- Учителю
- Опыт диалогического освоения отдельного произведения («Silentium» О.Мандельштама.)
Опыт диалогического освоения отдельного произведения («Silentium» О.Мандельштама.)
Сценарный план учебного диалога.
Тема работы - Опыт диалогического освоения отдельного произведения («Silentium» О.Мандельштама.)
Аудитория - обучающиеся 11 класса.
Можаева Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ордынского района Новосибирской области -Новошарапской средней общеобразовательной школы
Номер мобильного телефона- 89537304295
Стратегическая цель диалога - оформление индивидуальной и коллективной интерпретации на основе анализа «внутреннего мира» произведения.
Введение в тему урока.
Цель: вызвать интерес к теме урока. Очертить связь: действительность и рождение поэтического образа; от факта - - к постановке вопроса, организующего восприятие стихотворения.
Эта, какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова! -
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного.
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма -
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама.2
-Раскройте своё понимание стихотворения.
-В этом стихотворении поэт предугадывает свою непростую встречу с читателем.
"Читать стихи - величайшее и труднейшее искусство, и звание читателя не менее почётно, чем звание поэта", - писал Осип Мандельштам.
-Попробуйте прокомментировать эти слова поэта.
-Чтобы стать настоящим ценителем стихов, нужно их просто почаще читать, учить наизусть3.
-Нужно иметь воображение.
-Стихи мне непонятны, звание почётного мне «не светит»…
-Мандельштам ставит на один уровень талант поэта и читателя. Почему?
-Поэт живёт, пока его читают.
-Творчество поэта невозможно без читателя. Кто ж тогда признает талант поэта?
-Действительно, поэт надеется на сотворчество с читателем, он ищет собеседника.
Сегодня, надеюсь, нам предстоит встреча -сотворчество со стихотворением Мандельштама"Silentium", которое , по мнению исследователей, «принадлежит к числу самых известных и самых непонятых стихотворений Мандельштама»4.
-Какой парадокс вы можете отметить в характеристике этого стихотворения?
-Почему известное
стихотворение остаётся непонятым?
-Итак, обратимся к тексту стихотворения.
Silentium
Она ещё не родилась,
Она -и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазуревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!5
1910, 1935
Приглашение к диалогу.
Интрига урока.
Конкретная установка на слушание /чтение произведения.
Этап предпонимания.
«Молчаливое» знакомство с текстом. Вопросы на выявление первичного восприятия текста. Самостоятельное наблюдение, фиксация главного.
Цель: определить уровень понимания текста.
- Сформулируйте своё понимание стихотворения после первого прочтения. / -О чём же, на ваш взгляд, это стихотворение?
/Формулировка собственных первичных представлений о смысле «Silentium'a»./
-Что в произведении кажется непонятным, странным, загадочным? Сформулируйте вопросы, адресованные автору, и запишите их.
/Обучающиеся пишут вопросы, а затем озвучивают./
-Как перевести название?
-Кто это ОНА? Непонятно.
-Почему светлый день безумный?
-О каком сосуде идёт речь?
-Почему уста должны быть немыми? МОИ -это чьи?
-Странно, что в конце стихотворения две даты. Что это за даты?
-Как понять образы моря, пены, Афродиты?
-Что считать первоосновой жизни? и т.д.
-Вопросов много. С чего же следует начать анализ, чтобы глубже разобраться во «внутреннем мире» стихотворения? Давайте определим логику анализа. Попробуем распределить ваши вопросы на наиболее важные и второстепенные.
/Важными решено считать вопросы, связанные с поэтикой и композицией произведения./
Выявляются возможные представления о теме.
Выявление первичного восприятия, мотивирование учащихся на понимание текста, определение логики анализа.
Этап анализа текста.
Коллективная интерпретация.
-Обратим внимание на название стихотворения. Как оно переводится?
-«Молчание».
-Что может отражать заголовок?
-Либо тему, либо основную мысль. Пока непонятно.
-Придётся вернуться к заглавию позже.
-Прочтите первую строфу. Какие художественные приёмы вы можете сразу отметить?
-Повтор два раза -«ОНА» и трижды- «И».
-Что вы можете сказать о значении повторяющихся слов?
-Местоимение заменяет имя, «И»- соединительный союз.
-Составьте кластер к местоимению «ОНА». Какие слова заменяет местоимение в стихотворении?
немота ОНА первооснова жизни
музыка связь
слово /речь/
Афродита
-Не многовато ли версий для одного маленького стихотворения? Ответы на ключевой вопрос: «Кто ОНА?» и делают стихотворение тайной.
-Какова роль повтора союза И в первой строфе?
-Повтор только усугубляет тайну: ОНА-связь всего со всем.
-Тогда почему во второй строфе появляется союз НО?
- Союз НО должен что-то противопоставлять.
-Назовите противопоставленные явления./При затруднении: слова, которые могут быть антонимами.
-Спокойно-безумный, светел, бледная-чёрно-лазуревый.
-Спокойно чёрно-лазуревое море- сосуд, а безумен светлый день. Необычно.
-Традиционно: свет- это гармония, а чернота-хаос, но у Мандельштама по-другому.
-Обратите внимание на слово «сосуд». Как бы вы объяснили его появление в стихотворении?
-«Образ сосуда… мыслится О. Мандельштамом воплощением бытия, противостоящего пустоте. Именно через этот образ раскрываются такие сущностные признаки бытия, как оформленность и наполненность»6.
-Значит, ОНА противопоставлена бытию с его, безумностью, противоречием.
-Какой образ назвали бы основным в третьей строфе?
-Немота.
-В чём разница между словами немОта и немотА?
-НемОта -упорное молчание, немотА- природная лишённость речи, неспособность говорить.
-Почему поэт выбирает немОта?
-Это временное состояние лирического героя, он пока не говорит ни слова.
-Какой звук часто повторяется в строфе?
-[Р],[ Л']
-Как называется этот приём? Какова его роль?
-Аллитерация делает строфу звучной, опять противоречие: немота связана с музыкой-с чистой (кристаллической) нотой.
- «Стихотворение написано в 1910 году. Осипу Эмильевичу Мандельштаму 19 лет. Он с детства увлечён музыкой и творчеством Ф.И.Тютчева, поэтому воспринимает поэзию и музыку как родственные виды искусства, уверен, что в своём творческом самовыражении истинным композиторам и поэтам всегда по дороге, «которой мучимся, как музыкой и словом», скажет позднее, в 1930 году, в стихотворении «Лазурь да глина, глина да лазурь…»7.
-Давайте сведём воедино все слова 1-3 строф в 4-ой строфе стихотворения:
Silentium
Она ещё не родилась,
Она -и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазуревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
-Появляются ли в четвёртой строфе новые мотивы?
- Нет, строфа сводит воедино все образы, возвращает нас к первой строфе. Первооснова жизни, из которой вышло бытие, как Афродита из пены, но ни то, ни другое ещё не родилось. Тишина, музыка, слово-всё в единстве.
-Что ещё указывает на единство?
-Способ рифмовки АВВА, рифма опоясывающая.
- Композиционная схема стихотворения аналогична использованной в ней схеме рифмовки.
- «Тишина несет в себе духовно-творческое начало. Поэтому в отличие от природного хаоса, который сопровождается постоянным указанием на немоту, неизменным признаком тишины оказывается
звучание. Творческий характер молчания декларируется поэтом в стихотворении «Silentium» (1910). Это произведение подхватывает тему одноименного стихотворения Ф. Тютчева,
но решает ее несколько в ином ключе. Апология безмолвия как воплощения некой мифообразной «первоосновы жизни» утверждает невозможность проникновения в «музыку запредельного»8.
Выявление определённых элементов текста, объяснение их функций, установление связи между ними.
Этап интерпретации смысла произведения.
Индивидуальная интерпретация.
1. «Стихотворение "Silentium" принадлежит к числу самых известных и самых непонятых стихотворений Мандельштама. Чтобы доказать это, достаточно сверить комментарии в различных изданиях, задавшись вопросом, ключевым для понимания этого стихотворения: кто такая "она"? В каждом комментированном издании мы найдем ответ на свой вопрос - и в каждом этот ответ будет новым. (?)…»9 Проведите исследование различных интерпретаций стихотворения. Какие ответы они дадут на вопрос: кто такая "она"?
2.Напишите сочинение -интерпретацию стихотворения.
3. «Silentium!» Тютчева и «Silentium» Мандельштама.
Диалогическое движение понимания.
1 Используется филолого-педагогическая схема урока, предложенная Лавинским С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно- деятельностный подход. Прогресс- Традиция. Издательский Дом «ИНФРА - М», 2003. С.215
2 Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1.-М.: ТЕРРА, 1991.
3 Выделенное курсивом -предполагаемые ответы обучающихся.
4 Молчание Осипа Мандельштама. www.ruthenia.ru
5 Мандельштам О.»Камень» и «Trista» - Кишинёв: «АДА»- «КОНКОРДИЯ», 1990. С.17.
6 Бреева Т.Н. Художественный мир Осипа Мандельштама. М.- Издательство «Флинта». Издательство «Наука». 2013. С.35
7 Болотнова Н.С. Методика поуровневого лингвосмыслового анализа поэтического текста и её использование в школе. /Н.С.Болотнова//Русский язык в школе, 2015, №6. - с.16-22
8 Бреева Т.Н. Художественный мир Осипа Мандельштама. М.- Издательство «Флинта». Издательство «Наука». 2013. С.30
9</ Молчание Осипа Мандельштама. www.ruthenia.ru