- Учителю
- Приёмы повторения на уроках литературы
Приёмы повторения на уроках литературы
К.В. Голова
Приёмы повторения на уроках литературы
Школьный курс литературы охватывает большой круг авторов и произведений. Ученики часто не утруждают себя запоминанием и конспектированием, поэтому к концу учебного года может случиться так, что они многое забыли. Одна из задач учителя - в частности, учителя литературы - повторение и систематизация с учащимися пройденного материала.
Далее речь пойдет как о известных, хорошо зарекомендовавших себя приемах повторения, так и о новых, достаточно эффективных приёмах. Это и традиционные академические способы, и игровые, вызывающие у учащихся особый интерес.
1. Традиционный опрос. Прежде чем приступить к новой теме, педагог задает вопросы по изученному ранее материалу. Например:
-
Произведения каких русских писателей XX века вы уже изучали?
-
Что называется эпитетом?
-
Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
-
Какие рассказы А. П.Чехова мы читали в прошлом учебном году?
При этом могут быть опрошены как сильные ученики, поднимающие руку для ответа, так и те, кто регулярно «отмалчивается» на уроках. Опрос может быть как фронтальным, так и индивидуальным. Так постепенно формируется мотивация к закреплению пройденного материала.
2. «Полистай учебник». Смысл приёма в том, что учебник должен быть помощником, и к изученному материалу нужно иногда возвращаться. Учитель намеренно задает вопрос, ответ на который есть в сносках на конце страницы учебника или в кратком литературоведческом словаре.
Например, в учебнике В. Я. Коровиной «Литература. 5 класс. Часть II» приведен отрывок из «Приключения Тома Сойера». Там есть известная сцена, где Том красит забор (его длина указаны в ярдах). Можно спросить у учеников, какой длины в метрах был забор. Чтобы найти ответ, нужно просто пролистать учебник назад. В сносках к ранее рассмотренному отрывку из «Приключений Робинзона Крузо» есть эта информация.
Кроме того, учитель приводить новый или уже известный литературоведческий термин и просить учеников найти его значение в кратком литературоведческом словаре в конце учебника.
3. Цепочка вопросов. Суть этого приёма в том, что ученики дома или прямо на уроке готовят каждый по 1-2 вопроса по пройденным произведениям, авторам, героям, литературным местам и т.д. В начале урока учитель задает свой вопрос, например:
-
Что такое псевдоним?
-
Какой автор поэт стал первым русским Нобелевским лауреатом?
-
Как называлась родная деревня В. Астафьева?
Отвечает ученик, который первым поднял руку. Далее он выбирает любого ученика из класса и задает ему свой вопрос. Если тот отвечает верно, то наступает его очередь задать вопрос одному из учеников. Если он не знает ответа, то вопрос адресуется классу и инициатива переходит к первому поднявшему руку. И так далее.
Данный приём имеет некоторые преимущества: во-первых, класс напряженно вслушивается, кому же сейчас достанется вопрос, ученики; во-вторых, ребята учатся не только отвечать, но и задавать вопросы.
4. «Составь кроссворд». Учащиеся дома составляют кроссворд по пройденным авторам, произведениям, героям (6-10 вопросов). Вопросы записаны в тетради, а сам кроссворд начерчен на листе формата А3 или А4. На этапе повторения ученик выходит к доске, прикрепляет на доску свою заготовку - сетку кроссворда, выбирает из класса ученика для ее заполнения. Создатель кроссворда задает классу вопросы, ребята отвечают, «ассистент» маркером заполняет клетки на заготовке.
При создании кроссворда необходимо соблюдать четкость формулировки, быть аккуратным и внимательным. Такое коллективное заполнение кроссворда вызывает интерес учащихся. Конечно, на одном уроке не удается выступить всем желающим, поэтому можно заранее назначать 2-3 составителей кроссвордов на следующий урок (в качестве индивидуального домашнего задания).
</<font face="Times New Roman, serif">5. «Загадай героя». Этот приём состоит в том, что учащиеся по очереди описывают того или иного героя пройденных произведений (внешность, характер, поступки, приключения…), но не называют его. Задача класса - внимательно выслушать и угадать, о каком персонаже идёт речь.
Этот приём вызывает оживленное участие ребят. Каждый стремится загадать сделать свою загадку более сложной, чтобы другие угадали не сразу. Внимание школьников сосредоточено друг на друге, и параллельно в занимательной форме происходит повторение материала.
Примеры таких загадок (по курсу литературы за 5 класс):
-
Он очутился в плену у горцев, но не упал духом. Ему удалось сбежать из плена (Жилин из рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник»).
-
Эта девочка спасла своего друга, пройдя много испытаний. Она не боялась трудностей. Ей помогали люди и животные (Герда из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»).
6. «Герой, расскажи о себе сам». Данный приём похож на предыдущий, но подразумевает использование элементов актёрского мастерства. Учащиеся (по желанию) инсценируют монолог того или иного персонажа о себе. Желательно использование характерной лексики, жестов, возможно даже элементов костюма.
Это задание уместно в конце четверти, полугодия или года. Оно дается детям на дом (т.к. импровизация под силу далеко не всем). Ученик как бы вживается в образ персонажа и представляет его, не называя. Цель зрителей - понять, о ком идёт речь, как называется произведение и кто его автор.
Например, ученик оживленно рассказывает: «Я живу с тетей и сводным братом. Житья от них нет. Все время следят за мной, хотят сделать из меня воспитанного мальчика. А я хочу играть, бегать с ребятами, купаться в реке, придумывать разные интересные штуки. Вот недавно меня вздумали лечить горькой микстурой, а я её отдал коту. Что было! Кот как угорелый носился по комнате…» (Том Сойер из романа М.Твена).
7. «Узнай текст на слух». Учитель читает классу узнаваемые фрагменты из пройденных произведений, учащиеся на листочках записывают рядом с номером фрагмента название произведения и его автора. Таких фрагментов может быть 5-8 в зависимости от возраста учеников и ребят, но при регулярном применении этот метод дает стабильные результаты. К тому же у учеников развивается слуховая память, они начинают более вдумчиво читать тексты, учатся распознавать стилистические особенности того или иного автора, соотносят зрительное изображение текста и его слуховое воспроизведение.
Примеры:
-
«С той поры Степан на волю вышел, а в Гумешках после того всё богатство ровно пропало. Много-много лазоревка идёт, а больше обманка» (П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»).
-
«Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал»
(К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»)
Потом учитель собирает листы с ответами на проверку. На следующем уроке, выдавая проверенные работы, учитель может обсудить результаты, назвать правильные ответы.
8. «Узнай текст по отрывку». Этот приём похож на предыдущий, но в нем от учащихся требуется не слуховое, а зрительное восприятие текста. Итак, прежде чем перейти к новой теме, можно провести с учащимися игру на повторение пройденного. Цель ее - развивать у ребят память и навыки стилистического распознавания текстов.
Учитель заранее готовит карточки с небольшими, но характерными отрывками из изученных текстов. Это могут быть как прозаические, так и стихотворные произведения. Каждый учащийся по очереди не глядя берет карточку и выразительно читает ее вслух. Сам читающий должен назвать произведение и автора. Если он не справляется, вопрос переходит к классу.
Данный список может быть продолжен. Цели названных приёмов - формирование у учащихся долгосрочной текстовой памяти, постепенная систематизация материала. Периодически применяя эти приёмы на уроках литературы, учитель помогает формированию целостного мировосприятия у учащихся. Ведь пройденные темы не должны забываться, наоборот, на их знании строится понимание нового. Так постепенно у ребят пополняется «копилка» литературных фактов и литературоведческих понятий, расширяется словарный запас, развивается внимание. К старшим классам учащиеся будут осознавать взаимосвязь отдельных фактов истории, искусства и литературы.
5