7


  • Учителю
  • Символика в поэзии Н. Рубцова

Символика в поэзии Н. Рубцова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Православная символика С.А. Есенина в поэзии Н. Рубцова

Доктор философии, профессор

ЧОУ ВПО Национальный гуманитарный институт социального управления

Объединяет творчество С. Есенина и Н. Рубцова их как происхождение, так и усвоение традиций крестьянской культуры, а также эпоха, особенности судьбы, проблематика, символика. Для крестьянского поэта Н. Рубцова особую ценность представляет символика традиционной крестьянской жизни с гармонью, избой, санями, традиционным крестьянским бытом. В стихотворении «Ферапонтово» (1970) поэт обожествляет христианский быт. Он показывает, как душа Ферапонта, «небесно-земного Дионисия» влюбилась в красоту русской природы, деревенский быт:

«И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты, небывалой досель».

Как и у С. Есенина, в творчестве Н. Рубцова возникает символ церкви, который воплощает традиции России, ее духовную культуру

«Не жаль мне, не жаль растоптанной

царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне

разрушенных белых церквей».

В стихотворении «Душа хранит» Храм становится обобщающим символом России с ее историей, культурой, духовностью ( «И отраженный глубиной, как сон столетний, Божий храм»). Как и у Есенина, возникает в поэтике Н. Рубцова образ странника. Стихотворение «Старик» содержит множество перекличек с образами калик в «Голубиной книге», свидетельствует об усвоении Н. Рубцовым народной духовно-поэтической традиции. Близок этот образ и к есенинскому Миколе. Старик для Н. Рубцова становится обобщенным собирательным образом русского странника. Отчасти данный образ перекликается с самим поэтом, который, как и С. Есенин, покинул родную деревню, вынужден жить в городе. Но городская тематика не часто проявляется в стихотворениях. В отличие от С. Есенина, чей художественный мир знаком с осознанием трагического разрыва с родной ему крестьянской средой, поэтические творения Н. Рубцова пропитаны гармонией, народной мудростью и мировосприятием, благодарностью за судьбу и посланные ей испытания. Малая Родина, несмотря на скитания лирического героя Н. Рубцова, продолжает оставаться той «духовной скрепой», которая поддерживает в трудные минуты.

Таким образом, символика, поэтизация крестьянского быта, русской природы, жизни сельских жителей объединяет поэтику С. Есенина, Н. Рубцова. Различия между поэтами кроются в различии эпох и мировосприятий. Стихи Есенина, особенно послереволюционные, пронизаны трагедией, художественный мир Н. Рубцова гармоничен, спокоен. Православные образы храма, скитальца, обожествление крестьянского быта и природы объединяют символику двух поэтов. Традиции крестьянской поэзии, развитые в советской литературе благодаря поэтическому творчеству Н. Клюева, С. Есенина, подхваченные во второй половине XX века Н. Рубцовым транслируются в поэзии бардов, современной поэзии и рок музыке.

Информация о докладчике:

Волосков Игорь Владимирович, доктор философии, профессор ЧОУ ВПО Национальный гуманитарный институт социального управления, Адрес: 117452, Москва, Симферопольский бульвар 29-1-306, igorvol72@mail.ru, 8 909 683 95 89 (моб. Телефон)

</ Адрес6емы выступлений, тезисы докладов (до 1000 знаков) и сведения о докладчиках (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, ученая степень, звание, адрес с указанием индекса, контактный тел.) просим высылать до 10 февраля 2016 г. по электронному адресу: rubcov-konf@rambler.ru



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал