- Учителю
- Урок по творчеству В. М. Шукшина
Урок по творчеству В. М. Шукшина
Урок по творчеству В.М.Шукшина
«Не особенные люди, а особенное в людях…»
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М.Шукшина; поработать над понятиями «нравственность», «правда», «совесть».
Задачи:
Образовательные:
-
раскрыть нравственные проблемы рассказа через анализ прозаического текста;
Развивающие:
-
формирование умения анализировать; развитие интеллекта, мышления, речи, познавательных умений ( выделять главное, наблюдать, сравнивать, давать оценку происходящему)
Воспитательные:
-
воспитывать уважительное отношение к малой родине посредством произведений, написанных писателями-земляками;
-
воспитывать нравственные качества : доброту, понимание, совесть.
Оборудование:
Портрет В. М. Шукшина; фотографии дома-музея; тексты рассказов «Дядя Ермолай», «Волки», «Мастер»; песня В.Высоцкого «Охота на волков».
Эпиграф к уроку: «Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть. Мы одни , раз так уж случилось, живем на земле. Ну так будьте повнимательней к друг другу, подобрее». В.М.Шукшин
Ход урока.
Ученик.
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это родина Шукшина.
(Кондаков)
Учитель.
«Милая моя родина» - так счастливо в одной из статей признавался в любви к своим родным местам В.М.Шукшин.
И сегодня любой разговор о В.Шукшине невозможен без обращения к его истокам, без понимания сокровенной связи Шукшина с открытым пространством родного Алтая.
Чтец.
Я, Шукшин Василий Макарович, родился в 1929 г. 25 июля в селе Сростки, Сростинского района Алтайского края.
Родители - крестьяне-середняки, после 1930г. - колхозники.
Отец, Шукшин Макар Леонтьевич, в 1933г. Был взят органами ГПУ.
В 1956г. Был полностью реабилитирован посмертно за отсутствие состава преступления.
Мать (урожденная Попова Мария Сергеевна) инвалид 3 группы.
Чтец.
В 1943г. я окончил 7 классов Сростинской средней школы и поступил учиться в Бийский автотехникум. В 1946г. ушёл из техникума, не окончив его. Пошёл работать. Сначала работал в колхозе, потом уехал в город и работал на стройках в качестве слесаря-такелажника.
Чтец.
В 1949г. Был призван в ряды ВМФ.
В 1952г. Был по болезни демобилизован с исключением военного учёта (обнаружилась язва желудка).
В 1953г. сдал экстерном на аттестат зрелости при сростинской школе и год работал в Сростинской школе сельской молодёжи в качестве директора и учителя 5-7 классов.
Чтец.
В 1954г. Поступил во Всесоюзный Государственный институт кинематографии и окончил его в 1960г. ( режиссёрский факультет).
С 1958г. Снимаюсь в кино как актёр.
С 1960г. Печатаюсь в журналах и газетах как прозаик.
В разное время выполнял комсомольскую и партийную работу: был секретарём комсомольской организации постановочного факультета ВГИК, членом партбюро постановочного факультета ВГИК.
Чтец.
Алтай - моя родина, где я родился и вырос… люблю её, живу ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько.
Чтец.
И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя родина… Будь счастлива.
Чтец.
Сростки крепко стоят на Чуйском, тракт на всю страну знаменит.
Слово Сростки теперь в сердце русском по-особому как-то звучит.
Учитель.
Стремлюсь я на свой Алтай по причине: люди! В них жизненные соки писателя… Народ Сростков - мой родной люд - вот ради кого я хочу вернуться в село. Лучше всего я знаю людей своего села. Их судьбы открыты мне, как линии на ладони. И они удачнейшим образом ложатся под моё перо, их образы всегда удаются мне в рассказах, повестях… Земляки мне близки, я полагаю. Что знаю их жизнь, быт, язык, нравы, прошлое, характеры, человеческие судьбы…
Но не думайте, что люди моего края какие-то особенные…
Наш урок мы назвали словами В. М. Шукшина «Не особенные люди, особенное в людях…»
Хотелось бы обратить ваше внимание на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности.
Человек, особенно подрастающий, нуждается в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни. Рассказы В.Шукшина помогают в этом, утверждая нравственность, совесть, правду, любовь к человеку. А эти качества являются корневыми свойствами человеческой души.
Проверка домашнего задания. Учащиеся зачитывают письменную работу на тему: «Какой смысл я вкладываю в понятия нравственность, совесть, правда?»
Анализ названий самых различных рассказов. (ответы учащихся )
- Что вы можете сказать о творчестве В.М.Шукшина?
Анализ рассказа «Дядя Ермолай».
Учитель:
Рассказ «Дядя Ермолай» небольшой, написан от 1-го лица. В его основе случай, который произошёл в детстве с самим автором. Рассказ был напечатан в 1971г., а случай произошёл, когда автору было лет 11-12. Случай постыдный. Мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своём, не сознаваясь в проступке.
Итак, первая проблема, над которой мы будем работать в классе,-проблема памяти.
В коротком вступлении к рассказу Шукшин написал: «Вспоминаю из детства 1 случай». Заметим: не вспомнился, не вспомнил, а -вспоминаю. Почему автор использует глагол настоящего времени? ( ответы учащихся )
Из черновых набросков к этому рассказу узнаем, что на самом деле всё происходит утром, после дождя. «И всю жизнь снится мне то утро».
Беседа с классом.
- Что вас поразило в этом рассказе?
- Почему, солгав, мальчики так упорно стоят на своём?
- Как вы думаете, сознаются ли они во лжи потом, когда пройдёт время?
- Зачем дядя Ермолай добивается, чтобы дети сказали правду?
- Какую роль играет эпилог рассказа, как он связан с началом рассказа?
- В чём, на ваш взгляд, заключается основная мысль рассказа?
- Ради чего, по вашему мнению, он был написан?
- Почему рассказ назван «Дядя Ермолай»?
Центральная часть рассказа - диалог дяди Ермолая с мальчиками.
(Чтение диалога по ролям). Работа с домашним заданием: чтение «психологического этюда».
Дети не сознались, что не были на точке, куда их отправил дядя Ермолай. И не сознались в своём поступке позже. Не потому ли случившееся не отпускает всю жизнь, снится? Муки совести…
- О чём они нам , читателям, говорят?
- Почему дядя Ермолай хотел услышать правду, их собственное признание?
- Что его оскорбило в поведении детей?
И эпилог рассказа насыщен вопросами, на которые автор не даёт ответа, предлагая нам над ними задуматься:
- В чём смысл жизни таких людей как дядя Ермолай?
Или не было никакого смысла, а была одна работа, работа… Работали да детей «рожали»?
Итак, вопрос смысла жизни обыкновенных, но далеко не простых людей ( сам Шукшин не любил этот эпитет - «…простые люди» - по отношению к своим героям) является главным в этом рассказе. Смысл этот, по Шукшину, в жизни по совести, по правде.
Ключевыми проблемами рассказа «Дядя Ермолай» являются проблемы памяти, совести, правды. Они звучат и в других рассказах Шукшина.
Итак, перед нами рассказ «Мастер». Начинается он как сказка: «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр».
- Что открывает нам в судьбе героя первая фраза?
- О чём говорит характеристика - «забулдыга, непревзойдённый столяр»?
- Каково решение Сёмки?
-Почему жизнь Сёмки обрела смысл?
- Что же произошло с человеком потом? Почему?
Шукшин не делает выводов, не поучает. Он говорил: «Меня поучения в искусстве очень настораживают», «я их боюсь и никогда им не верю». Он просто поведал историю Семки, но какая трагедия души открывается за этим! Талицкая церковь, её гибнущая красота, тайна - потрясли душу Сёмки. Ведь он Мастер «непревзойдённый столяр».
- Идея возрождения красоты его «выпрямила», а что же сломало?
- Почему душа его кровоточит и болит? Почему он больше не может смотреть на церковь? Почему отворачивается, молчит и курит? В чём причина Семкиной боли?
Л.Н.Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти. А для Сёмки? Можем мы предположить, какова будет его дальнейшая судьба? (ученики высказывают своё предположение )
Как и ранее рассмотренные рассказы, рассказ «Волки» - с глубоким подтекстом. Ведь волки - это не только хищники, лесные звери, волки - это люди типа Наума, с которым приходится жить Ивану.
- Какие чувства переживает Иван во время схватки с волками?
- Что переживает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя?
- Почему Шукшин «заставляет» своего героя повторить: «Я тебе покажу, как надо человеком быть?»
- Что будет с Иваном потом? Смирится ли он с волчьей натурой Наума?
-Согласны ли вы с высказыванием Н.Бердяева:«Совести, правда, внутреннему человеку нужно повиноваться больше, чем обществу, чем внешнему закону?»
Рассказ Шукшина долго держит нас в плену. Прав Шукшин, который писал: «Мне кажется, что самый простой случай, эпизод встреча могут стать предметом искусства, и чем проще эпизод, случай, тем больше простор для художника».
В заключение можно зачитать выдержки из сочинений; обратиться к словарю С.И.Ожегова и озвучить лексическое значение слов нравственность, совесть, правда.
Нравственность, совесть, правда в наше «смутное» время утратили для многих свою актуальность, если не сказать, что потеряли прежнюю значимость. Нравственный человек для меня - это прежде всего человек совестливый и правдивый. И если говорить о возрождении души, то надо говорить о возрождении совести и творческого начала в человеке. В этом наше спасение. А начинается всё с малого. Разрушается церквушка, но и что?
Ведь она не представляет архитектурной ценности, хотя и очень красива. Обидели человека, нахамили ему - ну что же делать, не связывался бы… и, наконец, - самое страшное - предательство: бросить на гибель родного человека, спастись самому… Так постепенно и разрушаются нравственные основы, которые закладывались нашими предками веками. Так что же с нами происходит?
Звучит песня В.Высоцкого «Охота на волков».
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из предложенных тем.
1. «Быть на земле Человеком».
2. «Не позволяй душе лениться» ( по рассказам В.М.Шукшиша)
3. «Надо ли сегодня быть нравственным человеком?»