7


  • Учителю
  • Эссе Худая работа хуже воровства по роману А.Толстого Петр1

Эссе Худая работа хуже воровства по роману А.Толстого Петр1

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Эссе по роману А.Толстого «Петр1»

Худая работа хуже воровства



Как оценить человека? По каким таким его качествам? По красоте ли внешней, по уму ли, по совести ли? А может, по делам? По отношению его к тому делу, что стало делом его жизни? Уже одно то, что дело жизни найдено, подскажет нам: человек не зря живёт на земле. Он то делает, что для жизни важно, для жизни своей собственной, а, что еще лучше, для жизни и других людей, для жизни своего Отечества.

Всякий человек по делу познаётся. Об этом подумалось, когда перечитывал страницы романа А.Н.Толстого «Пётр Первый», особенно пятую главу, в которой речь идет о семье кузнецов Воробьевых, для которых Валдай, как и для меня, родной город. Семья живёт работой. Здесь все рукастые, мастеровитые. Творцы.

Младшая сестра Воробьевых - «девка завидная», «шестнадцати лет»», «с толстой косой». Её кокошник убран «голубой бусинкой на каждом зубчике», подол холщовой рубахи украшает вышивка. А в светёлке её «полно» глиняных игрушек, которые она сама делает. То «сделает кошку верхом на собаке или старуху с клюкой, как живую», «налепит птиц, зверей, каких не бывает». Для братьев Машуткины дела - «чепуха», но Голиков, знающий толк в искусстве, трепещет от радости: «Боже мой, боже мой! Надо же скорее посмотреть это!» И Машутке хочется посмотреть на проезжих, послушать их речи. Она рада услужить им, несёт, по просьбе брата, горшок с топлёным молоком, но, узнав, что Голиков хочет посмотреть её «болванчиков», застеснялась. Пошла прочь «как сонная», видимо, погружённая в чувства, которые испытывает мастер, когда показывает творение своих рук.

Интересно представить, что испытывали браться Воробьевы, мастерски ремонтируя телегу посланцев Петра. Можно предположить, что и они несколько смущались: на губах дюжего кузнеца Кондратия Воробьева появляется «усмешка, будто он из одного снисхождения подошел к проезжим дурачкам»; он «засмеялся», когда Гаврила Иванович хочет заранее договориться с ним о стоимости ремонта. Кондратий хорошо знает, чья телега развалилась, он говорит: «А я ведь тебя знаю. Гаврила Иванович, ты с братом весной здесь проезжал, у меня же и ночевал. Я и царя Петру хорошо знаю, и он меня знает, - каждый раз в кузню заворачивает». Знает Кондратий и то, что телегу («работа московская»!) делали кое-как, подмечает: «На этой телеге только чертям дрова возить». Для такой оценки ему потребовалось лишь обойти кругом телеги да «заглянуть под неё». Уже сняв колёса, вытащив железные оси, сердито говорит: «Обе с трещиной. Этой бы осью энтого бы московского кузнеца по темечку…»

Кондратий не хвастается собственной работой, но цену ей знает, поэтому с достоинством отвечает Голикову и Гавриле, предложившим, было, свою помощь: «Сидите спокойно, хоть раз поглядите, какие есть валдайские кузнецы…»

Четверо братьев Воробьевых - «кузнецы, оружейники, колокольщики» - работают в кузнеце так, что кажется, будто слышен «пасхальный перезвон»:

- Старший бухал молотом один раз, Стёпа угождал два раза, Кондратий, поворачивая железо и так и сяк, наигрывал молотком. «Стой!» - крикнул он и бросил скованную ось на земляной пол. «Ванюща, поддай жару…»

Это отец («Савва Степанович, царство ему небесное» научил сыновей работать. Он «бивал» ещё маленьких сыновей «за каждую оплошку и приговаривал: худая работа хуже воровства…» Зато теперь у их «колокольчиков малиновый звон», «шпажный клинок» их работы «гнётся, не ломается», а пистолет «воробьевский (что сам Пётр достоверно знает!) бьёт на двадцать шагов дальше и бьёт без осечки». Кузнецы Воробьевы работают честно, самозабвенно, они любят свой труд, их работу ценят люди, и государь не раз хвалил.

Вроде как, надо честным труженикам бы быть довольным жизнью, ведь всё по отцовскому завету идет, живут, благодаря дружной работе, в достатке. Но Пётр «осерчал», услышав в одну из встреч довольство в слова Кондратия: «Живём мы у проезжей дороги знатно как весело… всего у нас вдоволь. Осенью наварим браги… Нарядные рукавицы наденем, выдем на улицу - на кулачки и позабавимся… Не хочется отсюда уходить». Пётр говорит: «Хуже не мог ты мне ответить, Кондратий Воробьёв. Кто всем доволен да не хочет хорошее на лучшее менять, тому всё потерять. Когда же вы, дьяволы ленивые, это поймёте?..»

Кузнец Кондратий Воробьёв услышал государевы слова, понял, что для себя жить - тлеть, для других - гореть. Понял, как важно для Отечества, чтобы было у государства «большое дело», «оружейный завод». Отказавшись брать за ремонт телеги плату, просит Гаврилу передать своё решение: «Увидишь царя Петру - передай ему поклон. И скажи, - Кондратий Воробьев просит-де на него не гневаться, глупее людей Кондратию Воробьёву не бывать. Государь поймет мой ответ».

Люди, подобные валдайским кузнецам братьям Воробьевым, - соль земли. Великие труженики, поднявшиеся до понимания того, что их свободный, честный творческий труд может и должен приносить пользу Отечеству, и сегодня нужны государству. Сегодня, может быть, еще важнее, чем во времена Петра Первого, отказаться от ближней цели (материальное благополучие семьи) во имя высокой (благоденствие Родины). Это под силу людям сильным и думающим, верящим в правоту того пути, которым ведет страну её лидер. Точка зрения А.Н. Толстого, как мне кажется, совпадает с народным представлением о значимости труда и мастерового люда. Есть такая пословица: «Пчела трудится, для Бога свеча пригодится»







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал