7


  • Учителю
  • Сравнительный анализ стихотворения «Памятник»

Сравнительный анализ стихотворения «Памятник»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МОУ «Малодербетовская гимназия имени Б.Б. Бадмаева»

























Сравнительный анализ стихотворения «Памятник»

(Ломоносов М.В., Державин Г.Р., Пушкин А.С.)

Секция: гуманитарная (литературоведение)



















Выполнил:

ученик 9 «а» класса МДГ

Санджиев Мингиян Александрович

Руководитель:

Болдырева Г.Д., учитель МДГ

























ПЛАН



  1. Три «Памятника» в русской литературе

  2. Сравнительный анализ:

а) «Памятник» Ломоносова М.В.

б) «Памятник» Державина Г.Р.

в) «Памятник» Пушкина А.С.

3. Историческое бессмертие поэтов



































































Цели:

  1. Анализируя стихотворение «Памятник», показать творческий путь Ломоносова М.В., Державина Г.Р., Пушкина А.С.

  2. При сравнении данных произведений трех великих поэтов умело использовать литературоведческие знания.

  3. Обратить внимание на композицию «Памятника» (Ломоносов М.В., Державин Г.Р., Пушкин А.С.).

  4. В «Памятниках» авторы оценивают свою роль в жизни общества, в творческой деятельности.

Показать историческое бессмертие произведений.









































Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихах они как бы выражали свое право на бессмертие. Используя данную тему, ученик 9 «а» класса Санджиев М. проследил творческий путь Ломоносова, Державина, Пушкина путем сравнительного анализа стихотворения «Памятник». В своей работе он умело использует знания по теории литературы, выделяет в текстах выразительные средства, обращает внимание на композицию произведения, определяет рифмы, размер стихотворения. При таком глубоком анализе, в котором использовались различные методы и приемы, ученик смог правильно, следуя правилам анализа сравнительного текста, показать роль поэта и поэзии в их творчестве.





























































Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. Три великих русских поэта Ломоносов М.В., Державин Г.Р., Пушкин А.С. написали произведения, в которых оценивали свое творчество, рассуждали о своих трудах жизни, о том, что они сделали для народа.

Ломоносов для создания своего «Памятника» взял в качестве образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник». Державин опирался уже на произведение Ломоносова, но в отличие от первого стихотворения, написанного высоким стилем, второе звучит, как пишет Державин, «в забавном русском слоге». Пушкинский «Памятник» близок по своей теме и построению к одноименному стихотворению Державина, но Александр Сергеевич пишет его легким, практически воздушным языком, что делает его абсолютно не похожим на произведение Горация.

Рассмотрим более подробно каждое из этих стихотворений, проведем подробный анализ, сравним, сопоставим их. Что мы видим прежде всего?

Ломоносов М.В. в своем «Памятнике» пользуется высоким стилем. Торжественность звучанию придают слова: воздвигнул, превыше, возрастать, отечество, препятство, много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии:

аквилан (древнеримское название северо-восточного, иногда северного ветра).

алцейской лирой (Альцей (Алкей) - древнегреческий лирик VII века до н.э. писал на эолийском диалекте).

дельфийским лавром (В Дельфах находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр).

Употребляет много устаревших слов: ни едка древность, жизнь скончаю, препятством не был, возгордился праведной заслугой. Они используются в литературе для воссоздания эпохи, которую описывает автор.





Читаем стихотворение «Памятник» М.В. Ломоносова.

Я знак бессметрия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множеством веков, ни едка древность.



Не вовсе я умру, но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю,

Я буду возрастить повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.



Где быстрыми шумит струями Аворид,

Где Давиус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,



Чтоб несть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордится праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.



Двусложный размер - ямб придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность.

Если последний слог безударный, то это женская рифма. Мы видим это явление при разборе данного текста.

Каждый из трех поэтов говорит о своих взаимоотношениях с музой. Для Ломоносова муза - великая покровительница, награждающая его за «праведную заслугу». У Державина муза - это его верная подруга, с которой он на равных:

О муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама так презирай.

А Пушкин в своей музе видит сподвижника в борьбе за справедливость:

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

«Памятник» Державина и Пушкина близки по своему построению. Оба они написаны шестистонным ямбом с мужскими и женскими рифмами. В каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. авторы используют перекрестную рифму, в отличие от стихотворения Ломоносова.

Оба поэта используют яркие, живые эпитеты: непокорный, нерукотворный, заветный, подлунный, великий, гордый, жестокий (Пушкин); чудесный, вечный, быстротечный, сердечный (Державин). Из других выразительных средств находим в текстах инверсию (обратный порядок слов):

Доколь славянов род вселенна будем чтить (Державин).

И долго буду тем любезен я народу... (Пушкин)

Инверсия позволяет:

  1. выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;

  2. выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;

  3. связать части текста.

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности.

Обратим внимание на метафору:

… И тленья убежит

...Чувства пробуждал (Пушкин)

… В забавном русском слоге (Державин)

Державин Г.Р., чтобы придать торжественность стихотворной речи, в последней строфе использует, как и Ломоносов, слова «высокого стиля» - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных, но несмотря ни на что, его муза человечна, справедлива.

Неторопливый ритм стихотворения соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на движение и любовь сограждан. Основную свою заслугу видит в том, что мог «истину царям с улыбкой говорить», «беседовать о боге», «дерзнул» рассказать о добродетелях Екатерины не высоким, а простым слогом. Поэтический язык Державина менее архаичен, слова понятны, но все равно прокомментируем некоторые выражения:

тлен - гниение, разрушение, распад

доколь - до тех пор, пока

славянов род - русских

Рифей - название Уральских гор

возгласить - сказать

добродетель - положительное качество человека

чело - лоб

Памятник - это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.

Продолжим анализ текстов трех великих поэтов. Державин Г.Р. использует следующие эпитеты, обращаясь к памятнику: чудесный, вечный, Пушкин А.С. называет его нерукотворным, а Ломоносов М.В. пишет «Я знак бессмертия себе воздвигнул...». Поэтому интонация у него более торжественная, звучит в высоком стиле.

За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин А.С. написал стихотворение «Памятник» (1836). Сюжет стихотворения составляет судьба поэта, осмысленная на фоне исторического движения. Стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной читателю по переводу Ломоносова.

Цитирую из текста:

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян и финн, и ныне дикой

Тунгус и друг степей калмык.

Выразительное средство, которое использует Пушкин в данном четверостишии, синекдоха (один из тропов, вид метонимии, состоящий в переносном значении с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения).

Сущий в ней язык (т.е. народ)

Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, велению. По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта - гражданина.

В этих стихотворениях писатели обозначили границы своего творческого бессмертия, высказали его причины. Так, Пушкин, уже с первой строфы, подчеркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа». Потом Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и предсказывает будущую известность своей поэзии. Он будет славен «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит...». Александр Сергеевич утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»), во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»).

Державин говорит о том, что его «бессмертие» должно было обеспечить художественное новаторство, то, что он «из безвестности тем известен стал», что «первый я дерзнул в забавном русском слоге...» писать о деятельности царей. Ломоносов пишет, что «... пока велкий Рим владеет светом», он будет жить в памяти народа.















Пушкин Александр Сергеевич

Я памятник себе воздвиг нерукотворный...



Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.



Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.



Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.



И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.



Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.























Державин Гавриил Романович

Памятник



Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.



Так! - весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.



Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,



Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.



О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

























Список литературы



  1. Пушкин А.С. Стихотворения. III том, М., «Художественная литература», 1985 г.

  2. Державин Г.Р. «Избранная лирика», М., «Советская Россия», 1984 г.

  3. Литература 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2010 г.

  4. Русская литературы 8 класс под редакцией И.И. Громова. М., «Просвещение», 1981 г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал