7


  • Учителю
  • Научная работа: У каждой басни своя история

Научная работа: У каждой басни своя история

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Содержание





Введение

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII - началу XIX веков и связано с именами А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И.А. Крылова с их реалистической живостью, здраво мысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.

Актуальность темы реферата «У каждой басни своя история (избранные басни И.А. Крылова)» интересна для любителя литературы, потому что басни - это наше наследие! Многие великие деятели литературы писали басни с незапамятных времён, а знает и помнит их каждый. В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания молодого поколения. И в XXI веке басни не уходят на второй план, их по-прежнему изучают в школах. Все помнят Эзопа, Лафонтена, Крылова, однако имена современных баснописцев никто не знает.

Цель исследования определить значение и роль басни в современном художественном мире.

Объектом исследования является процесс изучения басенного творчества И.А. Крылова.

Предметом исследования являются басни И.А. Крылова.

В качестве гипотезы исследования выступают произведения русского писателя - баснописца И.А. Крылова.

В соответствии с объектом, предметом, целью, гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

  • познакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова;

  • проследить литературный путь И. А. Крылова;

  • изучить деятельность И. А.Крылова как баснописца;

  • выявить литературных предшественников писателя;

  • рассмотреть особенности басен И. А. Крылова.

Для решения поставленных задач были использованы такие методы, как изучение научно-методической литературы по данной проблеме.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования при изучении творчества И.А. Крылова.

Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. Образ дедушки Крылова уже в детстве осознается как бесконечно родной и близкий, чем-то напоминающий Деда Мороза. Он появляется рядом с волшебными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, суждениями. Образы и крылатые строки его басен с детских лет запечатлелись в нашем сознании. Именно поэтому я выбрала темой своего реферата басни И. А. Крылова.

Читая басни И. А. Крылова, я захотела больше узнать об этом писателе, о его необычном таланте баснописца. Почему он выбрал именно этот жанр литературы, откуда черпал многообразные сюжеты для своих басен, наконец, каким человеком он был, что волновало его в жизни.



































































  1. Жизненный и творческий путь И.А. Крылова

Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль

такой ощутительной и выражаться так доступно всем,

как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино.

Н.В. Гоголь

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.

Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил её образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. Впоследствии он поместил в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям», подписанный «Нави Волырк» (перевёрнутое «Иван Крылов»). Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.

Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности проявился у него с детства.

Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Пушкин свидетельствовал позднее, что «Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он... пятидесяти лет выучился древнему греческому». Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства. Появились знакомые, которые давали ему книги. Очевидно, читательская любознательность Крылова превосходила домашние возможности, и он нашёл средства удовлетворять её на стороне. Домашние условия были трудны, и восьмилетнему Крылову пришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях в Твери. Страсть к чтению стала причиной конфликтов с начальником, который журил его за пустяк, заставая за книгой, иногда бивал по голове и по плечам. Однако впереди были ещё более тяжкие испытания: в 1778 году умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. Вдова с детьми впала в крайнюю нужду. Будущему баснописцу пришлось идти в услужение, а платой за работу была учёба.

Крылов полностью отдаётся самовоспитанию и самообразованию. Он читает много, но продолжать учёбу становится всё труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества - самостоятельность, практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь. Первым произведением его была басня, переведённая из Лафонтена.

За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.

Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, где юбиляр был награждён звездой ордена Святого Станислава. Интересна и такая подробность: на этом обеде перед каждым гостем лежал реестр (меню) с обозначением блюд в духе праздника («Демьянова уха», «Крыловская кулебяка»). Баснописца прославляли, за его здравие провозглашал тост министр просвещения С.С. Уваров. Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен. О смерти И.А. Крылова поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться, и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».







































































2. Реализм басен И.А. Крылова

«Этот род понятен каждому, его читают и слуги и дети», - говорил Крылов.

Он был несравненным мастером басенного жанра. Мало найдется в мировой литературе писателей, которые в баснях могли бы создавать так выпукло с двух-трех строках типы, как это умел наш баснописец. В его портретах и характеристиках преобладает какая-нибудь одна черта, например ложь, лень, невежество, неуклюжесть и пр., но выражена она в образах басни в высшей степени естественно и убедительно.

За отношениями зверей скрывались отношения людей, за поступками животных и птиц - людские поступки. Еще Погодин в 1823 году говорил: «Как все по-русски, чудо! И медведь Крылова - видно, что земляк, русский!» Белинский тоже отмечал: «В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». Его лев не просто зверь, а грозный царь, лжец - не просто аллегория, а какой-то дворянин, а, «может быть, и князь». Недаром Загорецкий, встревоженный смелостью басенной сатиры, восклицает в «Горе от ума» Грибоедова:

Ох - басни - смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами

Кто что ни говори:

Хоть и животные, а все-таки цари.

Каждый персонаж в басне выполняет, как и полагается, общественную роль, которую он олицетворяет. Лев, например, как и подобает царю, собирает при себе совет сановников, он может объявлять войну, заключать мир («Лев и барс»), время от времени осматривать владения, отдает необходимые распоряжения вельможам («Рыбьи пляски»). Он даже имеет грозную внешность, и лиса, «с ним встретесь, со страстей осталась чуть жива». Все это давало баснописцу широкие возможности для различных иносказаний, аллегорий, намеков и т. д.[2]

Многие выражения баснописца вошли в разговорный язык на правах пословиц и крылатых речений. Ими, как справедливо заметил Белинский, можно «окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». Вот часть из них: А он украдкою кивает на Петра; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться; Но Мишенькин совет лишь попусту пропал; Чтоб гусей не раздразнить; Вперед чужой беде не смейся, Голубок; А Васька слушает, да ест; Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона; Наделала синица славы, а моря не зажгла; Услужливый дурак опаснее врага; А дуги гнут с терпеньем и не вдруг; Пускай ослиные копыта знает; Слона-то я и не приметил; Полают да отстанут; Если голова пуста, то голове ума не придадут места; Хоть видит око, да зуб неймет; Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку; Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет; Как белка в колесе; А воз и ныне там; Не дай бог с дураком связаться; Тришкин кафтан; Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем; От ворон она отстала, а к павам не пристала, и многие другие.

В 1812 году Иван Андреевич поступает на службу в Публичную библиотеку в качестве помощника библиотекаря. А на политическом горизонте сгущаются зловещие тучи - летом 1812 года Наполеон начинает войну с Россией. Этой схватке двух императоров, этой Отечественной войне Крылов посвятил не одну басню. Среди них «Кот и повар», «Раздел», «Обоз», «Волк на псарне, «Ворона и Курица», «Щука и кот».













































































  1. Исторические основы басни

    1. Волк на псарне

Одна из самых чудесных басен - «Волк на псарне» - написана в 1812 году. Наполеон в сентябре 1812 года вошел в Москву и ждал «Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля» (А. С. Пушкин) Но «ключ» от страны не предлагали. Москва горела. Продовольствия у французских войск оставалось мало. Тогда Наполеон отправил к Кутузову посла Лористона с предложением перемирия - «мировой». Кутузов отказал.

Крылов, узнав о визите Лористона и отказе Кутузова, написал свою знаменитую баню «Волк на псарне» - о том, как волк, думая, что залез к овцам - в овчарню - «попал на псарню. Видя, что нужно спасаться, он попросил о перемирии. Но мудрый Ловчий ответил ему:

Ты сер, а я, приятель, сед.

И волчью вашу я давно натуру знаю.

И потому обычай мой - с волками иначе

не делать мировой,

как снявши шкуру с них долой.

Сказал - и выпустил на волка гончих стаю.

Крылов прислал басню Кутузову, и Михаил Илларионович после победоносного сражения под селом Красным прочел басню Крылова перед войсками. «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», прочтенных с особенной выразительностью, фельдмаршал снял свою фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура!». В волке все узнали Наполеона, а в мудром Ловчем - Кутузова[5].



  1. Квартет

Манифестом императора Александра 1 от 1 января 1810 года было произведено преобразование Государственного совета и создано четыре департамента.

Начальники департаментов первое время никак не могли поделить кабинеты, все пересаживались из кабинета в кабинет.

«Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой - Мордвинова, под Ослом - Завадского, под Козлом - Лопухина, под Медведем - Аракчеева», - писал М. Н. Логинов в 1861 году.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней», -

Им отвечает соловей:

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Басни Крылова издавались неоднократно. В 1815 году вышла книга «Басни Ивана Крылова», в 1819 году - «Басни И. А. Крылова» в 6 частях, в 1825 году - «Басни Ивана Крылова» в 7 книгах, в 1830 году - «Басни Крылова» в 8 книгах, в 1834 году - 2-томное издание басен с иллюстрациями А. П. Сапожникова, в декабре 1843 года - «Басни И. Крылова» в 9 книгах.

В январе 1823 года Иван Андреевич получил золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги[5].

Таким образом, Басни Крылова учили скромности, трудолюбию, честному служению Отечеству. Строки его басен превращались в пословицы и поговорки, их знали все от мала до велика. Крылов не боялся жизненной правды, неприглядных сторон жизни. Он ничего не приукрашивал, не сглаживал, став одним из зачинателей реализма в русской литературе.

Еще в начале своей литературной деятельности Крылов писал:

Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе, -

В прихожих ползать не ходил,

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, -

Чин человека, - в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой;

Его достойно сохранить

Считал одной несложной славой.

К другу моему А. И.К. 1793.



  1. Басня «Ворона и Лисица»: от Эзопа до И.А. Крылова

Один из самых распространенных басенных сюжетов - про Ворона, сыр и Лисицу. Вот как выглядит этот традиционный сюжет в версиях различных авторов:

В басне Эзопа «Ворон и Лисица»:

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, Ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

В басне Ж. Лафонтена «Ворон и Лисица»:

Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своем клюве сыр.

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь:

«Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! Что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья, -

То вы - Феникс наших дубрав!»

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть и голосом,

Разинул клюв - и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил: «Сударь,

Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает, -

Вот урок вам, а урок стоит сыра».

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого ему урока не понадобится.

В басне А. П. Сумарокова «Ворона и Лисица»:

И птицы держатся людского ремесла:

Ворона сыру кус когда-то унесла,

И на дуб села.

Села,

Да только лишь еще ни крошечки не ела.

Увидела лиса во рту у ней кусок,

И думает она: «Я дам вороне сок:

Хотя туда не вспряну,

Кусочек этот я достану.

Дуб сколько ни высок».

«Здорово, - говорит лисица, -

Дружок воронушка, названая сестрица:

Прекрасная ты птица;

Какие ноженьки, какой носок,

И можно то сказать тебе без лицемерья,

Что паче всех ты мер, мой светик, хороша;

И попугай ничто перед тобой, душа;

Прекраснее стократ твои павлиньи перья;

Нелестны похвалы приятно нам терпеть.

О если бы еще умела ты и петь!

Так не было б тебе подобной птицы в мире».

Ворона горлушко разинула пошире,

Чтоб быти соловьем,

«А сыру, - думает, - и после я поем:

В сию минуту мне здесь дело не о пире».

Разинула уста

И дождалась поста:

Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.

Хотела петь, не пела;

Хотела есть, не ела:

Причина та тому, что сыру больше нет:

Сыр выпал изо рту лисице на обед[3].

Ну, а басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» все помнят с детства.

Итак, Иван Андреевич Крылов, изучив сюжет басен и глупой вороне и лисице своих предшественников (Эзопа, Ж. Лафонтена, Сумарокова) и взяв их за основу, творчески перерабатывает басни, создавая новое современное произведение.

Заключение

В своей работе я попыталась выявить и рассмотреть наиболее интересные факты жизни и творчества великого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мне было интересно узнать о том, какой путь проделал Крылов к своему призванию писателя-баснописца, узнать о его литературных предшественниках, исторической основе некоторых басен.

Будущий баснописец воспитывался в атмосфере любви к книгам, литературе, поэтому интересы и увлечения его уже в юношеском возрасте были связаны с этим видом искусства.

И.А. Крылов долго ищет свое призвание, однако его искания лежат в сфере литературной деятельности: произведения для театра, журналистика, издательское дело.

Проделав долгий путь, И.А. Крылов наконец находит свое призвание, призвание писателя-баснописца. Именно в этом малом эпическом жанре во всей своей мощи развернулся талант писателя.

Басни И.А. Крылова прочно вошли в сокровищницу русской национальной культуры.

Творчество Крылова-баснописца опирается на вековые традиции и уходит своими корнями в глубокую древность. Особенно большое влияние на басенное творчество Крылова оказали Эзоп и Жан Лафонтен, басенные сюжеты, которых писатель активно использовал в своем творчестве.

Многие выражения баснописца вошли в разговорный язык на правах пословиц и крылатых речений. Ими, как заметил Белинский, можно «окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами».

На примере басен о глупой вороне и лисице я увидела, что Иван Андреевич Крылов изучал басни своих предшественников (Эзопа, Ж. Лафонтена, Сумарокова), часто брал их за основу и творчески перерабатывал басню, создавая новое современное произведение.

Басни Крылова учат скромности, трудолюбию, честному служению Отечеству. Строки его басен превратились в пословицы и поговорки, их знают все от мала до велика.

Крылов не боялся жизненной правды, неприглядных сторон жизни. Он ничего не приукрашивал, не сглаживал, став одним из зачинателей реализма в русской литературе.

Память о великом баснописце А. А. Крылове живет не только в его произведениях, но и закреплена в памятниках, расположенных в Санкт-Петербурге, в Москве, Твери и других городах России.

Мне было интересно работать над выбранной мною темой. Я узнала много нового о жизни и творческом пути великого баснописца. Особенно интересно мне было узнать о том, что многие басни Крылова - это переработки уже известных басенных сюжетов Эзопа и Лафонтена, а также о том, что в баснях И. А. Крылова зашифрованы современные ему события российской жизни.

Басни Крылова - прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров.

Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления.



















































































</ Литература

  1. Андреева М. С., Короткова М. П. Иван Андреевич Крылов: к 240-летию со дня рождения. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.

  2. Архипов, В. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. - М.: Моск. Рабочий, 19с.

  3. Басни Ивана Крылова. В восьми книгах. Сороковая тысяча. Санкт-Петербург. В типографии А. А. Плюшара. 1840. В 8-ю д. л. 300 стр.

  4. Басня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.:1890-1907.

  5. Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 - февраль 1841.

  6. Дело было так… Басенки, побасенки. - М.: Белый город, 2008. - 126 с.: ил.

  7. Десницкий, А. В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 143с. - (Биография писателя).

  8. Жуковский В. А. Статья «О басне и баснях Крылова» Впервые опубликовано: «Вестник Европы». 1809. Ч. 45. № 9.

  9. Иванов, В. М. Ларец мудреца: Повесть. - Л.: Лениздат, 1973. - 216с.

  10. Краткий словарь литературоведческих терминов - Литература в таблицах и схемах. 4)

  11. Крылов, И. А. Басни. Словарь языка басен Крылова. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 704с. - («Круг чтения: школьная программа»).

  12. ru. wikipedia. org/wiki/Файл:KrylovBasnopisetsByEggink. jpg

  13. ru. wikipedia. org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич

  14. www. *****/lafonten/

  15. www. *****/ezop/















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал