- Учителю
- Урок литературы в 6 классе Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Урок литературы в 6 классе Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Открытый урок по литературе в 6 «Б» классе МБОУ «Гусиноозерская гимназия
Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Урок - исследование
Цели урока:
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УДД
1.Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
1 мин
Проверка готовности рабочих мест к началу урока.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости.
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Личностные - настрой на позитивное начало урока
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
3 мин.
Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им.
1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. ("На севере диком)
2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. ("Парус")
3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. ("Утёс")
4. Выхожу один я на дорогу…
5. Один и без цели по свету ношуся давно я… ("Листок")
6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… ("Одиночество")
-Что объединяет эти строки?
- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта?
- Как вы это поняли? Найдите ключевые слова.
- Каково значение существительного одиночество?
Исследователи выделяют следующие Основные мотивы лирики Лермонтова:
-
Мотив действия и подвига;
-
Мотив странничества;
-
Мотив изгнанничества;
-
Мотив памяти и забвения;
-
Мотив одиночества.
- Какой мотив звучит в предложенных вам строках?
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Принадлежат одному поэту- Лермонтову
-Чувством одиночества
-Одиноко, одинокий, один, одиночество
-Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы
-Мотив одиночества
- Мотив одиночества в лирике Лермонтова
Регулятивные - планирование урока
Познавательные - анализ объектов с целью выделения признаков
3.Постановка учебной задачи
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации
3 мин
- Что же такое -мотив? Дома вы поработали со словарем и выяснили значение понятий мотив и лейтмотив. Зачитайте определения этих понятий.
Вашему вниманию я хотела бы представить сведения из Лермонтовской энциклопедии. Слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:
"один" - 1472 раза, "нет" - 1006 раз, "любовь" - 605 раз, "бог" - 589 раз, "небо" - 415 раз, "земля" - 385 раз, "казаться" - 336 раз, "минута" - 333 раз, "ночь" - 328 раз, "сон" - 277 раз, "смерть" - 273 раза, "надежда" - 263 раза, "играть" - 183 раза, "скала" - 164 раза, "страдание" - 149 раз, "могила" - 144 раза, "камень" - 142 раза, "зло" - 136 раз, "напрасно" - 134 раза, "обмануть" - 129 раз, "рай" - 127 раз, "ночной" - 122 раза, "миг" - 121 раз, "небесный" - 95 раз, "злодей" - 92 раза, "крест" - 92 раза, "грозный" - 85 раз, "страдать" - 81 раз, "воспоминание" - 72 раза, "гроза" - 65 раз, "волшебный" - 64 раза, "ложь" - 60 раз.
Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова доминирует.
Пользуясь опорными словами, попробуйте сформулировать цели нашего урока.
- Выяснить, почему…
- Проанализировать….
- Проследить…
Мотив - устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. В отличие от темы мотив всегда имеет словесное выражение.
Лейтмотив - основной мотив, главный ведущий.
-Выяснить, почему мотив одиночества-ведущий мотив в лирике Лермонтова
-Проанализировать стихотворения Лермонтова
-Проследить, какие приемы и средства использует поэт для выражения мотива одиночества в своей лирике
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
регулятивные: целеполагание;
познавательные: самостоятельное формулирование цели;
коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его
фактами.
4. Работа в группах
10 мин
-Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов. Сегодня вы будете работать в группах. Каждой группе выдано задание, на подготовку которого вам дается 10 мин. А пока вы будете выполнять задание, мы послушаем музыкальные произведения по мотивам стихотворений Лермонтова, которые вы заранее подготовили.
Задание для 1 группы:
Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко…»
-
История создания стихотворения
-
Сравнить стихотворения Гейне и Лермонтова: определите образы, присутствующие в стихотворениях Г.Гейне, Лермонтова, проанализировать и сравнить их, оценить интонацию.
-
Назвать поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирических героев Г.Гейне, Лермонтова
-
Сделать вывод по результатам сопоставления стихотворений.
Задание для 2 группы:
Анализ Стихотворения "Листок"
1.Выразительное чтение по ролям (для инсценировки участвует 3человека)
2.Какова композиция произведения? - Как построено стихотворение? Каким приёмом воспользовался поэт?
3.Какие средства выразительности используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении? Каково его настроение
4.Как показано одиночество?
Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?
Задание 3 группе.
Анализ стихотворения «Утес»
-
История создания стихотворения
-
Какие центральные образы вы увидели в произведении? Какие качества они олицетворяют? Сопоставить их.
-
- Какой художественный приём использует поэт в композиции стихотворения?
-
Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества?
2.Образ сосны, мечтающей в одиночестве, ощущающей неуютность, бесприютность, заброшенность в далёкой северной стране, тоскующей по недосягаемой пальме, которая тоже «одиноко и молча печалится».
Грустная, печальная и тихая интонация гейневского стихотворения подчёркивает чувство одиночества и тоски по далёкой возлюбленной.
На диком севере, на голой вершине cocнa одинокая, дремлет и видит во сне прекрасную пальму, тоже одну и грустную, в далёкой пустыне.
В стихотворении Лермонтова та же скорбная интонация, то же чувство одиночества и тоски, та же мечта о друге (а может быть, о возлюбленной?), который где-то далеко испытывает то же настроение. И если Гейне, создавая символические образы сосны и пальмы, говорил о печальной разлуке двух влюблённых, то Лермонтов утверждает более широкую мысль - об одиночестве, о трагической разъединённости людей. Чувства поэта глубоки и эмоциональны. Для их выражения поэт использует различные художественно-изобразительные средства.
3.Главное художественное средство, используемое автором,- антитеза. Север и восток - понятия не столько географические, сколько психологические.
Эпитеты - вершина холодная, скала пылающая.
Олицетворение - сосна дремлет, мечтает, пальма печалится.
Эпитеты - голая вершина, сыпучий снег, горючий утёс, прекрасная пальма, дикий север
Сравнения - одета, как ризой, она
Олицетворение - сосна дремлет, качаясь.
Инверсия (для усиления мотива покинутости, обречённости, страдания) - на утёсе горючем, снегом сыпучим, в пустыне далёкой.
Градация (нарастание значимости событий посредством соединения однородных слов союзом и) - и дремлет, и одета, и снится, и грустна.
4. В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение образнее, эмоциональнее, проникновеннее (сильнее выражена бесприютность, обездоленность, усиление великолепия убранства, возвышена торжественность…)
Герой Лермонтова стремится не к благополучию, а к преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению. Холод, который имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает от разобщенности и невозможности соединения.
Поэту удалось передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, трагизм человеческой разобщённости, а не только горечь неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне.
В стихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары, беззаботно растущей на берегу Черного моря. В первой строфе описывается образ листка. Его судьба трагична и тяжела. Скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял.
Автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок - скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. Инверсия - оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. Мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов.
Во второй строфе описывается образ чинары. Жизнь ее - полная противоположность жизни дубового листка. Ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением . Жизнь молодой чинары легка и беззаботна. Лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых). Яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья.
Следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. Листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит чинару о временном приюте в ее корнях. Листок мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство - накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям. Несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь.
Основа всего стихотворения - антитеза, постоянное противопоставление образов листка и чинары. Как внешнее ( Засох и увял - цвету и блистаю, пылен и желт - зеленые и свежие сыны - листья. ), так и внутреннее ( одинокий листок и в кругу своих листьев - сынов, любимая солнцем чинара) . Противопоставление есть и в отношении внешнего мира ( жестокой бурею гонимый, - ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох - корни омывает холодное море). С одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость , но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце. С другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. Лирический герой Лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире.Листок - странник олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения "до срока созревшего"
Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Основная тема стихотворения - одиночество человека в огромном мире - раскрывается с помощью приема олицетворения. Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление слова «пустыня», традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.
В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев - тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет - утес плачет, тучка молодая - старый утес), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя», то утес «одиноко стоит», «задумался глубоко», «тихонько плачет». Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес - более основательное отношение к жизни.
Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка», уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.
Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса
- Антитеза
- Инверсия, эпитеты, олицетворение.
Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес),
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
познавательные: владение смысловым чтением, представление информации в разных формах;
регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к чужой позиции.
Первичное закрепление знаний.
2 мин
- - Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества? Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова
- Как вы понимаете значение слова исповедь? Подберите однокоренные слова.
- Можно ли стихотворения поэта назвать исповедью?
- Как всякий настоящий поэт, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его и как поэта, и как человека.
Это были ощущения поэта, он писал о себе, как в стихотворении "Белеет парус одинокий…" или "Тучи"
-исповедать, исповедаться, исповедальный, то есть, рассказать о том, о чём не всем расскажешь, о самом сокровенном, о том, что у человека в душе
Да
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами, уважительное отношение к чужой позиции.
регулятивные: умение строить речевое высказывание;
Творческая работа
-
мин
Стихотворения М.Ю.Лермонтова вдохновили на создание своих произведений не только музыкантов, но и художников. Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили задание: подобрать картины, иллюстрации к стихотворениям Лермонтова, а также сделать фотографии нашей природы, близкие по настроению стихотворениям Лермонтова. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Как вы думаете, почему композиторы, художники обращались к стихотворениям Лермонтова?
- они пытались через понятные им средства раскрыть глубину чувств и мыслей лермонтовских произведений.
познавательные: представление информации в разных формах;
регулятивные: поиск и выделение необходимой информации
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
5 мин
Спасибо вам всем за подготовительную работу, активную работу на уроке. Сегодня вы тоже создавали красоту словом, фотографией, музыкой. Давайте подведем итог. Продолжите высказывание:
-
Мне больше всего удалось ...
-
За что я могу себя похвалить?
-
За что я могу похвалить одноклассников?
-
Что приобрёл?
-
Что меня удивило?
-
Для меня было открытием то, что ...
-
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Заполните, пожалуйста, наш «Дартс»
УУД: познавательные, регулятивные, личностные
Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Домашнее задание
На слайде