языка,

способствующие развитию речи обучающихся


«Наша речь --важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности ,нашей души,ума»,--говорил Д.С.Лихачев.Лишь соблюдая все нормы литературного языка, мы можем говорить о правильной речи (орфоэпической,грамматической,

лексической,стилистической,орфографической,пунктуационной).

Любому говорящему или пишущему трудно передать свои мысли и чувства во всей полноте, если его словарный запас мал,а из синтаксических конструкций он употребляет только простые предложения с главными членами.

Богатство речи-вот тот фундамент,на котором строятся все качества языка: и точность, и выразительность, и чистота , и уместность… Речь , привлекающая и поддерживающая внимание и интерес слушателя или читателя своим построением и отбором языковых средств, считается выразительной. Выразительность может создаваться любыми единицами языка, от звука до синтаксических конструкций. Наибольшими выразительными возможностями,конечно же, обладает лексика.

Наша задача -научить детей говорить и писать красиво , используя в речи выразительные средства языка. Эту работу и проводит учитель русского языка и литературы ежедневно на уроках. Ученики анализируют тексты ,составляют предложения, подбирают синонимические ряды,нужные антонимы,постоянно работая с выразительными средствами языка. Усиление выразительности речи достигается , в первую очередь,использованием тропов-оборотов речи,в которых слово или выражение употребление в переносном значении.Это работа с эпитетами ,начиная с пятого класса.Она более лёгкая, развивает творческое воображение ребёнка.Можно предлагать вопросы, подобные тем, которые предлагает поэтэсса Н.Бромлей:

Скажи,скажи, художник,

Какого цвета дождик?

Какого цвета ветер?

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима , весна и лето?

Уточняя видения учеников, можно воспользоваться картинами художников, изображающих явления природы. Пусть обучающиеся сравнят, например,цветовое решение картин «Конец зимы» Юона ,»Март» Левитана, «Голубая весна»Бакшеева,--и они убедятся ,что одно и то же время года может быть совершенно разным по своим краскам.

Какого цвета зима? Дети вспоминают стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном…» Майков создаёт иной образ : «Уходи, зима седая…»--серые, предвесенние дни.

И дождь бывает разного цвета; у Майкова , К.Симонова--он жёлтый:

Золото, золото падает с неба…

Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

Мы стояли, точно в клетке золотистой;

По земле вокруг нас словно жемжуг прыгал…


Жди , когда наводят грусть жёлтые дожди.

В текстах , данных для анализа,учащиеся находят эпитеты:

Одинокий ,гордый ,мятежный -у М.Лермонтова,

Роковой - и у М.Лермонтова , и у А.Пушкина,

Голубой , синий, золотой-у С.Есенина:

Вечером синим,вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.


Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь…

Конечно, обучающимся в 5-6-х классах сложно находить метафорическое выражение в стихотворении И.Бунина «Бушует полая вода…»

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой ,

А ветер , мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает

Понятнее есенинские строки:

В саду горит костёр рябины красной,

пушкинские: Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

« Сравнение-одно из выразительнейших и действительнейших средств для описания»,--указывал Л.Толстой . В работе со сравнениями привлекательнее работать с поэтическим текстом.

Под ним Казбек ,как грань алмаза,

Снегами вечными сиял.

(М.Лермонтов)

Внизу,как зеркало стальное,

Синеют озера струи

( Ф.Тютчев )

Эти сравнения обучающиеся находят и объясняют быстро, сложнее с творительным падежом:снежная пыль стоит столбом в воздухе, формой сравнительной степени имени прилагательного или наречия : белее гор снеговых идут на запад облака. Интересно и просто работать учащимся со сравнениями, метонимией…

Художественной выразительностью могут обладать и обычные слова: «Превратила всё в шутку сначала» (А.Блок)

Раскрыть душевное состояние героев,рассказать об их сложных отношениях помогают глаголы:

Подурнела,пошла, обернулась,

Воротилась, чего-то ждала,

Проклинала, спиной повернулась

И , должно быть, навеки ушла…

Неужели и жизнь отшумела,

Отшумела ,как платье твоё.

Синтаксические средства экспрессии разнообразны. К ним относятся обращения , вводные и вставные конструкции,многие односоставные и неполные предложения… Помимо этого, для усиления образно-выразительной функции речи используются стилистические фигуры. Экспрессивностью и эмоциональностью отличаются предложения, в которых звучит риторический вопрос. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?-Все проклинали станционных смотрителей, все с ними бранивались.» В обоих предложениях обучающиеся находят одно и то же значение обобщённого утверждения.

Примером синтаксического параллелизма служит известное стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» При изучении сложноподчинённого предложения можно взять этот пример…

Мелодичность и напевный характер стиха Н.Рыленкова достигается благодаря синтаксическому параллелизму. Не называя этого понятия, можно, разбирая это стихотворение в 5 классе, обратить внимание детей на это синтаксическое средство:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться…

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно.

Примеры градации можно брать в стихотворениях О.Бергольц, Э.Багрицкого; нисходящая:

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам:

Не сломлюсь,не дрогну, не устану,

Не крупицы не прощу врагам.

Или у Аксакова-создаётся нарастание производимого словами впечатления: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный , самобытный, ни с чем не сходный вид.»

При помощи языковых средств можно создать живописную картину любого явления природы:дождя, грозы, зимы.

Для создания словесной картины не нужны краски . В художественном произведении они могут быть представлены эпитетами: серые, лиловые,ясные. Используются не только основные тона, но и оттенки цветов: тёмно-лиловая туча,серовато-белые края тучи, бело-мутного цвета облака. С помощью эпитета можно передать и зву-

ки: раздаётся величественный гул,слышится слабый гул, окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя. Читателю передаётся и настроение героя художественного произведения благодаря слову: мне становится жутко. Антоним-средство создания антитезы:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая ,

Ты и всесильная ,матушка -Русь .

Антонимы помогают показать широту охвата пространственных и временных границ:

С южных гор до северных морей.

Синонимы способствуют усилению признака действия: он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный. Как он любил храбрых , стойких людей!

Нанизывание синонимов часто порождает градацию.

Обращаем внимание и на звуковую инструментовку -звуки воспроизводят природные явления и создают слуховой образ (находим примеры аллитерации в стихитворении В.Жуковского «Море»):

Ты бьёшься, ты веешь,ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…

При чтении создаётся иллюзия шипения кипящих , клокочущих волн.

«Учиться хорошей ,выразительной , умной речи надо, долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая» ,--писал Д.С.Лихачёв.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал