7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 11 класс

Рабочая программа по литературе 11 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКАРАССМОТРЕНО

Заседание ШМО учителей

русского яз. и литературы

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № __17___

от «30» августа 2014 г.

Руководитель ШМО Вальтер О.А.____________

СОГЛАСОВАНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № ___4__

от «29» августа 2014 г.

Зам. директора по НМР

Т.В. Уварова _________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___151__

от «05» сентября 2014г.

Директор

МБОУ «СОШ № 35»

____________М.В. Лебедева





РЕКОМЕНДОВАНО

Заседание ШМО учителей

русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № _____

от «____» ________ 2014 г.

Руководитель ШМО

О.А. Вальтер ____________











Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

(базовый уровень)



для учащихся 11 А класса

на 2014-2015 учебный год





Образовательная область: «Филология»







Разработала:

Мякишева Е.Н.,

учитель русского языка и литературы.







Братск, 2014 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа для учащихся 11 А класса составлена на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.-М.:Дрофа,2008), рекомендованной Министерством образования РФ, федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 35».

По сравнению с примерной программой внесены следующие изменения, что не повлияет на прохождение программы: чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразно это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.

Психолого-педагогические особенности обучающихся данного класса обусловлены следующим:

  • старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста - постановка жизненных целей .

  • ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

  • процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах.

В качестве таких форм для юношества выступают:

  • внутренний мир и самопознание;

  • любовь и семья;

  • ценности и товарищество;

  • интересы и профессия;

  • мораль и общественная позиция.

В прошлом учебном году успеваемость -100%, качество- 57,9%, активно на уроке работают 10-11 человек (33 %), прослеживается средняя мотивация к предмету, поэтому необходимо осваивать новые продуктивные приемы работы с текстом, учебным материалом, создать условия для индивидуальной работы обучающихся.

Цели программы:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер-шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художест-венного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор-мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи программы определены и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы.

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета



Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой на конец года обучающиеся должны овладеть следующими способами деятельности:

  • Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.).

  • Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школах.

  • Конструкторско-исследовательская деятельность по профильной теме.

  • Организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника.

  • Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).

Задачи, решаемые учащимися в разных видах деятельности

  • Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации.

  • Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.

  • Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности.

  • Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.

  • Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу на старшей ступени обучения

  • Реализовать образовательную программу старшей школы в организационно-учебных базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги) (Эту задачу решает в первую очередь учитель-предметник).

  • Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний) (Эту задачу решает в первую очередь классный руководитель).

  • Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений (Эту задачу решает в первую очередь учитель-предметник).

  • Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий (Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог).

  • Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся. (Эту задачу решает в первую очередь классный руководитель).

Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса могут использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. В основе лежит технология личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем возможны следующие формы и структуры учебного занятия:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикум.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

  • Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

  • Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

  • Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность науки - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

  • Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  • Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  • Ценность традиционной российской религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Литература как учебный предмет реализуется через федеральный компонент учебного плана и является обязательным для всех. Рабочая программа «Литература» для учащихся 11 классов рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с федеральным учебным планом и учебным планом МБОУ «СОШ № 35» на 2014-2015 учебный год.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Всего

Развитие

речи

1

Литература XX века

2



2

Русская литература рубежа 19-20 веков

41

2

3

Русская литература 20-40 годов

34



4

Русская литература за рубежом 1917-1940 годы

1



5

Великая Отечественная война в литературе

3



6

Русская литература 50-90 годов 20 века

17



7

Зарубежная литература 20 века

4



Итого



102





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч)

История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопроса о роли искусства в начале XX в. Сложности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, литература, «возвращенная» читателю, и литература русского зарубежья и их объединение. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.

Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.

Русская литература рубежа XIX-XX веков

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX - начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

Теория. Литературное направление. Литературные направления начала XX в.

Реализм

Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа XIX - XX вв.

Т е о р и я. Традиции и новаторство.

И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Одиночество», «П е с н я» (по выбору учителя и учащихся). Традиции XIX в. в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.

«Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.

«Чистый понедельник» - любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала.

«Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.

Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совершенство.

Теория. Психологизм.

A. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.

Теория. Критический реализм.

B. Г. Короленко. «Без языка», «Река играет» и др. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.

М. Горький. «Н а дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов»), публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике»). Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького.

Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изображении писателя.

Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет («О том, как я учился писать» и др.).

Роль Горького в судьбах русской культуры.

Теория. Социально-философская драма. Литературный портрет.

Поэзия конца XIX - начала XX века

Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из направлений в искусстве начала XX в. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты. Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма.

Символизм.

Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Неоромантизм «младосимволистов». Кризис символизма (с 1910 г.).

В.Я.Брюсов. «Творчество», «Юному поэту», «К портрету М. Ю. Л е р м о н т о в а», «Конь блед», «Памятник», «Юношам» (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как теоретик символизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.

К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Б е з г л а г о л ь н о с т ь», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.

А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы» (по выбору учителя и учащихся). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстетического идеала. Влияние философии Владимира Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире». Лирический герой поэзии Блока.

«Двенадцать» - первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.

Теория. Символ в поэтике символизма.

Акмеизм.

Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэзия Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, С. М. Городецкого, Г. И. Иванова, В. Н. Нарбута и др.

Н. С. Гумилев. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. (по выбору учителя и учащихся). Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.

Футуризм.

Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуристов. И. Северянин (эгофутурист),

В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский (кубофутуристы). Конец футуризма.

И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин...»), «Двусмысленная слава» и др. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.

B. В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще р а з...» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество поэта.

«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Теория. Тоническое стихосложение.

Крестьянская поэзия.

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. «О с и н у ш к а», «Я люблю ц ы ганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Изображение труда и быта деревни, тема родины, особое восприятие городской цивилизации. Религиозные мотивы. Выражение национального самосознания.

C. А. Есенин. «Г о й ты, Русь, моя р о д н а я!..», «Не бродить, не мять в кустахбагряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты м о я, Ш а г а н э!..», «Русь советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное...». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.

«А н н а Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Лирика Есенина в музыке. Теория. Имажинизм.

Русская литература 20-40-х годов (обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. «Серапионовы братья». Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.

Поиски нового героя эпохи: «Чапаев» Д. Фурманова, «Ветер» Б. Лавренева, «Как закалялась сталь» Н. Островского и др.

Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Светлов, В. Луговской и др.).

Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее (А. Платонов. «Чевенгур»).

А. Н. Толстой. «Петр Первый». Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А. Толстой, М. Алданов). Картины Руси XVII в. в романе «Петр Первый». Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

Теория. Исторический роман.

А.А.Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Дилогия двух авторов. Сатирическая картина 20-х гг. Герои и их свершения. Остап Бендер как герой своего времени. Дилогия как новый тип романа фельетона.

М. И. Цветаева. «М оим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не м н о й...» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О. Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б. Л. Пастернак. «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных - тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь, творчество, личность.

«Белая гвардия». Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. «Дни Турбиных» - пьеса по роману «Белая гвардия». Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе XX в.

А. П. Платонов. «Котлован», «Сокровенный человек», «Ш а р м а н к а», «Впрок» и др. (по выбору учителя и учащихся). Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Методика. Споры по поводу авторства романа-эпопеи «Тихий Дон» предполагают особую тщательность его текстуального анализа.

Русская литература за рубежом. 1917-1941 годы

Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай - центры зарубежной русской литературы. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (1925- 1935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов и др.). Проза русской эмиграции (И. Бунин, И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов и др.). Споры о литературе и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.

И. С. Шмелев. «Солнце мертвых». Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М. А. Алданов. «Ч ертов мост». Исторические романы и повести, портреты -и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В. В. Набоков. «З а щ и т а Л у ж и н а»

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза», «Сказка» и др.). Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие произведения. Романы на английском языке («Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», и др.).

«Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Теория. Автор двух литератур.

Великая Отечественная война в литературе

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Повести В. Кондратьева «Сашка», В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Теория. Жанровое богатство произведений литературы на тему войны.

Русская литература 50-90-х годов XX века (обзор) (15ч)

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев: А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»; В. Шаламов. «Колымские рассказы».

Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.).

«Городская» проза: нравственная проблематика и художественные особенности произведений. Ю. Трифонов «О б м е н»

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в рассказах В. Шукшина.

Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес.

Литература народов России. М. Джалиль, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров.

Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын.

«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов.

Осмысление истории русской литературы как единого процесса.

Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора.

Литературные журналы. Их позиция и роль в культурной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь» и др.

Возрастание роли публицистики, публицистическая направленность многих художественных произведений конца 80-90-х гг.

Теория. Новые тенденции в развитии русской литературы.

Методика. При изучении обзорной темы особенно важен отбор авторов и произведений, поскольку еще не устоялись оценки и творчество ряда писателей находится в процессе становления. Некоторые имена могут быть исключены, могут возникнуть новые, что естественно, так как в этом разделе программа обращается практически к сегодняшнему дню литературы.

А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью - даль» - поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский - редактор журнала «Новый мир».

Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе.

И. А. Бродский. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

A. И. Солженицын. «Один день Ивана Де нисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»(главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее

страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.

B. П. Астафьев. «Печальный детектив»

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу.

В. Г. Распутин. «Последний срок» Трагическое решение проблемы отцов и детей.

Литература на современном этапе

Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.



Зарубежная литература второй половины XX века

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдается.

Б. Шоу. «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.

Теория. Модернизм.

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.

Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.

Теория. Постмодернизм.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА



Личностное развитие

В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы:

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности

Познавательная деятельность

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • давать определение понятиям;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

  • творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы;

Информационно-коммуникативная деятельность

Обучающиеся научатся:

  • адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • владеть монологической и диалогической речью, строить монологическое контекстное высказывание; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

  • владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы, тезисы, конспекты;

  • приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учитывать особенности различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.);

Рефлексивная деятельность

Обучающиеся научатся:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

  • оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей личности, свое физическое и эмоциональное состояние, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.

  • соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни.

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Обучающиеся научатся:

  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

Поиск и организация хранения информации

Обучающиеся научатся:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Формирование читательской компетентности,

умений и навыков работы с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающиеся научатся:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст:

  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

Работа с текстом: оценка информации

Обучающиеся научатся:

  • откликаться на содержание текста:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения литературы обучающийся научится:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:

1)технология дифференцированного обучения, при которой дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению;

2)информационная-коммуникативная технология, позволяющая совершенствовать практические умения и навыки обучающихся, индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность;

3)технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.



Образовательные пространства реализации программы

Главным образовательным пространством обучения является урок.

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Уроки основных типов в рамках традиционного обучения

  • Урок ознакомления с новым материалом

  • Урок закрепления изученного

  • Урок применения знаний и умений

  • Урок обобщения и систематизации знаний

  • Урок проверки и коррекции знаний и умений

  • Комбинированный урок



Критерии результативности урока:



1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ



Для контроля и оценки достижения общеучебных результатов используется следующие система форм и видов контрольно-оценочных действий:

  • стартовый контроль:

- стартовая диагностическая работа;

  • текущий контроль:

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- самостоятельные работы;

- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;

  • промежуточный контроль:

- тестирование;

- выполнения творческих работ;

- проверочные работы;

- домашние самостоятельные работы;

  • итоговый контроль:

- контрольная итоговая работа.

Предполагается диагностировать уровень обученности учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:

  • Устный опрос

  • Тест

  • Викторина

  • Самостоятельная работа

  • Письменный развернутый ответ на вопрос

  • Сочинение

  • Творческие работы



Критерии оценивания результативности обучения литературе



Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении материала;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки ,искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.



Тест

Расчет тестового балла проводится путем суммирования баллов за каждый ответ.

Пересчет результата проводится в процентном взаимоотношении по следующей схеме:





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



1. Учебно-методический комплекс:

  • Учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2008.

2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

  • видеомагнитофон/видеоплеер;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран;

  • персональный компьютер для учителя;

3.Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы по тематике программы;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

4. Материалы и инструменты:

  • иллюстративный справочный материал;

5. Помещение для занятий:

  • кабинет русского языка литературы;

6. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.





ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Литература, использованная при подготовке программы

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. - С.158.

  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006

  3. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004

  4. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008

  5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004



Литература, рекомендованная для обучающихся

  1. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы»

  2. Литература 10 класс. Автор: Т.Ф. Курдюмова - М: Дрофа, 2011 год.

1.Литература: справочные материалы для школьника. - М., 2004

2.Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2000.

3.Кондрашов В.Н, Литературные викторины. - М, 2007

4.Козак О.Н. Литературные викторины. - С-Пб., 2004

5.Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2004.



Интернет-ресурсы

  1. Российский образовательный портал - [электронный ресурс].www.school.edu.ru/ (дата обращения: 22.08.2014)

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - [электронный ресурс].school-collection.edu.ru/(дата обращения: 22.08.2014)

  3. Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов- [электронный ресурс]. fcior.edu.ru/</<font face="Times New Roman, serif">(дата обращения: 22.08.2014)















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Вид контроля

Предметные

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, компетентности

Литература 20 века. Введение

01.09



1

Введение.

Русская литература в контексте мировой литературы



3

Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике

Работа с текстом: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

Рефлексивная деятельность: самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

составление тезисов



03.09

2







Русская литература рубежа 19-20 веков. Разнообразие литературных направлений.

03.09

3

Реализм

Русская литература рубежа 19-20 веков (37 часов)

08.09

4

Бунин.

Жизнь и творчество.

Лирика Бунина. Чтение и анализ стихотворений

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, выразительно читать произведение

Познавательная деятельность: работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов

Информационно-коммуникативная деятельность: владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы, тезисы

Работа с текстом: обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

Рефлексивная деятельность: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Формирование ИКТ - компетенции: использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг

Тест по творчеству писателя, контрольные вопросы

Чтение наизусть

10.09

5

Осуждение бездуховности существования в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

10.09

6

Рассказы Бунина о любви. Цикл «Тёмные аллеи». Трагизм сюжетов.



1

15.09

7

Герои и их чувства в рассказе «Чистый понедельник»

1

17.09

8

А.И. Куприн.

Жизнь и творчество.

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

Письменный ответ на вопрос

17.09

9















«Гранатовый браслет». Изображение любви героя. Смысл финала.

1

Воспроизводить конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей,



Письменный ответ на вопрос

22.09

10

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению





Сочинение

24.09

11

Короленко В.Г. «Без языка», «Река играет» Гуманистический пафос произведений



Воспроизводить конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей,



24.09

12

Максим Горький.

Жизнь и творчество

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

Наизусть отрывок, тест по произведениям , домашнее сочинение

29.10

13

Раннее творчество. «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»

1

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

01.10

14

Проблема свободы в романтических рассказах. «Старуха Изергиль», Макар Чудра»



Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

01.10









06.10

15







Особенности драмы как рода литературы. «На дне». История создания.

1









1





1

Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему



16

Горький «На дне». Система персонажей пьесы

08.10

17

«На дне» Горький. Роль Луки в пьесе.

1

08.10

18

Вопрос о правде в драме Горького «На дне».

1

13.10

19

Публицистика Горького

1



15.10

20

Развитие речи. Подготовка к сочинению.

1

Сочинение

15.10

21

Русский символизм и его истоки.

1

Знать основные литературоведческие понятия



20.10

22

В.Брюсов. -

основоположник символизма в России. Особенности стиля поэта.

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Чтение наизусть по выбору учащегося

22.10

23

К. Бальмонт.

Основные темы и мотивы лирики.

1

22.10

24

А. Белый.

Тема Родины в творчестве поэта

1

05.11

25

А.Блок.

Жизнь и творчество. Темы и мотивы лирики

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

Наизусть, контрольные вопросы, анализ стихотворения

05.11

26

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Чтение и анализ стихотворений

1

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение, характеризовать героев произведения

10.11

27

Тема страшного мира в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений.

1

12.11

28

Тема Родины в лирике Блока

1

12.11

29

Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

1

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

17.11

30

Идейное содержание поэмы

1

19.11

31

Акмеизм как национальная форма неоромантизма

1

Знать основные литературоведческие понятия



19.11

32

Н.Гумилёв.

Проблематика и поэтика его лирики.

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты



24.11

33

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы

1

Знать основные литературоведческие понятия



26.11

34

Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина, Хлебникова.

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателей, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Синквейн

26.11

35

В.Маяковский.

Жизнь и творчество

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

Хронологическая таблица

Наизусть по выбору обучающегося, тест по творчеству, письменный ответ на вопрос

01.12

36

Художественный мир ранней лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений

1

Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

03.12

37

«Облако в штанах» Своеобразие любовной лирики

1

03.12

38

Р.р. Анализ стихотворений. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.

1

08.12

39

В.Маяковский-драматург. Сатирическое изображение современности.

1

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты

10.12

40

Крестьянская поэзия. Н.Клюев. Страницы жизни и творчества. Изображение Родины.

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, составлять тезисы статьи в учебнике

Тезисы



10.12

41

С.Есенин.

Жизнь и творчество.

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

Наизусть, контрольное домашнее сочинение

15.12

42

Тема России в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений.

1

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

17.12.

43

Любовная тема в лирике Есенина. «Шаганэ, ты моя, Шаганэ»

1

17.12

44

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина.

1

22.12

45

«Анна Снегина» Судьба человека и Родины.

1

Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

Русская литература 20-40 годов (34 часа)

24.12

46

Общая характеристика русской литературы 20-40 годов

1

Знать основные произведения и писателей того времени, разбираться в жанровом многообразии

Познавательная деятельность: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Информационно-коммуникативная деятельность: владеть монологической и диалогической речью, строить монологическое контекстное высказывание; вступать в речевое общение

Работа с текстом: выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста, находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Рефлексивная деятельность: самостоятельно организовывать учебную деятельность

Формирование ИКТ - компетенции: использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг



24.12

47

А.Толстой.

«Петр Первый» Образ Петра.

1

Знать основные факты из жизни писателя, дать оценку произведению



14.01

48

А.Фадеев. Роман «Разгром». Гражданская война в литературе.

1

Знать основные факты из жизни писателя



14.01

49

И.Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», сатира 20-х годов.

1

Знать содержание произведений. Особенности сатирических приемов.



19.01

50

М.Цветаева.

Жизнь и творчество.

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть по выбору обучающегося

21.01

51

1

Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Чтение и анализ стихотворений.

Своеобразие поэтического стиля.

21.01

52

О.Мандельштам.

Жизнь и творчество. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии

1

26.01

53





54

А.Ахматова.

Жизнь и творчество. Психологизм лирики.

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

Чтение наизусть, письменный ответ на вопрос

28.01

1

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Патриотизм и гражданственность поэзии

28.01

55

Поэма Ахматовой «Реквием». Смысл названия, библейские мотивы и образы. Особенности жанра и композиции. Роль детали.

1

02.02

56

Б.Пастернак.

Страницы жизни и творчества.

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя



04.02

57

Философский характер лирики поэта. Основные темы и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений.



Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты

Чтение наизусть

04.02

58

Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Обзор.

Жанровое своеобразие. Образ Ю. Живаго.

1

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание ; дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

Анализ эпизода

09.02

59

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

1

11.02

60

М.Булгаков.

Жизнь и творчество

1



Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

11.02

61

История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения.

1

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Тест по произведению, классное сочинение

16.02

62

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1

18.02

63

1

18.02

64

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1

25.02

65

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

1

25.02

66

Контрольный урок развития речи по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

02.03

67

1

04.03

68

А.Платонов.

Жизнь и творчество

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя



04.03

69

Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл.



1

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению

Письменный ответ на вопрос

11.03

70

М.Шолохов.

Жизнь и творчество

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

Тест по произведению, контрольная работа

11.03

71

История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения

1

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события);

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

16.03

72

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

1

18.03

73

1

18.03

74

«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.

1

30.03

75

1

01.04

76

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1

01.04

77

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

06.04

78

Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон».

1

Уметь письменно излагать свои мысли



Русская литература за рубежом 1917-1940 годы (1 час)

08.04

79

Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор)

1

Знать основных писателей, поэтов того времени







Великая Отечественная война в литературе (3 часа)

08.04

80

Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.

1



Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности : планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме



13.04

81

Проект «Человек на войне и правда о нем». Защита проектов.

1



Защита проекта

15.04

82

1



Русская литература 50-90 годов 20 века(17 часов)

15.04

83

Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор). Тематическое и жанровое разнообразие литературы.

1

Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике

Познавательная деятельность: основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения

Информационно-коммуникативная деятельность: осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров, проводить информационно-смысловой анализ текста

Работа с текстом: выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста, находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Рефлексивная деятельность: самостоятельно организовывать учебную деятельность

Формирование ИКТ - компетенции: использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг



20.04

84

А.Твардовский.

Страницы жизни и творчества.

Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны. Чтение и анализ стихотворений

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Наизусть по выбору обучающегося

22.04

85

Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»

1

22.04

86

И.Бродский.

Слово о поэте.

Проблемно-тематический диапазон его лирики. Чтение и анализ стихотворений.

1

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение



27.04

87

А.Солженицын.

Жизнь и творчество

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя



29.04

88

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича».

1

Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

Письменный ответ на вопрос

29.04

89

1



04.05

90

В.Шаламов.

Жизнь и творчество.

Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, прочитать произведения, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью

Анализ рассказа на выбор



91

1

06.05

92

В.Астафьев

Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор)

1

Знать особенности художественные особенности мировосприятия писателя



06.05

93

В.Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой»

Нравственная проблематика повестей писателя

1

Прочитать произведения, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

Анализ эпизода

11.05

94

1

13.05

95

В.Шукшин.

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина

1

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

Анализ эпизода

13.05

96

1

18.05

97

А.Вампилов.

Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

1

Дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью



20.05

98

1



Письменный ответ на вопрос

Зарубежная литература 20 века

20.05

99

Общий обзор европейской литературы 20 века

1



Познавательная деятельность: творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы

Информационно-коммуникативная деятельность: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»)

Работа с текстом: определять главную тему, общую цель или назначение текста, ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию, интерпретировать текст, находить доводы в защиту своей точки зрения

Рефлексивная деятельность: самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).



25.05























27.05

100























101

Д.Лондон.

Раздумья писателя о человеке и его жизненно пути

1

Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание

Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание



Б. Шоу.

Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии



Анализ эпизода

Г.Аполлинер.

Экспериментальная направленность лирики.





Э.Хемингуэй.

Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».



Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание



Письменный ответ на вопрос

27.05

102

Резервный урок

1





ИТОГО

102







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал