7


  • Учителю
  • Материалы к урокам литературы с учётом регионального компонента

Материалы к урокам литературы с учётом регионального компонента

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данный краеведческий материал может быть использован на уроке, посвящённом творческому пути А.П. Чехова. Он посвящён истории дружбы двух великих художников А.П.Чехова и И.И. Левитана, людей, так не похожих друг на друга. Материал также рассказывает о картинах Исаака Л
предварительный просмотр материала

Материалы к урокам русского языка и литературы с учётом регионального компонента образования (использование краеведческого материала на уроках литературы в 7 классе)


На уроке внеклассного чтения, рассказывая о творческом пути А.П. Чехова, можно рассказать о пребывании Чехова на Тверской земле. Правда, рассказывать семиклассникам о творческой истории «Чайки» ещё рано, и поэтому я остановилась на истории дружбы А.П. Чехова и И. И. Левитана. Чуть раньше на уроке русского языка, заканчивая изучение темы «Наречие», текст контрольного диктанта был посвящён картине Левитана «Март», созданной на Тверской земле. Репродукция этой картины была вывешена на доске.

На уроке ,посвящённом дружбе двух великих художников, мне хотелось донести до ребят, что же роднило, сближало этих людей, так не похожих друг на друга.

На доске портреты А.П. Чехова и И. И. Левитана, книга рассказов А.П. Чехова и репродукции картин И. И. Левитана, созданные на Тверской земле: « У омута», « Над вечным покоем», «Март», « Золотая осень», на которых художник сумел раскрыть своеобразный лиризм среднерусской природы, показать её скромную красоту, ведь пейзажи Левитана настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что мы часто говорим «левитановский уголок», «левитановское настроение».

С 1886 года по 1890 А.П.Чехов жил в доме на Садово - Кудринской улице в Москве. С этим домом связаны многие интереснейшие страницы биографии великого художника слова. Гостями Чехова бывали многие замечательные деятели русской литературы и искусства: писатели, художники, музыканты, артисты.

Антон Павлович чувствовал большое расположение к художникам. Работа в юмористических журналах сблизила Чехова с московскими художниками. Сблизился Чехов со средой художников и благодаря своему брату Николаю Павловичу. Писатель не преувеличивал, когда говорил: « Вся московская живописующая и рафаэльствующая юность мне приятельски знакома».

Одним из виднейших представителей этой «живописующей» молодёжи был Исаак Ильич Левитан. Чехов и Левитан были сверстниками. Оба они родились в 1860 году. Близкий товарищ по Училищу живописи, ваяния и зодчества, Левитан стал часто бывать в его семье. Здесь он познакомился и подружился с Антоном Павловичем. Это была дружба двух громадных художников, родственных по характеру таланта. Левитан становится одним из самых близких для Чехова людей. Антону Павловичу он был дорог и как человек, с его искренностью, горячностью, нежностью и юмором. Он был на редкость красивым человеком, похожим на араба, всегда привлекал внимание в обществе, на выставке, в театре. Те, кто узнавал его ближе, испытывали огромное духовное обаяние личности художника. Деликатный и скромный, страстный и самоотверженный в любви к искусству и природе, порой по-детски весёлый, порой хандрящий, он был и внутренне, и внешне поистине артистической натурой. И мало кто знал, как трудно сложилась жизнь Левитана.

Он родился в маленьком литовском местечке в бедной еврейской семье. Вскоре родители переселились в Москву. В 1873 году тринадцатилетний мальчик поступил в Московское училище живописи. Он рано осиротел, пришлось терпеть жестокую нужду, жить без постоянного угла. Иногда он тайком ночевал в училище, а потом натощак начинал свой трудовой день. Однажды начальство училища постановило исключить Левитана за невзнос платы за обучение. Смущённый юноша собрал свои папки и направился вон из класса. Но тут «вся сотня загудела, как один человек, - вспоминает его соученик пейзажист Светославский.- Моментально собрали всю сотню и внесли её в канцелярию».

Юный Левитан, одетый в клетчатый поношенный пиджак и коротенькие штанишки, уже тогда слыл в школе за «талант». Он был любимым учеником Саврасова. После ухода из училища Саврасова Левитан обрёл нового наставника и друга в Поленове. И он продолжил то, что впервые открыли его учителя. Он писал милую его сердцу природу в Подмосковье, в озёрных краях Тверской и Новгородской губерний, на Волге. Он находил красоту в самом простом и в самом величественном из того, что можно было отыскать в пейзажах России. Мы встретим на его картинах и мостик через канаву, и пыльную дорогу, и простор Волги, и берёзы в золотом наряде. Он был глубоко убеждён в том, что « нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист». Это признание в письме к А. Васнецову из 3прекрасного далёка», из Ниццы, тем более трогательно, что высказано оно пасынком Родины. В годы реакции и усиления национального гнёта при Александре III Левитан подвергался преследованиям, и его, как еврея, лишили права жительства в Москве. Но ему помогли передовые русские люди, хлопотавшие о нём.

Левитан глубоко переживал неудачи в личной жизни, своё унизительное положение гонимого царизмом еврея, испытывал глубочайшую неудовлетворённость своей работой - невозможность в полной мере выразить то, что его волновало. В часы душевной усталости художник приходил к Чехову как к самому близкому, дорогому другу. Для Левитана было очень важно, что рядом с ним был не только любящий друг, но и врач, прекрасно понимающий болезненную тонкость его натуры. Теплота душевного участия Антона Павловича и вся живительная атмосфера «милой Чехии» согревала Левитана, не имевшего своей семьи.

Случалось, что, несмотря на поздний час, Левитану хотелось немедленно поделиться с другом мыслями, чувствами, замыслами. И вот часов в 11, когда Чехов собирался ложиться спать, неожиданно раздавался стук в окно спальни писателя. « Крокодил, ты спишь?» - спрашивал Левитан (так он в шутку называл Чехова). Антон Павлович впускал художника в уже затихший дом, и друзья беседовали до глубокой ночи.

Их дружба не была лёгкой дружбой сверстников, которая кончается вместе с молодостью. Их роднили испытания невесёлой юности, ненависть к империи пришибеевых, а главное - любовь к России, к её талантливому, но забитому народу, к русской природе. Пейзажи Левитана и описания природы в рассказах Чехова передают не только её красоту, они полны чувства Родины, тех мыслей и настроений, которые вызывает в человеке природа.

Левитан особенно остро воспринимал именно эту сторону таланта Чехова. Вот что писал он Антону Павловичу в июне 1891 года из деревни Затишье Тверской губернии: «… В предыдущие мрачные дни, когда охотно сиделось дома, я внимательно прочёл ещё раз твои « Пёстрые рассказы» и «В сумерках», и ты поразил меня, как пейзажист. Я не говорю о массе интересных мыслей, но пейзажи в них - это верх совершенства…».

Несколько лет жизни и творчества И.И. Левитана связаны с Тверским краем, в частности, с Удомлей. Он писал там свои картины « Над вечным покоем», «Март», « На озере в Тверской губернии», « Осень близ дремучего бора», « Весна. Большая вода» и др.

В мае 1895 года И.И. Левитан живёт в имении Турчаниновых Горки, близ Удомли. 4 мая отсюда он пишет письмо Чехову, в котором на всякий случай сообщает свой адрес. 23 июня того же года Левитан пишет Антону Павловичу следующее письмо: « Дорогой Антон Павлович! Ради бога, если только возможно, приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда. Ехать надо поездом, уходящим в 8 часов вечера по Николаевской железной дороге до станции Бологое, а там пересесть на Рыбинско - Бологовскую дорогу до Троицы…»

Левитан всю жизнь страдал приступами меланхолии и острой депрессии. Это было вызвано его нервным состоянием и болезнью сердца. Поэтому с особой силой звучат в его письмах те настроения тоски, безнадёжности, сознание того бессилия, которое овладевало порой представителей интеллигенции 80-90 годов под влиянием реакции. На этой почве возникла попытка покончить с собой, окончившаяся неудачно.

А.Н.Турчанинова, в имении которой гостил художник, писала Чехову в июле 1895 года, где просила навестить Левитана и вывести его из тяжёлого состояния. «… Зная из разговоров, как Вы дружны и близки Левитану, я решила написать Вам, прося немедленно приехать к больному. От вашего приезда зависит жизнь человека, Вы один можете спасти его и вывести из полного равнодушия жизни, а временами бешеного решения покончить с собой. Исаак Ильич писал Вам, но не получил ответа. Я вышлю за Вами лошадей. Мой адрес: Рыбинско - Бологовской ж.д. станция Троица, имение Горки, А. Н. Турчаниновой».

Чехов приехал немедленно. Сделав пересадку на станции Бологое, он прибыл в имение Горки. Вот что писал сам писатель об этом: «… Я всё сидел дома, ходил за розами, наведывался на сенокос, не зная, куда направить стопы свои, и, склоняя стрелу своего сердца то к северу, то к югу, как вдруг - трах! Пришла телеграмма, и я очутился на берегу одного из озёр в 70 - 90 верстах от станции Бологое. Проживу я здесь неделю или полторы и поеду назад в Лопасню». Это из письма Н.А.Лейкину от 5 июля 1895 года. В тот же день в письме к А.С, Суворину Чехов пишет: « Сюда я только что приехал и располагаюсь в двухэтажном доме, вновь срубленном из старого леса, на берегу озера… Холодно, местность болотистая. Пахнет половцами и печенегами».

Эти несколько дней, проведённых Чеховым в имении Горки, не прошли для него бесследно. Известно, что некоторые эпизоды из жизни обитателей имения были использованы в пьесе «Чайка». М.П. Чехов - брат писателя, в своих воспоминаниях пишет: « Я не знаю в точности, откуда у брата Антона появился сюжет для его «Чайки», но вот известные детали: где-то на одной из северных дорог, в чьей-то богатой усадьбе жил на даче Левитан. Он стрелял себе в голову, но неудачно. Зная, что Антон Павлович был врачом и другом Левитана, ему телеграфировали. Брат Антон собрался и поехал. Что было там, я не знаю, но по возвращении оттуда он сообщил мне, что его встретил Левитан с чёрною повязкой на голове, которую тут же при объяснении с дамами сорвал с себя и бросил на пол. Затем Левитан взял ружьё и вышел к озеру. Возвратился он к своей даме с бедной, ни к чему убитой им чайкой, которую и бросил к её ногам. Эти два мотива выделены Чеховым в «Чайке». Вот таким образом по воле случая великий русский писатель А.П.Чехов дважды проездом был в Бологое, ожидал здесь поезда и, конечно, его острый глаз замечал всё, что было вокруг.

Связь А.П.Чехова с нашим краем не прерывалась и в последующие годы. Известно, что первый гонорар, полученный писателем за пьесу «Вишнёвый сад», он отдал на строительство библиотеки в селе Кемцы, написав на титульном листе уведомление: « На прибыль с настоящего сборника отчисляется 500 рублей на Кемецкую народную читальню».

Почему в Кемцы? Дело в том, что в Кемцах, близ Бологое, родился известный писатель К.П.Пятницкий, друг А.П.Чехова. А дружба А.П. Чехова и И.И. Левитана оборвалась в 1900 году (год смерти И.И.Левитана ).

Одно из последних полотен художника «Сумерки. Стога», 1899 г. укреплено над камином в ялтинском доме писателя. Посетители музея не устают любоваться этой картиной, где необыкновенно переданы прекрасные страницы биографии двух великих людей. Эта дружба способствовала обоюдному развитию их талантов писателя и художника.

В 1896 году Чехов вновь посетил Тверскую губернию и несколько дней провёл на даче Суворина, близ станции Максатиха. В письме из Мелихова 11июля 1896 года Чехов писал Суворину: « Если вы думаете уехать куда-нибудь из Максатихи, то дайте знать, а то я, пожалуй, нагряну, когда вас не будет дома». 27 июля, побыв у Суворина, Чехов в письме к нему говорит о своих дорожных впечатлениях на обратном пути: « От Максатихи до Рыбинска одна сплошная скука, особенно в жару».

Бывал Чехов и в живописном уголке в нескольких километрах от Бологое, который носит поэтическое название «Голубые озёра». Теперь это дом отдыха, окружённый водой, вековыми липами и соснами. А когда-то здесь часами просиживал И.И.Левитан, встречались А.П.Чехов и А.М. Горький.


Список использованной литературы:


  1. А.П.Чудаков «Антон Павлович Чехов» из серии «Биография писателя» М. «Просвещение» 1987


  1. Е. Балабанович « Из жизни А.П. Чехова. Дом в Кудрине». Изд. «Московский рабочий» 1976



  1. М.П. Чехов . Вокруг Чехова. «Встречи и впечатления». Изд. «Московский рабочий» 1960 г.


  1. А.А. Фёдоров, Давыдов, статья «И.И. Левитан. Жизнь и творчество». М.1966



  1. Л.И. Кап «Художники в Удомельском крае» М., 1983


  1. Е. Гомберг - Вержбинская «Передвижники». Книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана. Изд. «Искусство» Л.М. - 1961 г.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал