- Учителю
- Урок литературы на тему 'Место баллады В. А. Жуковского «Светлана» в русской литературе' ФГОС
Урок литературы на тему 'Место баллады В. А. Жуковского «Светлана» в русской литературе' ФГОС
Урок литературы в условиях введения ФГОС
Место баллады В.А. Жуковского «Светлана» в русской литературе
Калинченко Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Новинской ООШ,
Ростовской области
Весёловского района
Решаемые учебные проблемы:
- история создания баллады «Светлана»;
- художественное своеобразие и национальный колорит первой русской баллады;
- особенности творческой лаборатории мастерства слова В.А. Жуковского;
- приобщить школьников к истокам русской культуры, к вершинам русской литературы, к ее духовно-нравственным ценностям.
Задачи, которые будут решать школьники:
- познакомить с основными положениями литературного направления романтизм;
- освоить содержание баллады «Светлана»;
- познакомиться с прототипами героев баллады;
- определить особенности образности языка баллады;
- определить роль баллады «Светлана» в святочном быту России XIX века.
Тип урока: урок-практикум на исследовательской технологии. (Ученики проводят исследование под руководством учителя.)
Методы организации:
- перцептивные (словесные, наглядные);
- гностические (иллюстративные, эвристические);
- логические (анализ, синтез).
Оборудование: текст баллады, учебник «Литература. 6 класс» Г.С. Меркин, компьютер, проектор.
Приёмы работы учителя: беседа (мотивационная), рассказ, опрос (устный).
Виды деятельности учеников: опережающее чтение, слушание, повторное чтение текста, выборочное чтение, ответы на вопросы, проектная деятельность учеников (подготовка и демонстрация презентаций и устных сообщений), работа с учебником (знакомство с определением жанра баллады и элегии, работа с текстом баллады).
Формируемые и развивающие УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, умение вести диалог, освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
ХОД УРОКА
1. Предтекстовой структурный элемент урока.
1-й этап. Вхождение в тему урока.
Учитель знакомит учеников с темой урока, сообщает об основных целях и задачах, информирует о том, какой образовательный материал будет в центре внимания (стихотворение В. Жуковского «Людмила»), история его появления в творчестве поэта, баллада «Светлана»), ориентирует шестиклассников на различные формы работы на уроке (беседа, работа в парах: презентация небольших проектов, прослушивание выполненных индивидуальных заданий, различные виды чтения текста баллады, обращение к литературоведческим понятиям, необходимым для анализа, интерпретации баллады «Светлана»). Вслед за этим учитель сообщает о средствах обратной связи в конце урока: устный ответ на вопрос: что внес нового в жанр баллады В. Жуковский, какое место в истории русской литературы занимает баллада «Светлана»?
2-й этап. Создание базы для вхождения в текст.
Задачи для учащихся:
- познакомиться с историей создания баллады и национальным колоритом произведения;
- находить в тексте художественные детали описания русских национальных традиций и обычаев;
- находить в тексте средства создания образов и картин:
- находить средства выражения авторской позиции в балладе;
- определить связь баллады с русским фольклором.
На данном этапе урока происходит актуализация ранее изученного материала, связанного с теорией литературы, знакомство с творчеством В.А. Жуковского на примере его баллад «Людмила» и «Светлана», проверка домашнего задания, а также первичное представление о балладе как лироэпическом жанре английской народной поэзии.
Вступительное слово учителя
Предполагаемый ответ
Содержанием сегодняшнего нашего урока станет знакомство с одним из самых удивительных и неповторимых произведений В.А. Жуковского - с его балладой «Светлана». Для того, чтобы наша работа на сегодняшнем уроке была успешной, нам необходимо вспомнить о том, что такое сюжет литературного произведения? Приведите примеры.
Сюжет - это последовательность, ход связанных друг с другом событий в художественном произведении. Ученики приводят примеры.
Учитель: Дома вы самостоятельно прочитали текст стихотворного произведения В.А. Жуковского «Людмила». Какое впечатление произвело на вас это произведение?
Что напоминает вам это произведение?
Было интересно читать, чем закончится эта история.
Когда читала, было страшно.
Очень грустно, что героиня оказалась в могиле.
Зачем автор заканчивает свой рассказ смертью Людмилы.
На что похож сюжет этого произведения?
Сюжет похож на сказку
Вспомним, какие вы знаете сказки по содержанию?
Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных
- К какому виду сказок можно отнести содержание произведения «Людмила» и почему?
«Людмилу» можно отнести к волшебным сказкам, потому что там много волшебства.
- Каков сюжет этого произведения? Кратко перескажите его.
Девушка Людмила проводила в поход своего жениха. Она долго ждала его возвращения, но так и не дождалась. И тогда в отчаянии она стала молить Бога о смерти, потому что без жениха не хотела жить. Однажды ночью к ней в светлицу пришёл гость. Это был ее жених, но вел себя он очень странно. Он позвал ее с собой в какой-то неведомый край. Они сели на коня, который помчал их по воздуху, и прискакали на кладбище к разрытой могиле. Жених Людмилы оказался мертвецом. И Людмила тоже умерла и упала в могилу. Бог услышал ее молитвы о смерти и исполнил ее желание умереть.
Учитель: Да, это произведение со сказочным сюжетом, но, однако, это не сказка. Это баллада. Баллада как лироэпический литературный жанр был присущ, в основном, только западноевропейской литературе. На странице 143 учебника литературы даётся определение жанра баллады. (Чтение учеником вслух по учебнику определения термина «баллада»).
В балладе есть сюжет: завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
- Итак, что характерно для баллады? Выделите главные признаки баллады.
- Выпишите в рабочие тетради основные признаки баллады.
- А теперь давайте попробуем доказать, что произведение «Людмила» действительно баллада.
Ученики называют основной сюжет баллады, дают ему характеристику, определяют в сюжете завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и делают вывод.
Учитель: пришло время познакомиться с портретом поэта.
(На экране портрет В.А. Жуковского работы О.Кипренского)
- В Третьяковской галерее висит портрет В.А. Жуковского, написанный в 1816 году его знаменитым современником Орестом Кипренским. Посмотрите внимательно на этот портрет. Что вы можете сказать о человеке, изображенном на нем?
Поэт изображен с развевающимися на ветру волосами. Взгляд его устремлен в неведомую даль. О мечтает о чем-то удивительном. На заднем плане мы видим средневековый замок на фоне ненастного неба. Поэт находится в каком-то необыкновенном сказочном месте. Тон картины сумрачный.
- Да, таким был В.А. Жуковский автор баллады времен своей популярности.
- Россия начала 19 века переживала мощный национальный подъем. Поэтам был свойственен интерес к русской старине, народным обычаям и преданиям. Интерес к русской старине был порожден не только потребностью узнать прошлое своего народа, но и глубже понять его духовную силу и красоту.
- Сегодня наша задача заключается в том, чтобы выяснить, как этот интерес к русской старине нашел свое отражение в творчестве В.А. Жуковский.
2. Текстовой структурный элемент урока.
3-й этап. Вхождение в тему урока.
Учитель: В 1812 году появляется новое произведение В.А. Жуковского - «Светлана».
- Что вы знаете об исторических событиях 1812 года? (События 1812 года - это война с армией Наполеона.)
- Как события 1812 года отразились в русской литературе? (Эти события были отражены в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»)
- Действительно, эта война была очень тяжелой, но весь народ, в том числе и крестьяне, поднялся на защиту своего Отечества, поэтому события этих времен получили название Отечественной войны 1812 года. Именно этим можно объяснить высокий интерес русских поэтов к народной старине.
- Сюжет «Светланы» является вариацией сюжета «Людмилы». Дома вы уже познакомились с содержанием этого произведения.
- У нас есть возможность подумать, насколько правильно называть «Светлану» балладой и каков авторский замысел этого произведения.
- Учитель информирует о главных задачах для школьников, о видах и формах их работы на этом этапе урока. (Слушание и комментирование сообщений отдельных уч-ся с использованием презентаций)
- Устный ответ на вопросы: «Что внес нового в жанр баллады В.А. Жуковский?», «Какое место в истории русской литературы занимает баллада «Светлана»?»
4-й этап. Практикум.
Учитель: С чего начинается баллада «Светлана»? ( Произведение начинается с описания русских народных святочных гаданий в Крещенский вечерок)
- А знаете ли вы, что такое Святки?
Святки - самый большой праздник. Они занимают почти месяц: с Николина дня до Крещения, когда крестьяне, покончив со всеми работами, могли отдохнуть. Святки считались праздником молодёжи: игры, песни, гадания (На экране картины русских художников с изображением гадающих девушек.)
- Найдите в тексте баллады описание Святочных гаданий. (Выразительное чтение учениками вслух фрагмента баллады: описание гаданий)
- Что общего в сюжетах «Людмилы» и «Светланы»? (Обе героине баллад проводили в поход своих женихов, уже долго ждут их возвращения)
- Отмечают ли на Западе праздник Крещения? Как вы думаете, в самом начале произведения можно определить, в чем особенность баллады «Светлана»? (Такого праздника в Западной Европе нет. В самом начале баллады изображаются картины русских национальных обычаев.)
- Как же изменился сюжет «Светланы» по сравнению с сюжетом «Людмилы» и почему? (Разница в том, что сюжет «Людмилы» был похож на сюжет немецкой баллады «Ленора», а в балладе «Светлана» изображаются картины русских национальных традиций.)
- Действительно, для русской баллады нужна была «национальная» тема, и она была найдена - в старинном русском празднике - Святках. К началу 19 века святочная тематика уже утвердилась как характеризующая природу русского национального характера.
Работа с текстом (повторение чтение учащимися текста баллады).
- Найдите в тексте баллады распространенные на Руси виды гадания. Что они означали? («За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». «Кормили счетным курицу зерном». «Ярый воск топили».)
Учитель: Что предусматривало гадание такого тира: «В чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудны».
- Святочные гадания на Руси всегда считались греховными. Почему гадание считалось грехом? (Потому что заглядывать в судьбу считалось большим грехом)
На экране изображена картины К.Брюллова «Гадающая Светлана» (Чтение уч-ся вслух эпизода гадания Светланы).
- Посмотрите внимательно на это изображение. Что вы видите на нем? Найдите в тексте описание такой сцены. (Девушка в русском национальном костюме сидит перед зеркалом спиной к зрителям, а ее лицо мы видим в зеркале.)
- Что подвигло робкую Светлану на это «страшное гадание»? (Ей очень хотелось узнать о судьбе своего жениха и своей судьбе.)
Учитель: Да, без сомнения, Светлана, глубоко верующая девушка, прекрасно знала, что гадание, грех. Но слишком велик соблазн святочных ночей, когда можно узнать о своей судьбе.
- Прочтите по тексту, что увидела в зеркале Светлана? (чтение вслух отрывка уч-ся)
- Как развивается сюжет произведения дальше? (Пересказ уч-ся эпизода сна Светланы).
- Во сне Светланы присутствует «нечистая сила». Почему это происходит? В каком виде она гуляет в балладе В.А. Жуковского? (Страшный сон Светланы - наказание за любопытство. Вот и гуляет в балладе «нечистая сила» в виде вьюги, гроба с покойником)
- Что общего в сюжетах «Людмилы» и «Светланы»? Как же изменился сюжет «Светланы» по сравнению с сюжетом «Людмилы» и почему? Чем конец «Людмилы» отличается от конца «Светланы»? В чем мы видим существенное различие? (В балладе «Людмила» конец плохой. Погибает жених Людмилы и забирает ее с собой в могилу. А в «Светлане» героиня пробуждается от страшного сна, а жених ее возвращается домой живым).
- О чем свидетельствует разная концовка двух очень похожих произведений? (Вера в добро, чего нет в балладах западных поэтов.
Счастливый конец в произведении со сказочным сюжетом мог быть только в чисто русском произведении.)
Учитель: Итак, мы видим, что «Светлана» хоть и является вариацией баллад «Людмила» и «Ленора», но ее сюжет, посвященный святочной тематике, и концовка произведения носит чисто русский национальный характер.
- С момента своего появления баллада становится очень популярной, но есть еще факты, которые привлекли интерес читателей к этому произведению. Эти факты касаются истории создания баллады и выбора имени героини.
Ученик: Своей популярностью баллада обязана не только святочной тематике, но и самому имени героини.
Для нового варианта баллады автору необходимо было и новое имя. (На экране портрет княгине Ольги). Первоначально выбор пал на Ольгу. Однако Жуковский быстро отвергает его.)
Учитель: Чем же объяснить популярность и обаяние образа Светланы?
Два ученика разработали проект: «Прообраз героини баллады «Светлана»»
Цель: выяснить историю конкретных прообразов баллады. (Ученики представляют свои разработки)
Учитель: Действительно, Жуковский всегда полагал, что смирение и покорность судьбе - самые характерные черты женского русского национального характера.
Таким образом, баллада перешла в жанр дружеского послания, адресованного реальному лицу.
3. Посттекстовой структурный элемент урока.
5-й этап. Подведение итогов.
Учитель: Итак, мы сравнили с вами два произведения В.А. Жуковского. Что нового принес в свою балладу «Светлана» автор?
Обобщения учеников, которые позже учитель собирает в выводы.
Таким образом, баллада сконцентрировала в себе идею русского национального праздника - Святок. картина девичьих гаданий оказалась центральной, вытеснив все остальные эпизоды. «Светлана» оставалась в памяти читателей в виде зримого образа героини, гадающей перед зеркалом. В образе Светланы читатель смог увидеть все черты русских женщин: умение ждать, смирение и страдание. Весь сюжет замкнулся на образе, который зажил своей жизнью.
- Мне очень хотелось подобрать эпиграф к уроку, я попросила некоторых ребят помочь мне. Давайте послушаем варианты. (Слова А.С. Пушкина «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»).
Ответы учеников:
- Это подтверждается самим началом произведения: «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали…». Ни в одном произведении западных стран нет такого праздника и нет таких обрядов, они присущи только русской культуре.
- Сюжет баллады схож с сюжетом баллад западных поэтов, но в конце произведения добро побеждает зло, а это характерно для русских народных сказок.
- Имя своей героине автор подобрал чисто русское.
- В образе Светланы воплотились все самые лучшие черты русских женщин: умение верить, надеяться, ждать, любить и терпеть.
6-й этап. Рефлексия.
Учитель: Обратимся к тем задачам, которые мы поставили перед собой в самом начале урока, справились ли мы с ними?
Ученики комментируют выводы о результатах своей работы, она была целенаправленной и результативной.
- Чьи выступления понравились больше всего и почему?
- Поставьте оценки себе сами.
- Можем мы назвать ребят, получивших «4» и «5», грамотными читателями?
7-й этап. Домашнее задание.
Подготовить письменный ответ (не более 6 предложений) на вопрос: «Моё отношение к национальным традициям, связанным со Святками».
8