7


  • Учителю
  • Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (11 класс)

Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

х. Меркуловский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Меркуловская средняя общеобразовательная школы»











«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Меркуловская СОШ»

Приказ от __________№_____

_______________ Суковатова Н.С.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе (элективный курс «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения»)

(указать учебный предмет, курс)

Основное общее, 11 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Учитель Акимова Елена Георгиевна

Программа разработана на основе

Программы элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е изд, доработанное - М.: Дрофа, 2005).

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





учебный год 2015-2016





Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Программы элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е изд, доработанное - М.: Дрофа, 2005). Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Он может также найти применение при организации дополнительных за­нятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые пред­полагается выработать в процессе изучения курса, ока­жyтcя полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основная цель курса - развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т. е. предназначает­ся не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и их соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой за­дачей,

В ходе изучения русской литературы в средних и стар­ших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведе­ния, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов, Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постиже­ния глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, по­этому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочи­танном, они нередко оказываются не в состоянии аргу­ментировать их на основе текста.

Курс обучения анализу литературного произведения привлекает внимание учеников к диалектике художест­венной формы и художественного содержания и учит де­лать выводы о содержании произведения на основе вни­мательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление законо­мерностей в художественном тексте.

Про граммы по литературе для 10-11 классов строятся на историко-литературной основе, Большой объем изу­чаемого здесь материала часто не дает учителю возмож­ности совершенствовать те навыки аналитического чте­ния, которые были получены учащимися в 5-9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению нередко подменяется для учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы.

Данный курс призван решить следующие задачи:

  • интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;

• систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

• обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о сис­теме единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.

Итак, учебный курс «Слово - образ - смысл: филоло­гический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изу­чения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позво­лит систематизировать знания по русскому языку в про­цессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).

Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как дина­мической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя. Количество прочитанных произведений само по себе не влияет на качественное изменение читательского опыта; без анали­тических усилий, игнорируя закономерности художест­венной формы, невозможно проникнуть в содержание произведения с должной глубиной.

Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших классах средней школы), но и в единстве художественной формы и содержания. Если традиционный «школьный» путь - это движение от интуитивно воспринятого содержания к поискам того, как это содержание обнаруживает себя в тексте, то в данном случае предлагается идти от анализа формы к постижению произведения как смыслового целого.

Одной из задач литературного образования действующие программы по литературе провозглашают обучение школьника анализу литературного произведения на основе понимания специфики литературы как вида искусства. Однако в сознании учащихся знания по теории литературы и читательский опыт зачастую существуют в отрыве друг от друга.

Уровень развития абстрактного мышления учащихся старших классов и объем накопленных ими знаний по истории и теории литературы достаточны для постановки задачи обучения анализу художественного произведения в его эстетической специфике. Однако учащимся стар­ших классов часто недостает владения филологическим метаязыком, аппаратом теоретико-литературных понятий для выражения своих суждений по поводу прочитанного. Кроме того, не знание базовых понятий теории литературы, принципов филологического анализа ил и схоластическое владение ими ведут к обеднению чита­тельского опыта, к тому, что в поле зрения читающих уче­ников оказывается лишь поверхностный слой содержа­ния литературного произведения. Неразвитость аналитических навыков препятствует и развитию читательской интуиции. Таким образом, в рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитан­ные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с ли­тературным процессом. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

• повторение теоретико-литературных понятий, изученных в 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;

• углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

• знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

• выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки, как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

• обучение самостоятельному анализу литературно-­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

• обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

• выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

• написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами:

- выбор произведений соотнесен с требованиями феде­рального компонента государственного стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);

- курс не ставит задачи полного повторения и целостно­го анализа всех изученных ранее литературных произведений, поэтому отбор литературного материала обусловлен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литературными понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее «удобными» для рассмотрения тех или иных эстетических явлений; для каждого раздела программы отбираются произведения, в наибольшей степени соответствующие образовательным задачам данного раздела;

- для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те литературные произведения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, предназначенные для изучения в 11 классе.

Структура курса определяется его целями и задачами, а также базовыми методологическими и методическими принципами. Исходя из конкретных условий, учитель может изменять порядок изучаемых тем, сохраняя при этом ведущий принцип: от анализа художественной фор­мы - К анализу содержания литературного произведе­ния. Задачи, которые ставятся в рамках данного курса, могут быть решены в разном объеме - в зависимости от степени подготовленности аудитории и возможности учебного времени.

Состав УМК:

Чертов В.Ф. Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Программа элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения» (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е издание, доработанное. - М.: Дрофа, 2005)

Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2008.

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Меркуловская СОШ» на 2015-2016 учебный год на освоение программы элективного курса в 11 классе по литературе отведено 31 час, т.к. 3 (три) урока выпадают на праздничные дни, поэтому в конце учебного года будет проведена корректировка занятий.

Содержание элективного курса

ВТОРОЙ ЭТАП (11 класс)

На этом этапе рассматриваются наиболее сложные формально-содержательные литературоведческие катего­рии. От обучающего анализа отдельных аспектов литера­турного произведения учащиеся должны перейти к цело­стному самостоятельному анализу.

1. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (8 часов)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представ­ления о художественном мире как пространственно-вре­менном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой со­держания литературного произведения; выработать на­выки анализа художественной модели времени как не­отъемлемой составляющей художественного образа; сис­тематизировать представления учащихся о видах про­странственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени: линей­ная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое - на­стоящее - будущее. Знаки времени: биографическое, се­мейное, календарное, природное, историческое, косми­ческое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литера­тура. Модели пространства. Понятия и оппозиции, ре­ализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное - асимметричное, внутреннее - внешнее, верх - низ, близкое - далекое, свое - чужое, посюсто­роннее - потустороннее и т. п.). Метафорические отно­шения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ горо­да). Статические и динамические образы. Мастерство пи­сателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масшта­ба изображения, степень детализированное™, сенсорные характеристики и др. Интерьер (образ дома, образ комна­ты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в произведении. Основ­ные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства со­здания пространственных образов.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Обнаружение знаков времени (прямых и кос­венных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художест­венном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного вре­мени. Анализ динамики времени и пространства в произ­ведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной дета­ли; характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средст­ва создания образа персонажа. Характеристика пейза­жа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как сред­ства создания образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении менталь­ных пространств различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление дина­мики пространственных образов в связи с типом хро­нотопа.

Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Образ времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда вол­нуется желтеющая нива...». Историческое время в рома­не А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика про­странственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцы­ри». Городское пространство в драме А. Н. Островского «Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И. А. Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Ше­пот, робкое дыханье...». «Адище города» в ранней лирике В. В. Маяковского.

2. Образ персонажа (4часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и сред­ствах создания образа персонажа, о роли системы персо­нажей в раскрытии проблематики произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание об­раза - индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, соци­альное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произве­дении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, пря­мые оценки (автор - повествователь - персонаж). Сис­тема персонажей и ее связь с проблематикой произведе­ния. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсис­тема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характе­ристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зоо­морфные и т. п. Традиционные типы персонажей (амп­луа) в драме: резонер, субретка и т. п.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и спосо­бов выражения авторского отношения к нему. Анализ ав­торского отношения к герою. Выявление системных от­ношений между персонажами произведения. Характе­ристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персонажей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персо­нажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух пер­сонажей одного или разных произведений. Сопостави­тельная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произве­дении и группе произведений и объяснение их художест­венной функции.

Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пей­заж как средства создания образа главного героя в рома­не М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Интерь­ер как средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в пер­сонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литератур­ной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А. С. Грибо­едова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Второсте­пенные и внесценические персонажи в драме А. Н. Ост­ровского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и анти­поды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и на­казание».

3. Портрет в литературном произведении (2 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и ху­дожественных функциях.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство авто­ра в создании портрета.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возра­стных, социально характеризующих и т. п. деталей, стати­ческих и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портре­та персонажа в его характерологической функции и с точ­ки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная ха­рактеристика портретов персонажей в одном или не­скольких произведениях.

Темы для обсуждения. Портреты главных героев в ро­мане А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и ва­риативные детали в женских портретах в романе Л. Н. Тол­стого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М. Ю. Лер­монтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Ка­ратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

4. Образ предмета (2 часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и сред­ствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабу­ла. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли пред­мета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов.

Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н. В. Го­голя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н. В. Го­голя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести

A. И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микроскопа в рассказе

B. М. Шукшина «Микроскоп».

5. Образ события (5 часов)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабу­ла. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпи­лог). Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фа­бульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лириче­ский сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты («сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Разграничение события рассказывания (сю­жет) и изображенных событий (фабула). Выявление со­бытий, составляющих фабульную линию. Выявление эле­ментов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимо­действия фабульных линий. Анализ своеобразия лириче­ского сюжета. Анализ своеобразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих ме­тафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фа­булах разных произведений. Интерпретация сюжетов в их универсально-«вневременной» функции.

Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Основные фа­бульные линии и точки их пересечения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкно­вения экипажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворе­нии В. В. Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер». «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

6. Эпизод в произведении (3 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и про­странства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотноше­ний и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в созда­нии образов персонажей. Анализ точки зрения и автор­ской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произве­дениях.

Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и про­странство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской пози­ции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизо­да «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мерт­вые души». Сцены дуэли в романе И. С. Тургенева «От­цы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир» (сопостави­тельный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).

7. Текст и контекст (4 часа)

Главная задача. Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Аллю­зия. Художественная литература и публицистика. Доку­ментально-художественные и публицистические жанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (литера­турный контекст как один из видов художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольк­лорные и т. п. реминисценции.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисцен­ций в произведении.

Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в ро­мане М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Литературные цитаты и реминисцен­ции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библей­ские образы и реминисценции в лирике А. А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А. А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

8. Произведение и литературный процесс (4 часа)

Главная задача. Развивать у учащихся умение опреде­лять место данного произведения в историко-литератур­ном процессе.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и ли­тература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бы­товая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча, хожение). Литературный род: эпос, лирика, дра­ма. Лироэпические и лирико-драматические произведе­ния. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лири­ческие (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпи­грамма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригалит. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путеше­ствие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный ро­ман, детектив и т. п.). Художественный метод и художест­венный стиль. Литературные направления, течения, ху­дожественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодер­низм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произве­дения.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление фольклорных элементов в произ­ведении. Анализ родового и жанрового своеобразия про­изведения. Сопоставление нескольких произведений од­ного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественно­го метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направле­ния в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творче­ства одного автора в произведениях другого. Анализ акту­альности классического произведения в сегодняшней действительности.

Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Ма­леньких трагедий» А. С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольк­лорных жанров и жанров древнерусской литературы в «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и ли­рического начал в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое про­изведение. Жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского роман­тизма. Басни И.А.Крылова и сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин» как реалистическое произведе­ние. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени». Своеобразие художест­венного метода в романе И. А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Стихотво­рение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...» как про­изведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных жанров в поэ­зии В. В. Маяковского. Современное звучание произве­дений М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые вопросы» героев Ф.М.Достоевского и сегодняшняя действитель­ность.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средства контроля и формы организации учебного процесса и их сочетание

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • работу с текстом;

  • сопоставительный анализ документального и художественного текстов;

  • устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

  • анализ образной системы небольшого по объёму произведения;

    знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия;

  • фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

    выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа;

  • обучение самостоятельному анализу литературно-­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

  • обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

    выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

  • составление тезисного плана сочинения;

    написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений;

  • выполнение заданий тестового типа.

Итоговая работа представляет собой многокомпонентный анализ литературного произведения в соответствии с основными разделами курса:

Материалом для анализа являются рассказы писателей ХХ века.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате работы по программе курса «Слово - образ-смысл: филологический анализ литературного произведения» учащиеся должны:

  • повторить и систематизировать знания по теории ли­тературы, иметь ясные представления о значении литера­туроведческих терминов в объеме, предусмотренном про­граммой;

  • осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в заданном аспекте (образ пер­сонажа, сопоставительная характеристика персонажей, подсистема персонажей, художественная деталь, портрет, пейзаж, эпизод, своеобразие сюжета и композиции, ав­торская позиция и средства ее выражения, авторское от­ношение к герою, жанровое своеобразие произведения и др.), а также производить целостный анализ произведе­ний разных родов, жанров и направлений;

  • строить письменное высказывание (сочинение) на ос­нове анализа художественного произведения.

Календарно-тематическое планирование





Работа с текстом

2

08.09

08.09

Знаки времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое, космическое и др.

Жизнеподобие и фантастика.

Работа с текстом

3

15.09

15.09

История в произведении; историческая и «не историческая» литература.

Модели пространства. Понятия и оппозиции, реализующие модели пространства (граница, путь и др.)

Работа с текстом

4

22.09

22.09

Метафорические отношения между временем и пространством.

Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и тд.), берег, пещера, могила, небо и другие архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ города).

Работа с текстом

5

29.09

29.09

Статические и динамические образы.

Мастерство писателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масштаба изображения, степень детализированности. Интерьер (образ дома, образ комнаты)

Работа с текстом

6

06.10

06.10

Ментальные пространства как проекции внутреннего мира персонажа.

Картины воображаемой реальности.

Сформировать у учащихся представления о художественном мире как пространственно-временном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой содержания литературного произведения; выработать навыки анализа художественной модели времени как неотъемлемой составляющей художественного образа; систематизировать представления учащихся о видах пространственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.

Работа с текстом

7

13.10

13.10

Система образов пространства в произведении. Основные оппозиции. Пространство и персонаж.

Пространство и персонаж.

Работа с текстом

8

20.10

20.10

Средства создания пространственных образов.



Работа с текстом

Образ персонажа (4 часа)

9

27.10

27.10

Содержание образа, характер и тип.

Индивидуальное, типическое, историческое, социальное и др.

Систематизировать и сделать более глубоким представления о содержании и средствах создания образа персонажа, о роли персонажей в раскрытии проблематики произведения.

Работа с текстом

10

10.11

10.11

Средства создания образа.

Имя, портрет, речевая хар-ка, место в системе персонажей и др.

Работа с текстом

11

17.11

17.11

Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения

Персонажи-двойники, антиподы и антогонисты.

Работа с текстом

12

24.11

24.11

Сопоставительная характеристика персонажей, функциональные разновидности персонажей.

Главные, второстепенные, эпизодические, внесценические и др.

Работа с текстом

Портрет в литературном произведении (2 часа)

13

01.12

01.12

Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь.

Портретная деталь. Лейтмотивная деталь.

Систематизировать представления о типах портретов, средствах их создания и художественных функциях.

Работа с текстом

14

08.12

08.12

Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета.

Реалистический и романтический портреты.

Работа с текстом

Образ предмета (2 часа)

15

15.12

15.12

Предметный мир произведения. Предмет и персонаж.

Предметный мир произведения. Предмет и персонаж.

Систематизировать и сделать глубокими представления о содержании средствах их создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.

Работа с текстом

16

22.12

22.12

Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.

Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.

Работа с текстом

II ПОЛУГОДИЕ (18 недель × 1 час = 18 часов - 3 часа = 15 часов)

Образ события (5 часов)

17

12.01

12.01

Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы.

Завязка, развитие действия, кульминация, развязка, пролог, эпилог.

Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.

Работа с текстом

18

19.01

19.01

Типология фабул. Фабульная линия. Количество фабульных линий в произведении.

Исторические, современные, фантастические, любовные, семейные и т.д.

Работа с текстом

19

26.01

26.01

Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете.

Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете.

Работа с текстом

20

02.02

02.02

Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена.

Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена.

Работа с текстом

21

09.02

09.02

Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты. Архетипическое в сюжете.

«сквозные темы и мотивы», сюжет как метафора бытия.

Работа с текстом

Эпизод в произведении (3 часа)

22

16.02

16.02

Место эпизода в фабуле.

Место эпизода в фабуле.

Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.

Работа с текстом

23

01.03

01.03

Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков.

Эпизод как единство признаков времени и пространства,

Работа с текстом

24

15.03

15.03

Точка зрения в эпизоде.

Точка зрения в эпизоде.

Работа с текстом

Текст и контекст (4 часа)

25

29.03

29.03

Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст.

контекст.

Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.

Работа с текстом

26

05.04

05.04

Прототип и прототипическая ситуация. Аллюзия.

Прототип. Аллюзия.

Работа с текстом

27

12.04

12.04

Художественная литература и публицистика. Документально-художественные и публицистические жанры. И их использование в художественном произведении.

Очерк, памфлет, фельетон и т.п.

Работа с текстом

28

19.04

19.04

Интертекст. Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция.

Литературный контекст как один из видов художественного контекста, мифологические, религиозные, фольклорные реминисценции.

Работа с текстом

Произведение и литературный процесс (3 часа)

29

26.04

26.04

Литературный процесс. Стадии литературного процесса.

Основные фольклорные жанры, литература светская и духовная.

Развивать у учащихся умение определять место данного произведения в историко-литературном процессе.

Работа с текстом

30

10.05

10.05

Литературный род: эпос, лирика и драма. Литературный жанр.

Лироэпические и лирико-драматические произведения

Работа с текстом

31

17.05

17.05

Литературные направления, течения, художественные школы

Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодернизм

Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произведения.

Работа с текстом

Контрольно-измерительные материалы

.

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Итоговая контрольная работа может быть проведена в форме традиционного сочинения, тема которого связана с изученным материалом, однако предпочтительнее выполнение аудиторной исследовательской работы, включающей несколько заданий, проверяющих уровень сформированных навыков анализа литературного произведения в рассмотренных аспектах и попутно закрепляющих способы овладения методикой филологического анализа, предлагаемой в учебном пособии: от наблюдений над художественной формой произведения - к интерпретации его содержания.

Учащимся предлагается художественный текст:

(1)Илья Ильич встанет утром часов в девять, иногда увидит сквозь решетку

забора мелькнувший бумажный пакет под мышкой, уходящего в должность братца, потом примется за кофе. (2)Кофе всё такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые.

(3)Потом он примется за сигару и слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. (4)Он не велел убирать их. (5) "Деревню напоминают, Обломовку", - сказал он.

(6)Потом сядет дочитывать начатые на даче книги, иногда приляжет небрежно с книгой на диван и читает.

(7)Тишина идеальная: пройдет разве солдат какой-нибудь по улице или кучка

мужиков, с топорами за поясом. (8)Редко-редко заберется в глушь разносчик и, остановясь перед решетчатым забором, с полчаса горланит: "Яблоки, арбузы астраханские" - так, что нехотя купишь что-нибудь.

(9)Иногда придёт к нему Маша, хозяйская девочка, от маменьки, сказать, что

грузди или рыжики продают: не велит ли он взять кадочку для себя, или зазовёт он к себе Ваню, ее сына, спрашивает, что он выучил, заставит прочесть или написать и посмотрит, хорошо ли он пишет и читает.

(10)Если дети не затворят дверь за собой, он видит голую шею и мелькающие, вечно движущиеся локти и спину хозяйки.

(11)Она всё за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трёт и уже не

церемонится, не накидывает шаль, когда заметит, что он видит ее сквозь

полуотворенную дверь, только усмехнётся и опять заботливо толчёт, гладит и трёт на большом столе.

(12)Он иногда с книгой подойдёт к двери, заглянет к ней и поговорит с

хозяйкой.

(13)- Вы всё за работой! - сказал он ей однажды.

(14)Она усмехнулась и опять заботливо принялась вертеть ручку кофейной

мельницы, и локоть её так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах.

(15)- Ведь вы устанете, - продолжал он.

(16)- Нет, я привыкла, - отвечала она, треща мельницей.

(17)- А когда нет работы, что ж вы делаете?

(18)- Как нет работы? Работа всегда есть, - сказала она. - Утром обед готовить,

после обеда шить, а к вечеру ужин.

(19)- Разве вы ужинаете?

(20)- Как же без ужина? (21)Ужинаем. (22)Под праздник ко всенощной ходим.

(23)- Это хорошо, - похвалил Обломов. (24)- В какую же церковь?

(25)- К рождеству: это наш приход.

(26)- А читаете что-нибудь?

(27)Она поглядела на него тупо и молчала.

(28)- Книги у вас есть? - спросил он.

(29)- У братца есть, да они не читают. (30)Газеты из трактира берём, так

иногда братец вслух читают... да вот у Ванечки много книг.

(31)- Ужель же вы никогда не отдыхаете?

(32)- Ей-богу, правда!

(33)- И в театре не бываете?

(34)- Братец на святках бывают.

(35)- А вы?

(36)- Когда мне? (37)А ужин как? - спросила она, боком поглядев на него.

(38)- Кухарка может без вас...

(39)- Акулина-то! - с удивлением возразила она. (40)- Как же можно? (41)Что

она сделает без меня? (42)Ужин и к завтрему не поспеет. (43)У меня все ключи.

(44)Молчание. (45)Обломов любовался её полными, круглыми локтями.

(46)- Как у вас хороши руки, - вдруг сказал Обломов, - можно хоть сейчас

нарисовать.

(47)Она усмехнулась и немного застыдилась.

(48)- Неловко с рукавами, - оправдывалась она, - нынче ведь вон какие пошли

платья, рукава все выпачкаешь.

(49)И замолчала. (50)Обломов тоже молчал.

(51)- Вот только домелю кофе, - шептала про себя хозяйка, - сахар буду

колоть. (52)Ещё не забыть за корицей послать.

(53)- Вам бы замуж надо выйти, - сказал Обломов, - вы славная хозяйка.

(54)Она усмехнулась и стала пересыпать кофе в большую стеклянную банку.

Задания:

1. Определите вид эпизода.

2. Какие стороны характера героя раскрываются?

3. Как и с какой целью автор использует изобразительно-выразительные

средства?

4. Каков пафос предложенного отрывка?

5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции.

6. Определите тему и проблему произведения, которые получили в эпизоде

своё развитие.

7. Вопросы, касающиеся роли диалога (по выбору учителя): Какую функцию

выполняет диалог (информативную, психологическую)? Когда происходит диалог?

Какие события ему предшествовали? Влияет ли участники разговора на ход

беседы? Содержатся ли комментарии повествователя, описывающего поведение

участников диалога? Каковы содержание и эмоциональные характеристики реплик

персонажей? Что меняется в их поведении и эмоциональном состоянии? Определите

тип диалога.

8.Определите тип связи в словосочетаниях: «сядет дочитывать», «начатые на

даче», «круглыми локтями», «приляжет небрежно», «локоть ее», «с удивлением

возразила», «шептала про себя», «в большую банку».

9. К какой лексической группе относятся слова «кудахтает», «горланит», «к

завтрему»?

10.Одинаково ли значение имени прилагательного «славный (-ая) в данном

контексте: « Кофе всё такой же славный»(2) и «вы славная хозяйка»(53)?

11.Какова часть речи «сквозь» (1), «под мышкой» (1), «разве» (7),

«остановясь» (8), «что-нибудь» (8),»ужель» (31), «нынче» (48), «замуж»(53)?

12.Из предложений 10 -14 выписать слово(-а) с чередующейся гласной в корне

слова.

13.Определите вид придаточных предложений 3, 10.

14.Определите тип подчинения в предложениях 3, 10.

15.Определите вид односоставных предложений: «Как нет работы»? (18), 21,

22, 26, 44, 52.

16. Укажите номера двух неполных предложений.

17. Объясните роль двоеточия в 25 предложении.













































































Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

Чертов В.Ф. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: методическое пособие/ В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.- М.: Дрофа, 2007.-190с.

Чертов В.Ф. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие/ В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.- 2-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-444 с.

Дополнительная литература:

1.Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд. М., 2004.

2.Горшков А.И.Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/А.И.Горшков.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1996.-336с.

3.Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения./ А.Б.Есин.- 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с

4.Николина Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.

5.Опыты анализа художественного текста/ Составитель Н.А.Шапиро. -М.:МЦНМО,2008.-232с.

6.Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестома­тия / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2001.

7.Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб­ное пособие. М., 1996.

8.Ф а р и н о Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

9.Хализев В. Е. Теория литературы./В.Е.Хализев.- 4-е изд. М.: Академия, 2004.

10.Шпека И.И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы/И.И.Шпека.- М.: Чистые пруды, 2007. - 167с.

11. Шапиро Н.А. Опыты анализа художественного текста/Составитель Н.А.Шапиро. - М.: МЦНМО, 2008. - 232с

12.Элсанек А. Я. Основы литературоведения. Анализ худо­жественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. 18.

Справочные пособия

1.Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопеди­ческий словарь терминов. М., 2003.

2.Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000.

3.Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.

4.Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. Редкол. Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров идр. -М.: Советская энциклопедия,1987.-752с.

5.Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru</<font face="Times New Roman, serif"> Мифологическая энциклопедия.





































































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ «Меркуловская СОШ»

От 25.08.2015 года № 1

____________________

Руководитель МС









СОГЛАСОВАНО



Зам. директора по УР



__________ Камбулова Т.Л.



« 26» 08.2015 г.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал