- Учителю
- Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему Баллада как жанр
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему Баллада как жанр
Интегрированный урок литературы и музыки
«Баллада как жанр»
Разделы: Литература, Музыка</</p>
Урок русского языка
Учитель: Руденко Галина Александровна
Тип урока: бинарный урок
Цели урока:
Образовательные:
Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков анализа поэтического текста. Закрепление понятия "музыкальный образ" на примере баллады "Лесной царь" (В.Гёте - Ф.Шуберт). Работа с терминами темы: "динамика", "музыкальная выразительность", "интонация".
Развивающие:
Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности
Воспитательные:
Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание человека высокой культуры.
Ход урока
Урок начинается с театрализованного представления: танца трубадуров и их песни. (звучит полонез Ф.Шопена)
1-й трубадур:
Трубадур всегда в дороге,
Трубадур всегда в пути,
Трубадура кормят ноги,
А еще талант и .... Вы.
2-й трубадур:
Трубадуры! Менестрели!
Вот мы здесь, а завтра там.
О разбитом сердце девы
Мы споем легенду вам.
3 -й:
Те времена давно минули,
Тех стариков давно уж нет,
Что танцевали на лужайке,
Еще не зная менуэт.
4-й
В те времена жила девчонка,
Что танцевала лучше всех.
Толстый трубадур:
Ах, если б мне была сестренкой,
Не нужен был бы и обед.
5-й:
На Руси таких девчонок
Называли нежно: "Лада"
А во Франции решили окрестить ее Балладой.
6-й:
А однажды в той деревне
Появились менестрели
О любви и о дороге
Песни души людям грели.
7-й:
А когда те песни смолкли,
Не нашли нигде Балладу,
На дороге, на чужбине
Сердцу та нашла отраду.
8-й:
Там Баллада пела славу
Робину Гуду и свободе
Для крестьянина и лорда,
И для воина в походе.
9-й:
О беде так много знала,
Трубадура целовала,
И забыла, что когда-то
На лужайке танцевала.
10-й:
И балладу все любили,
И стихи к ногам ей слали
А о том, как ей тревожно,
Те поэты и не знали.
11-й:
Встревожилось бедное сердце Баллады.
Не знала она, что важнее для него: поэзия или музыка
И разбила Баллада свое сердце на две половинки.
Одну она отдала поэзии, а другую - музыке.
Но не могут две половинки сердца Баллады жить друг без друга
II. Формулировка темы учителем. Постановка целей и задач
-ИТАК, ребята, если 2 половинки сердца не могут жить друг без друга, то и музыка и литература порой влияют друг на друга, а поэтому наш сегодняшний урок будет уроком литературы и музыки
-О чем пойдет речь на уроке? (слайд- тема урока)
-Где впервые появилась баллада?
-Где получила распространение?
-Что способствовало появлению баллады?
-А что вы еще знаете о жанре баллады??
-Какие бы вопросы вы сегодня хотели задать нашему уроку? (цель) (слайд- цели)
Цель: выявить жанровые особенности баллады на примере произведения
Учитель музыки:
III. Осмысление нового
А) Прослушивание на немецком баллады "Лесной царь" , портрет Шуберта, Гете.
- Ребята, можно понять о чём поётся в этом произведении? Может кто - то нам переведёт?
Б) Индивидуальное сообщение : история создания баллады Шубертом
-Ребята, баллада - это не только стихотворение, это и песня. И сегодня мы познакомимся с балладой Франца Шуберта "Лесной царь".С историей создания этой баллады нас познакомит Марина.
Баллада стала излюбленным жанром австрийского композитора Ф.Шуберта.
Он искал в поэтических текстах отзвуки мыслей, чувств, переполнявших его самого.
Его зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
- Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз назад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
Учитель литературы:
-Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль
- Что вы знаете о Жуковском? (ученик: Жуковский в русской литературе прославился своими балладами. Он написал их 39. Большинство из них - вольные переводы стихотворений немецких и английских поэтов, Пушкин считал себя учителем Ж.)
- Действительно, Жуковский - непревзойденный мастер перевода. Спустя почти 100 лет с момента написания Жуковским перевода баллады Гёте Марина Цветаева в статье 1933 года «Два Лесных царя» скажет так: «Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, - нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».
-Почему Жуковский дает такое название своему переводу? (заголовок подсказывает что речь в балладе пойдет о необычном, фантастическом)
-Образ Лесного царя традиционен для германского фольклора. Стоит только вспомнить сказочников: братьев Гримм, Гауфа, Гофмана. Все они интересовались миром загадок, тайн, чудес. Жизнь им казалась торжеством неразгаданной тайны. Нередко таинственное обретало черты зловещие, злая судьба играла героями. Такова и баллада Гёте «Лесной царь». Жуковский вдохнул в эту балладу наш, русский дух.
В) Прослушивание на русском…..
Учитель музыки:
-А теперь понятно, о чем идет речь?
-Сколько в произ. действующих лиц?
На уроках музыки мы с вами говорили о музыкальном образе. Что такое муз. образ?
- С какими образами мы уже познакомились?(лирический, покоя и тишины, и т.д.)
- А как вы думаете, к какому образу можно отнести это произведение? (драматический)
- Почему это песня- драма? (поют и трагический конец).
- Какими средствами музыкальной выразительности достигается создание музыкального образа? (темп, динамика, ритм, интонация)
- Можем мы определить в каком состоянии находится каждый герой?
Работа по карточкам.(каждая группа даёт муз.характеристику героям)
ГРУППОВАЯ РАБОТА(хар-ка героев)
(- автор - взволнованный
- Отец - встревоженный
- Сын - Безумно испуганный, задыхающийся, усиление состояние страха.
- Лесной царь - Сладостно -завлекательный, а в конце угрожающий )
- При помощи каких средств композитор показывает нарастающий страх ребенка?
(идет терминологическая работа: музыкальный образ в развитии темпа,интонации, динамики).
- Как в динамике развивается музыкальный образ дитя, лесного царя?
( Постепенное усиление звука - это усиление состояния страха. От беспокойства к крайней взволнованности - крик.)
- Музыка выразительная или изобразительная?( и выразительная и изобразительная)
- Что вы услышали в аккомпанементе? (стремительное драматическое напряжение, движение, ритм бешенной скачки
Учитель литературы:
- А как вы поняли, что здесь 4 героя?
-Диалогическая речь характерна для какого рода литературы?
-К какому бы роду литературы вы отнесли «Лесного царя»?
-Обратите ! на аллитерацию в 1-й строфе….
-Что она помогает нам услышать? (топот коня, состояние тревоги, предчувствие..)
-В какое время происходит действие? Если в литературе день - символ счастья, пышности, расцвета, зрелости
Вечер - символ грусти, уныния, покоя…
-Предположите, символом чего является ночь? ( время страха, обмана, господства враждебных сил, гибели)
-Получается, что начало баллады предугадывает гибель героя, его обреченность
-Мог ли сын- малютка изменить свою судьбу? Почему? (нет, т.к. это новый тип героя - романтического, которому свойственны грусть, одиночество, он не может изменить свое положение, он обречен на гибель)Особенности изображения нового героя связаны с появлением такого литер-го направления как романтизм, о чем будем говорить в старших классах.
- Когда мы слышим голос рассказчика? Каково его отношение к происходящему? ( жаль больное дитя, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему, Автор держит в напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этом единоборстве - дух или человек? Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, будто мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и трепет перед лесным царем. И неожиданный оригинальный конец совершенно обескураживает: где то добро и справедливость, которые должны торжествовать? Их нет в нашем мире. Зло всегда настигает слабых и беззащитных.)
-Сформулируйте определение жанра «баллада»
Сравните…( с определением из лит/вед словаря)
Баллада - это необычное стихотворение с острым сюжетом о неотвратимой судьбе героя или о случае, в корне изменившем его жизнь. Чаще всего баллада посвящается историческим или фантастическим событиям, которые носят драматический, напряжённый характер. В основе баллады непременно лежит чудесное. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие. Главное в балладе - поведение человека в сложном запутанном мире, где рок играет значительную роль.
Вокальная Баллада- это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остродраматический. В нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
-Современные композиторы тоже обращаются к этому жанру: Я. Френкель «Баллада о гитаре и трубе», «Баллада о матери».
VI. Рефлексия:
(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)
2 вариант
1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
А) Франции
Б) Италии
В) Австрии
2. Кто автор немецкого текста баллады?
А) Шиллер
Б) Гёте
В) Шекспир
3. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
А) 4
Б) 5
В) 6
4. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво,
мягко, завлекательно?
А) Отца
Б) Лесного царя
В) Сына
5. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам
прочувствовать драматический образ?
А) Пунктирный ритм
Б) Ритм марша
В) Ритм бешеной скачки
6 В балладе сочетается:
А) жизнь и смерть
Б) реальное и фантастическое
В) история и драма
1. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного
царя»?
А) 28
Б) 23
В) 18
2. Кто сделал лучший перевод баллады?
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Жуковский
3. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
А) Лирический
Б) Драматический
В) Эпический
4. Какой характер имеет баллада в целом?
А) Тихий и спокойный
Б) Взволнованный и тревожный
В) Веселый и озорной
5. Баллада как жанр лит-ры возникла:
А)Россия
Б)Германия
В) Франция
6. Баллада - это…
А)род лит-ры
Б)это стихотворение с острым сюжетом
В)рассказ
1 вариант
2 вариант
1. А
2. Б
3. А
4. Б
5. В
6. Б
1. В.
2. В.
3. Б
4. Б
5. В
6. Б
Слайд 15
Ответы для взаимопроверки: 6 - «5», 5 - «4», 4 - «3», 3 - «2».
- Как видим, трагизм баллады зависит и от жанра, и от романтического метода, в котором она написана, и от жизненного опыта самого В.А.Жуковского. Василий Андреевич всю жизнь кого-то терял: в юности - близкого друга Андрея Тургенева, затем - любимую женщину Машеньку Протасову, в зрелые годы - великого своего ученика А.С.Пушкина. Тема утраты дорогих сердцу людей стала одной из основных в его творчестве.
Итог урока:
-Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?
-Какие образы из баллады «Лесной царь» отложились в вашей памяти?
-Могут ли взаимодействовать между собой слово и музыка?
Д/з: Какие еще ИВС использует Ж. для создания трагизма в балладе?