7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе за курс 9-го класса (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по литературе за курс 9-го класса (индивидуальное обучение)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Микунь





Рекомендована Утверждаю

методическим объединением Директор МБОУ «СОШ №1» г.Микунь

учителей русского языка и литературы ___________Л.Ф.Блинова

протокол № 1 от 30 августа 2016 г. «__2__»____09_____2016 г.













РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по литературе

за курс 9 класса (индивидуальное обучение)





Уровень усвоения программы : базовый

Срок реализации программы - 1 год

Составлена на основе Примерной программы по литературе, утверждённой Министерством образования и науки РФ с учётом федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)













Учителя: Гребинча Г.А., Балабаева С.И., Николаева Г.П.









г.Микунь

2016 г.









Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Количество часов по программе - 34

Количество часов по учебному плану школы - 34

Литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках даётся сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта, учащиеся занимаются поисковой, исследовательской деятельностью. Учитель применяет нестандартные формы проведения уроков, такие как диспут, защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки.

Место и роль учебного курса литературы в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение - вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.

Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда - к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель». (С. Я. Маршак «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. В 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы Произведения зарубежной литературы изучаются в конце курса в каждом классе.

В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин,

стихотворений, рассказов.Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

В Приложении 1 даны списки произведений для заучивания наизусть.

В Приложении 2 даны списки произведений для самостоятельного чтения.

В Приложении 3 даны списки основных видов устных и письменных работ в 9 классе.









Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

авторов и содержание изученных произведений;

основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

определять идейную и эстетическую позицию писателя;

анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

оценивать проблематику современной литературы;

анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Содержание программы

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС





Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).





Из древнерусской литературы (2ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров

«Слово о полку Игореве». (2ч.) (История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы..

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (4ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века.(1ч.)

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. (2ч.) Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. (2 ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. (2ч.) Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. (3ч.) Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (22ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.(1ч.)

Василий Андреевич Жуковский. (2ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. (8ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. (14ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. (12ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. (7 ч.) Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. (2ч.) Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. (3ч.) Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. (1ч.) Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. (3ч.) Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века (1ч.) Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (6ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.(1ч.)

Иван Алексеевич Бунин. (2ч.) Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.(1ч.)

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. (1ч.) Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. (2ч.) Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. (2ч.) Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Михаил Афанасьевич Булгаков. (2ч.) Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Марина Ивановна Цветаева. (2ч.) Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова. (2ч.) Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий.(1ч.) Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Михаил Александрович Шолохов. (3ч.) Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. ( 1ч.) Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. (2ч.) Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков (2ч.)

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий.«В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Александр Исаевич Солженицын. (3ч.) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (0ч.)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. (1ч.) Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. (1ч.) Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. (2ч.) Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете.(4ч.) Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.



Приложение 1

СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ





На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10-12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений. Выбор их осуществляется учениками.

Девятый класс

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г.Р.Державин. властителям и судьям. Памятник. (на выбор учащихся)

А.С. Грибоедов. Горе от ума. (один из монологв Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Пророк. «Я вас любил…» ( по выбору учащихся).

Евгений Онегин. (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва. (по выбору учащихся).

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». ( по выбору учащихся).

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Не жалею, не зову, не плачу…» ( по выбору).

В.В. Маяковский «Люблю» (отрывок).

М.И Цветаева. «Идешь, на меня похлжий…». «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из цииклов «Ахматовой», «Родина» ( по выбору учащихся).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю». «Что ты бродишь неприкаянный…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).





Приложение 2

СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Девятый класс

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д.И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского.

А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н.М. Карамзин. История государства Российского.

А.С. Пушкин. Стихотворения. Борис годунов. Маленькие трагедии.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н.В. Гогль. Петербургские повести.

А.Н. Островский пьесы.

Стихотворения Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

И.С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.

Л.Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф,М, Достоевский. Белые ночи.

А.П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И.А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. горький. Мои университеты.

Стихотворения А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В, Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н.А, Заболоцкого, А.Т. Твардовского, Н.М. Рубцова, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Слуцкого, И.А. Бродского и др.

М.А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н.С. Лескова, В.В Гаршина, Г.И. Успенского, М.А. Шолохова, Ю.В. Трифонова, В.П. Астафьева.

Исторические произведения А.Н. Толстого, Ю.Н. Тынянова, М. Алданова, М.А. Осоргина, К.Г. Паустовского и др.

Сатиричесике произведения А.Т. Аверченко, Тэффи, М.М. Зощенко, И. Ильфа и Е.Петрова, Ф. Искандера.

Научная фантастика А.Р. Беляева, И.А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А.Вампилова, В.С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г.Я. Бакланова, Ю.В. Бондарева, В.В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии.

Ж.-Б. Мольер. Комедии.

Дж. Байрон. Стихотворения.

О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.





Приложение 3





ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

(5-9 классы)





Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических и т. д.).

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-7 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5-9 классах.













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ДЛЯ 9 КЛАССА





п/п

Авторы составители

Название учебного издания

Год издания

Издательство

1

Коровина В.Я. и др.

Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса: в 2ч.

2011

Просвещение

2

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM

2011

Просвещение

3



Поурочные разработки к учебнику «Литература. 9 класс» под ред. В.Я. Корвиной

2011

ВАКО





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

(34 часа , 1 час в неделю)

Тема





Кол-во часов





Кол-во контрольных работ





Количество

уроков

внеклассного чтения





Количество

уроков развития

речи



Из древнерусской литературы

2





1

Из русской литературы XVIII века

4





Из русской литературы XIX века

22

3

Из русской литературы XX века

6

Всего

34

4





Программа 9 класса рассчитана на 1 час в неделю, что соответствует рекомендациям составителей программы









Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. (34 часа)п/п

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Формы работы

Формы контроля

Домашнее задание

1





«Слово о полку Игореве» и история. Сюжет произведения и композиция

Лекция учителя. Устный анализ произведения.



Выучить лекцию

2





Художественное своеобразие «Слова…».

«Слово о полку Игореве» в искусстве

Беседа. Пересказ



Выучить плач Ярославны





Сочинение по «Слову о полку Игореве»

(домашнее)

Урок развития речи



Прочитать статью учебника о классицизме.

3





Классицизм в русском и мировом искусстве

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии»



Лекция учителя.



Выучить лекцию.









Подготовить выразительное чтение стихотворения.

4





М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол…»

Беседа



Выучить отрывок

5





Г. Р. Державин «Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

Слово учителя. Беседа









6





Н. М. Карамзин. Понятие о сентиментализме.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма



Лекция учителя



Теория, Карамзин «Бедная Лиза», с прочитать произведение, подготовить ответы на вопросы.

7





В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое», «Светлана».Особенности жанра баллады.







Анализ стихотворений



Жуковский «Светлана»

8





А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

А. С. Грибоедов «Горе от ума». Прототипы комедии и история создания







Анализ произведения.

Выучить факты биографии

9





Система образов комедии

Сюжет и конфликт комедии.

Общественный конфликт в комедии





Заполнить таблицу





10





Анализ монологов действующих лиц

Анализ сцены на балу. Новые персонажи

Умён ли Чацкий?

Афоризмы в комедии «Горе от ума»

Семинар

Тестирование

Хар-ка действующего лица





Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»

(домашнее)

Урок развития речи



11





А. С. Пушкин. Жизнь и творчество

Друзья и дружба в лирике Пушкина

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина



Анализ стихотворений



сообщение

12





Любовь в жизни и творчестве Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Устный журнал



«Я вас любил…» (выучить)

13





Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция

День Онегина.

Онегин и Ленский в деревенском кругу.

Лекция учителя

Проверочная работа

«ЕО» 1 глава

14





Анализ письма Татьяны

Анализ сцены в саду

Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины»



Практикум



Конспект статьи Белинского

Рассказ «Сон Татьяны»

Анализ эпизода

15





Анализ сцены дуэли

Практикум



Анализ сцены дуэли





Татьяна и Онегин в 8 главе

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Беседа



Собрать материал к беседе

16





«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Пушкинский роман в зеркале критики

Беседа

Тестирование

Подготовиться к сочинению





Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

(домашнее)

Урок развития речи





17





М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова











Лекция. Беседа



Сообщения









«И скучно, и грустно…» (выучить)

18





Адресаты любовной лирики Лермонтова

Эпоха безвременья в лирике поэта

Конференция



«Смерть поэта» (выучить)

«Родина» (выучить)

19





М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Сложность композиции

Повесть Лермонтова «Бэла»

Повесть «Максим Максимыч» и «Тамань»







Лекция учителя





Беседа

Беседа



«Бэла» (прочитать)

«Тамань» (прочитать)

«Журнал Печорина» (прочитать)

20





Печорин в системе мужских и женских образов романа

Беседа



Сообщение, Конспект критических статей.





Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

(домашнее)







21





Н. В. Гоголь. Страницы жизни и творчества

Сообщение.





22





Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Практикум



Сообщение.

23





Образ города в поэме «Мёртвые души»

Урок-экскурсия



План сочинений

24





Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Беседа



Домашнее сочинение

25





Поэма в оценке В. Г. Белинского

Лекция.



Островский «Бедность не порок» (прочитать)

26





А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы

Лекция. Беседа



Подобрать цитатный материал

Достоевский «Белые ночи» (прочитать)

27





А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»

Лекция. Беседа



Анализ произведения

28





И. А. Бунин «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»

Лекция. Беседа



Повторить теорию литературы

Булгаков «Собачье сердце» (прочитать)

29





М. А. Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Лекция. Беседа

Тестирование



30





М. А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа

Беседа

Проверочная работа



31





А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе.

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

Беседа



Подготовиться к зачёту

32





А. А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен

Практикум



Выучить стихотворение «О, весна без конца и без краю…»

33





С. А. Есенин. Биография. Тема Родины в лирике Есенина.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского

Лекция. Практикум



Выучить стихотворение на выбор

Выучить стихотворение «Послушайте!»

34





М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве»

А. А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике

Лекция. Практикум



Выучить стихотворение на выбор













Выучить стихотворение на выбор

Итого: 34 часа







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал