7


  • Учителю
  • Конспект урока по литературе на тему:Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

Конспект урока по литературе на тему:Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 8 классе.

Тема: Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

Цель:

Знать: - историко-культурный контекст изучаемых произведений;

- основные теоретико-литературные понятия;

Уметь: - выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- сопоставлять литературные произведения;

Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты);

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

Методические приёмы: выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- На предыдущем уроке мы с вами начали знакомство с поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Дома вы закончили ознакомительное чтение поэмы.

- Известны случаи, когда люди прибегали к поэме «Мцыри» как к лекарству от жизненных невзгод, черпали в ней силы для борьбы со злом, с равнодушием и безволием. Надеюсь, вы тоже имели возможность ощутить целительную силу звучащего поэтического слова.

- А каково ваше первое впечатление от поэмы?

II. Постановка целей урока. Словарная работа.

- Для того, чтобы нам начать работу по теме сегодняшнего урока, нам необходимо вспомнить значения некоторых терминов. Для этого я предлагаю вам поработать с таблицей, в которой представлены термины и ряд определений. Ваша задача: выбрать правильный вариант определяемого термина.





термин

Определение1

Определение2

Определение3

поэма

Крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Лиро-эпическое произведение в котором, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства и переживания.

это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.

тема

это смысл, скрытый «под» текстом, т.е. не выраженный прямо и открыто, а вытекающий из повествования или диалога текста.

Изображение характеров и ситуаций, взятых автором и преобразованных в системе художественного мира. (Это то, о чём пишет автор).

это жанр филологического исследования, представляющий собой разъяснительные примечания к словесно-художественному, публицистическому, литературно-критическому, литературоведческому тексту.

идея

это расширенное с помощью творческого воображения, конкретно-чувственное, духовно-личностное освоение мира, органически связанное с общественно-историческим развитием, в котором оно составляет особую, ничем другим не заменимую, специфически художественную разновидность того или иного исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности людей.

это завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Главная, обобщающая мысль в произведении, отражающая отношение автора к действительности. (Это то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает).

композиция

это - вступительная (начальная) часть литературно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.

Построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей текста в одно целое

это завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

герой

это реальный участник литературного процесса, в современном литературоведении не менее значимое понятие, чем автор, творец, создатель.

это персонаж, действующее лицо литературного произведения.

это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т. е. потенциально каждое существительное.

худ. тропы

это слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи.

это инструмент воспроизведения жизни и отношения персонажей во всех их подробностях.

это литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые.











  1. Определение темы и идей произведения.

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

  • Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста - произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

  • Как эпиграф связан с темой идеей поэмы?

  1. Сюжет и композиция поэмы.

  1. Вопросы на усвоение содержания поэмы.

  • Что делал Мцыри, вырвавшись из монастыря?

  • Что видел он на свободе?

  • Что узнал о себе герой за «три блаженных дня»?

  • Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

  1. Определение сюжета поэмы.

Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. В предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».

  1. Композиция поэмы.

  • Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в одной строфе, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. Три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

  • Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою? Почему поэт избрал форму исповеди?



- Слово «исповедь»имеет следующие значения:



  • покаяние в грехах перед священником;

  • откровенное признание в чем-нибудь;

  • сообщение своих мыслей, взглядов.

  • В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Вывод:

  1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем хронологический порядок изложения событий изменен.

  2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

  3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.





  1. Роль описаний природы в поэме.

- М. Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» создал яркий образ героя-бунтаря. Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя - это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы.

- Чтение отрывков, включающих описание природы. Определение назначения того или иного эпизода в тексте.

- Работа с художественными тропами.



В поэме большое многообразие средств художественной выразительности. Самым употребительным является такой троп, как сравнение. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз; как узор, на ней зубцы далёких гор). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчуждённость Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).

В этих сравнениях - сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. Сравнения подчёрки- паю г эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.

Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв

(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь; в холодной вечной тишине; бурное сердце; могучий дух), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как ипмач; в тени рассыпанный аул; сонные цветы; две сакли дружною четой).

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба... смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал; унестъ в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор; мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном). С помощью развернутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пен и mi предельно романтические. Природа наделена теми же Mein ними, что н романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики п равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит то величие и красоту, которых недосып человеческому обществу (там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионам чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого).

Риторические вопросы, восклицания, обращения также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).



  1. Подведение итогов урока. Д/з.

С.253-258. Подготовить доказательства того, что Мцыри является романтическим героем, вопросы 5-6.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал