7


  • Учителю
  • Я выбираю свободу быть просто самим собой Урок внеклассного чтения в 11 классе

Я выбираю свободу быть просто самим собой Урок внеклассного чтения в 11 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Я выбираю свободу быть просто самим собой…»

О творчества Александра Галича

Цели урока:

1) познакомить учащихся с термином «авторская песня»;

2) познакомить с творчеством и личностью одного из основоположников авторской песни А. Галичем;

3) на основе анализа его стихов и прослушивания песен подвести учащихся к мысли, что он был одним из первых, кто выступил против официальной лжи, против всевластия партийного аппарата, против бессилия и страха, которыми было наполнено наше общество. Он стал первым, кто, отказавшись от языка намёков и иносказаний, напрямую заговорил правду.



Люди не простят мне равнодушья,

Я им - равнодушным не прощу.



Спрашивайте, как и почему?

Спрашивайте, мальчики, отцов!

Спрашивайте, мальчики, спрашивайте!

Спрашивайте!!!

А. Галич.

Ход урока.

I. Включить музыку с записью голоса А. Галича - «Плясовая».

- Вы узнали этот голос?

- Что вы можете сказать об исполнении?

- Как называется такое исполнение?

- Кого ещё из авторов-исполнителей своих песен вы знаете?



II. Прослушайте сообщение об «авторской песне».



III. Итак, «авторская песня» имеет три «наивысшие вершины» - это песни Б. Окуджава, В. Высоцкого, А. Галича. Если два первых имени нам хорошо известны, мы часто слышим их голоса из теле- и радиоэфира, то имя и творчество А. Галича становится широко известным лишь в последнее время. В чём причина такой ситуации? Какова судьба этого талантливого человека? В ЧЁМ СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА? Мы постараемся разобраться на этом уроке. Послушаем сообщение о биографии Александра Галича.



IV. Прослушивание сообщение о Александре Галиче.



V. «Мне всё-таки было уже под пятьдесят. Я уже всё видел. Я уже был благополучным драматургом, благополучным советским холуём. И я понял, что так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду». Эти слова, сказанные Галичем в 1974 году, накануне отъезда из России, дают ключ к пониманию его личности, его творчества. Он одним из первых среди бардов, да один из первых в нашей литературе, открыто выступил против официальной лжи, против всевластия партийного аппарата, против бессилия и страха, которыми было наполнено наше общество. Он был, по существу, первым, кто напрямую заговорил правду. О чём эта правда?



VI. Прослушивание песни «Петербургский романс».

- Кого вспоминает Галич в этой песне?

- Как вы понимаете строки:

« Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь

В тот назначенный час?»



VII. Март 1968 года. Новосибирский Академгородок. Единственный - первый и последний! - открытый концерт А. Галича, на который даже продавались билеты. Александр Аркадьевич исполняет знаменитое «Посвящение Пастернаку».



VIII. Чтение стихотворения «Памяти Пастернака».

Галич знал, что пути назад, отступления уже не будет. И концертный зал Академгородка это понял и встал в молчании, отдавая долг мужеству и таланту Пастернака, мужеству и таланту А. Галича. После этого ему сделали первое предупреждение.

- За что, по-вашему, Галичу сделали предупреждение?

- Что вызвало недовольство власть придержащих?



IX. «Плясовая». Чтение по хрестоматии. (стр 238)

- О каком «страшном» времени в жизни нашей страны говорится в этой песне?

- Как вы понимаете слова:

«Палачам бывает тоже страшно,

Пожалейте, люди, палачей»?

- - Каковы особенности стихотворной формы этой песни? Случайно ли автор выбрал такую форму?



X. «Старательский вальсок».

- Как вы понимаете слова:

« Промолчи - попадёшь в первачи!

Промолчи, промолчи, промолчи»?

- А почему, промолчав, можно попасть, по мнению автора, не только в «богачи, в первачи», но и «в палачи»?

(С молчаливого согласия равнодушных людей творятся на земле все безобразия. «Молчи - за умного сойдёшь»)

- Почему так много в этом стихотворении слов со звуком «Ч»?



XI. В 1971 году прошло заседание секретариата Московского отделения Союза писателей, на повестке дня которого стоял один вопрос: «.. об исключении писателя Галича Александра Аркадьевича из членов Союза Советских писателей за несоответствие высокому званию члена данного Союза». Галича обвинили в политической неблагонадёжности, антисоветчине, в нелюбви к родине и даже в литературном мародёрстве. На секретариате голоса разделились поровну. Против проголосовали Валентин Катаев, Алексей Арбузов, Агния Барто и прозаик Александр Рекемчук. Тогда им объяснили, что там, наверху, просили, чтобы решение было единогласным.

Потом Галича так же исключили из Союза кинематографистов. Поэт остался без денег. По инвалидности (за три инфаркта) он получал пенсию - 54 рубля. Ангелина Николаевна (вторая жена) очень тяжело всё это переживала, но никогда мужа не упрекала. Он был для неё богом. Но тогда она начала пить. А он держался: пел по домам, продавал книги, работал «за негра» - переделывал чужие бездарные сценарии.

Очень многие думают, что Галич уехал сам. Нет. В 1973 году его как последнего ученика Станиславского пригласили на работу в Норвегию. Выезд сначала не разрешали, а потом в ОВИР-е сказали: «Либо вы уезжаете в Израиль, либо - в Сибирь». Советского гражданства его лишили, но другое он так и не принял. Он надеялся вернуться домой.

«Я собираюсь в дорогу - трудную, извечно и изначально горестную дорогу изгнания. Я уезжаю из Советского Союза, но не из России… моя Россия остаётся со мной!» В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать: «.. я ведь в сущности не уезжаю. Меня выгоняют… добровольность этого отъезда - одна фиктивная добровольность, она по существу вынужденная».

А там, вдали от России, ему стало трудно писать. Видно, без нашей советской повседневности, без наших сюжетов и героев не могли появиться его новые песни.



XII. «Песня об Отчем Доме», написанная в 1973 году, за год до отъезда, - одно из лучших стихотворений Галича. Отчий дом для поэта - начало начал. Чтение стихотворения.



Но оказывается, в этом доме есть хозяин - «некто с пустым лицом» и «свинцовым глазом», а сам поэт был здесь не сыном, а лишь жильцом, которому «не вырваться из долгов», - либо нужно солгать, слукавить - «может вымолить тишь да гладь». Но ложь, лукавство - это не для поэта. Правда всегда оставалась его жизненным кредо:

«Но уж если я должен платить долги,

То зачем же при этом лгать?!»

Каким драматизмом, любовью, верностью Отчему Дому наполнены последние строки стихотворения…



XIII. История смерти Галича.



XIV. А. Галич вернулся на родину, в свою страну, в свой город - песнями, памятью, легендой. И сейчас его песни переживают второе рождение, т.к. по словам Ю. Нагибина, «.. за минувшие годы мы не только не залечили ни одной болезни, не разрешили ни одного вопроса, не приблизились к чему-то лучшему… и Сашины сарказмы ничуть не пожухли, напротив, выострились. Теперь пришло время называть всё своими словами, прямо в лоб».



XV. Песня «Когда я вернусь».



</ XVI. Домашнее задание. Написать отзыв-рецензию на одно из стихотворений А. Галича.











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал