- Учителю
- Урок по теме: 'Тема искусства в повести Н. В. Гоголя 'Портрет'
Урок по теме: 'Тема искусства в повести Н. В. Гоголя 'Портрет'
Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Предметные результаты:
обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;определить место повести «Портрет» в данном цикле; ознакомиться с повестью Н.В. Гоголя "Портрет", научиться внимательно читать произведение, подмечать важные детали, почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, выяснить гоголевские приёмы создания образов; показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник; выяснить, какие типы художников существуют, по мнению Гоголя, и каков высший тип художника; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение; развить навыки размышления по прочтении художественного произведения; воспитывать внимательное отношение к слову, духовность, целомудрие, милосердие.
Метапредметные результаты:
коммуникативные: формирование действий по организации и планированиюучебного сотрудничества, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
познавательные:объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;давать определение понятиям; работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Личностные результаты:
ориентация в системе моральных норм и ценностей;уважение к ценностям; разграничение понятий добра и зла; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы.
Тип урока: комбинированныйурок с использованием медиаресурсов.
Используемые педагогические технологии:
традиционная педагогическая технология; технология метода проекта;информационно-коммуникационная технология;элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, анализ текста), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, анализ по алгоритму, составление синквейна), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, метод активного чтения.
Формы работы: индивидуальная, групповая работа, дифференцированный подход, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.
Средства обучения: проектор, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя, текст художественного произведения,презентация, мольберт, палитра.
Предварительная работа:
-
группы студентов проводят исследовательскую работу по следующим темам:
-
Биографы. История создания и публикации повести «Портрет».
-
Историки. Прототипы героев повести.
-
Языковеды. Словарная работа. С помощью толкового словаря определить значение слов, необходимых для раскрытия темы: искусство, талант, ростовщик, зависть (По ходу урока обращаемся к членам группы).
-
Индивидуальное задание: презентация на тему «Образ Петербурга в творчестве Гоголя. «Петербургские повести».
Этапы подготовительной работы:
прочитать художественное произведение;собрать материал по теме.
Ход урока:
-
Организационный момент
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит проанализировать 1 часть повести «Портрет».
-
Мотивационный этап и целеполагание.
Предметный диктант: мольберт, палитра, драпировка.
- Что за предметы перед вами?
- Какую роль они играют в произведении?
- К какому ремеслу/ виду творчества можно отнести деятельность главного героя?
- О чем мы будем сегодня говорить? Какие цели поставим? (раскрыть понятие искусства; понять, в чем видит Гоголь назначение искусства; определить, каким должен быть настоящий художник).
- Как мы будем достигать цели? (через анализ повести)
- Давайте начнем достигать наши цели и попробуем разобраться, что такое искусство? (ответы)
- Одна из групп получила предварительное задание, выписать из словарей значение этого слова. Давайте обратимся к ним.
(Искусство - 1) Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2) Умение, мастерство, знание дела).
-
Актуализация знаний.
- Как называется цикл повестей, куда входит «Портрет» Гоголя? (Петербургские повести)
- Какие произведения туда входят? («Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет»)
- Почему цикл так называется? Соотносится ли название цикла с содержанием произведений?
- Давайте вспомним, как Гоголь изображает Петербург (презентация, подготовленная заранее студентом, комментирование).
-
Исследовательская работа по теме.
- Что же объединяет все эти повести? (образ города и героя-маленького человека).
- Прежде чем прейти к анализу повести, ребята из первой группы познакомят нас с историей создания повести.
Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения - «Невский проспект», «Портрет» (1 ред.), «Записки сумасшедшего» - вошли в сборник «Арабески», опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей «Арабесок» по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. «...Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято...» - сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.
На первую редакцию Повести в 1834 году критик Белинский написал резко отрицательный отзыв: «Портрет» есть неудачная попытка господина Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно господина Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».
-Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора» Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной «Явление Христа народу».Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть «Портрет».
К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой); Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.
В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все «нервы» произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: «Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?» В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.Вторая редакция повести была впервые опубликована в третьей книжке «Современника» за 1842 г.
- Мы узнали, что было несколько редакций повести. Зачем во вторую редакцию, которую мы с вами читаем, Гоголь внес перечисленные изменения? (Чтобы раскрыть глубже идею, и подвести самого читателя к выводам).
- Какие герои встречаются в первой части повести? - Как вы думаете, реальные или вымышленные события отразились в повести?(сообщение второй группы)
- В повести отразились впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в первые годы жизни в столице брал трижды в неделю уроки живописи в Академии художеств.
Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи индуса МоджерамаМотомалов, хорошо знакомый обитателям петербургской Коломны в первой трети XIX в. Современники, в частности актер П. А. Каратыгин, отмечали его запоминающееся лицо и выразительные глаза: «широкий темный балахон был надет у него на шелковом пестром халате, подпоясанном блестящим кушаком, высокая баранья папаха, с красной бархатной верхушкой, была обыкновенно заломана на затылок; бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровавыми прожилками...»
Сам Гоголь в Коломне не жил и о Моджераме, скорее всего, знал по рассказам других. М. А. Цявловский первым высказал предположение, что мысль вывести в повести ростовщика-индуса подсказал Гоголю Пушкин. С конца 1833 и в 1834 г. Гоголь активно работает над первой редакцией повести. В ней ростовщик пока «грек, или армянин, или молдаван» и зовут его Петромихали, хотя он наделен уже характерными чертами: страшные, горящие, как угли, глаза, широкий азиатский балахон. Уже там говорится о его особо изощренной системе начисления процентов по ссудам (в воспоминаниях Каратыгина о Моджераме упомянуты «дьявольские проценты»), о несчастных судьбах его должников.
Во 2-й редакции «Портрета», созданной Гоголем в 1837-1841 годах в Риме, ростовщик - уже «индеец, грек, персиянин, об этом никто не мог сказать наверно». Имя его не упоминается, теперь он просто «ростовщик» или «страшный ростовщик». Среди прочих переделок в повести был усилен мотив рока в судьбе тех, кто получал у ростовщика деньги. Гоголь приводит пять примеров вмешательства в жизнь этих людей разрушительных дьявольских сил. Прототипична для повести Гоголя не столько личность индуса (она остается загадочной, как бы «недопроявленной»), сколько ситуация его смерти. Факт знания или незнания автором повести даты смерти ростовщика не так уж и важен. Возможно, творческий импульс для этого дала случайно услышанная весть о смерти загадочного ростовщика.
В образе художника, чья гениальная картина поразила воображение Чарткова, угадываются черты А. А.Иванова, хорошо знакомого писателю. Его жизнь и творчество стали для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Возможно, Иванов стал прототипом и другого персонажа - идеального старца художника, о котором говорится во второй части повести.
- Как же теперь вы можете ответить на мой вопрос? - Что дает нам информация о прототипах? (реалистичность сюжета определяет актуальность проблем)
- Какой фамилией наделили Гоголь главного героя в первой редакции повести? Почему? (Чертков. Черт - в старинных суеверных представлениях злой дух).
- Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? Как выглядит Чартков? Что представляет собой его жилье? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат. Описание подтвердить цитатами из текста).
-Что, кроме бедного существования, подчеркивает автор? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный: «Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет»).
- Что такое талант?(ответ третьей группы).
- Был ли художник талантлив? - Чей отзыв о Чарткове мы узнаем? (профессора живописи: «Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец»).
- У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры.
- Мы видим какие-то изменения в жизни Чарткова? Что этому способствует? (покупка портрета). Перескажите момент неожиданного появления денег.
- Какие чувства и мысли посещают Чарткова? О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? (Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую...»)
- Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Что означают эти два пути? (Первый путь - это Добро, второй - зло)
- Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? (стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант).
- Какой путь выбрал художник? (Он выбрал зло. Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи. Художник начинает работать на заказ, т.к. хочет быстрого обогащения).
- Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем.)
- Что происходит с талантом Чарткова? (Талант его погибает: «...Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы…»)
- Понимал ли это сам художник? (Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке ... но этих толков не слышал упоенный художник…)
Анализ эпизода «Картина русского художника в Италии»
- Но что-то должно было его разбудить, если в нем осталось что-то человеческое? (Да, было одно событие. Он приехал в академию художеств дать свое суждение о картине русского художника, присланной из Италии.)
- Найдите в тексте описание картины («Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника...»).
- Ребята из второй группы нам уже рассказали, чей прототип использовал Гоголь. Кто запомнил? (Иванов, картина «Явление Христа народу»)
- Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины.
- А теперь прослушайте слова самого Н.В.Гоголя, увидевшего эту картину (студент 2 грппы) «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины - представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне...»- Гоголь делает вывод, что дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.
- Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?
(Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! Им овладела ужасная зависть до бешенства»)
- Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение? Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)
- Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой ... K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия ... Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».)
- Закономерна ли смерть Чарткова? Почему? (несколько вариантов).
- Давайте поразмышляем, что могло бы быть с Чартковым, если бы он выбрал другой путь?
- Какую литературную параллель проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со страшным демоном?С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери». Далее Гоголь говорит «Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем воплотился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». «Гений и злодейство - две вещи несовместимые»
5. Закрепление знаний. На слайдах показаны иллюстрации к повести.Соотнесите их с событиями повести (письменно)
Взаимопроверка.
6. Подведение итогов урока.Рефлексия:
- О чем же мы говорили на уроке. - Смогли вы понять идею Гоголя?
- Достигли ли мы поставленных целей? (Да. Настоящее искусство должно служить добру, богу. Художник должен быть выше прихотей толпы, выше корыстных интересов. Им должно владеть искусство. Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных).
- Так к каким же еще размышлениям подводит Гоголь современного читателя своей повестью?(Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Перед каждым всегда открыт путь, Право выбора остается за человеком)
7. Домашнее задание: Прочитайте вторую часть повести.Дайте сопоставительную характеристику двух художников - Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика.
8. Синквейн
Чартков
Талантливый, бедный
Пишет, завидует, губит
У тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь.
Художник.
6