- Учителю
- Урок русского языка в 10 классе по теме: «Грамотная речь как показатель культуры человека».
Урок русского языка в 10 классе по теме: «Грамотная речь как показатель культуры человека».
Урок русского языка в 10 классе по теме:
«Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А6, В 8, элементы части С.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки ученика.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
Начнем мы наше занятие с просмотра фидеофрагмента.
Слайд №1
(Демонстрируется сюжет «Ералаша» «Почему мы так говорим?»
Вы догадались, ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии?
Слайд №2
Итак, тема нашего занятия: «Грамотная речь как показатель культуры человека».
Слайд №3
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.Н. Толстого:
«Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
-Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
- Ребята, замечаете ли в речи других людей речевые и грамматические ошибки?
- Всегда ли вы их замечали?
- В связи с чем изменилось ваше внимание к собственной речи и речи других людей?
3) Слово учителя. Целеполагание
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека.
-Как вы думаете, какова цель нашего занятия?
(Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию и повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).
-Молодцы. Продолжим работу.
2. Работа по теме урока.
1) Орфоэпическая разминка (заранее подготовлена сильным учащимся, который проводит ее.)
Катя: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку.
Слайд № 4
На слайде слова, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки, и эти слова могут встретиться в заданиях ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся расставляют ударение).
Афера, асимметрия, баловать, бочковый, грушевый, генезис, догмат, зубчатый, завидно, звонишь, закупорить, иконопись, каталог, загнутый, апостроф.
(правильно: АфЕра, ассимметрИя, баловАть, бОчковый, грУшевый, гЕнезис, дОгмат, зубчАтый, завИдно, звонИшь, закУпорить, Иконопись, каталОг, зАгнутый, апострОф).
Слайд № 5
Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами).
Посчитайте количество ошибок.
Слайд № 6
Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.
Слайд № 7
Ведение новых понятий. Слово учителя.
Итак, ребята, вы успешно справились с заданием и показали, что вледеете орфоэпическими нормами языка. А знаете ли вы, что в лингвистической литературе последних лет различают два типа норм: императивные и диспозитивные?
Слайд № 8
Императивные - обязательные, не имеющие вариантов, например правила спряжения склонения, согласования.
А диспозитивные - восполнительные, т.е. нормы, имеющие варианты.
Слайд № 9
Например: вИхриться - вихрИться, кусок сырА - кусок сырУ.
Лингвисты отмечают, что варьирование нормы - это объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Наличие вариантности, т. е. стадии сосуществования старого и нового качества, с их точки зрения, даже полезно, целесообразно: варианты позволяют привыкнуть к новой форме, делают этот процесс менее ощутимым и болезненным
Варьирование формы - это не постоянное свойство конкретных языковых единиц. Колебание продолжается более или менее длительный период, после чего варианты расходятся в значениях, приобретая статус самостоятельных слов. Например, в прошлом необразованного человека (невежду) можно было назвать и невежей.
У И. А. Крылова: Невежи судят точно так. В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
В другом случае продуктивный вариант полностью вытесняет своего конкурента (так случилось, например, с вариантами тОкарь и нормативным в XVIII-XIX в. токАрь).
Слайд № 10
Признание нормативности (правильности) языкового факта опирается обычно на непременное наличие трех основных признаков:
-
Регулярная употребляемость данного способа выражения
-
Соответствие возможностям системы литературного языка
-
Общественное одобрение
Давайте рассмотрим несколько примеров вариативного употребления.
Слайд № 11
заржАветь и заржавЕть - диспозитивная
мИзерный и мизЕрный - диспозитивная
а теперь попробуйте сами определить, какая норма:
симмЕтрия и симметрИя - диспозитивная
бАрмен (бармЕн) - императивная
каплет и капает - диспозитивная
исполненный энергии и исполненный энергией - диспозитивная
Слайд № 8
3) Слово учителя. Итак, мы с вами говорили о языковой норме, о необходимости ее соблюдения, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на слайде)
Слайд № 9
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
-А к мнению Гоголя?
Слайд № 10
«Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего».
- Трудно разобраться?
- Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.
4)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 5 минут
Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 1 группа - в роли учителя русского языка
2 группа - в роли лингвиста.
Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность и языковое чутьё.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
1 группа. Задание:
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
II группа. Задание:
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
5)Группы представляют результаты своей работы (3-5 мин). Комментарии учителя.
Слайд № 11
КАРТОЧКА - ТЕТРАДЬ
-
Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова - плеоназм).
-
На примере конкретных примеров показано своеобразие чеховского пейзажа (тавтология).
-
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. (употребление слова в несвойственном ему значении).
-
Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
-
В.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. (Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложение должно звучать так: / чтение исправленного варианта/.
II группа. Задание:
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
Слайд № 12
Карточка - текст
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/
3) Вдруг какой - нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая - нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая - нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой - нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.
-Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?
Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи. И если в его прозведениях и встречаем мы «грамматические ошибки», то понимаем, что это стилистический прием.
Слайд № 14
- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба, русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует - они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда - то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».
- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?
6) Слово учителя. Знакомство с текстом. Стих. В.Шефнера «Устная речь»
- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.
Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня мы будем совершенствовать наше умение чтения и понимания текста в его словесном единстве.
Слайд № 15 Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
7)Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам (5 мин.).
На уроке работают три группы:
Слайд №16
«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);
«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);
«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).
А) Планирование учебной деятельности. Собственно учебная деятельность-комплексный анализ текста.
В) Устные высказывания учащихся: «литературоведов», «языковедов», «лингвистов».
«литературоведы»
Тема текста совпадает с названием «Устная речь».
Идея выражена в последней строке:
«Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни».
«языковеды» (исследование художественных средств)
Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении,
с помощью метафор - гаснет русская словесность, гибнет русская словесность
Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова),
метафора «чудеса речи» дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.
«лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне)
- Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни.
глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности.
- Приложение «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.
-Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.
«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».
Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).
Слайд №17
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
Слово учителя: Наш современник, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный - филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту - человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я желаю вам лёгкости стиля.
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что…
у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из критериев оценки каждого этапа урока.