- Учителю
- Урок по русскому языку Вводные слова
Урок по русскому языку Вводные слова
Конспект урока по формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Тема урока: Вводные слова и предложения (Тема пройдена, но…).
Преподаватель: Позняк Ольга Александровна
Тема урока: Вводные слова и предложения (Тема пройдена, но…).
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Тема лингвистическая: вводные слова и предложения.
Тема коммуникативная: работа в группах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Тема по развитию речи: составление предложений по схемам.
Средства обучения: учебник «Русский язык» под редакцией Н. А. Герасименко, Москва «Академия» 2012 год; дидактический материал на материале подбора предложений о музыке, аудио-запись мелодии "Рояль и море" группы "Август", плакат"Трудности при выделении вводных слов",карточки-задания, опорные карточки, кодоскоп,выставка справочников по русскому языку,дополнительной литературы по теме урока.
Цели урока.
1. Познавательные: а) повторить и обощить ранее изученные сведения о вводных словах и предложениях; повторять попутно: знаки препинания в сложных предложениях и при однородных членах; б) дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний.
2. Практические: а) закрепить умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения, виды вводных слов по их значению; б) закрепить навыки работы со схемой предложения.
3. Общепредметные: а) воспитать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему о музыке; б) воспитать языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной, коммуникативной); в) воспитать эстетический вкус к музыкальным произведениям и заострить внимание на ее роли в жизни человека; б) развивать: память, логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, способности, волю, эмоции; в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.
Оформление доски: тема урока, эпиграф к уроку, плакат «Трудности при выделении вводных слов».
Предварительная домашняя работа: индивидуальные задания: найти в справочниках, учебных пособиях сведения о вводных словах и предложениях, которых нет в учебнике.
Ход урока.
Я очень сожалел бы, если бы моя музыка
только развлекала моих слушателей:
я стремился сделать их лучше.
Г.Ф.Гендель
1. Оргмомент.
(В начале урока звучит мелодия "Рояль и море" группы "Август").
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях. Урок имеет подзаголовок "Тема пройдена, но …". Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке. А еще мы будем говорить о музыке, о ее воздействии на человека, о тех, кто оставил незабываемый след в истории музыкального искусства, о тех, кто своим творчеством пытался пробуждать в человеке человеческое. В качестве эпиграфа к уроку взяты слова Георга Фридриха Генделя (чтение эпиграфа). Итак, за работу.
2. Повторение теоретических сведений.
- Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру "Дерево мудрости".
Задание: образовать группы по 4 человека, просмотреть домашний параграф; каждой группе сформулировать вопрос по материалу параграфа, написать этот вопрос на карточке, сложить ее и скрепкой прикрепить к "дереву"(можно вопрос "на засыпку"). Итак, перед нами "дерево мудрости".Теперь представитель каждой группы должен вкусить плод с этого дерева: снять карточку другой группы и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки.
- Мы повторили практический материал, данный в учебнике. В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.
Планируемый результат: 1) Познавательные УУД: а) общеучебные: поиск и выделение необходимой информации в учебнике (постановка вопроса); б) логические: синтез - составление целого из частей (ответы на вопросы и обобщение знаний по теме урока). 2) Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. 3) Коммуникативные УУД: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий. 4) Личностные УУД: смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
3. Практическая часть.
Задание 1. Работа по карточкам в группах с дифференцированным заданием. Анализируя предложение, члены каждой группы распределяют между собой обязанности (репродуктивное):
-
выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
-
найти вводное слово;
-
определить, к какой группе по значению относится вводное слово;
-
объяснить знаки препинания при вводных словах.
Предложения для анализа.
1 группе:
Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.
2 группе:
Неустанный труд, увлеченные занятия,большие мысли и глубокие чувства - одним словом все, чем живет человек, нашло отражение в музыке.
3 группе:
По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед.
4 группе:
Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.
5 группе:
К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует.
6 группе:
Главным в музыке конечно же всегда остается человек - его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.
Вывод: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.
- Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации? Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова? Попробуем ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание.
Задание 2. Игра "Кто больше?" (Работа по вариантам). Учащиеся должны записать как можно больше вводных слов со значением: уверенности; сомнения, предположения; различных чувств; источника сообщения; порядка мыслей, их связи; замечания о способах оформления мыслей (репродуктивно-продуктивное).
-А теперь прослушайте индивидуальные задания, которые получили некоторые ребята: они должны были, пользуясь дополнительной литературой, справочниками, дополнить список вводных слов. Они поделятся своими находками, а вы определите, к какой группе по значению относятся эти вводные слова. (Учащиеся называют другие вводные слова со значениями , перечисленными в учебнике .) Теперь сопоставьте, сколько вы запомнили вводных слов, сколько их дано в учебнике и ту информацию, которую сообщили вам товарищи. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.
-Но и здесь возникает трудность: в учебнике список вводных слов очень ограничен.
Задание 3. Записать предложение. Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Примечание: такой группы в учебнике нет) (репродуктивно-продуктивное)
Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.
-Кто нашел в дополнительной литературе, какое это вводное слово по значению, какие еще слова относятся к этой группе?
(Индивидуальное задание: рассказ о вводных словах, представляющих собой призыв к собеседнику.)
-Как это задание дополняет вывод, который мы сделали?
Вывод: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т.д.)
Задание 4: Устный пунктуационный разбор.
Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?
а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности.
б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
(С. Т. Коненков, скульптор )
- Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов(следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Задание 5. Работа с таблицей. Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов с помощью плаката "Трудности при выделении вводных слов":
-
Помогает найти вводное слово особая интонация.
-
На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.
-
Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.
-
Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Попробовать исключить из предложения.
Задание 6. Цифровой диктант,который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения. Учитель диктует предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.
-
Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
-
Хотя рожок - простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
-
Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.
-
Во время концерта Никколо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
-
Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.
Задание 7. Решим несколько пунктуационных задач. 1) Записать предложения, сделать пунктуационный разбор.
а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую,развлекательную. - Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее,учиться думать, сопереживать.
(Примечание: если допущена ошибка в пунктуации при вводном слове с союзом "а",обратиться к опорной карточке (ОК) № 1)
б) Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? - Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.
(Примечание: если не смогут правильно поставить знаки при вводных словах, обратиться к ОК № 2)
ОК № 1 /опорная карточка/ Союз "а" / реже "но"/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д. Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае - нет.
ОК № 2 /опорная карточка/ Если слова например, в частности,главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.
- О чем говорит выполненная работа? Какой еще вывод можно записать в нашу таблицу?
Вывод: некоторые правила выделения вводных слов остаются за рамками учебника.
2) Анализ схем, записанных на доске. Составить свои предложения по данным схемам.
1. [, ВП,]. 2. [- ВП-]. 3. [ (ВП)]
- Какую информацию дают схемы?
- Что в них общего и чем отличаются?
- В каких случаях вводные предложения выделяются с помощью запятой, тире, скобок?
- Все ли понятно в правиле выделения вводного предложения с помощью тире и скобок?
- Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ставится тире, а когда скобка? Зачитайте получившиеся предложения.
3) Класс выполняет графический диктант. Задание: составить схемы диктуемых предложений.
а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.
б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.
в) "Седьмая симфония" Дм. Шостаковича- она еще называется "Ленинградской" - написана в блокадном Ленинграде.
4) Индивидуальная работа у доски. Задание: расставить в записанном на доске предложении знаки препинания, обосновать их выбор.
Какой могучей силой должна обладать музыка способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни вспомните гибель"Титаника" помочь им сохранить душевное равновесие человеческое достоинство.
(Класс проверяет правильность выполнения задания).
Задание 8. Работа с текстом с последующей самопроверкой (используется кодоскоп). Расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения.
Петр Ильич Чайковский
Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.
В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.
Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.
Великого русского композитора П. И.Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться,что в его музыке бьется сердце России.
Планируемый результат: 1) Познавательные УУД: а) общеучебные - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из справочной литературы; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; б) логические - анализ объектов с целью выделения признаков; синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; в) знаково-символические - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; г) постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 2) Регулятивные: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. 3) Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. 4) Личностные: смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация учащихся.
4. Рефлексия. Итог урока.
-Вернемся к подзаголовку нашего урока"Тема пройдена, но…"
- Итак, как бы вы закончили эту фразу? (Ответы учащихся)
Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.
В заключение подготовленный ученик делает обзор представленных на выставке справочников, учебных пособий, которые можно использовать дополнительно по теме урока.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на тему"Музыка в моей жизни" с использованием вводных слов и предложений.