7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 8 класс, ФГОС.

Рабочая программа по литературе 8 класс, ФГОС.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала











Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

литература

8 класс

ФГОС







Планируемые результаты изучения курса литературы в 8 классе.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.









Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.













</ содержание

ВОСЬМОЙ КЛАСС

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе»,

«Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль.

Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Те о р и я л и т е р а т у р ы.

Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт«бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции.

Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.

Цель автора - высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.

Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащит-

ных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор) А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермон-

тов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном

счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и

в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания,

любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки).

Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Ме-

лочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия

Великой Отечественной войны. Тема служения родине.

Новаторский характер Василия Тёркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.

Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский.

«Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов.

«Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический

характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне,

скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!»,

«Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира -«богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.

Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство

Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС ФГОС



Тема урока

Виды деятельности на уроке

Дата

Домашнее задание

1

Русская литература и история

Осознанное чтение статьи учебника Русская литература и история. Составление плана статьи. Участие в диалоге. Устный или письменный ответ на вопрос.



Стр. 3-4.Вопросы 1-3 стр.5

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

Чтение и составление тезисов статьи учебника «Русские народные песни». Выразительное чтение (исполнение) народных песен, частушек. Участие в диалоге. Работа со словарем литературоведческих терминов. Составление таблицы «Виды русских народных песен».



Стр.6-15. Вопр.1-6 стр.14-15. Устный анализ лирической песни. Творческое задание.

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы

Устные ответы на вопросы. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Составление плана сообщения по теме урока.



Вопросы стр.15-19. Пересказ предания. Проект (сценарий).

4

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

Чтение статьи учебника «Из древнерусской литературы». Ответы на вопросы. Составление плана характеристики князя Александра Невского.



Зад.1-5 стр.30. Пересказ «Последний подвиг Александра Невского».

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

Чтение и составление тезисов статьи «О «Повести о Шемякином суде». Обсуждение иллюстраций. Составление таблицы «Приемы сатирического изображения в повести « Шемякин суд».



Пересказ фрагмента повести по сюжету, стр.41-45.Чит. «Недоросль».

6

Д. И. Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии

Чтение статьи учебника «Д.И. Фонвизин», составление ее тезисов. Подбор дополнительного материала. Чтение по ролям комедии. Составление таблицы «Основные правила классицизма в драме»



Чтение по ролям. Характеристика героев. Вопросы к комедии «Недоросль».

7

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

Чтение статьи « Фонвизин и классицизм». Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «классицизм». Речевые характеристики героев. Формы выражения авторской позиции.



Письменный анализ эпизода. Зад. 5 стр.77. Работа в группах.

8

Урок развития речи 1

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос.



Стр.79-80.рассказ о Крылове. Письменный ответ на вопрос «Против чего направлена комедия».

9

И. А. Крылов «Обоз» - басня о войне 1812 года

Рассказ о писателе и истории создания басни. Выявление характерных для басен тем, образов и приемов изображения человека. Выявление в басне признаков эпического произведения.



Выучить наизусть басню И. А. Крылова. Творческое задание стр.83.

10

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» как романтическое произведение

Составление тезисов статьи учебника «К.Ф. Рылеев». Выразительное чтение думы ( в том числе наизусть). Обсуждение иллюстраций учебника.



Зад1-2 стр.91. Отзыв на русскую песню. Биография А.С.Пушкина. Работа в группах(Пушкин-историк).

11

Урок внеклассного чтения 1

А. С. Пушкин «История Пугачева»

Составление тезисов статьи «А.С. Пушкин». Повторение сведений о Пушкине - историке. Выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачева».



Содержание «Капитанской дочки», пересказ сюжета. Проект «Пушкин в Оренбурге».

12

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

Рассказ об истории создания романа. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.



Вопросы по главам. Стр.214-216. Эпизоды, связанные с историей Гринева.

13

А.С. Пушкин « Капитанская дочка»: образ главного героя

Устная и письменная характеристика Гринева и средств создания его образа.



Становление характера Гринева. Швабрин. Савельич.

14

А.С. Пушкин « Капитанская дочка» : система образов романа

Различные виды пересказов. Сопоставительная характеристика героев. Составление сравнительной характеристики Гринева и Швабрина.



Пересказ эпизодов, связанных с Машей М. и ее родителями.

15

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» : нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе.

Устная характеристика героинь романа и средств создания их образов. Составление плана сравнительной характеристики героинь.



Пересказ эпизодов «Встречи Гринева с Пугачевым».

16

А.С. Пушкин « Капитанская дочка» : образ предводителя народного восстания и его окружение.

Характеристика Пугачева и средства создания его образа. Анализ форм выражения авторской позиции.



Текст повести, вопросы по главам. Характеристика Пугачева.

17

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа.

Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в нем художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Составление электронной презентации «Герои романа «Капитанская дочка».



Подготовиться к к/ р.(1.Что повлияло на формирование характера Гринева? 2.Почему Машу можно считать нравственным идеалом Пушкина? И др.

18

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 2 А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Контрольная работа



Сообщения «Пушкин и лицеисты», «Пушкин и декабристы».

19

А.С. Пушкин «19 октября», «Туча».

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Пушкина. Выявление характерных для стихотворения Пушкина тем, образов и приемов изображения человека. Составление плана и устный анализ одного из стихотворений.



«Пушкин и А.П. Керн». Стихи о любви.Вопр.1-4стр.223,

1-2 стр.225

20

Урок внеклассного чтения 2

А.С. Пушкин «К ***( «Я помню чудное мгновение…») и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества.

Выразительное чтение стихотворений. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения или романса, ответы на вопросы викторины.



Наизусть «Я помню чудное мгновение…».Подготовиться к к /р.

21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

Письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ стихотворений; анализ эпизода романа «Капитанская дочка».



Стр.228-229.Рассках о М.Ю. Лермонтове. Повторить его стихи.

22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма

.Составление тезисов статьи учебника «М.Ю. Лермонтов». Выразительное чтение поэмы «Мцыри». Составление лексических и историко - культурных комментариев. Характеристика сюжета поэмы.



Выразительное чтение «Мцыри». Творческое задание. Отзыв на одну из иллюстраций.

23

М.Ю. Лермонтов «Мцыри: образ главного героя.

Устный и письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика героя и средств создания его образа.



Стр.251-254. Характеристика Мцыри. Проект стр. 258.

24

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» : особенности композиции поэмы.

Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана на тему «Двуплановость композиции поэмы.



Письменный ответ на вопрос.

«Зачем историю Мцыри автор излагает в форме исповеди героя?» Читать «Ревизор» Н. В. Гоголя.

25

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Чтение статьи учебника «Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики» и сопоставление позиций критиков. Письменный ответ на вопрос.



Сочинение.

26

Н.В. Гоголь «Ревизор» как социально - историческая комедия.

Составление тезисов статей «Н.В. Гоголь» и «О замысле, написании и постановке «Ревизора». Составление лексических и историко - культурных комментариев. Работа со словарем литературоведческих терминов.



Чтение комедии по ролям. Вопросы 1-7 стр.352-353.



27

Н.В. Гоголь « Ревизор» как сатира на чиновничью Россию

Характеристика сюжета пьесы, ее тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Анализ форм выражения авторской позиции. Составление плана характеристики чиновников.



Характеристика чиновников города, средства создания их образов. Пересказ эпизодов, связанных с Хлестаковым.

28

Н.В. Гоголь «Ревизор» : образ Хлестакова.

Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Анализ эпизодов «Первая встреча с городничим», «Сцена вранья», их роль.



Чтение по ролям. Творческое задание.

Устный ответ «Хлестаков и хлестаковщина».

29

Н.В. Гоголь «Ревизор»: сюжет и композиция комедии

Составление тезисов статьи «О новизне «Ревизора». Выделение этапов развития сюжета комедии. Анализ эпизода «Последний монолог городничего» и немой сцены.



Подготовиться к уроку Р.Р. «В чем социальная опасность хлестаковщины?

30

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 4

Н.В. Гоголь « Ревизор»

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.



Н.В. Гоголь «Шинель»

(стр.356-388).

31

Н.В. Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

Выразительное чтение повести. Составление комментариев. Составление плана характеристики Башмачкина. Анализ эпизодов.



Вопросы 1-2 стр.388-389. Образ Петербурга.

32

Н.В. Гоголь «Шинель» как «петербургский текст».



Выявление в повести признаков реалистического и фантастического произведения. Обсуждение иллюстраций. Составление плана анализа финала повести. Подготовка к к/работе.



Анализ финала повести «Шинель». Проект «Петербург начала 19века и его обитатели в повести «Шинель».

33

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.



И. С. Тургенев «Певцы».

34

Урок внеклассного чтения 3

И.С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.

Составление тезисов статьи « И. С. Тургенев». Выразительное чтение рассказа «Певцы». Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различение образов рассказчика и автора.



2 часть литературы. Стр.3-5.

Вопросы 1-4 стр.5.

35

М.Е. Салтыков - Щедрин. «История одного города» (отрывок) : сюжет и герои.

Составление тезисов статьи «М. Е. Салтыков- Щедрин. Обсуждение статьи «Уроки Щедрина». Устная характеристика глуповцев и правителей и средств создания их образов.



Характеристика глуповцев и правителей города. Вопросы 1-7 стр.14.

36

М.Е. Салтыков - Щедрин «История одного города» (отрывок) средства создания комического.

Ответы на вопросы учебника. Анализ форм выражения авторской позиции. Викторина по творчеству С - Щедрина. Составление плана о средствах создания комического в романе.



Стр.16-17.Рассказ о Н.С. Лескове. Прочитать «Старый гений».

37

Н.С. Лесков «Старый гений»: сюжет и герои.

Составление тезисов статьи «Н.С. Лесков». Выделение этапов сюжета. Анализ форм выражения авторской позиции. Составление таблицы «Две России в рассказе».



Вопросы 1-4 стр.26. Кто виноват в страданиях героини?

38

Н.С. Лесков «Старый гений»: проблематика и поэтика.

Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Различные виды пересказов. Обсуждение иллюстраций к рассказу. План сообщения о нравственных проблемах рассказа.



Рассказ о Л.Н. Толстом (стр.28-30).Прочитать «После бала».

39

Л.Н. Толстой «После бала»: проблемы и герои.

Составление тезисов статьи « Л. Н. Толстой». Выразительное чтение рассказа «После бала». Соотнесение рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Подбор цитат на тему « Две России».



Зад.1-6 стр.40-41.Отзыв на рассказ «После бала».

40

Л.Н. Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа.



Подготовиться к контрольному сочинению.

41

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.

Контрольное сочинение. « Что общего во взглядах на Россию в рассказах Н.С. Лескова и Л. Н. Толстого?» «Какие литературные приемы и способы отражения действительности помогли русским писателям донести свои идеи до читателя?» (По произведениям М.Е. С-Щедрина, Н.С. Лескова, Л. Н. Толстого).



Стихи о природе. Анализ стихотворения.

Подготовиться к конкурсу.

42

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 5

Поэзия родной природы в русской литературе 20 века.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление общности

в восприятии природы русскими поэтами. Составление плана анализа стихотворения.



А. П. Чехов. Стр.48-50. «Человек в футляре» знать содержание.

43

Урок внеклассного чтения 4.

А.П. Чехов « Человек в футляре».

Выразительное чтение рассказа. Устный ответ на вопрос ( с использованием цитат). Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Авторская позиция в рассказе.



«О любви» (стр.50-60).

Вопросы 1-5 стр.61.

44

А.П. Чехов « О любви» (из трилогии).

Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Сопоставление сюжетов, персонажей рассказов «Человек в футляре» и « О любви».



Рассказ о Бунине (стр.63-64)

Прочитать рассказ «Кавказ».

45

И.А. Бунин « Кавказ»: лики любви.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Характеристика героев. Анализ форм выражения авторской позиции. Проект.



Почему несчастливы в любви герои рассказа «Кавказ?»

72-73стр. (Куприн А.И.) «Куст сирени».

46

А.И.Куприн «Куст сирени» : история счастливой любви.

Составление тезисов статьи «А. И. Куприн». Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Составление плана характеристики героев. Подготовка к диспуту.



Подготовиться к диспуту. Презентация «Лики любви в рассказах Чехова, Бунина, Куприна».

47

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6

Урок - диспут «Поговорим о превратностях любви».

Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции.



Нравственный смысл историй о любви.

48

Контрольная работа по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Анализ фрагмента эпического произведения. Выполнение тестовых заданий.



А. Блок. Стр.. 82-83.

49

А.А. Блок «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

Составление тезисов статьи «А.А. Блок». Чтение и обсуждение глав из книги Д. С. Лихачева о Куликовской битве. Определение общего и индивидуального в литературном образе родины в творчестве поэта. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «лирический цикл».



Наизусть стихотворение Блока (на выбор).

Стр.94-95.

50

С.А. Есенин «Пугачев» как поэма на историческую тему.

Составление тезисов статьи «С.А. Есенин». Чтение фрагментов поэмы. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «драматическая поэма». Составление таблицы «Худ. Тропы в поэме «Пугачев».



Выразительное чтение поэмы «Пугачев». Вопросы учебника.

51

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 7

Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачеве». План ответа на проблемный вопрос « В чем общность и различия образа Пугачева в фольклоре и произведениях Пушкина и Есенина».



Вопросы 1-3 стр.101.

Стр.103-104. И. С. Шмелев «Как я стал писателем»

52

И.С. Шмелев « Как я стал писателем»: путь к творчеству.

Составление тезисов статьи «И. С. Шмелев». Выразительное чтение рассказа. Анализ форм выражения авторской позиции. Составление отзыва на рассказ Шмелева.



Стр.115-116. М.А. Осоргин

«Пенсне».



53

М.А. Осоргин «Пенсне»: реальность и фантастика.

Составление тезисов статьи «М. А. Осоргин». Характеристика сюжета и героев рассказа. Реальность и фантастика в рассказе.



Сообщение о журнале «Сатирикон». Стр.123-124.

Вопр.1-2 стр.127.

54

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

Составление тезисов статьи о журнале «Сатирикон». Выразительное чтение отрывков. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно-эмоционального содержания. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.



Выразительное чтение отрывков «Всеобщей истории» и «Новой истории».

Стр.134-135.Тэффи «Жизнь и воротник».

55

Урок внеклассного чтения 5

Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

Выразительное чтение рассказов. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление таблицы «Смешное и грустное в рассказе «Жизнь и воротник».



Стр.139-140.М. Зощенко «История болезни».

56

Урок внеклассного чтения 6

М.М. Зощенко «История болезни» и другие рассказы.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета и героев рассказа. Литературная викторина. Комические детали в рассказе.



А.Т. Твардовский. Стр.146-147. Поэма «Василий Теркин». Инд задания.

57

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»: образ главного героя.

Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Характеристика героя поэмы. Подбор цитат на тему «Василий Теркин». Обсуждение иллюстраций.



Выразительное чтение поэмы. Наизусть отрывок (на выбор). Характеристика Теркина.

58

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы.

Сообщение об особенностях композиции поэмы. Выявление черт фольклорной традиции в поэме. Авторские отступления в поэме. Анализ форм выражения авторской позиции.



Творческое задание стр.173-174. Подготовка рефератов. Стихи о войне на конкурс.

59

Стихи и песни о Великой отечественной войне.

Конкурс на лучшее исполнение стихов и песен, литературная викторина. Сопоставление разных редакций «Катюши». Проект «Стихи и песни, приблизившие победу».



В.П.Астафьев. Стр.188-189 (сообщение) «Фотография, на которой меня нет»

60

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Чтение рассказа. Характеристика сюжета и героев рассказа.



Вопросы1-3 стр.206. Творческое задание стр.206.

61

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 8

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Письменный ответ на вопрос.



Письменный ответ на вопрос. Стихи о природе.

62

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Поэты русского зарубежья о Родине.

Определение общего и индивидуального в литературном образе родины в творчестве русских и зарубежных поэтов. Конкурс на лучшее исполнение и интерпретацию стихотворения



Наизусть стих. (на выбор).

Подготовиться к к/р в форме ОГЭ.











63

Годовая контрольная работа по литературе в формате ОГЭ.

Проверка знаний.



У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

64

У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии. Чтение фрагментов трагедии. Характеристика сюжета и героев трагедии. Анализ эпизода трагедии.



Выразительное чтение монолога трагедии, сонетов.

65

Сонет как форма лирической поэзии.

Выразительное чтение сонетов. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение сонета, литературная викторина.



Ж.Б.Мольер стр.226-245. «Мещанин во дворянстве»

66

Урок внеклассного чтения 7

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).

Устный рассказ о драматурге и об истории создания комедии. Характеристика сюжета и героев комедии. Проект. Театральная постановка сцен комедии.



В. Скотт «Айвенго».

Стр.296-298.

67

Урок внеклассного чтения 8 В. Скотт «Айвенго».



Краткий рассказ о писателе и истории создания романа. Чтение фрагментов романа. Характеристика сюжета и героев романа.



Подготовиться к итоговому уроку.

68.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

Подведение итогов за год. Список книг для летнего чтения.



Список книг для летнего чтения.





























































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал