7


  • Учителю
  • Урок в 11 классе по курсу «Современная русская литература. Конец 20 века.» на тему «Семейство Моргунов в повести Б. Екимова «Пиночет». Моргун и Ваха. Сравнительная характеристика»

Урок в 11 классе по курсу «Современная русская литература. Конец 20 века.» на тему «Семейство Моргунов в повести Б. Екимова «Пиночет». Моргун и Ваха. Сравнительная характеристика»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Открытый урок в 11 классе по курсу

«Современная русская литература. Конец 20 века.»

</Тема урока «Семейство Моргунов в повести Б.Екимова «Пиночет». Моргун и Ваха. Сравнительная характеристика»

Цель и задачи урока: анализ повести Б. Екимова «Пиночет»;

развитие навыков работы с текстом (анализ эпизодов);

характеристика образов героев; работа над сравнительной характеристикой; сформировать у учащихся собственную нравственную оценку изображаемого в повести.

Ход урока

  1. На прошлом уроке мы получили представление о современной деревне, о взглядах людей, о том, как большинство людей считает возможным исправить ситуацию, познакомились с главным героем повести Корытиным. Сегодня предметом обсуждения на уроке будут образы Моргуна и чеченца Вахи. Мы обратимся к эпизодам, в которых наиболее ярко раскрываются образы этих героев «Корытин и Ваня в гостях у Моргунов». Анализ эпизода по плану.

Вопросы учителя:

  1. Какими мы видим хозяина и хозяйку? Найдите в тексте. Обратите внимание на портрет. (Хозяйка милая, добрая, хлебосольная стр.14. Муж-мастер на все руки. У него крепкое хозяйство. «Сельхозтехника», «Агроснаб», «Сельхозстрой»-- все вместе на дворе у Моргунов. Стр.13)

Корытин догадывается, что все ворованное. Потому так и спрашивает: «Откуда напер?» Но хозяин божится, что ни грамма не воровал, что все побросали лопнувшие колхозы-грех не взять было, «дети строиться будут, внуки-всё в дело пойдет»

  1. Как сами Моргуны объясняют, почему они живут хорошо. Найдите в тексте стр.14. (Моргун: «Работайте-и всё у вас будет». Моргуниха: «Работаем и не жалимся… Я работаю, и он работает, сын, и дочь, и сноха-все работаем, трудимся. Такая наша жизнь».)

Работают Моргуны, трудятся. Вот, казалось бы, и демонстрирует нам автор, в чем состоит секрет процветания сельской жизни. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это вовсе не так. Корытин, уезжая от Моргунов, «вспомнил синий пикап, который поутру встретился, когда подъезжали к молочной ферме. Пикап ехал не пустой-пригруженный . А за рулем была Моргуниха». Значит, тащат Моргуны: хозяйка-с фермы, а хозяин-«за пол-литру»-- всё, что плохо лежит. В чем вина Моргунов и есть ли она? Людьми, которых государство прежде лишало всякого права на личное имущество, движет гипертрофированное чувство собственности, а в том, что кругом все «плохо лежит» их вины нет.

Однако задача писателя-«догадываться, что там, в душе человеческой». Действительно ли нет вины Моргунов? Каково авторское отношение к героям? Поискать ответ на этот вопрос я предлагаю в другом эпизоде. «Сцена выхода Моргуновых из колхоза» гл.9, стр.36

В этом эпизоде, пожалуй, наиболее определенно выражается авторское отношение к поступку героев. Так о хозяйке сказано: «молола языком», «выглядела отнюдь не по-деревенски». А сами циничные слова Моргунихи переданы как прямая речь, построенная исключительно в повелительной форме. Чтение эпизода.

Вывод:«Мнение народное» не на стороне «премудрой» и «любящей нахалтай» Моргунихи. В том, что Моргуны проиграли «схватку» с теми, кого пытались ещё больше обездолить,-- ответ автора на один из важнейших вопросов повести: как жить людям в условиях новой реальности. Полагаться только на себя или разделить общую беду с другими, избывать её сообща? Моргуны выберут первое, главный герой повести Корытин, а за ним и многие его односельчане-второе.

  1. В свете этой дилеммы появляется в повести и образ Вахи. Мы вправе поставить его рядом с крепким хозяином Моргуновым, хотя образ кавказца обрисован бегло. Перед нами-персонаж-знак.

--Знак чего? (Той самой новой реальности, к которой приспособиться можно только попирая чужое человеческое достоинство, не брезгуя воровством и насилием: «Чеченцы, их повадки, скотина, которая «размножалась»: купленные за водку колхозные телята или просто украденные в другом колхозе, оттуда-сюда, отсюда-туда,-- вот и «размножение» Хитрость невеликая. Но прежде отец чеченцев в свои хутора не пускал, зная их. Да они сюда и не стремились. Колхоз-крепкий, председатель-в силе, значит, поживы нет. Теперь объявились».)

--Что же сближает Ваху с Моргуновым? (Вот эта нравственная неразборчивость и сближает. Оба они паразитируют на общей беде. Бичи, работающие на Ваху, для него-мусор, все без исключения «Сережи», люди второго сорта. Он убежден, что все продается и покупается.)

--Какое решение принимает новый председатель. Как бороться с Вахой? (Ваху выселяют. Причем председатель предложил скотокраду альтернативу: тюрьма или выезд «из пределов области»)

--Какие чувства вызывает у вас эпизод выселения кавказца? Была ли в этом необходимость? Не перегнул ли Корытин палку, ставя «волчий капкан» на человека? Куда поедет Ваха? Как сложится его дальнейшая жизнь? Сколько подобных ему воспользуются еще всеобщей неразберихой и равнодушием? Добычливый Ваха, согласно Екимову,-- символ времени, когда люди, бросив свою землю на произвол судьбы, практически отдали её на разграбление. «Вольничающий Ваха-такой же атрибут современности, как разоренные фермы, поваленные заборы, изуродованная сельхозтехника. Самую точную характеристику Вахи дает в повести мальчик Ваня, помощник старого председателя и добровольный советник нового». Читаем.

«У него скотины дополна, вольничает». Мать Вани говорит Корытину: «Ваха, он-добрый, наличными сказал, заплатит-по сто тысяч». В контексте современной жизни как можно расценить такую доброту Вахи? Добры ли Моргуны? Корытин?

3. Домашнее задание. Образ Корытина.













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал