- Учителю
- А.С.Пушкин. Песня о вещем Олеге
А.С.Пушкин. Песня о вещем Олеге
Тема. А.С.Пушкин «Песня о вещем Олеге». Поэтизация древнерусской старины.
Летописный источник произведения. Сопоставление князя и волхва как отражение главной мысли поэта. (Слайд №2)
Цель: ознакомить с содержанием баллады, показать ее связь с летописным источником;
раскрыть приемы, с помощью которых поэту удалось воссоздать исторический колорит Древней Руси;
совершенствовать навыки выразительного чтения баллады;
воспитывать культуру устного ответа: лаконичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства. (Слайд №3)
Оборудование: учебник Коровиной В.А. «Литература. 7 класс», портрет А.С.Пушкина, репродукции картин В.М.Васнецова, раздаточный материал, презентация, интерактивная доска.
Подготовила учитель русского языка и литературы Федоренко Н.И.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
-
Работа с использованием приема «Цепочка». «Что я знаю о Пушкине?». (Слайд №4)
-
Прием «Мозговой штурм».
Учитель. Почему поэт в своих произведениях обращается к истории?
( «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» - сказал А.С.Пушкин. Но, скорее всего, не только это послужило причиной обращения поэта к древнерусской старине. Возможно, это была попытка найти в прошлом связь с теми вопросами, которые мучили его в настоящем.)
-
Работа над темой урока. Мотивация учебной деятельности. (Слайд №5)
Учитель. Прежде чем написать «Песнь о вещем Олеге», А.С.Пушкин внимательно изучил историю Киевской Руси, обращаясь к «преданьям старины глубокой», в частности к летописным источникам, для того, чтобы воспроизвести картину быта, нравов и обычаев тех далеких лет.
О правлении князя Олега, о политике, которую он проводил, нам лучше поведает Лаврентьевская летопись и… летописцы.
(Выходят ученики в монашеских одеяниях, со свитками и перьевыми ручками в руках)
1 ученик. «В год 880 Рюрик, умирая, передал княжество Олегу, своему родственнику, сделав его опекуном своего сына Игоря, очень малолетнего».
2 ученик. « В год 888. в год 889. в год 890. Отправился в поход Олег, взяв много воинов, варягов, чуди, словен, мери, веси, кривичей и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть над этим городом и посадил в нем мужа своего. Оттуда пошел вниз, взял Любеч и посадил там своего мужа. Придя к горам киевским, увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат. Он спрятал часть воинов в ладьях, а часть оставил назади; сам же пришел, имея на руках малолетнего Игоря. Он приплыл к Угорскому и, спрятав воинов своих, послал к Аскольду и Диру, и велел сказать: «Мы гости, едем в Грецию, посланные Олегом и княжеским сыном Игорем; придите к нам с родом своим». Аскольд и Дир пришл».
3 ученик. «Тогда вышли прочие люди из ладьи, а Олег сказал Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода; а я же рода княжеского», и, указывая на Игоря, добавил: «И вот сын Рюрика». Воины Олеговы убили Аскольда и Дира, снесли их тела на гору и похоронили на горе, называемой ныне Угорским, где теперь находится Олмин двор. На их могиле построил Олма церковь св. Николы. Дирова же могила находится за церковью св. Ирины. Олег стал княжить в Киеве и сказал: «Это будет мать городов русских». С ним были варяги и славяне, и прочие, прозывающиеся русью. И вот стал Олег строить города. Установив дани со славян. Кривичей и мери, приказал Новгороду платить дань варягам 300 гривен в год, ради мира, что он и платил варягам до смерти Ярослава».
1 ученик. «В год 891. Начал Олег воевать с древлянами, поразил их и стал брать дань от них по черной кунице».
2 ученик. «В год 892. Пошел Олег на северян и победил их, и обложил их данью легкою, и не дозволил им дань платить хозарам, говоря: «Для хозар я враг, но не для вас».
3 ученик. «В год 893. Послал Олег к родимичам спросить: «Кому дань даете?» Они же сказали: «Хозарам!» И Олег сказал им: «Не давайте хозарам, но давайте мне». И стали давать Олегу по шелягу. Как давали хозарам. Под властью Олега были таким образом поляне, древляне, северяне, родимичи; с уличами же и тиверцами была война…»
1 ученик. «В год ….. Пошел Олег на Грецию, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собою много варягов, славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, родимичей, хорватов, дулебов, тиверцев. Все они назывались великою Скуфью. С ними всеми, отчасти на конях, отчасти на судах, пошел Олег. Судов было 2000. когда он пришел к Царьграду, греки заперли гавань и затворились в городе. Олег высадился на берег. Велел вытащить на сушу суда, повоевал около города, умертвил много греков, многие здания разрушил, церкви выжег».
2 ученик. «Взяв много пленных, воины Олега одних изрубили, других замучили, иных расстреляли, других бросили в море и сделали вообще много вреда грекам, как обыкновенно делают воины. И велел своим Олег делать колеса и ставить суда на колеса. При попутном ветре, распустив паруса, они двинулись сухим путем к городу. Увидя это, греки испугались и сказали Олегу через послов своих: «Не губи города. Дадим дань, какую хочешь». Олег остановил воинов, а греки вынесли ему пищу и вино; но он не принял ни того, ни другого, так как он боялся, что сюда была примешана отрава. Греки испугались и сказали: «Это не Олег, а св. Димитрий, посланный Богом на нас».
3 ученик. «И велел Олег дать дань на 2000 судов по 12 гривен на человека; в каждом же судне считалось по 40 человек. Греки согласились и просили мира и прекращения войны в своей стране. Олег же, отступив несколько от города, вступил в переговоры с царями греческими Леоном и Александром, послал к ним в город Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава и Стемида, говоря: «Вы должны дать мне дань». Греки сказали: «Дадим, чего хочешь». И потребовал Олег, чтобы дали воинам, находящимся в 2000, по 12 гривен на ключ, и, кроме того, потребовал платежа в пользу русских городов: прежде всего в пользу Киева, потом в пользу Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и в пользу других городов. В коих сидел и князь, и находившиеся в зависимости от Олега… И сказал Олег: «Пусть Русь сошьет себе паруса из паволоки, а у славян пусть будут паруса полотняные». Так и было сделано. Воины Олеговы, повесив свои щиты на вратах в знак победы, ушли от Царьграда. И распустила Русь свои паволочные паруса, а славяне полотняные. Ветер порвал их, и славяне сказали: «Примемся за свои холстинные паруса: не дано славянам парусов полотняных».
1 ученик. И вернулся Олег в Киев, неся золото, паволоки, вина и всякое узорочье, и прозван был он вещим, так как люди того времени были язычники и невежды».
Беседа с классом.
Учитель. - Как, согласно летописи, Олег пришел к власти (стал княжить в Киеве)?
- Как он назвал Киев?
- Как объединил Олег земли славянские?
( Силой, не это было требование того времени. Так строилось сильное государство, способное дать отпор врагу.)
- Как Олег одержал победу над Царьградом?
(Олег был мудрым и дальновидным правителем. Его дружина одержала победу не только мужеством и храбростью, но и хитростью. Хотя автор и говорит о жестокости Олега, но уточняет, что так делают все воины.)
Учитель. А.С.Пушкин поэтизирует древнерусскую старину в «Песне о вещем Олеге».
Чтобы узнать поближе о нравах и обычаях того времени, давайте послушаем выступление учеников-историков.
(Слайд №6)
1 историк. Первого киевского князя за ум и военное мастерство, за умелое управление государством народ прозвал «вещим», т.е. многознающим, хитрым, дальновидным.
Олег прославился в народе своими делами: сумел объединить славян, обезопасить Русь от врагов.
(Слайд №7)
2 историк. У Олега была большая дружина - отряд воинов и слуги - младшие дружинники, которые назывались отроками. Во времена Олега еще не было огнестрельного оружия, и воины пользовались луками, копьями, мечами, секирами (холодное оружие в виде топора с длинной рукояткой).
Для древнерусского воина огромную ценность представлял конь: только верхом воин мог преодолеть большое расстояние, имея на себе тяжелое вооружение и доспехи. Быть сброшенным с коня (быть спешенным, т.е. стать пешим) для воина значило погибнуть. Мальчиков с детства обучали верховой езде. Неразделимая связь воина с конем объясняет обычай, когда на похоронах воина (на тризне) убивали его любимого коня.
3 историк. « Тризна отличалась от поминок: она была торжественным прощанием с покойником и имела вид воинского ристалища, игры или битвы. Тризна могла родиться не иначе, как среди воинского быта: только воину прилично отдавать прощальную честь усопшему брату воинской игрой или битвой. Племена мирные не знают тризны и обходятся вместо нее мирными поминками; поэтому, кажется. Не все славяне имели этот обычай, как не все были воинами: исторически засвидетельствовано существование его у русских и у чехов».
4 историк. Восточные славяне, современники Олега, верили в языческих богов. Служителями, жрецами богов были волхвы или кудесники. Их можно также называть волшебниками. Кудесники часто жили в глухих, дремучих лесах, проводили время в молитвах и гаданиях. Кудесников считали мудрыми, думали, что свою мудрость они получали от богов.
«Славяне верили, что боги и в милости и в гневе предсказывают человеку будущее сами, без его молений, и различными знамениями, земными и небесными дают ему знать, ждать ли ему удачи в деле или какой беды. На небе они искали таких знамений в солнце, месяце, звездах, кометах, метеорах; на земле - во встрече с животными, в разных явлениях, в снах». «Когда отправляемся куда, заходим к волхвам, веруем в них, во встречу…» - говорили древние.
1 историк. «Гадания в понятиях язычников-славян, составляли чрезвычайно важную часть богослужения, имея огромное влияние на жизнь и частную, и общественную. Гаданием решалось все важное для каждого человека и для целого народа…».
-
Сопоставление летописного источника и «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
Учитель. А.С.Пушкин в своей «Песне…» использовал сказание о том, как кудесник предрек Олегу смерть от любимого коня. Об этом сказании поэт узнал из летописи.
(Работа с карточками)
- Прочитайте отрывок из летописи «Повести временных лет» и приготовьтесь отвечать на вопросы.
( «…И жил Олег мирно со всеми странами, княжа в Киеве. Наступила осень, и вспомнил Олег о своем коне. Однажды он спросил у кудесника: «От чего я умру?» И ответил ему кудесник: «Княже! Умрешь ты от своего любимого коня». Олег послушал и сказал: «Никогда не сяду на коня и не увижу его более». Он повелел коня кормить и не приводить к нему. Так продолжалось несколько лет.
Через четыре года, на пятый, вспомнил Олег коня своего и предсказание волхва. Призвал старшего конюха князь и спросил: «Где конь мой? Тот ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил кудесника, говоря: «Не правду говорят волхвы - все это ложь, конь умер, а я жив». Повелел князь оседлать коня, чтобы посмотреть на место, где покоятся кости любимца. Слез с коня и рассмеялся: «Вот эти кости мне смертью угрожают?» Из черепа вылезла змея и ужалила его в ногу. Так умер Олег.
Опечалила всех людей смерть князя. Похоронили его на горе Щековица. А всего княжил он 33 года».)
Вопросы:
- Что в предании интересует летописца, а что - поэта?
(Летописец рассказывает о том, как кудесник предрек князю смерть от любимого коня. А.С. Пушкин особое внимание уделяет диалогу князя с кудесником.
Диалог раскрывает истинный образ князя. Кудесник у Пушкина - это голос свыше. Всемогущий князь не имеет над ним власти.)
- Строго ли следует А.С.Пушкин за летописным сказанием о гибели Олега?
- Почему Олег, услышав предсказание волхва, расстается с конем?
(Олег, несмотря на всю свою смелость и отвагу, суеверен, верит предсказаниям: он язычник.)
- Рассказ летописца заканчивается смертью князя Олега. Почему А.С.Пушкин завершает «Песнь…» описанием тризны?
(Олегу, как истинному воину, отдавали прощальную честь.)
- Так к какому же жанру мы отнесем «Песнь о вещем Олеге»?
(Слайд №8)
- Что значит слово «песнь» в заголовке? (Поэтическое произведение).
-
Словарная работа.
Учитель. Летописец не называет князя вещим. Какое значение вкладывает в это слово А.С.Пушкин, когда называет вещим и Олега и кудесника: «Правдив и свободен их вещий язык»?
- Обратимся за помощью к словарю. (Слайд №9)
(«Вещий», по отношению к Олегу, скорее мудрый, но мудрость эта земная. Он хороший стратег, правитель, воин. «Вещий язык» кудесника - это знания истинные, знания божественные, знания, которые даются свыше, князь и слуга князя перед ними равны.)
-
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Учитель. Поскольку сюжет «Песни…» А.С.Пушкина от летописного сказания в «Повести временных лет» отличается именно образами князя Олега и волхва, основан именно на их диалоге, исследуем текст внимательнее.
- Для этого прочитаем балладу наизусть, используя прием «Цепочка».
- Выразительное чтение баллады. (Слайды №10-18)
- Подбор цитатного материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием. (Работа в тетрадях, на экране.)
(Блок-схема, слайд №19)
Вывод: Олег - умный, дальновидный правитель, сильный и могущественный. Жестоко отомстил он «неразумным хозарам» за набеги на русскую землю. Его власть сильна и непоколебима.
Удача и успех сопутствуют ему всегда и во всем. Имя свое он прославил многочисленными победами. Сама судьба благоволит ему.
- Князь разговаривает со стариком волхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), даже внешне подчеркивает свое превосходство.
(Работа с иллюстрациями В.Васнецова)
- Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как «могучий», через некоторое время мы наблюдаем повтор характеристики, но в новом качестве: высоким стилем. Отсюда и разговор свысока: «Не бойся меня: // В награду любого возьмешь ты коня».
Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания («Обрек он мечам и пожарам») либо награды. Что же отвечает ему собеседник?
(«Волхвы не боятся могучих владык,// А княжеский дар им не нужен»).
- Для волхва могущество, богатство, сила, положение на земле не имеет значения!
Кудесник говорит во множественном числе «волхвы», «им», причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность к которого с гордостью отмечает: «Правдив и свободен их вещий язык// И с волей небесною дружен».
Он посланник, глашатай воли небес, судьбы: «Запомни же ныне ты слово мое».
- Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление?
- А почему же князь не благодарит кудесника?
- Но и такому «могущему» воителю не чужды человеческие чувства. Проявляются они в полной мере, когда речь идет о верном коне. В сцене прощания Олег печален и угрюм, жалко ему расстаться с товарищем. Князь «гладит и треплет» его по «шее крутой», беспокоится о его дальнейшей судьбе.
(Слайд №20)
- Кудесник - мудрый старец, который не боится земных владык, не нуждается в их покровительстве. Его жизнь подчинена воле небесной, поэтому свободно и правдиво он может говорить с князем, с его подданными.даже Олег, чье имя прославлено многочисленными победами, боится вещих предсказаний волхва.
- Живопись и лит6ература очень тесно связаны друг с другом. Порой иллюстрации к художественным произведениям помогают нам глубже проникнуть в суть написанного. Иногда художники проливают свет на то, что ранее скрывалось от нашего внимания.
Примером того стали иллюстрации В.Васнецова, которые мы использовали во время урока.
- Подумайте, какие думы волнуют князя, когда он смотрит на «благородные кости»?
- «Одиноким другом» называет Олег коня. Вглядитесь в картину. Как художник передает чувства князя? Воспоминания о надежном друге, который, быть может, не раз спасал ему жизнь, печалью отразились на его лице.
- Какие чувства испытывает Олег в сцене прощания с конем? Подтвердите строчками из текста.
- Рассмотрите внимательно картину В.Васнецова «Тризна». Совпадает ли описание тризны у А.С.Пушкина с видением ее художником? В чем схожесть и различие?
(А.С.Пушкин в нескольких строчках описывает тризну, а В.Васнецова особенно привлекают две фигуры на холме: князя Игоря и Ольги. Они растеряны, опечалены оттого, что тяжким бременем ложатся на плечи княгини заботы о будущем государства.)
- Судя по тем летописям, что мы сегодня рассмотрели, можно сделать вывод, что летописцы отрицательно относятся к волхвам, кудесникам, предсказателям. Почему?
(Слайд №21)
Учитель - Может быть, Олег поступает как фаталист, как человек, который верит в рок, судьбу, и его душу влечет к смерти. Если бы князь отверг предсказания волхва, то его жизнь сложилась бы иначе. И смерть тоже была бы другой. А предсказатели скорее вредят человеку, к ним нельзя прибегать. У людей всегда есть выбор стать лучше и чище.
Художественная литература зачастую дает нам более глубокое и широкое представление об исторической эпохе и исторических деятелях. Акцентируя на нравах, а не на событиях, поэт характеризует общество «изнутри». Ведь от того, во что верит народ, зависит его духовное здоровье.
- Чем же заканчивается баллада? Кого показал А.С.Пушкин в образе кудесника?
-
Итоги урока. (Слайд №22)
Прием «Незаконченное предложение»
-На уроке я узнал о Древней Руси …
- В балладе А.С.Пушкина отразились такие языческие верования, как…
- А.С.Пушкин раскрывает нам такие черты князя Олега: …
- Поэт к земной власти и земным властителям относится …
-Иллюстрации В.Васнецова мне помогли (не помогли) в работе над произведением….
Учитель. Сегодня мы построили урок, опираясь на уже известные сведения о балладе как жанре литературы. Мы сумели определить жанр произведения, показать приемы, которые использовал поэт для воссоздания исторического колорита.
В балладе важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем.
(Слайд №23)
- Кто, по мнению А.С.Пушкина, «вдохновенный кудесник»? Чей «вещий язык» правдив и свободен? Кто не боится «могучих владык»?
Вернемся к толкованию В.Даля: поэт - «…умно и красно говорящий».
Итак, это о поэте, точнее о себе писал А.С.Пушкин.
-
Домашнее задание.
1. Найти и выписать из текста художественные средства выразительности.
2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина.