7


  • Учителю
  • Разработка урока по творчеству Твардовского А.Т.

Разработка урока по творчеству Твардовского А.Т.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«За все на свете я отвечаю головой»

Урок-исследование по поэме А.Твардовского

Последний урок по творчеству А.Твардовского в 11 классе я посвящаю его поэме «По праву памяти». Одиннадцатиклассники, уже знакомые с жизнью и деятельностью поэта, на этом уроке анализируют одну из самых трагических его поэм, где Твардовский судит время, в которое жил, и самого себя как непосредственного участника событий той эпохи-эпохи культа личности.

Выяснить отношение учеников к этому времени, определившему судьбу поэта, помогает форма занятия - урок исследование. Она позволяет создать целостное представление о личности Твардовского, понять его отношения с семьей, которые во многом объясняются историческими условиями 30-х годов. Учащиеся на этом уроке выступают в роли историков, биографов, психологов, литературных экспертов, ведущих. Группы исследователей использовали при подготовке к уроку подобранную мною дополнительную литературу: воспоминания его жены М.И.Твардовской, брата И.Т.Твардовского, критиков и литературоведов Ю.Буртина, А.Кондратовича, В.Лакшина.

Мы начинаем урок чтением отрывка из воспоминаний Расула Гамзатова о Твардовском: «Всем болям и радостям мира было открыто его сердце, так же, как его поэзия. Мне кажется, это и есть идеал современного поэта».

В своем вступительном слове я говорю :

- Эту боль Твардовский сумел выразить в своих стихах ,посвященных матери, и особенно в последней поэме, которая носит очень многозначительное название - «По праву памяти». Одно время поэту ставили в вину то, что он порвал связи с семьей, которая в годы раскулачивания была выслана со Смоленщины на Урал. Сегодня на уроке, читая воспоминания близких Твардовскому людей, его поэмы, мы попытаемся разобраться, каковы были его отношения ко времени, в котором ему довелось жить, и к родным.

«Биограф» читает автобиографию Твардовского, а «психолог» оценивает его отношения с родителями- сентиментальной, чуткой, отзывчивой матерью и отцом, умеющим и любящим трудиться ,для деревенского человека довольно грамотным и поощрявшим в детях стремление к знаниям (он даже нанял им репетитора) , подчеркивает, что именно родители воспитали в сыне привычку браться за дело с душой, биться за него, лезть на рожон.

Ведущий. В 1928 г.Твардовский , которому было тогда восемнадцать лет, уехал из родного дома в Смоленск. Как вы думаете, почему отец Твардовского был против его ухода из семьи?

Психолог. Уход сына «в люди» ни о чем не говорит: в русской, да и не только в русской литературе есть много описаний таких «уходов»- это было в порядке вещей. Трифона Гордеевича можно понять,- ведь любой отец хочет, чтобы дело его продолжалось , и ему горестно было осознавать, что сыну оно безразлично. Кроме того, отец Твардовского, которому было лестно, что сын пишет стихи, знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и незнаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие.

Ведущий. Как вы думаете, почему отец не вынудил сына остаться дома?

Психолог. Отец его был все-таки грамотным и даже начитанным человеком. Он сам привил сыну любовь к поэзии. В семье было принято читать по вечерам книги.

Ведущий. Почему же все-таки Твардовский уехал из дома?

Библиограф. Вот что пишет об этом его двоюродная сестра Ефросинья Михайловна Худолеева: « Уход из семьи Саши следует рассматривать как стремление к знаниям. Не уйди он из Загорья, не стал бы он крупным поэтом». О том, что Твардовский покинул родные края не из-за осложнений в отношениях с отцом, свидетельствуют и воспоминания его брата: «после появления в газете «Смоленская деревня» стихотворения «новая изба» (первая публикация поэта ) у него зародилась надежда на получение работы в городе, и он отправился туда к Михаилу Исаковскому, своему земляку, работавшему тогда в редакции « Рабочий путь».

Ведущий. Не проявилась ли в его уходе из семьи извечная проблема отцов и детей?

Литературный эксперт. В одном из ранних рассказов Твардовского есть фраза: « Не успел приехать, а уже размолвка. Трудно будет значит. Не понимает отец». И ещё в набросках ненаписанного романа: « Всю жизнь я с болью переносил жестокость, заносчивость отца и его безудержное тщеславие, которое выражалось в любви носить всегда шляпу, в хвастовстве и нетерпимости по отношению к соседям- хуторянам, которых он подчёркнуто ставил себя ниже не только по уму, но и по благосостоянию, что было весьма условно».

Биограф. Некоторое недоумение вызывает дневниковая запись, сделанная 26 ноября 1929 г.: "Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то еще долго будут мерещиться и заполнять меня всяческие воспоминания детства: березки, желтый песок, мама ". Первая часть предложения наводит на мысль, что поэт мечтает как можно быстрее увидеть родное Загорье, а вторая, напротив, приводит в замешательство: как можно охладеть к отчему краю и возможно ли вообще такое? Но, читая дальше, мы понимаем: поэт собирается отрекаться от родных мест, от своих близких (они были всегда с ним, жили в нем),- он хочет "охладеть к Загорью ", чтобы "всяческие воспоминания" не мешали новой жизни - жизни в литературе.

Литературный эксперт. Говоря об отношениях Твардовского с семьей, можно однозначно утверждать (об этом свидетельствуют воспоминание его современников), что он жестоко страдал в последние годы жизни, чувствуя свою вину "перед кровными". Эти передвижения нашли отражение в его последней поэме "По праву памяти".

Ч т е ц.

Перед лицом ушедших былей

Не вправе мы кривить душой,-

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой...

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.

Историк. 30-е годы - это годы коллективизации и так называемого раскулачивания. Многие семьи, которые не были кулацкими, оказались в ссылке. Такой "без вины виноватой" оказалась и семья Твардовских, сосланная на Северный Урал.

Биограф. Там его близкие получили письмо от Александра: "Дорогие родные! Ликвидация кулачества не есть ликвидация людей, тем более-детей. Мужайтесь, терпите, трудитесь. Писать я вам не могу". Почему он не мог писать родным? Об этом пишет в своих воспоминаниях брат поэта Иван Трифонович Твардовский .

Историк. Общество в 30-е годы делилось на тех, кто свято верил в правильность проводимой в стране политики, кто колебался и кто понимал, насколько губительно для народа, и в частности для крестьянства, то, что делается в стране по указанию Сталина. Твардовский, как пишет его брат, "жил пафосом своего времени" и только позднее понял правду. Именно об этом его поэма "По праву памяти", написанная в 1969г. и опубликованная только в 1987г., во время перестройки и гласности.

Литературный эксперт. В ней много переживших и понявший поэт уже по другому смотрит на 30-е годы, на роль Сталина в кампании "борьбы с врагами народа":

Средь наших праздников и буден

Не всякий даже вспомнить не мог,

С каким уставом к смертным людям

Взывал их посетивший бог





Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и мать за мною,

Все мимолетное, земное

Оставь- и будешь ты в раю





А мы, кичась неверьем в бога,

во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца , и мать отринь.



Забудь, откуда вышел родом

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов-

Любая прочая любовь.



Ведущий. Как же изменились со временем взгляды поэта? В чем основная идея его поэмы «По праву памяти»?

Литературный эксперт. Вот что пишет по этому поводу. В. Лакшин в статье «Не пряча глаз»: «Испытывая волнения совести… горечайшей вины перед отцом и его трудовыми руками, перед задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал свою поэму «По праву памяти»-свое оправдание и свое покаяние ». А литературный критик Ю. Буртин так отзывается об этом сложном времени и поэме Твардовского : «Выразительно и твердо названая «По праву памяти», поэма родилась как акт сопротивление - без этих понятий решительно невозможно обойтись, когда думаешь о Твардовском, откидываешь взглядом его творчество. На каждом этапе своего творческого пути он в чем-то очень существенно не похож на себя прежнего. Он представляет перед нами весь в поисках, пересмотрах, обретениях и отказах, противоречиях с самим собою».

Историк. Сотрудник Твардовского по «Новому миру» в лучшие годы существования журнала А.Кондратович записать рассказ Александра Трифоновича: «Я узнал прошлой весной историю, которая сама себе могла стать материалом для другой поэмы. Оказывается, перед съездом колхозников была дана команда: найти сына кулака, благополучного, работающего и тому подобное. Эта была задача трудная. Как только спрашивают, то любой секретарь райкома трусит: признаешься, что сын кулака работает, не раскулачен,- и мало ли что будет за это. Но с каким трудом нашли. Одели. Привезли в Москву на съезд. Написали для него речь. И он произнес. И где - то в самом начале он сказал: «Да вот я сын кулака , некоторые могут подумать , что мне трудно жить, что мне не дают работы ». В это время Сталин и бросил свою знаменитую реплику : «Сын за отца не отвечает». Я помню впечатление от этих слов, особенно в деревенской среде. Но только в прошлом году я узнал, как была произнесена эта реплика». В этом откровении поэта очень ярко представлена время. Характеристика 30-х годов может служить полном обоснованием биографической ситуации, в которой оказался писатель Твардовский, сын раскулаченного крестьянина.

В исполнении чтеца звучат первые четыре строфы из главы «Сын за отца не отвечает», которые во многом объясняют, почему Твардовский вынужден был на время отказаться от общений с родными. Мы анализируем эту главу. Подводя итоги урока, я подчеркиваю, что «По праву памяти»- эта поэма - воспоминания, поэма- исповедь. Возвращаю учеников к эпиграфу - словам А. Твардовского : «Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой». Делаем вывод : все мы в не отплатном долгу перед прошлым. Чтобы никогда не повторять его ошибок, мы должны знать правду, какой бы она ни была- слишком велика плата «за эти были» миллионы погибших, искалеченные судьбы оставшихся в живых. От этого должна уберечь нас память .Академик Д.С. Лихачев говорил: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти». Именно об этом поэма Твардовского, заставляющая нас задуматься об ответственности каждого перед своим временем и перед будущем.



Р.Д.Елемесова,

учитель Караманской средней школы

Карасуского района

Костанайской области







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал