- Учителю
- Рабочая программа по литературе. 8 класс.
Рабочая программа по литературе. 8 класс.
Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «СОШ п.Сосновка»
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по НМР Директор школы
____________ Царегородцева М.В. ____________ Иванов М.В.
«____» августа 2015 года « ______» августа 2015 года
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Название предмета литература
Класс 8
Учитель Сидорова Алла Ивановна
Общее количество часов по предмету по учебному плану 70 часов, запланировано 70 часов
1 четверть - часов
2 четверть - часов
3 четверть - часов
4 четверть - часов
Год
Сочинения
8
Проверочные работы, контрольные работы
5
Внеклассное чтение
7
Тестирование
4
По 2 часа в неделю, всего учебных недель 35.
Составлен в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе под ред. В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2010) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2010).
Методические пособия: 1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2015.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2014.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2014.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007; поурочное планирование уроков лит-ры под ред.
7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия, видеоуроки, видеофильмы.
8. ЦОРы Сети Интернет
9. Мультимедийные презентации.
Одобрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла «28» августа 2015 года
Протокол №1 от 28 августа 2015 года
Руководитель МО: _________________ Сидорова А.И.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Литература, 8 класс
№пп
Тема
К-во ч
Дата
Корректировка
Предметный результат
Домашнее задание
ВВЕДЕНИЕ - 1 час
1
Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
сочинение-рассуждение на тему «Книга в моей жизни».
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 2 часа
2
Устное народное творчество.
Отражение жизни народа в народных песнях.
1
Народная песня, частушка
1. Завершить анализ песни.
2. Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения).
3. Прочитать стр. 5 - 11 учебника, подумать над вопросами и заданиями на стр. 10.
сообщение «Русская историческая песня».
3
Частушка как малый песенный жанр.
1
Народная песня, частушка
Подготовить собственный текст частушки на школьную тему.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 3 часа
4
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
1
Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Предание (развитие представлений).
1. Перечитать ещё раз предание «О покорении Сибири Ермаком».
2. Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику из текста.
5
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.
1
Особенности содержания и формы воинской повести и жития. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).
1. Подготовить связный рассказ о житийной литературе и «Житии Александра Невского», используя текст произведения и материал учебника на стр. 24 - 26.
2.Подготовить письменную характеристику князя Александра, используя текст «Жития…».
6
Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.
1
Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
1. Подготовить повесть к выразительному чтению в классе.
2. Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА - 3 часа
7
Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
1
Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
1. Перечитать комедию «Недоросль» (сцены). По учебнику-хрестоматии.
2. Подумать над вопросами и заданиями в конце комедии.
8
Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
1
Классицизм. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
1. Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода.
2. Дать развёрнутый ответ на один из указанных вопросов по выбору.
3. Подготовить характеристику одного из героев комедии.
9
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века» (на примере 1 - 2 произведений).
1
Алгоритм написания сочинения
Сочинение.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - 34 часа
10
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
1
Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
1. Выучить наизусть на выбор две предложенные басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.
3. Подумать и ответить, каков смысл иносказаний в этих баснях?
11
Внеклассное чтение.
И.А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа.
1
Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
1. Подготовить выразительное чтение басен (по выбору).
2. Подготовить анализ одной из басен (по выбору).
12
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.
1
Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева
1. Составить вопросы по материалам урока и учебника стр. 74 - 75.
2. Подготовить рассказ о поэте, об исторических событиях XVI века.
3. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака»; подумайте над вопросами, предложенными в конце думы на стр. 79.
13
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.
1
Особенности поэтической формы.
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
I. Подготовиться к семинару.
Написать в словариках значения литературоведческих терминов «повесть», «роман», «семейные записки», «хроника», «жанр».
2. Перечитать главы 1 - 2, подготовить сжатый пересказ.
3. Сообщения
14
А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе изученного в 6 - 7 классах).
1
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
1. Прочитать «Историю Пугачёва» (отрывки.
2. Ответить на вопросы (устно).
15
А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.
1
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Вопросы.
16
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
1
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
1. Прочитать главы 3 - 5.
2. Кратко рассказать о жизни Гринёва до начала Пугачёвского восстания.
17
Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.
1
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
1. Ответить на вопрос: как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой
3. Прочитать главы VI - VII.
4. Подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль и последовательность событий.
5. Индивидуальное задание: раскрыть роль эпиграфов к VI, VII главам.
18
Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.
1
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
1. Прочитать главы VIII - XII.
2. Найдите в романе все эпизоды, в которых появляется Пугачёв. Сопоставьте его портреты в главах «Вожатый, «Приступ», «Незваный гость» и «Мятежная слобода».
Выполнить письменно: Сравнить эпиграфы к VII главе с песней, которую поют пугачёвцы на военном совете. Сопоставить эти песни с образом капитана Миронова и Пугачёва.
19
Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
1
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
1. Дать связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения "Капитанской дочки‟».
2. Как изображается Швабрин в романе «Капитанская дочка»?
3. Ответить письменно: Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?
4. Прочитать роман до конца.
5. Индивидуальное задание: выделить уроки отца, которые он получает в родительском доме.
20
Р.Р. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская Дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы.
Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
1
Понятие о романе и реалистическом произведении.
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
.
1. Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой.
2. Собрать по всему роману материал о Пугачёве.
3. Составить план к теме «Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка‟».
4. Индивидуальное задание: сопоставить изображение бурана во II главе «Капитанской дочки» с метелью из повести «Метель» А.С. Пушкина.
21
А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.
1
Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Сочинение-рассуждение по повести «Пиковая дама».
22
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.
1
Подготовиться к семинару.
23
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6 - 7 классах).
1
Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).
1. Подготовить чтение наизусть стихотворения «Кавказ».
2. Выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения.
3. Прочитать поэму «Мцыри».
24
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.
1
Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).
1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».
2. Ответить на вопросы.
25
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».
1
Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).
1. Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из «Мцыри».
2. Подготовиться к тесту по поэме «Мцыри».
3. Подготовка к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.
26
Р.Р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме "Мцыри‟ (по выбору учащегося)».
«Мцыри как романтический герой».
«Природа и человек в поэме "Мцыри‟».
Контрольная работа .Тест
1
Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).
1. Сочинение.
2. Подготовиться к семинару.
27
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя (с обобщением изученного в 5 - 7 классах).
1
Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
1. Прочитать I действие комедии и стр. 243 - 245 «Николаевская Россия во времена Гоголя» и ответить устно на вопрос
2. Ответить устно на вопросы на стр. 181.
Повторить литературоведческие термины сюжетно-композиционных элементов.
3. Составить небольшую таблицу о чиновниках уездного города.
28
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
1
Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
1. прочитать II, III действия комедии.
2. Устно ответить на вопросы, данные в учебнике в конце каждого действия.
3. Выписать в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего и Хлестакова в их диалоге.
5. Подумать над эпиграфом к уроку. Добродушны ли жулики из «Ревизора»?
29
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.
1
Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
1. Прочитать данное высказывание о Хлестакове и объяснить смысл фамилии Хлестакова что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? (Обратиться вновь к 6-му явлению IIIдействия. «Я везде, везде…».)
2. Прочитать IV действие пьесы, подумать над вопросами на стр. 228 - 229 (учебник).
30
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
1
Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
1. Прочитать V действие пьесы. Подумать над вопросами, предложенными в конце V действия.
2. Подготовить сообщение «Трактовка образа Хлестакова различными актёрами». (По данным материалам.)
3. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова.
31
Р.Р.
Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).Тест
1
Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
1. Сочинение.
2. Прочитать повесть «Шинель».
3. Ответить устно на вопросы по повести в учебнике.
32
Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
1
Сатира и юмор (развитие представлений). Фантастическое (развитие представлений).
Вопросы и задания.
33
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
1
Сатира и юмор (развитие представлений). Фантастическое (развитие представлений).
1. Прочитать рассказ «Певцы» И.С. Тургенева.
2. Ответить устно на вопросы по рассказу.
34
И.С. Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика.
1
Способы выражения авторской позиции.
Образ рассказчика (развитие представлений).
1. Мини-сочинение «Моё прочтение рассказа "Певцы‟».
2. Прочитать отрывки из романа «История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрина.
35
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).
Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников.
1
Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.
Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
1. Подготовить комментированное чтение.
2. Выписать в словарик непонятные слова и выражения.
3. Подготовить выразительное чтение фрагмента текста, стремясь передать сатирический характер произведения..
4. Поразмышлять над прочитанным и подумать над данными вопросами.
36
Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.
1
Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Сочинение.
37
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни Н.С. Лескова.
38
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.
1
Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.
1. Перечитать текст и подумать над вопросами:
1) В чём смысл эпиграфа к рассказу?
2) Какое чувство вызвало в вас прочитанное произведение?
3) Какое историческое время «проживают» персонажи рассказа «Старый гений»?
4) Какие проблемы общества затрагиваются в произведении?
2. Подготовить близкий пересказ одной из глав.
3. Подготовить рассуждение на одну из тем:
1) Кто виноват в страданиях героини? Встречается ли такое в нашей жизни?
2) Как объяснить название рассказа «Старый гений»?
39
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
1
Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений).
1. Написать небольшое сочинение-размышление: что нового я открыл из жизни великого писателя?
2. Прочитать рассказ «После бала».
3. Подумать, какую особенность в рассказе вы заметили?
40
Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа.
1
Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев
Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений).
Прочитать материалы учебника: «Жизненные источники рассказа "После бала‟», «Композиция художественного произведения».
41
Внеклассное чтение.
Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».
1
Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений).
Вопросы.
42
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.
1
Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного стихотворения.
2. Прочитать рассказ «О любви» А.П. Чехова.
43
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
1
Психологизм художественной литературы (начальные представления).
1. Письменно ответит на вопросы:
1) Кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?
2) Правильно ли поступили герои? (на выбор)
2. Индивидуальное задание: рассказ о Бунине И.А.
3. Прочитать рассказ «Кавказ». Определить тему рассказа.
4. Ответить на вопрос:
Какие чувства вызвали у вас поступки героев?
44
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика.
Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
1. Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А. Бунина «Кавказ»?
2. Прочитать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени».
45
А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.
1
Сюжет и фабула.
1. Прочитать рассказ М. Горького «Челкаш».
2.Сделать (письменно)сравнительную характеристику Челкаша и Гаврилы.
3. Индивидуальное задание: подготовить доклад о творчестве А.А. Блока.
4. Подготовиться к диспуту.
46
Р.Р.
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».
Подготовка к домашнему сочинению.Контрольная работа по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.
1
Сочинение.
47
А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.
1
Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
1. По материалам сообщений и учебника-хрестоматии подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Как тема прошлого звучит у Блока.
2. Подготовить выразительное чтение цикла «На поле Куликовом».
3. Найти строки, которые могли бы стать эпиграфом к циклу.
48
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.
1
Драматическая поэма (начальные представления).
1. Одно из стихотворений выучить наизусть.
2. Поразмышлять над вопросами, предложенными в учебнике.
3. Подготовиться к конференции.
49
Р.Р.
Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. Тест
1
Драматическая поэма (начальные представления).
Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы С.А. Есенина «Пугачёв», отразив пафос поэмы (монолог Пугачёва и Хлопуши).
50
Р.Р.
Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа ).
1
Драматическая поэма (начальные представления).
1. Подготовить рассказ о жизни, судьбе И.С. Шмелёва.
2. Прочитать рассказ И.С. Шмелёва «Как я стал писателем».
3. Ответить на вопросы:
1) К чему рассказ «Как я стал писателем» ближе: к воспоминаниям, дневниковым записям или к обычному рассказу?
2) Что открывал главный герой в людях? Что ему нравилось в них?
3) Как пришло к И.С. Шмелёву умение писать? Почему главный герой почувствовал, что он «другой»?
4) В какое историческое время происходит становление писателя? По каким предметам мы можем догадаться?
4. Напишите рассказ на тему «Как я написал своё первое сочинение?»
51
И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
1
Мемуарная литература (развитие представлений).
Прочитать отрывки из «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом‟».
52
Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом‟» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.
Тэффи. «Жизнь и воротник».
М.М. Зощенко. «История болезни».
1
Сатира, сатирические приёмы (развитие представлений). Историко-литературный комментарий (развитие представлений). Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
1. Подготовить пересказ, близкий к тексту, одного из отрывков (история Древнего мира, Средних веков, Новой истории), подчеркнув юмористическую и сатирическую направленность.
2. Прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни».
3. Индивидуальное задание: подготовить биографические справки о Тэффи и Зощенко.
53
М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
1
Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).
Мини-сочинение «История одной из моих вещей».
54
Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.
1
1. Индивидуальное задание: по группам: биография А.Т. Твардовского, А.Т. Твардовский на войне, творческий путь поэта, история создания поэмы «Василий Тёркин».
2. Прочитать главы из поэмы «Василий Тёркин».
55
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.
1
Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступление как элемент композиции (развитие понятий).
1. Прочитать главу «Переправа.
2. Вопросы.
56
Р.Р.
Василий Тёркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.
1
Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступление как элемент композиции (развитие понятий).
Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял», «Смерть и воин».
57
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.
1
Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступление как элемент композиции (развитие понятий).
1. Подготовить характеристику Василия Тёркина (письменно).
2. Выучить наизусть отрывок или главу из поэмы и подготовить выразительное чтение.
3. Прочитать главу «От автора».
4. Подумайте, какой бы памятник Василию Тёркину вы поставили. Составьте (письменно) проект памятника.
5.Прочитать рассказ А.П. Платонова «Возвращение».
6. Индивидуальное задание: биография и творческий путь А.П. Платонова.
58
Внеклассное чтение.
А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
1
Проблематика художественного произведения (развитие представлений).
1. Выучить наизусть одно из указанных стихотворений и подготовить его выразительное чтение.
2. (Групповое, письменно). Подготовить сообщения о поэтах-песенниках, выпустить литературные газеты, принести записи, книги.
3. Прочитать по учебнику статью «Фронтовая судьба "Катюши‟», подготовить пересказ.
59
Р.Р.
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»).
1
Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представлений).
1. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
2. Вопросы.
60
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
1
Герой-повествователь (развитие представлений).
Подготовиться к сочинению.
61
Р.Р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).
1
Групповое задание: Подготовить чтение стихотворений русских поэтов о Родине, природе и рассказы об их жизни и творчестве.
62
Внеклассное чтение.
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
1
Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
Выразительное чтение наизусть 1 - 2 понравившихся стихотворений.
63
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
1
Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
1. Прочитать трагедию «Ромео и Джульетта».
2. Вопросы.
64
У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода их трагедии «Ромео и Джульетта».
1
Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Выучить один из сонетов Шекспира, обосновать свой выбор.
65
Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.
1
Сонет как форма лирической поэзии.
1. Прочитать комедию Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (сцены).
2. Вопросы.
66
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.
1
Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Сочинение-размышление «В чём общечеловеческий смысл комедии Ж.-Б. Мольера?»
67
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.
1
Классицизм. Комедия (развитие понятий).
1. Прочитать «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта.
2. Вопросы.
68
Внеклассное чтение.
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
1
Сатира (развитие представлений).
1. Прочитать «Айвенго» В. Скотта.
2. Вопросы.
69
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.
1
Исторический роман (развитие представлений).
Подготовиться к контрольному тестированию.
70
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.
Итоги года и задание на лето.
1
Список литературы для летнего чтения.