- Учителю
- Сочинение Святая гора Афон- монашеская обитель
Сочинение Святая гора Афон- монашеская обитель
В этом году исполняется 1000-летие присутствия русских на Афоне. Раньше об этом святом месте я слышала совсем немного информации из телепередач, транслирующихся на каналах «Культура», «ОРТ», «Спас». Увиденные немногочисленные репортажи уже тогда привлекли меня, не смогли оставить равнодушной. Мне захотелось поближе познакомиться с историей Святой горы Афон и узнать, каково ее значение для России, как русские люди оказались в этих удивительных , благодатных местах. Я обратилась за помощью к своей бабушке, которая работает в районной библиотеке, неоднократно беседовала с отцом Владиславом, настоятелем церкви в честь иконы «Скоропослушница», расположенной в городе Суворове, прочитала много дополнительной полезной информации в Интернете. Кроме того, на уроках географии учительница не раз рассказывала нам об Афоне, так как сама очень интересуется этим местом. Все это помогло мне много интересного узнать о Святой горе, создать яркое и незабываемое впечатление о ней, понять, как труден, тернист был путь моих соотечественников к православию. Очень хочется поделиться этим с другими людьми, так как, по-моему, каждый уважающий себя христианин должен знать об этом.
Есть много разных гор. Среди них есть красивые, очень красивые, но есть особенные. Именно такой является Святая гора Афон, особая территория для русского человека, одно из самых святых мест на Земле после Иерусалима.
Она поражает своими первобытными красотами. Подобно клину, врезался Афонский полуостров в Эгейское море, которое с трех сторон омывает его своими светлыми водами. Узкая полоска суши с севера изрыта оврагами и ущельями, покрытыми зеленым ковром каштанового леса и разнообразной растительности. В южной оконечности полуострова на высоту более 2 тысяч метров над уровнем моря вздымается неприступная вершина Афона, вся в облаках и туманах. Земля эта, действительно, прекрасна и является одним из самых благодатных мест. Первые монастыри возникли здесь в 3-4 веках, а сам Афон уже больше десяти столетий существует как монашеская республика. На ее территории расположено двадцать мужских монастырей: среди них один русский, сербский, болгарский и семнадцать греческих.
Афон- обитель Божией Матери. По преданию, она должна была направиться в Иверию, в Грузию. Но во время перехода, когда корабль двигался на Кипр, его ветром отнесло к полуострову. Божия Матерь, вступив ногами на него, сказал: «Это и есть сад и обетованная земля». С тех пор вот уже более полутора тысяч лет ни одна женщина не ступала на землю Афона.
Так упоительно прекрасна,
Так беззащитно смущена,
Видение в хитоне красном
Средь звезд божественна она.
И умиленным смотрит взором
С небес на гору и свой дом.
Волшебным, сказочным узором
Раскинулся Святой Афон.
Первые русские насельники жили в Свято-Успенском монастыре «Ксилургу»- древнейшей русской православной обители не только на Афоне, но и в мире. По преданию, он был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира и его супруги Анны. Главный храм русской Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» послужил прообразом многих Успенских соборов Русской Земли, в частности, во Владимире и Москве, которые имели особое значение для Руси. Именно здесь принял постриг родоначальник древнерусского монашества, преподобный Антоний Печорский, а позже отсюда, по благословению старцев обители, перенес афонский устав и на Русь. Сейчас «Ксилургу»- это общежительный скит, принадлежащий Свято-Пантелеимонову монастырю.
С увеличением числа братии русским насельникам был передан монастырь, получивший впоследствии название Русик или, как теперь говорят, старый Русик. С 1169г. он был официально признан русским монастырем. В период монголо-татарского ига братия русской обители почти не пополнялась. Монастырь стал греческим. В начале 19 века монахи переселились на берег моря, в новый монастырь, названный именем святого Пантелеимона. В истории христианства есть святые, без которых невозможно представить духовный образ России. Рядом с ними необходимо поставить и великомученика Пантелеимона, любовно названного на Руси Целителем. Почитание его также связано с чудесными событиями, происходившими в момент его мучительных страданий. Предание гласит, что Пантелеимон, ученик врача императора Максимиана, исцелял страждущих именем Христа. Царь потребовал у него отречься от веры, угрожая пытками и казнью, но тот отказался. Максимиан осудил Пантелеимона на смерть, повелев отсечь мечом его голову, а тело предать огню.
Всего десять монахов оставалось в Русике, когда
туда пришел отец Иероним, а к концу его жизненного пути их было
восемьсот. О таких людях в народе говорят: «Молитвы его доходчивы
до Престола Небесного». Он сумел привлечь к Афону русские капиталы.
Глядя на благие примеры, устремились на Афон русские купцы и
промышленники. Они не только вкладывали свои деньги в монастырь,
его скиты и кельи, но и зачастую принимали подвиг послушничества, а
затем - монашества.
Первым русским настоятелем монастыря стал отец Макарий, выходец из
богатой купеческой семьи Сушкиных, проживавших в городе Туле.Этот
факт особенно порадовал меня: я и не ожидала, что мои земляки
стояли у истоков монашества на Святой гое. Вот уж, действительно:
«Дивны твои дела, Господи!». Это было событие решающее: оно стало
утвержденим Руси на Афоне. Душевные качества отца Макария: любовь
ко всем, смирение, терпение, его всеобъемлющие знания как духовной,
так и экономической жизни - вскоре убедили греков в правильности
выбора. Своею кротостью и мудростью, благоразумием и смирением отец
Макарий убедил всех, что нисколько не выделяет из среды монахов
русских, что ему было важно лишь беспрекословное исполнение
монашеских обязанностей. Трудами великих отцов Иеронима и Макария
возросло русское присутствие не только на самой Святой горе, но и в
России возвысилось почитание афонских иноков.
Нельзя не вспомнить заслугу в возрождении русской обители
иеромонаха Арсения (в миру Суханов Арсений), также родившегося на
нашей славной тульской земле. В 1654г. патриарх Никон направил его
на Афон за греческими рукописями. В 1955г. Арсений привез в Москву
700 греческих и славянских книг, редких и ценных, украсивших
Московскую синодальную библиотеку и модель большого иерусалимского
храма Воскресения Христова, по образу которого была построена
церковь Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре под
Москвой.
Афон- это гора и святые окрестности. Подлинная высота обозначает то духовное совершенство, которое нужно и можно достигнуть неимоверными трудами. Это святое пространство особо выделяется как удел мужского монашества - без возможности вступления сюда жен за исключением Божией Матери. В каждой обители Афона монахи занимаются молитвой, послушанием, трудами.
Главными отличительными особенностями Афона является время и продолжительность церковных служб: они длятся до 15-17 часов. Длинные богослужения совершаются большей частью в ночное время суток, так как монастыри Афона живут по византийскому времени. Молитва у афонских монахов начинается в полночь. И так происходит беспрерывно уже в течение многих веков. Когда одного старца спросили, где монахи берут силы, чтобы выстоять долгие ночные богослужения, он ответил: «Как человек еще до своего рождения имеет в материнской утробе все необходимое для жизни, Господь и Матерь Божия подают нам силы для деннонощного Их славословия. Ибо, хотя Пресвятая и усыновила в лице святого Иоанна Богослова весь человеческий род, особое попечение имеет Она о монахах».
Одним из древнейших обычаев, сохраняющихся на Афоне, является монашеское гостеприимство. Каждый монастырь принимает на ночлег всех приходящих паломников, независимо от их вероисповедания. Прием гостей осуществляют бесплатно. Им предоставляют место в гостинице и пищу согласно монастырскому уставу.
В пользу духовного просвещения России афонский
монастырь, скиты и кельи усилили издательскую деятельность, причём
их книги можно было приобрести по самым дешёвым ценам, а брошюры и
листки распространялись тысячами, подчас бесплатно. С 2013г.
существует издательский проект двадцатитомной серии «Русский Афон
19-20 вв», посвященный 1000-летию русского монашества на Святой
Горе Афон. Следует отметить простоту языка и вместе с тем высокую
духовность содержания книг афонских авторов. Библиотечно-архивный
комплекс Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, являясь
местом сосредоточения монастырских коллекций рукописей, книг,
архивных документов, нот, фотографий представляет собой бесценный
центр сохранения и изучения отечественной и всеправославной
духовной культуры и наследия.
На сегодняшний день в библиотеке зарегистрировано более 42 тысяч
наименований книг; более 88тысяч томов, а также более 40 тысяч
экземпляров различных брошюр на духовные темы, изданных
Пантелеимоновым монастырем в дореволюционный период. Также в
монастыре хранятся древние рукописи, насчитывающие 2399
наименований. Все они по языку текста условно делятся на четыре
группы: греческие (1595 наименований); славяно-русские (1434
наименования); иноязычные (45 наименований). Важную часть этого
отдела рукописей составляют рукописи святителя Феофана Затворника,
переданные в Пантелеимонов монастырь в конце XIX века.
Коллекция церковнославянских рукописей содержит манускрипты XI-XIX
веков. Многие из греческих рукописей представляют собой редкие
экземпляры каллиграфического искусства и содержат большое
количество миниатюр и орнаментов.
Святая гора Афон-это место непрестанной молитвы к Богу, место,
освященное подвигами тысяч и тысяч монахов, на протяжении 1000 лет
передававших своим последователям православную веру в нетронутой
чистоте и сохранивших ее таковой до сегодняшнего дня. Именно
поэтому Святую гору Афон называют оплотом православия во всем мире.
Невелик этот клочок земли, но велико его значение в судьбе русского
народа.
«Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда и мир
погибнет»,- говорил старец Силуан Афонский. Хочется верить, что до
тех пор пока будет жить Афонский монастырь, будет жизнь на нашей
Земле.
МБОУ «СОШ № 2 г. Суворова» Тульской области
Региональный конкурс сочинений, посвященных 1000-летию присутствия русских на Святой горе Афон
Тема работы:
«Святая гора Афон - монашеская обитель»
Выполнила: ученица 10 Б
класса Самсонова Екатерина
Руководитель работы:
учитель русского языка и
литературы Сафронова
Лариса Николаевна
г. Суворов
2016 год