7


  • Учителю
  • КОНСПЕКТ УРОКА ' СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАК СПОСОБ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. '

КОНСПЕКТ УРОКА ' СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАК СПОСОБ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА как способ выразительности. (2 урока) Учитель русского языка и литературы Елец Т.В. МОУ СШ № 125 г.Волгоград. Класс: 11 . Цели: познакомить с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского слово
предварительный просмотр материала


СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА как способ выразительности.

(2 урока)


Учитель русского языка и литературы

Елец Т.В. МОУ СШ № 125 г.Волгоград.


Класс: 11 .


Цели: познакомить с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; формировать навыки культуры речи; закрепить навыки правописания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: эвристическая беседа, исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Рекомендуемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, интерактивная доска, планшет.

Ход урока

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ.

Методика проведения: орфоэпическая пятиминутка является формой контроля освоения норм произношения. 1) Подготовленный ученик предлагает заранее составленные карточки со словами (15-20 слов) из «Орфоэпического минимума, подлежащего проверке в ходе Единого государственного экзамена по русскому языку». Задача остальных учеников класса - поставить ударение. Проверяется правильность заполнения карточек самим составителем. Систематическое проведение орфоэпических пятиминуток позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся, обогащать и активизировать словарь школьников.

2. Задание «Дай толкование слова» - работа с паронимами в рамках подготовки к ЕГЭ и может проводиться как самим учителем, так и подготовленным учеником.

3. Демонстрация задания на слайде.

- В каком ряду во всех словах суффикс -ец имеет одно и то же значение?

Боец, мудрец, характерец;

испанец, немец, иностранец;

старец, хлебец, братец;

морозец, хитрец, борец.

(Верно: 2, так как обозначает название лиц по местности, национальности; в остальных случаях суффикс -ЕЦ имеет либо ласкательное значение, либо иронический оттенок.)

2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90 % слов нашего языка являются производными, то есть 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.

Поэтому цель урока - познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.

1) Осложнённое списывание.

Демонстрация текста на слайде.

[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]

Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

Задание к тексту.

- Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)

Самопроверка по восстановленному тексту. Демонстрация текста на слайде.

«- Вот я тебя как высеку…

- Как милости вашей будет угодно, - отвечал на всё согласный Селифан, - коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?»

- Объяснить вставленные орфограммы.

- Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское «высечь» на своё «посечь».)

2) Работа со словарями.

- Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка по- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка вы- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь.)

3) Наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки.

Работа с раздаточным материалом.

- Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?

а) Фамусов - Скалозубу. «Прозябли вы - согреем вас; отдушничек откроем поскорее». (Расположение к собеседнику, желание угодить потенциальному жениху для Софьи.)

Молчалин. «Ваш шпиц - прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». (Заискивание.)

Чацкий. «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком». (Сатирическая направленность, отрицательная оценка.)

- Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?

б) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.) (Насмешливо-ироническое отношение автора к герою.)

Работа на доске. Отработка навыка употребления слов с суффиксами оценки.

- Какие суффиксы можно добавить к существительному КОТ? (Кот|ик, кот׀ичек, кот|ок, кот|очек (ласковое), кот|яр|а, кот|ищ|е (увеличительно-неодобртельное), кот|ишк|а (ласково-ироничное, снисходительное).)

Вывод: суффиксы оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

1. Семантизация морфем и словообразовательный повтор.

1) Фронтальная работа.

- Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу: добавьте приставки к глаголу бегать. (Добегаться (доведение действия до отрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия).)

- Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?

2) Работа со стихотворением М. Цветаевой «Расстояние: версты, мили...».

Стихотворение посвящено Б. Пастернаку, близкому другу М. Цветаевой. С отношениями, которые связывали двух великих поэтов, вы будете знакомиться в курсе литературы 11 класса.

Чтение стихотворения (учитель).

- Ваше впечатление от стихотворения? (Ощущение неимоверного горя, в то же время сдержанность и мужество в проявлении чувств при разлуке.)

- Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав.

- Каково же значение приставки раз(с)-? (Значение потери, утраты.)

Семантизация - это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем - это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.

- Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод. (Все ключевые слова построены по одной словообразовательной модели со значением утраты: .)

Словообразовательный повтор - повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели.

- Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки.

- Найдите глаголы, в которых приставка рас- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»).

- Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя? (Аллитерация - [р] - резкий, разъединяющий звук; умолчание, синтаксический параллелизм, анафора словообразовательная; экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», «сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.)

3) Работа с раздаточным материалом.

- Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели (ся). Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах? (Завершение, прекращение действия.)

Отсеребрилась, отзвучала...

И вот из-за домов, пьяна,

В пустую комнату стучала

Ненужно ранняя весна.

А. Блок

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

С. Есенин

Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора.

2. Приём ложной этимологизации слов.

Демонстрация задания на слайде.

1) Творческая работа.

- Определите значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон». (Окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин.) Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить - «баранка» - овца, «волнушка» - мама абитуриента и т. д.

Этимологизация (ложная) - намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно.

Например. Учитель. Как ты понимаешь выражение «троянский конь»? Ученик. Это когда в телегу запряжено трое коней.

2) Работа с раздаточным материалом.

- Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?

«- Я тебя люблю, - говорил тысячный, - за то, что ты проходимец.

- Ничего себе комплимент, - ответил Скворцов.

- Не-ет, ты проходимец, - качая пальцем, настаивал тысячный. - Согласись, что ты проходимец.

- А что ты под этим понимаешь?

- Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.

- Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно». (И. Грекова.)

(Ложная этимология как средство речевой характеристики, автор иронизирует над своим героем, который не знает значения слова «проходимец» - мошенник, негодяй.)

3. Окказионализмы.

- Мы начали работу по словообразовательным средствам русского языка со знакомого приёма - «слова с суффиксами оценки» и заканчиваем урок тоже знакомым нам приёмом.

Работа с раздаточным материалом.

- Прочитайте подбор примеров, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения? (Они образованы по хорошо известным словообразовательным моделям.)

• Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев.)

• Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю. Нагибин.)

• Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин.)

- По каким словоообразователъным моделям образованы индивидуально-авторские слова?

(Хитр/инк/а, со/бесед/ниц/а, вы/смотр/е/л.)

Доктор выслушал младенца,

А потом и говорит: «Инфлюэнца,

Симуленца, притворенца, лодырит».

С. Маршак

- С какой целью автор использует окказионализмы? (Окказионализмы используются для создания комического эффекта.)

- Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.

Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность.

4. Этап закрепления и применения изученного.

- Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?

- Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка?

- Запишите вывод в тетрадь.

5. Этап информации о домашнем задании.

1) Попробуйте составить шутливый словарик, используя слова зубочистка, изверг, заморыш, гастрит, известняк (по выбору);

2) если вы подберёте по 5-6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка, говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо - значит, вы неплохо владеете русским языком.

Задание.

- Выразительно прочитайте стихотворение, объясните его название.

- Какова роль повтора слов одной модели в этом тексте? Выпишите эти слова. Какие из них являются авторскими образованиями? Что обозначают эти слова и для чего, по-вашему, их создал поэт?


БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаённой печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, -

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.

Во всём утомленье, глухое, немое.

К. Бальмонт


К УРОКУ.


«Расстояние, версты, мили…»


Б. Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.


Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это - сплав


Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили - рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас как орлов-


Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили - растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.


Который уж, ну который - март?!

Разбили нас - как колоду карт!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал