7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Малоархангельского района

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»





Принята « Утверждаю» Принята « Утверждаю»

на педагогическом совете Директор школы

протокол №____ от _________ Зайцев А.С.

«___» _______ 2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 9 класса

(102 часа)















Учитель

Семенова Т.Ю.















д. Вторая Ивань

2016-2017 уч.г.



  1. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2010 г . Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.



  1. Содержание тем учебного курса

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» - роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» - первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АNNО D0МINI», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...», «Во всем мне хочется дойти..», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Я убит подо Ржевом» Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

А. С. Пушкин «Певец», М. Ю. Лермонтов «Отчего», В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); Ф. И. Тютчев «К. Б.», А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу» и другие. Романсы и песни как синтетичеРабочая программа по литературе 9 классский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Список произведений для заучивания наизусть.



Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. Молитва.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

Список литературы для самостоятельного чтения.



Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Ма­ленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Ма­яковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Руб­цова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Ты­нянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустов­ского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Исканде­ра и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакла­нова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.



  1. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • </ выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.





  1. Перечень учебно-методического обеспечения.

1) Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2011.

2) Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе, 8 класс М ВАКО, 2008 г.







  1. Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

урока





Дата

Тема урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

ЗУН

Межпредметные связи

ТСО

Примечание



1



Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Беседа, работа с книгой









2











3



Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров.



Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы.

Лекция, слушание фрагментов произведения

З н а т ь: основные этапы развития рус/литер., её жанровое разнообразие

У м е т ь: делать выводы, сравнивать произведения



ИЗО. Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища

Игоря Святославовича с половцами».



История. Культура и быт Руси в IX-XII веках. Раздробленность русских земель (7 класс).

Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».

Иллюстрац



4



Художественные особенности «Слова…»: призыв к единению, гуманизм русского народного самосознания. Художественные особенности памят-

ника.



Практикум

Знать: сюжет и содержание «Слова»…., специфику жанра, образов. Языка «Слова»

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять тему, идею, находить выразительные средства



5

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению на темы: Образ русской земли в «Слове о полку Игореве», «Жемчужина славянской народной поэзии»…

Развитие речи

Уметь: составлять план, подбирать материал к сочинению







Из русской литературы XVIII века (11ч)



6



Общая характеристика литература XVlll века. Гражданский пафос русского классицизма.

Лекция, работа с книгой

Знать: понятие о классицизме, сведения о писателях 18 века и их творчестве

Уметь: сопоставлять конкретные произведения и литературные направления

История. Эпоха просвещения. классицизм в русском и мировом искусстве.

иллюстрац

7



М.В. Ломоносов, - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…». Прославление России, мира, науки и просвещения.

Лекция, практикум

выразительное чтение, беседа



Знать: сведения о жизни и творчестве Ломоносова, теорию трех «штилей», содержание од.

Уметь:

анализировать оду, выразительно читать, определять тему и идею оды.



ИЗО. Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.

работы Вишнякова, Державина.



Иллюстрац

8

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости. «Памятник».Мысль о бессмертии творчества.

Внеклассное чтение









Практикум

З н а т ь: классицизм как литературное направление, его принципы

У м е т ь: анализировать поэтический текст,

выразительно читать, определять тему и идею

История. Эпоха просвещения. Внутрен. политика Екатерины II (7 класс).

Быт основ. сословий в XVIII веке.





9



А. Н. Радищев ."Путешествие из Петербурга в Москву" (обзор). Обличение произвола и беззакония.

Рассказ, беседа



Знать: особенности жанра путешествия в произведении Н. А. Радищева

Уметь: выразительно читать и анализировать





10



Н.М. Карамзин . Сентиментализм. Повесть "Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести.

Лекция, работа с книгой

Знать: сведения о жизни и творчестве Н. М. Карамзина, понятие сентиментализм, сюжет и содержание повести «Бедная Лиза»

Уметь: определять тему и идею произведения

ИЗО. Портреты Карамзина.

Русс. яз. Сборник текстов «Легенда о Коломне» (№30) о Карамзине.



11



«Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести.

Лекция, практикум, анализ

обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза;







Из русской литературы XIХ века (52ч)



12



Русская литература первой половины 19 века. Авторы и произведения, определившие лицо литературы этого периода.

Лекция

Знать: теоретико-литературные понятия романтизм, реализм, народность, гражданственность, критика, публицистика, мемуарная литература

Уметь: давать общую характеристику русской литературы 19 века





13



Романтизм как литературное направление. Западноевропейский и русский романтизм (обзор).

Лекция с элементами беседы

Знать: теоретико-литературные понятия романтизм,

Уметь: характеризовать особенности западноевропейского и русского романтизма





14



В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. .«Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

Беседа, выразительное чтение

Знать: понятие о художественном мире писателя, понятия романтизм, баллада, характерные особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Светлана»

Уметь: анализировать текст,

выразительно читать, определять тему и идею





15



В.А.Жуковский.«Море». «Невыразимое». Своеобразие художественного мира писателя.

Беседа, практикум



З н а т ь: понятие о художественном мире писателя, основные темы и мотивы лирики

У м е т ь: анализировать поэтический текст





Музыка



16



А. С. Грибоедов. Слово о писателе. История создания комедии «Горе от ума».

Лекция, беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве Грибоедова, его общественные взгляды, историю создания комедии «Горе от ума» и сценическую судьбу

Уметь: давать характеристику творчества Грибоедова

Музыка.

Вальсы Грибоед.

ИЗО.

Портреты Грибоед., работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)

Иллюстрации к комедии

Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.







17



Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

Лекция, беседа, выразительное чтение, аналитическое чтение

З н а т ь: Сюжет и содержание комедии, особенности сюжета, жанра, композиции пьесы понятие драматического произведения, ремарка как выражение авторского взгляда, значение реплик героев, изображение характера героя в драматических произведениях

У м е т ь: выделять ключевые сцены пьесы, определять систему персонажей анализировать поэтический текст



Иллюстрации



18



2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

Практикум

Знать: Сюжет и содержание комедии, особенности сюжета, жанра, композиции пьесы

Уметь: характеризовать героев и их поступки, давать коллективную характеристику героев. Анализировать эпизоды



Иллюстрации



19



3-4 действия комедии. Анализ сцены бала.

Практикум, выразит. Чтение по ролям

Знать: Сюжет и содержание комедии, понятия конфликт. Монолог, система образов, антитеза особенности сюжета, жанра, композиции пьесы

Уметь: характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды



Иллюстр.



20



Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ".

Практикум

Конспект

Знать: крылатые выражения

Уметь: выразительно читать наизусть и анализировать монологи







21-22



Классное сочинение по комедии "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии.

«Чацкий и Софья. История взаимоотношений», «Чацкий: победитель или побежденный».

Развитие речи

Уметь: составлять план, подбирать материал к сочинению





23-

24-25



А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

Основные вехи творчества

Лекция, демонстрация

З н а т ь: факты биографии Пушкина, изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики

У м е т ь: анализировать языковой строй стиха

ИЗО. Портреты А.С.Пушкина.

Русский язык.

Сборник текстов, текст

№1 «И.Пущин»,

№48 «Москвич Пушкин».

№72 «О музейной смотрительнице»

иллюстрации



26



Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

Лекция, беседа, выразительное чтение

З н а т ь: особенности каждого жанра тематической группы

У м е т ь: анализировать языковой строй стиха





иллюстрац



II четверть



27-28



Любовная лирика Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина.

Семинар

Знать: содержание стихотворений о любви; понятия эпитет. Метафора, олицетворение, сравнение, лирический герой

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять тему и идею, находить изобразительно-выразительные средства, строить высказывание на основе прочитанного



иллюстрац

музыка



29-30



Эволюция темы свобода в лирике А. С. Пушкина.

выразительное чтение

Знать: содержание стихотворений «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять тему и идею, находить изобразительно-выразительные средства, строить высказывание на основе прочитанного



иллюстрац

музыка



31-32-33



Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина.

Практикум

Знать: содержание стихотворений Пророк», «Я памятник»

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять тему и идею, находить изобразительно-выразительные средства, строить высказывание на основе прочитанного строить высказывание на основе прочитанного







34



Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина.



Знать: содержание стихотворений «Пророк», «Я памятник»

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять тему и идею, находить изобразительно-выразительные средства, строить высказывание на основе прочитанного строить высказывание на основе прочитанного







35



«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».



Определять тематику и проблематику маленькой трагедии

Уметь: находить изобразительно - выразительные средства языка;

- уметь анализировать текст, отбирать главное, сопоставлять произведения разных видов искусств, объединенных одной темой;







36



«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.

Лекция, работа с книгой

Зн а т ь: жанры лирики, её особенности, понятие «роман в стихах»; композиционное строение романа; герои

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов

ИЗО. Иллюстр. к роману. Художники: М. Микешин, Н. Кузьмин, М. Добужинский, А. Нотбек, В. Канашевич, сам А. С. Пушкин.

Музыка. Чайковский. Опера «ЕО».



иллюстрации



37



«И завтра тоже, что вчера». (День Онегина).

Беседа, выразительное чтение

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов









38



«Лед и пламя не столь различны меж собой». (Онегин и Ленский).

Аналитическая работа с текстом

Знать: сюжет и композицию романа

У м е т ь: составлять устный рассказ о героях, давать их сравнительную характеристику, выразительно читать эпизоды романа, составлять словесные портреты героев.







39



«Души невинной излиянье». Письмо Татьяны - исповедь Онегину.

Практикум

Знать: сюжет и композицию романа

У м е т ь: составлять устный рассказ о героинях, давать их сравнительную характеристику, выразительно читать эпизоды романа, составлять словесные портреты героинь







40



Сон и именины Татьяны. Дуэль.

Беседа

Знать: сюжет и композицию романа

У м е т ь: составлять устный рассказ о героини, давать характеристику, выразительно читать эпизоды романа







41



«Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана». Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча.

Семинар

Знать: сюжет и композицию романа

У м е т ь: составлять устный рассказ о героях, давать их сравнительную характеристику, выразительно читать эпизоды романа, составлять словесные портреты героев.







42



«Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Автор и герой в романе.

Беседа

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы







43-44



Р. Р. Подготовка к сочинению по творчеству А. С. Пушкина. Написание сочинения.

УРР

Уметь: составлять план, подбирать материал к сочинению







45



«Жизнь моя - я сам» Вехи жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки



История.

30-е годы XIX века.



иллюстрац





46-47



Мотив одиночества и трагедия поколения в лирике М. Ю. Лермонтова.

Семинар

Знать: основные мотивы лирики Лермонтова

Уметь: выступать с сообщениями, записывать основные положения лекции, определять темы идеи стихотворений,

находить изобразительно-выразительные средства







48



Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина».

Беседа

Знать: содержание стихотворений о родине

Уметь: выразительно читать, аназизировать стихотворения. Определять тему, идею. Находить изобразительно-выразительные средства







49



«Герой нашего времени». Замысел и композиция романа.

Лекция, работа с книгой

З н а т ь: проблематику произведения; смысл понятия «герой времени»

У м е т ь: выбирать цитаты, характеризующие героя







50-51



Странный человек. (Повести «Бэла» и «Максим Максимыч»). Кто Печорин - виновник торжества или жертва трагедии?

Беседа

З н а т ь: художественные средства создания характера героя

У м е т ь: строить собственное высказывание на материале произведения, анализе изобразительных средств





52



«И какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?» («Тамань»)

Беседа

Знать: сюжет и содержание повести «Тамань»

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды, характеризовать героев







53-54



«Неужели зло так привлекательно?» Печорин и водяное общество. Печорин и Грушницкий.





«Неужели зло так привлекательно?» Печорин и Вера. Печорин и княжна «Мэри»

Практикум

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды, характеризовать героев







III четверть



55



«Зачем я жил? Для какой цели родился?» («Фаталист»).

Практикум

Знать: сюжет и содержание повести «Фаталист»

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды, характеризовать героев







56



Обощающий урок по роману. Трагедия Печорина, ее сущность и причины.

Семинар

Знать: понятия реализм, пейзаж, портрет, романтизм

Уметь: давать сравнительную характеристику героям, находить в тексте изобразительно-выразительные средства







57-

58



Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Урок

Контроля

Уметь: составлять план, подбирать материал к сочинению







59



«Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы». Н. В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: особенности жанра поэмы как эпического произведения, понятия лиричности и психологизма

У м е т ь: внимательно читать



Русский язык.

Сб-к текстов

№3 «О Чичикове»

№41 («Чичиков и Собакевич»).



История.

Крепостное право в России.



иллюстрац



60



«Мертвые души». Замысел и композиция. Знакомство с героем. (1 глава).

Работа с текстом

З н а т ь: понятие «типизация»

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов



иллюстрац



61-

62-

63-64



Обобщающее значение образов помещиков в поэме, приемы их сатирической обрисовки.

Манилов и Ноздрев.

Коробочка и Собакевич.

Плюшкин.



Обобщающее значение образов помещиков в поэме, приемы их сатирической обрисовки. Коробочка.



Обобщающее значение образов помещиков в поэме, приемы их сатирической обрисовки. Собакевич.



Обобщающее значение образов помещиков в поэме, приемы их сатирической обрисовки. Плюшкин.



Беседа

Знать: сюжет и содержание поэмы,

понятия портрет,

интерьер, типический характер.









65



Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Беседа

Знать: сюжет и композиция поэмы

У м е т ь: прослеживать развитие образа героя, выборочно пересказывать текст,

характеризовать героя и поступки, определять способы сатирического изображения героя









66









Живая Русь в поэме.

Пафос

лирических отступлений. Образ автора.

Семинар

Знать: сюжет и композиция поэмы, понятия лирические отступления, символический смысл

Уметь: определять тему и идею лирических отступлений, анализировать текст,









67-68



Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. "Почему Чичиков главный герой поэмы?", "Хозяйственный Собакевич- тоже мертвая душа?", "О чем скорбит и о чем мечтает автор "Мертвых душ"?", "Живые и мертвые души в поэме Н.В. Гоголя" и т.д.



Уметь: составлять план, отбирать материал к сочинению







69



А.Н.Островский. Слово о драматурге. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза распада.

Лекция, беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и содержание пьесы

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему, определять тему и идею, записывать основные положения лекции



Презентац



70



Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

Беседа



Зеать: сюжет и содержание пьесы

Уметь: выразительно читать текст по ролям, прослеживать развитие драматургического конфликта, анализировать эпизоды. Характеризовать героев и их поступки, давать речевую характеристику героям







71











Личность Л.Н.Толстого. Л.Н. "Юность". Обзор содержания автобиографической трилогии.

Внеклассное чтение

Знать: сведения о жизни и творчестве Толстого, сюжет и содержание повести «Юность»

Уметь: анализировать текст. определять тему и идею произведения, .характеризовать героя и его поступки







72



Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению.



Знать: сюжет и содержание повести «Юность»

Уметь: анализировать текст. определять тему и идею произведения, .характеризовать героя и его поступки







73



Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Особенность поэтики Л.Н. Толстого.



Знать: сюжет и содержание повести «Юность»

Уметь: анализировать текст. определять тему и идею произведения, .характеризовать героя и его поступки







74



Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

Аналитическая беседа, работа с книгой,

Знать: сведения о жизни и творчестве Чехова, сюжет и содержание рассказа, способы создания комического

Уметь: прослеживать эволюцию образа «маленького человека» в творчестве Чехова, строить развернутое высказывание, характеризовать героев и их поступки



иллюстрац



75



А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Беседа

Знать: сюжет и содержание рассказа, понятия жанр, рассказ, пейзаж, психологизм

Уметь: прослеживать эволюцию образа «маленького человека» в творчестве Чехова, строить развернутое высказывание, характеризовать героев и их поступки







76



Русская литература 20 века. Богатство, разнообразие жанров и направлений.

Внеклассное чтение

З н а т ь: основные жанры лирики, особенности гражданской лирики

У м е т ь: записывать основные положения лекции, анализировать поэтический текст









Из поэзии XIХ века (1ч)



Из русской литературы XХ века.



Из русской прозы ХХ века. (10ч)

77



И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

Аналитическая беседа, работа с книгой,

Зн а т ь: сведения о жизни и творчестве Бунина, историю создания, сюжет и содержание рассказа «Темные аллеи»

У м е т ь: строить развернутое высказывание на основе прочитанного текста







78



Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

Практикум

Знать: сюжет и содержание рассказа «Темные аллеи», понятия психологизм, драматизм, лиризм, деталь, пейзаж, портрет, интерьер



иллюстрац



79



М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть "Собачье сердце", ее судьба. Анализ 1-3 глав (Шарик и его неожиданный покровитель).

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: сведения о жизни и творчестве Булгакова, историю создания произведения, сюжет и содержание произведения.

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.







80



Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Особенности характера героя.

Шариков и Швондер.

Практикум

З н а т ь: историю создания произведения, сюжет и содержание произведения.

Уметь: пересказывать эпизоды повести, определять тему и идею, строить развернутое высказывание на основе прочитанного.









81







Шариков и шариковщина. Открытый финал повести. Смысл названия.



З н а т ь: историю создания произведения, сюжет и содержание произведения.

Уметь: пересказывать эпизоды повести, определять тему и идею, строить развернутое высказывание на основе прочитанного.









82



Р.р. Ответ на проблемный вопрос на материале повести.



Уметь: отбирать материал к сочинению







83



М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой,

З н а т ь: сведения о жизни и творчестве Шолохова, сюжет и содержание рассказа, композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя, автор и повествователь в рассказе

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.

ИЗО - портреты писателей, репродукции картин с изображением военных событий.

Музыка - песни военных лет.

История - Великая Отечественная война.





84



Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

Практикум

Знать: сюжет и содержание рассказа, понятия рассказ-эпопея, типизация, реализм, антитеза

Уметь: выборочно пересказывать текст, находить изобразительно-выразительные средства, определять их роль, характеризовать героя и его поступки







85



А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

Беседа, работа с книгой

З н а т ь: сведения о жизни и творчестве Солженицына, сюжет и содержание рассказа, композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя, автор и повествователь в рассказе

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа, характеризовать героев







86



Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Практикум

Знать: сюжет и содержание рассказа, композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя, автор и повествователь в рассказе

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа, характеризовать героев







87



Р.р. Сочинение на тему «Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

сочинение



Уметь составлять план, отбирать материал к сочинению







Из русской поэзии ХХ века.



Штрихи к портретам (14ч)

88



Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии.

Лекция, демонстрация

З н а т ь: основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму

У м е т ь: характеризовать изобразительно-выразительные средства.

ИЗО. Портреты поэтов «серебряного века».





IV четверть



89



А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека.., «О, весна без конца и без краю…» и др.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать: сведения о жизни и творчестве Блока, понятия символ, символизм, цикл

У м е т ь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, находить изобразительно-выразительные средства





иллюстрац



90



С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…» и др.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать: сведения о жизни и творчестве Есенина

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, определять тему идею стихотворений, находить изобразительно-выразительные средства



иллюстрац



91



Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».

Практикум

Знать: стихотворения Есенина наизусть

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, определять тему идею стихотворений, находить изобразительно-выразительные средства



иллюстрац



92



Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать: сведения о жизни и творчестве Маяковского, особенности художественного метода, понятие футуризм

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, определять тему идею стихотворений, находить изобразительно-выразительные средства



иллюстрац



93



М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать: сведения о жизни и творчестве Цветаевой

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, определять тему идею стихотворений, находить изобразительно-выразительные средства



иллюстрац

музыка



94



«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Практикум

Знать: основные темы и мотивы творчества Цветаевой, содержание стихотворений о Родине

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, определять тему идею стихотворений, находить изобразительно-выразительные средства







95



Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать: сведения о жизни и творчестве Заболоцкого

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, определять тему идею стихотворений, находить изобразительно-выразительные средства



иллюстрац



96



«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать: сведения о жизни и творчестве Ахматовой

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, определять тему идею стихотворений, находить изобразительно-выразительные средства

Русский язык.

Текст № 14 (из статьи «Анна Ахматова» К.И.Чуковского).

иллюстрац



97



Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать: сведения о жизни и творчестве Пастернака

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, определять тему идею стихотворений, находить изобразительно-выразительные средства



иллюстрац



98



А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине и о природе. «Урожай», «Весенние строчки».«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

Знать: сведения о жизни и творчестве Твардовского

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический текст, определять тему идею стихотворений, находить изобразительно-выразительные средства



иллюстрац



Из зарубежной литературы (7ч)



99-100



У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Беседа, работа с книгой

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира, сюжет и содержание трагедии «Гамлет», понятия трагедия, конфликт, сюжет, особенности жанра трагедии

Уметь: выразительно читать и анализировать текст трагедии, характеризовать характеры и поступки героев, прослеживать развитие драматического конфликта







101



Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Внеклассное чтение

Знать: сюжет и содержание трагедии «Гамлет», понятия трагедия, конфликт, сюжет, особенности жанра трагедии

Уметь: выразительно читать и анализировать текст трагедии, характеризовать характеры и поступки героев, прослеживать развитие драматического конфликта







102



Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

Беседа, тестирование





































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал