- Учителю
- Конспект урока по литературе на тему 'А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики' (11 класс)
Конспект урока по литературе на тему 'А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики' (11 класс)
Открытый урок по литературе в 11 классе
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.
У нас не может быть двух Россий, как
Быть и двух Ахматовых не может.
Е.Евтушенко.
Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки.
Удел - до святости непоправим.
И.Северянин.
Ход урока
1. Оргмомент.
2.Запись темы урока, эпиграфов.
- Вдумайтесь в тему, вчитайтесь в эпиграф, попробуйте сформулировать цели нашего урока:
Цели урока:
1) Познакомиться с личностью и творческой судьбой А.Ахматовой.
2)Совершенствовать навыки анализа стихотворения.
3) Расширить представление о поэзии Серебряного века.
4)Развитие навыка владения нормами и традициями русской речи.
- Выполняя домашнее задание, вы, наверное, обратили внимание на то, что начало творчества А.Ахматовой связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появились в 60-е годы. Вспомните определение Серебряного века русской поэзии. Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово "поэтесса", ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что "женская поэзия"- это не только "стишки в альбом", но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не "влюблённый лепет", а слова столь же жаркие, сколь и гордые.
-В конце урока мы с вами должны будем ответить на проблемный вопрос:
В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство «женской поэзии» А.Ахматовой ? Запишем его в тетрадь.
- В процессе урока вы должны составлять летопись жизни и творчества А.Ахматовой.
Летопись жизни и творчества А.Ахматовой.
1889(11 июня) Родилась в местечке Большой фонтан под Одессой.
1890 - начало 1900 Учится в Мариинской гимназии в Царском Селе.
1907 Окончила гимназию в Киеве. Учится на юридическом отделении Киевских Высших женских курсов.
1910 Венчание с Н.Гумилёвым.
1912 Выход в свет первого сборника «Вечер».
1914 Опубликован сборник «Чётки».
-Сообщения учеников:
1)Детские годы.
2)Анна Ахматова и Николай Гумилёв.
3)Начало поэтического пути.
Детские годы.
Анна Андреевна Ахматова родилась 11 июня 1889 года под Одессой, в местечке Большой Фонтан. Её отец был в то время отставным инженером - механиком флота.
А.Ахматова детских воспоминаний о море не помнит ( хотя и родилась в Одессе), потому что, когда ей ещё не было и года, родители переехали в окрестности Петербурга - сначала в Павловск, а затем - в Царское Село.
По аллее проводят лошадок
Дивны волны расчёсанных грив.
О.пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Таким остался в её душе город детства. «Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Л.Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии - 1889год. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь». Конечно, все эти совпадения - чистая случайность, но, подобно многим своим современникам, Анна Андреевна с трепетным вниманием присматривалась к таким случайностям, пытаясь таким образом уловить таинственную связь своей судьбы со временем.
А. Ахматова учится в гимназии в Царском Селе.В1905 году после развода родителей переехала с матерью в Евпаторию. В 1906-1907 годах училась в выпускном классе Фундуклеевской гимназии в Киеве. Жила она тогда в семье дальних родственников, чувствовала себя очень одинокой, скучала по Петербургу и Царскому Селу.
Стихи начала писать втайне.
Когда отец узнал о том, что его семнадцатилетняя дочь пишет стихи, он попросил «не позорить его имени», на что Анна Ахматова отвечает: «Не надо мне твоего имени!», тем самым уже в юности, заявляя о своей независимости. Ахматова - псевдоним, это фамилия прабабушки, которая была татарской княжной, и эту фамилию ( «не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом») Анна Горенко сделала своим литературным псевдонимом.
Анна Ахматова и Николай Гумилёв
В гимназии она знакомится со своим будущим мужем, человеком, сыгравшим значительную роль в её судьбе. Ахматова сама не раз называла дату этой встречи - Рождественский сочельник 1903 года. Они познакомились в Гостином дворе, где она покупала игрушки для ёлки. Значит, было ей тогда 14 лет. Н.Гумилёв много раз настойчиво просит руки Ахматовой. Наконец в 1910 году она даёт согласие. 25 апреля 1910 года «за Днепром в деревенской церкви» состоялось венчание. После этого они уезжают в свадебное путешествие в Париж. После возвращения поселяются в Царском Селе. Глубокое чувство к ней определило характер женских образов в его поэтическом сборнике «Путь конквистадоров». Но их брак нельзя было назвать счастливым, так как отношения между мужем и женой скорее напоминали «тайное единоборство».
Н.Гумилёв тонко чувствовал поэзию и не мог не понимать, что его жена - необычная женщина. Но когда А.Ахматова призналась, что пишет стихи, он посоветовал ей лучше заняться танцами. Может быть потому так полуиронично, полувсерьёз звучат его стихи о ней:
Из города Змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью,
А думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Весёлую птицу-певунью.
Учитель: История любви Гумилёва и Ахматовой нашла отражение в стихах.
Ученик и ученица читают стихи.
Начало поэтического творчества.
В петербургских литературных кругах Ахматову вначале воспринимали как «ученицу Гумилёва»,но уже первый сборник её стихотворений «Вечер», вышедший в 1912 году, принёс ей известность вполне самостоятельного поэта, а вторая книга «Чётки»(1914) стала настолько популярной, что выдержала за несколько лет 10 изданий! Простота и прозрачность стихов её первых двух книг сочеталась с подлинностью чувства, глубокой психологической насыщенностью чётко выбранных и умело расположенных деталей.
Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о Вас, о Вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: "Она",
И вновь душа пьяна и смятена.
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжёт… нет, мне не спать, а ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну,
Вон там, у клумб, Вы мне сказали: "Да",
О, это "да" со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше "да", ваш трепет у сосны,
Ваш поцелуй - лишь бред весны и сны.
Тебе покорной! Ты сошёл с ума!
Покорна я одной господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли.
Мне муж - палач, а дом его - тюрьма.
Но, видишь ли! ведь я пришла сама…
Декабрь рождался, ветры выли в поле,
И было так светло в твоей неволе,
А за окошком сторожила тьма.
Так птица о прозрачное стекло
Всем телом бьётся в зимнее ненастье,
И кровь пятнает белое крыло.
Теперь во мне спокойствие и счастье.
Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
За то, что в дом свой странницу пустил.
-Вхождение Ахматовой в русскую литературу было триумфальным. Главная тема её юношеских стихов - любовь. Об этом свидетельствуют сами названия лирических произведений: «Сжала руки под тёмной вуалью», «Песня последней встречи», «Любовь», «Муж хлестал меня узорчатым..», «Я не любви твоей прошу…» и другие. Но наряду с изысканностью чувства, в поэзии Ахматовой большое место занимает вещный, предметный мир, подробности и детали повседневного быта. Это создаёт особую, неповторимую атмосферу стиха: предметы каждодневного существования, обыденные человеческие действия выступают как фон, на котором разворачиваются любовные драмы лирических героинь.
Учитель выразительно читает стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…»
- Что необычного в композиции стихотворения вы заметили?
-Признаками какого рода литературы являются монолог и диалог?
(Стихотворение написано в драматургической манере)
-Как в стихотворении чередуются монолог и диалог?
-Какого художественного эффекта позволяет достичь подобное чередование?
-Какие чувства переживают герои за время развития сюжета?
-Как описаны страдания мужчины и женщины?
-В чём, на ваш взгляд, причина драматизма ситуации, отражённой в стихотворении.
-Как мужчина «отомстил» лирической героине?
-Какие изобразительные средства использует Ахматова?
Обобщение учителя.
- Драматургическое начало входит в лирику Ахматовой, придавая ей особую напряжённость и выразительность звучания, приближая её к живой жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм, с каждой строкой повышается интонация. Драматизм содержания влечёт за собой и драматическую форму: в стихотворении чередуются диалог и монолог, что придаёт зримость совершающейся на наших глазах драме. Финал лирического сюжета напоминает последний акт трагедии по напряжённости действия. Но при этом изобразительные средства, используемые в стихотворении, отличаются известной скупостью.
- Послушаем это стихотворение в исполнении автора.
-Обратимся к тематически близкому стихотворению «Песня последней встречи».
-Как рисует поэтесса душевное состояние героини?
-Какими деталями подчёркивает это?
-Чему посвящён диалог лирических героев стихотворения?
-Почему возникают мысли о смерти?
-Что желала подчеркнуть поэтесса в последней строфе стихотворения?
Обобщение учителя.
В «Песне последней встречи» перед нами снова разворачивается психологическая драма героини. По художественной форме это внутренний монолог, разговор с собой; диалог с воображаемым партнёром придуман героиней, а слова слышатся «между клёнов, и героине хотелось ответить на них.
Драматургическая природа стихотворения обозначена чётко и ясно, она проявляется в подчёркнутом внимании к деталям, в обрисовке внешнего действия:»Я на правую руку надела перчатку с левой руки», «Я взглянула на тёмный дом», «Так беспомощно грудь холодела». Все эти скупые детали раскрывают душевные муки героини, её попытки скрыть своё несчастье.
-Выразительное чтение стихотворений «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..»
Задания обобщающего характера.
- Как вы можете охарактеризовать состояние души лирических героинь стихов А.Ахматовой?
-Почему они в подавляющем большинстве несчастны?
-Каким показано любовное чувство в стихах поэтессы?
Обобщение учителя.
Лирические героини в стихах Анны Ахматовой предстают в самом разном обличье, но роднит их одно - несчастливая женская судьба. В стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым…» героиня выступает в простонародном обличье, в произведении «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..» она сосредоточена на своих переживаниях; в других стихотворениях она то беззаботна, то прихотлива, то привередлива, то выступает в облике труженицы. То она странница и нищенка. Часто разные по лирическому тону стихотворения стоят рядом. Представляя на суд читателя разные портреты лирических героинь.
В поэзии Ахматовой часто совмещаются противоположные начала: прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обострённое внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой души, стремление запечатлеть, «остановить» мгновение. За пределами тесного круга ахматовских строф вырастает обширный мир переживаний и событий, поэтесса раскрывает движение человеческой души в маленьком лирическом стихотворении, иногда даже в отдельной строфе. Чаще всего Анну Ахматову привлекают изменения, совершающиеся в глубинах человеческого сердца. Ещё не определившиеся, а только наметившиеся, едва уловимые сочетания противоположностей.
Главное в ранней поэзии Ахматовой - это ощущение неспокойности мира, предчувствие грядущих бурь и катастроф. Всё это определяет глубинную трагичность её лирики, ощущение хрупкости счастья и человеческой жизни.
- Давайте попробуем ответить на проблемный вопрос , поставленный в начале урока.
Своеобразие любовной лирики:
1)Любовь безнадёжная, несбывшаяся.
2)Сюжетность стихов.
3)Психологизм лирической героини.
4)близость стиха разговорному строю языка.
Поэтическое мастерство:
1)Малый объём произведений.
2)Мастер детали, овеществление поэтических образов.
- Запишите в тетрадь наши выводы.
- Сегодня мы поговорим ещё о роли А.С.Пушкина в творчестве поэтессы.
- Прочитаем стихотворение, написанное в Царском Селе, - «Смуглый отрок бродил по аллеям…»
- Каким увидела юного поэта Анна Ахматова?
- Какие слова раскрывают отношение поэтессы к нему?
- Давайте немного пофантазируем, нарисуем воображаемую встречу Ахматовой и Пушкина в Царскосельском парке. Каким вы представляете себе разговор двух поэтов?
Рассказ учителя.
Анна Ахматова была не только поэтом, но исследователем- пушкинистом, размышляла о творчестве Пушкина в своих статьях: «Слово о Пушкине», «Пушкин и дети», «Каменный гость» и других. Особенно сильное впечатление оставляет последняя из упомянутых статей, в которой поэтесса рассуждает об эволюции таланта Пушкина, о движении его к реализму, совершенстве драматургической манеры, сопоставляет пушкинского Дона Гуана с подобными героями Мольера и Моцарта.
Подведение итогов урока:
1)Что нового вы унесёте с сегодняшнего урока?
2) Что вам особенно понравилось на уроке? Что запомнится?
Домашнее задание:
1)Подготовить краткие сообщения о жизни и творчестве поэтессы в 20-40-е годы: «Октябрь в личной и поэтической судьбе Ахматовой», «Ахматова и эмиграция», «Поэтическое творчество 30-х годов».
2)Подготовить выразительное чтение стихов «Вечером», «Мне голос был», «Рыбак», «Смятение», «Муза», «Творчество», «Мужество».