- Учителю
- Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г.Павловский Посад
Утверждаю:
Директор МОУСОШ №4_______________
____________________________________
_____________________________________
М.П.
Рабочая программа по литературе
(базовый уровень)
9а класс
Составитель: Фролова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и
литературы первой категории.
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9а класса составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов ( под ред. В.Я.Коровиной, В.И.Коровина, Москва: «Просвещение», 2009г.) в соответствии с Образовательной программой МОУ СОШ №4.
Программа рассчитана на 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю.
Виды контроля
Контрольная работа - 4, развитие речи - 10 (из них сочинений - 5), чтение наизусть - 10, внеклассное чтение - 8.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен овладеть следующими ЗУН:
знать/ понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-правильно, бегло и выразительно читать вслух;
-определять род и жанр произведения;
-писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
-писать развернутый ответ на вопрос;
-письменно составлять план сочинения;
-писать рассказ-характеристику;
-свободно владеть письменной речью.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-участия в диалоге или дискуссии;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Календарно-тематическое планированиеВведение (1)
1
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
1
2. Литература Древней Руси. (2)
2
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».
1
3
Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
1
3. Литература 18 века. (11)
4
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 в. Особенности русского классицизма.
1
5
М.В.Ломоносов. Реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния!. Особенности содержания и формы произведения.
1
6
«Одна на день восшествия на всероссийский престол государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Одна как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.
1
7
Г.Р.Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике.
Вн.чт. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
1
8
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
1
9
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
1
10
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
1
11
Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внутренняя жизнь человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
1
12
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
1
13, 14
Р.р. Классное сочинение «Литература 18в. в восприятии современного читателя»
2
4.Литература 19 века ( 54 )
15
Общая характеристика русской и мировой литературы 19в. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
1
16
Романтическая лирика 19в. В.А.Жуковский. «Море», Невыразимое». Баллада «Светлана», особенности жанра.
1
17
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
1
18
«Горе от ума». Обзор содержания. Ключевые сцены пьесы. Особенности композиции комедии.
1
19, 20
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
2
21, 22
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
2
23
Язык комедии. Преодоление канонов классицизма.
Р.р. Обучение анализу эпизода драматического произведения.
1
24
И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
1
25
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве.
1
26
Лирика петербургского периода. Тема свободы и власти, служения Родине.
1
27
Любовь и гармония душ в интимной лирике. Адресаты любовной лирики.
1
28
Тема поэта и поэзии. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Р.р. Обучение анализу стихотворения.
1
29
Контрольная работа по романтической лирике начала 19века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.
1
30
А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы». Противоречие двух миров. Герои поэмы.
1
31
Роман «Евгений Онегин»История создания, замысел, композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
1
32
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
1
33
Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
1
34
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
1
35
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
1
36
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
1
37
Р.р. Пушкинский роман в зеркале критики.
Подготовка к домашнему сочинению.
1
38
Вн.чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства. Два мировосприятия персонажей. Их нравственные позиции в сфере творчества.
1
39
М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество. Мотивы одиночества в лирике.
1
40
Образ поэта-пророка в лирике.
1
41
Адресаты любовной лирики.
1
42
Эпоха безвременья. Тема России и ее своеобразие.
1
43
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.
1
44
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч».
1
45, 46
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
2
47
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
1
48
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
1
49
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в оценке В.Г.Белинского.
1
50, 51
Р.р. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2
52
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.
1
53
Н.В.Гоголь: жизнь и творчество. Проблематика и поэтика первых сборников. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
1
54, 55
Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода.
2
56
Образ города в поэме.
1
57
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция образа в замысле поэмы.
1
58, 59
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценках В.Г.Белинского.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению.
2
60
А.Н.Островский: жизнь и творчество. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
1
61
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии.
1
62
Ф.М.Достоевский: жизнь и творчество. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
1
63
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.
1
64
Вн.чт. Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. «Юность». Формирование личности героя, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.
1
65
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. И чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.
1
66
«Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
1
67
Р.р. Сочинение-ответ на проблемный вопрос (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова).
1
68
Вн.чт. Стихотворения Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии.
1
5. Русская литература 20 века. ( 26 )
69
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.
1
70
И.А.Бунин. Слово о писателе. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.
1
71
М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров.
1
72
Поэтика повести. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.
1
73
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека судьба Родины. Образ главного героя.
1
74
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм в рассказе.
1
75
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
1
76
Образ праведницы в рассказе. Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
1
77
Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века.
1
78
Русская поэзия Серебряного века.
1
79
</<font face="Times New Roman, serif">А.А.Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
1
80
С.А.Есенин. Тема Родины в лирике.
1
81
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека. Народно-песенная основа лирика Есенина.
1
82, 83
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
2
84
М.И.Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.
1
85
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
1
86
Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.
1
87
Философский характер лирики.
1
88
А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.
1
89
Стихи о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
1
90
Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики.
1
91
А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике. Интонация и стиль стихотворений.
1
92
«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.
1
93
Вн.чт. Песни и романсы русских поэтов 19-20 веков.
1
94
Контрольная работа по русской лирике 20 века.
1
6. Зарубежная литература. ( 8 )
95
Вн.чт. Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла.
1
96
Вн.чт. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
1
97
Данте Алигьери. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
1
98
У.Шекспир. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
1
99
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
1
100
И.-В. Гете. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противопоставление добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.
1
101
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный замысел трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
1
102
Нравственные уроки литературы. 19- 20 веков.
1
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Коровина В.Я. Литература. 9 кл. учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
2. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов. Под ред. В.Я.Коровиной, В.И.Коровина. - Москва: «Просвещение», 2009г.
3.Беляева Т.М.Поурочные разработки по литературе 9 кл. -М.: Просвещение, 2011.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
гуманитарных предметов
от__________ № __________
_________________________
Г.И.Ширяева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________________________
Н.Б.Бурикова
10