7


  • Учителю
  • Конспект урока по литературе на тему Образ футляра в рассказах А.П. Чехова

Конспект урока по литературе на тему Образ футляра в рассказах А.П. Чехова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»

































Открытый урок

по дисциплине «Русский язык и литература»



Тема: «Образ футляра» в рассказах А.П. Чехова»



для группы 16отдх18

специальность: 23.02.05 - «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»

Преподаватель: Самофалова И.В.





























2016 г.

Тема урока: «Образ футляра» в рассказах А.П. Чехова»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

1) Понять идейную направленность произведений.

2) Расширить и углубить представление обучающихся о проблематике «футлярной трилогии» А.П. Чехова.

Воспитательные:

  1. Вовлечь обучающихся в решение нравственных проблем.

  2. Формирование личности в реализации творческих способностей.

Развивающая:

  1. Совершенствовать читательские умения, в том числе умение анализировать произведения.

  2. Развивать творческое воображение и логическое мышление обучающихся.

Задача урока:

  1. Организовать анализ художественного текста так, чтобы обучающийся понял глубину и сложность чеховского стиля, сквозь призму творческого и логического мышления.









































Формирование основных знаний и умений

Студент должен:

Знать: - основные темы творчества А.П. Чехова;

- содержание рассказов А.П. Чехова.

Уметь: - читать и выделять главную мысль в тексте;

- логически мыслить и формулировать свою точку зрения.

Приемы обучения:

- проблемно-поисковые задания;

- коллективно-мыслительная деятельность;

- индивидуальная творческая работа.

Межпредметные связи:

- прослеживается косвенная связь с математикой.

Учебно- методическое обеспечение урока:

- наглядные пособия:

  • Мультимедийный проект «Образ футляра» в рассказах А. Чехова»

- рабочие материалы студента:

  • Опорные конспекты;

  • Тексты произведений.







































Ход урока





В е д е н и е у р о к а



Время

1

Организационный момент.

1 мин.

2

Вступление:

Слово учителя:

  • Максим Горький говорил: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

  • Я не случайно взяла для эпиграфа эти слова. Ведь именно в них заключён основной смысл творчества Антона Павловича Чехова.

  • Какие темы его творчества были основными?

1) «футлярная жизнь»

2) тема маленького человека

3) тема народа.

  • Через всю жизнь и творчество писателя проходит один мотив: «Берегите в себе человека!»

  • И сегодня мы с вами попробуем найти этот мотив в образах «футлярной жизни». Это главная цель нашего занятия.

  • Откройте тетради и запишите тему урока.

4 мин.

3

Основная часть.

Слово учителя:

  • Дома вы должны были прочитать 3 рассказа А. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и составить фотоколлаж с аннотацией на рассказы. Каждая группа работала с одним рассказом и чуть позже я предоставлю вам слово.

  • Все три рассказа Чехов создал в Мелихове в 1898 году. Но сам он не объединил их общим названием, хотя и задумал их как произведения одной серии. Почему же исследователи его творчества дали этим рассказам неофициальное название «маленькая трилогия»? (ответы студентов).

  • </Давайте из ваших ответов составим диаграмму Эйлера и запишем в тетрадь. Итак, что объединяет эти рассказы? (составление диаграммы, презентация - жанр, герои, тема)

10 мин.



Анализ рассказа «Человек в футляре»:

  • Представление фотоколлажа с аннотацией (ответ студента)

Слово учителя:

  • Исходя из ваших работ, можно сделать вывод, что футляр для Беликова - это жизненная позиция, которая выражается фразой: «Как бы чего не вышло?» Беликов боялся внешнего мира.

  • «…зонтик и часы в чехле, перочинный ножик в чехольчике; поднятый воротник, темные очки, калоши ...»; «…ночью укрывался с головой одеялом, спальня была маленькая, похожая на ящик, садясь в экипаж извозчика, приказывал поднимать верх коляски…»

  • Однако не будем забывать, что в названии рассказа на первом месте стоит слово «человек».

  • Есть ли что-то человеческое в Беликове? (вспомнить карикатуру на него, его отклик - это человеческое поведение). Но больше человеческое начало не даёт о себе знать. Соприкосновение с чересчур живой жизнью оказалось смертельным для него. Поэтому понятна фраза рассказчика: «Признаюсь хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие», т.е. хоронили не человека, хоронили футляр.

7 мин.



Анализ рассказа «Крыжовник»:

  • Представление фотоколлажа с аннотацией (ответ студента)

Слово учителя:

  • «…Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». И во всех мечтах обязательно присутствовал крыжовник.

  • Здесь мечта о барской жизни вытесняет все другие желания, человек становится одержим одной мыслью. На что он готов для этого? (ответы студентов - живёт как нищий, всю жизнь живёт впроголодь и копит деньги, женится по расчёту и доводит свою жену до смерти)

  • Приносит ему радость его осуществившаяся мечта? (да…зачитать из текста 1)…если мечта превращается в футляр, это губит человека.

  • Герой надеется вырваться таким способом за пределы чиновного мирка, но становится рабом своей собственной мечты. Иными словами, свободным человеком он так и не стал. Это ещё одна история деградации человеческой личности.

  • Какую мысль доносит Чехов до читателей? (ответы студентов). То есть такая жизнь, как у Николая Ивановича, достойна животного. Такое мнимое счастье оскорбительно для человека. Чехов призывает..(текст2)

7 мин.



Анализ рассказа «О любви»:

  • Мы дошли до 3 рассказа «маленькой трилогии» - рассказ «О любви»? Представление фотоколлажа с аннотацией (ответ студента)

  • Как характеризует Чехов главного героя Алёхина? (2 ответа студентов)

Слово учителя:

  • «По воспитанию… белоручка, по наклонностям - кабинетный человек…»; Алёхин был добрым человеком…порядочным…

хорошим сыном.

  • Алёхин выгодно отличается от предыдущих героев. Чем? (он человек с добрыми глазами, он выполнял сыновний долг, выплачивая долги, то есть он вызывает уважение)

  • Но почему же Алёхин, выплатив все долги за родителей, так и остаётся жить в имении Софьино? (хозяйственная деятельность стала для него невидимым футляром, в котором он живёт по инерции и не пытается из него выйти)

  • Да и зачем ему из него выходить? Внешне его жизнь выглядит достойно. А за пределами его имения столько сложностей и проблем……

  • Что же всё-таки поставило главного героя перед выбором - остаться в своём футляре или покинуть его? (любовь к Анне Луганович - замужней женщине)

  • Что выбирает Алёхин? (футляр) Почему? (испугался ответственности) Какие оправдания он для себя нашёл, чтобы отказаться от любви? (некуда вести любимую женщину, не сможет дать ей интересную и красивую жизнь)

  • Убедительны ли его оправдания? (нет; он просто не захотел менять свою жизнь, побоялся её изменить)

  • Алёхин струсил, побоялся отдаться счастью вопреки обстоятельствам, вернулся в свой футляр - имение Софьино - одичал, зарос, стал редко мыться, никуда не выходил, превратился в дикаря, потерял человечность. Поэтому автор призывает нас….зачитать текст 3.



7 мин.

4

Закрепление изученного материала.

- Я предлагаю из наших выводов составить кластер «Из чего складывается «образ футляра»? (заполнение кластера) Чехов делает вывод: чтобы не попасть в футляр, нужно….беречь в себе человека.

- Антон Павлович в своих рассказах действительно говорил правду о человеке (зачитать из текста 3). Чехов и был таким «человеком с молоточком»…

5 мин.

5

Подведение итогов по рассуждениям.

Итак, давайте подведём итог наших рассуждений по рассказам А. Чехова.

- Достойно ли человеку «жить в футляре»? (нет)

- А кто решает, как нужно жить? (сам человек)

- Футляр препятствует контакту с внешним миром, но…

- «Выход есть всегда, надо его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завершает трилогию картиной счастливой радостной природы. Всем ходом повествования он убеждает нас в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что нельзя смиряться с пустотой, бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь, свободу, то есть быть человеком, БЕРЕЧЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА!»

3 мин.

6

Творческая работа.

- Как вы думаете, актуальна ли тема «футлярной жизни» сегодня?

- Что может стать «футляром» для современного человека?

На эти вопросы я предлагаю вам порассуждать самостоятельно на второй половине занятия.

(написание творческой работы)

45 мин.











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал