- Учителю
- Конспект по литературе РУССКАЯ БАСНЯ. И. И. ДМИТРИЕВ. РАССКАЗ О БАСНОПИСЦЕ. БАСНЯ «МУХА». ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ТРУДА И БЕЗДЕЛЬЯ. ПРИСВОЕНИЕ ЧУЖИХ ЗАСЛУГ.
Конспект по литературе РУССКАЯ БАСНЯ. И. И. ДМИТРИЕВ. РАССКАЗ О БАСНОПИСЦЕ. БАСНЯ «МУХА». ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ТРУДА И БЕЗДЕЛЬЯ. ПРИСВОЕНИЕ ЧУЖИХ ЗАСЛУГ.
РусскАЯ баснЯ. И. И. Дмитриев. Рассказ
о баснописце. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья.
присвоение чужих заслуг.
Смех над ленью и хвастовством. Особенности
литературного языка xviii столетия
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о русской басне как эпическом жанре и ее особенностях, развитию интереса к художественному слову, выявлению общечеловеческих нравственных ценностей, утверждающихся в баснях; создать условия для ознакомления с творчеством Д. Д. Дмитриевого.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: воспринимать ключевые проблемы басни И. И. Дмитриева; понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в произведении нравственные ценности и их современное звучание; анализировать литературное произведение (принадлежность к литературному жанру, понимание и формулировка темы, идеи, нравственного пафоса литературного произведения, характеристика героев, сопоставление героев нескольких произведений); определять в произведении элементы сюжета, композиции; владеть элементарной литературоведческой терминологией;
ценностно-ориентационная сфера: приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; проявлять собственное отношение к произведениям русской литературы, оценивать их; понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
коммуникативная сфера: воспринимать на слух литературные произведения, осмысленно читать и адекватно воспринимать; отвечать на вопросы по прослушанному и прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; уметь вести диалог; готовить сообщения на общекультурную тему;
эстетическая сфера: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, духовно-нравственные качества, уважительное отношение к русской литературе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность;
коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (выразительное чтение, работа со словарем, беседа, рассказ), индивидуальная (чтение, слушание, сообщение).
Интернет-ресурсы:
1. Басня. - Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki/Басня
2. Русская поэзия XVIII века. - Режим доступа : www.prosv.ru/ebooks/lib/5_Rus_poezia_18v/8.html
Оборудование: портреты баснописцев Лафонтена, Дмитриева, Крылова, компьютер, фонохрестоматия; книжная выставка «И. И. Дмитриев - "русский Лафонтен"», эпиграфы урока: «...Боролся с Лафонтеном и часто побеждал его» (К. Н. Батюшков), «...Дмитриев принадлежит к числу примечательнейших людей прошлого века» (В. Г. Белинский).
Основные понятия и термины: басня, мораль, олицетворение, аллегория.
Сценарий урока
...Боролся с Лафонтеном и часто
побеждал его.
К. Н. Батюшков
...Дмитриев принадлежит к числу
примечательнейших людей
прошлого века.
В. Г. Белинский
I. Проверка домашнего задания.
- Послушайте выразительное чтение «Сказания о белгородском киселе».
- Дайте ответ на 3-й вопрос: «Почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?».
II. Изучение нового материала.
1. Запись в тетради даты и темы урока.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Самостоятельное знакомство со статьей учебника «Русская басня».
Учитель просит ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (с. 26) и выписать из словаря определения басни, морали, олицетворения, аллегории.
Вопросы:
- Что такое басня?
- Какие особенности басни можете назвать?
- К какому роду литературы вы относите басню?
- Назовите фамилии известных вам баснописцев.
- Что такое мораль? Приведите примеры из басен.
- Как вы понимаете словосочетание «аллегорический смысл»?
- Что называется аллегорией?
- Прочитайте оба эпиграфа к уроку и задумайтесь, какой из них вы будете защищать в конце урока.
4. Устный рассказ учителя о баснописце И. И. Дмитриеве.
План
1. И. И. Дмитриев как известный писатель XVIII века.
(Восхищение - одних, неприятие - других. Пушкин и Вяземский, Батюшков и Белинский.)
2. Происхождение, образование.
3. «Быть полезным обществу!» - вот девиз министра юстиции И. Дмитриева.
4. Разносторонность дарования Дмитриева.
5. «Русский Лафонтен». Чем был похож на Жана де Лафонтена русский баснописец?
6. «Довольствуйтесь тем, что имеете, и не ропщите на судьбу!»
7. Известные имена баснописцев пополняются новыми именами.
(В Древней Греции известны Гесиод, Эзоп, во Франции - Жан де Лафонтен, в Германии - Лессинг. Известные в России баснописцы: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни это С. Михалков, Л. Филатов и др.)
5. Выразительное чтение басни «Муха», заранее подготовленное учеником.
Вопросы для анализа:
- Какое впечатление произвела на вас эта басня?
- Как вы думаете, откуда взялся сюжет басни?
- Какую картинку вы рисуете в своем воображении, прочитав глагол «тащился»?
- Какие пороки высмеиваются?
- Какая мораль?
- Какое выражение стало крылатым и всем известным?
- Чего больше в басне: описания или диалога?
- Назовите качества, которые одобряются.
- Можете ли вы сказать, что Дмитриев «боролся с Лафонтеном»?
- Обратите внимание на язык басни. Каков же он у Дмитриева?
- В чем заключаются особенности литературного языка XVIII века?
6. Выразительное чтение других басен И. И. Дмитриева.
Учитель раздает текст басни И. Дмитриева «Летучая рыба» (см. Ресурсный материал), дает время для подготовки выразительного чтения.
Вопросы для беседы:
- Перескажите своими словами сюжет басни.
- Смешная это история или грустная? Почему?
- В чем мудрость слов бабушки?
- Есть ли обобщающий смысл в словах: «таков стал ныне свет»?
- Прислушается ли рыба к совету старших? Почему?
- А вы хотели бы следовать этому совету? Аргументируйте свой ответ.
- Вернемся к нашим эпиграфам. (Учитель читает оба эпиграфа.) Какой точке зрения вы отдаете предпочтение, с кем соглашаетесь? Почему?
III. Практическая деятельность: прослушивание басни в актерском исполнении (фонограмма). Работа в парах (по вопросам, с. 30).
Один ученик задает вопросы, другой - отвечает.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- На уроке сегодня произошло несколько встреч. Какая из них вам запомнилась? Чем?
- Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание.
1. Выучить басню «Муха» наизусть и подготовиться к конкурсному чтению.
2. Прочитать статью о Дмитриеве и приготовить пересказ.
3. Познакомиться с биографией И. А. Крылова, выписать в тетрадь важные и интересные, на ваш взгляд, факты из биографии.
4. Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение басни «Листы и Корни»; подготовить сообщение о художнике К. А. Трутовском.
Ресурсный материал
ЛЕТУЧАЯ РЫБА
Есть рыбы, говорят, которые летают!
Не бойтесь: я хочу не Плиния* читать,
А только вам сказать,
Что и у рыб бывают
Такие ж мудрецы и трусы, как у нас;
Вот и пример для вас.
Одна из рыб таких и день и ночь грустила
И бабушке своей твердила:
«Ах, бабушка! Куда от злобы мне уйти?
Гонение и смерть повсюду на пути!
Лишь только я летать, орлы клюют носами;
Нырну в глубь моря, там встречаема волками!»
Старуха ей в ответ:
«Что делать, дитятко! Таков стал ныне свет!
Кому не суждено орлом быть или волком,
Тому один совет, чтоб избежать беды:
Держись всегда своей тропинки тихомолком,
Плывя близ воздуха, летая близ воды».
И. И. Дмитриев