7


  • Учителю
  • Конспект урока литературы в 7 классе Приёмы создания характеров в повести Ю. Коваля «Недопёсок»

Конспект урока литературы в 7 классе Приёмы создания характеров в повести Ю. Коваля «Недопёсок»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Приёмы создания характеров в повести Ю.Коваля «Недопёсок». 7-й классЦель урока: расширить представление учащихся о способах и средствах создания характера на примере произведений современной литературы.Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: урок- лекция с элем
предварительный просмотр материала


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан



Конспект урока литературы в 7 классе

Приёмы создания характеров в повести Ю.Коваля «Недопёсок»

Учитель русского языка

и литературы :Суханова С.М.

Год составления: 2015 год.

Приёмы создания характеров в повести Ю.Коваля «Недопёсок». 7-й класс

Цель урока: расширить представление учащихся о способах и средствах создания характера на примере произведений современной литературы.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок- лекция с элементами беседы.

Методы и приемы, используемые на уроке: лекция учителя с вопросно- ответной формой.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о замечательном писателе, нашем земляке. Узнаем новые, интересные факты из его биографии, а также начнём знакомство с его творчеством.

Слайд 2 Запишем в тетради: число, Юрий Иосифович Коваль(1938-1995).

Слайды 3-4 - знакомство с биографией .

Слайды5-9- начало творческой деятельности.

Слайды 10-11-Творчество 1970-80-х годов

Слайды 12-14- Творчество 1990-х годов

Слайд 15- место погребения писателя.

Коваль относится к категории авторов, которые черпают сюжеты из своего опыта, из собственной жизни. Писатель сам неоднократно говорил об этом в интервью и беседах с читателями. "Сюжеты моих книг впрямую связаны с моей биографией" - так сформулировал он одну из определяющих черт своего творчества. Писатель любил природу, много путешествовал по средней полосе России, и впечатления от увиденного и пережитого часто ложились в основу его произведений. Так было и с «Недопёском». Повесть родилась после посещения зверофермы, где друг-бригадир рассказывал, как ловят убегающих на свободу песцов. Животные, как и человек, становятся героями произведений Коваля.

Ребята, с какими произведениями Ю.Коваля вы знакомились раньше? В каких главными героями становится животные ? («Алый»)

Какой прием использовал автор как способ изображения животного? («очеловечивание»)

Домашнее задание было прочитать «Недопесок». Кто является главным героем повести? (песец ) Остаётся ли этот приём ведущим в «Недопёске»? Что привносит автор в изображение животного в повести?

В «Недопёске» люди и животные изображены на равных, так, что термин "характер" может быть использован и по отношению к образу животного с полным основанием.

В «Недопёске» люди и звери в равной степени выступают героями произведения. О животных автор рассказывает так же, как о людях: "Барсуки селились на холме с давних времен..."; "Уж на что стар был барсук, а не смог разобрать, что за зверь перед ним - то ли пёс, то ли лис, кто его разберёт? Старик решил с ним не связываться, скатился в овраг, презрительно что-то бормоча. Он долго ещё бубнил себе под нос, бранил Наполеона";

Поработаем с текстом…

Цитатная характеристика:

Герой произведения

характер

цитата

Полтабуретка

скандалистка

"...бесхвостое существо соскочило в кювет и злобно затявкало

Пальмы

Гостеприимный

"Пальма Меринова была вообще-то добродушная хозяюшка, из тех, которые, зазвавши гостя, сразу же выставляют на стол всякие коврижки и шанежки. Под конурою у неё припрятаны были разные кусочки и огрызочки, и, раскопавши кое-что из своих запасов, Пальма принялась угощать Наполеона. Урча, накинулся он на хлебные корки и петушиные головы, а Пальма похаживала вокруг него, ласково ворчала, потчевала. Да, Пальма Меринова была радушная хозяюшка, и если б у неё в конуре был самоварчик, она, конечно, раскочегарила бы его"

Недопесок Наполеон Третий

свободолюбивый

«И вдруг почудилось недопеску, что когда-то, давным-давно, точно так же стоял он среди сверкающего поля, облизывал лапы, а потом даже кувыркался, купался в снегу. Когда это было, он вспомнить не мог, но холодные искры, вспыхивающие под солнцем, вкус снега и свежий, бьющий в голову вольный его запах он помнил точно.»

песец Маркиз

нерешительный

«В первый раз, так же как Наполеон, сбежал он и три дня мыкался по лесам. Голодный и ободранный, вернулся на ферму» ,«Он никогда не метался по клетке, как другие песцы, и не грыз решетку. Целыми днями он мудро спал, а просыпался только лишь для того, чтобы покрутить пойлушку.»

Песец «Сто шестнадцать»

нерешительный

«Сто шестнадцатый потоптался на месте и потянулся за Наполеоном…», «Устал Сто шестнадцатый - голубой двухлеток - от этой бестолковой беготни и чувствовал себя сейчас путешественником, который после долгих странствий вернулся домой.», «Виновато заскулил Сто шестнадцатый, будто извиняясь перед Маркизом, и, как собачка за хозяином, потрусил через поле вслед за Наполеоном Третьим.»

Автор выбирает объективированное повествование - от третьего лица - с элементами субъективации (внутренний монолог, речевая индивидуализация, переход на точку видения героя).

Важным приёмом создания характеров в повести «Недопёсок» является приём двойничества. При этом двойниками выступают не только люди, но и животные: директора Некрасов и Губернаторов, недопёсок Наполеон и дошкольник Серпокрылов. Первый заведует зверофермой, мечтает "вывести новую породу с невиданным прежде мехом - «некрасовскую»", имеет пыжиковую шапку, без которой директор "всё равно что генерал без погон и лампасов". Второй руководит школой, мечтает, "чтоб побольше было в школе отличников", не имеет пыжиковой шапки, но считает, что это "настоящий директорский головной убор. И солидно, и красиво". "Горячий" Некрасов и "грозный" Губернаторов преисполнены ощущением значимости и важности дела, которому они служат. Поэтому так гордятся они достигнутой целью: отработанными приёмами красноречия, обещаниями они уговорили растерявшихся второклассников рассказать, где спрятан недопёсок.

До конца им сумел противостоять лишь дошкольник Серпокрылов, который настаивал, что Наполеону нужно на Северный полюс, а вовсе не на звероферму. Дошкольник Серпокрылов и недопёсок Наполеон - тоже своего рода двойники. Оба они ещё "до". Одному предстоит только стать школьником, а второму песцом. Оба они сразу обнаруживают друг в друге единомышленников. Потерявший спутника Наполеон находит в лице дошкольника верного друга: "Вслед за песцом дошкольник пробежал через всю деревню. Верёвку он старался не натягивать, и Наполеону почудилось даже, что он вновь свободен, а маленький человечек просто бежит за ним на правах Сто шестнадцатого".

Примечательно, что встречавшие Наполеона люди так и не смогли определить, что же это за зверь. А дошкольник Серпокрылов после недолгих размышлений и словесного подбора сообразил, что это песец, и решил, что он бежит на Северный полюс: "Куда же он бежит? - думал Серпокрылов. - Наверно, на север. Северный зверь должен бежать на север. На полюс!"

И недопёсок Наполеон Третий, и дошкольник Лёшка Серпокрылов обладают удивительным свойством характера - внутренней свободой, которая не только позволяет дошкольнику быть необузданным в своих фантазиях, но и даёт каждому силу противостоять общественному мнению, поступать вопреки сложившейся традиции, отказываться ради идеи от благополучия и покоя. Понятно, что тот и другой всё это делают наивно, по-детски. Лёшку легко отвлечь широкой весёлой улыбкой, потому что, "когда Серпокрылову улыбались, он тоже обычно не оставался в долгу", а Наполеон доверчиво возвращается в конуру Пальмы, где были и свобода, и уют, и доброе отношение, не думая о том, что может быть пойман. Однако дошкольник и недопёсок остаются верны себе. Серпокрылов после поимки Наполеона спокоен, потому что знает: "Он снова сбежит <...> Теперь его не удержишь". А Наполеон "ровно через месяц <...> снова сбежал. На этот раз он нигде не задерживался и наверняка добрался до Северного полюса".

Домашнее задание: сделать иллюстрации к повести «Недопёсок» или "дописать" её, тем более что в финале сказано, что недопёсок снова сбежал.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал