- Учителю
- Урок литературы по повести А. С. Пушкина Пиковая Дама
Урок литературы по повести А. С. Пушкина Пиковая Дама
Тема урока: «Человек и Судьба» (По повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»).
Тип урока - исследование с элементами дискуссии.
Цели урока:
в ходе дискуссии выявить, что «образ жизни» способен «развить, усилить или задушить природные человеческие качества»;
выявить внутренние смысловые связи в художественном тексте;
работать над умением вести дискуссию и аргументировать своё мнение.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
О чём повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Азартная карточная игра воспринимается как социальная модель. Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-то неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.
2. Работа над повестью «Пиковая дама».
1) В основе каждого литературного произведения скрыта какая-то проблема.
-Что такое проблема?
- Какова основная проблема «Пиковой дамы» Пушкина?
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА?
ХАРАКТЕР СВОБОДНЫЙ СУДЬБА,
(НАТУРА) ВЫБОР СЛУЧАЙ
- Найдите слова, которые помогут найти вариант решения проблемы?
- Случай и судьба… Что победит? Может ли человек бросить вызов судьбе?
- Способен ли на такой вызов Германн? Прочитайте строки, посвящённые этому персонажу. Что в них не укладывается в общепринятые рамки?
-Случай!- сказал один из гостей.
-Сказка,- заметил Германн.
-О чём рассказывал Томский?
2) Если рассказ Томского - завязка интриги «Пиковой дамы», то эти две реакции на него как две оценки анекдота - завязка её философской интриги. Обо всём, что случится дальше, можно сказать - «случай» или «сказка». Но в устах говорящих эти слова означают не то, что они означают в пушкинском тексте. Реплики отрицают друг друга и отрицают чудо. У Пушкина случай не слеп и сказка не выдумка. У Пушкина обе силы действуют в тайном единстве и подтверждают чудо. Чудо как тайнодействие, решающее судьбу героев как они сами её для себя неведомо выбрали.
- Почему натура Германна повела его по пути «сказки»? (Неподвижная идея против подвижной жизни!)
- Какими средствами он идёт к цели? (Проанализируйте его письма к Лизавете Ивановне.)
- Оправдывает ли цель эти средства?
- Когда в повести впервые появляется мистика? ( Герман проходит в дом сквозь запертые двери).
2). Диалог Германа и графини (чтение по ролям - гл.3).
- После смерти старухи Герман идёт к Лизавете Ивановне, хотя мог бы не ходить и ничего не рассказывать. ( Чтение по ролям эпизода «Разговор Германа и Лизаветы Ивановны» - гл. 4, финал)
- Какие три злодейства совершил Герман?
- Испытывает ли он угрызения совести? ( Тройка, семёрка, туз вытесняют образ мёртвой старухи.)
- Тогда для чего же он идёт на отпевание?
- Что означает, по-вашему, подмигивание графини? Как дальше разворачиваются события? Можно ли уже в этом эпизоде предугадать трагический финал?
- Какой выбор делает Герман? Почему он «обдёрнулся»?
3). Какую роль в жизни Германа играет случай? ( Последняя случайность становится закономерностью, т. к. это наказание за безнравственный выбор).
4). Что же определяет жизнь человека? Что является главным?
3. Вывод. На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. «Образ жизни» способен «развить, усилить или задушить природные человеческие качества». Роковые и чудесные силы, с которыми Герман затеял игру и проиграл - это жизнь и «нрав», природа.
4. Релаксация.
Составить синквейн по основным понятиям урока: случай, судьба, выбор (по выбору).
5. Домашнее задание. Расскажите о героях русской литературы, которые бросили вызов судьбе.