- Учителю
- Сочинение на Всероссийский конкурс сочинений «Время проходит, но сказанное слово остается» (Л.Н.Толстой)
Сочинение на Всероссийский конкурс сочинений «Время проходит, но сказанное слово остается» (Л.Н.Толстой)
Всероссийский конкурс сочинений
Московская область г.о.Электросталь
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Лукирская Анастасия Алексеевна
Класс 7-Б
Тематическое направление Русская литература в отечественном кинематографе
Тема сочинения «Время проходит, но сказанное слово остается» (Л.Н.Толстой)
Жанр сочинения эссе
Известно, что театр начинается с вешалки,
а настоящее кино - с хорошей литературы.
Александр Поздняков (историк кино)
Одним из главных путей духовного становления и обогащения человека является чтение книг. С давних пор книгу считают источником знаний. С течением времени важность ее роли в жизни человека не изменилась. Изменилось время. С развитием телевидения и Интернета читатель стал активным зрителем, отдавая предпочтение просмотру кинофильмов, а не прочтению произведений.
Вслед за годом литературы, 2016 год был объявлен годом российского кино, главная задача которого - популяризация и повышение качества отечественного киноискусства. Я бы добавила - пробуждение интереса к русской литературе посредством кино.
Российскому кинематографу посчастливилось возникнуть в конце XIX века, именно тогда, когда был очень высок авторитет отечественной литературы. Со временем на широкий экран вышли фильмы, снятые по произведениям русской литературы: «Руслан и Людмила» ( 1938г., режиссёры: И.Никитченко, В.Невежин), «Гроза» (1933г., постановка В.Петрова), «Маскарад» (1941г., режиссер-постановщик С.Герасимов), «Идиот» (1952г., режиссер И.Пырьев), «Анна Каренина» (1953г., постановка В.Немировича-Данченко и В.Сахновского), «Алые паруса» (1961г., режиссер А.Птушко), «Война и мир» (1967г., режиссер С.Бондарчук) и многие другие.
Просмотр фильма по литературному произведению не может заменить собой вдумчивого и внимательного чтения книги, но помогает нам взглянуть на известное произведение по-другому.
Прочитав повесть В.Железникова «Чучело», я не только соотнесла некоторые события с собственной жизнью, но и испытала много разных чувств: радость, покой и ощущение счастья вызвали у меня чистые и искренние отношения Лены и её дедушки; неприязнь - поступок Димы; негодование и презрение - жестокость подростков; страх - безразличие взрослых на происходящее.
Однако еще ярче и эмоциональнее я представила героев и события после просмотра фильма Ролана Быкова "Чучело». Когда я читала повесть, я сопереживала Лене Бессольцевой, а когда смотрела фильм - плакала. И когда прочитанное наложилось на увиденное, я задумалась: всегда ли я отношусь к окружающим внимательно, достойно ли веду себя в той или иной ситуации, честна ли я в своих поступках, можно ли и как противостоять подлости и несправедливости?.. А главное, я поняла, что в любой ситуации надо оставаться Человеком.
Фильм подарил мне незабываемые эмоции, помог закрепить в памяти портреты героев, но сами образы сложились у меня еще раньше, при прочтении повести. Более того, в моем воображении отпечатались картины, нарисованные автором, но не нашедшие отражения в киноленте.
Значит ли это, что литературное произведение должно быть первичнее кино? Думаю, нет. Например, многие мои одноклассники только после просмотра фантастических фильмов режиссера Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор» узнали, что они сняты по одноименным романам С.Лукьяненко и захотели их прочитать. А я сейчас читаю повесть И.Бояшова «Танкист», которой заинтересовалась тоже после просмотра военно-мистической картины Карена Шахназарова «Белый тигр».
Мне нравится, что фильм не всегда является копией книги. Интересные режиссерские находки, образы и спецэффекты позволяют увидеть известный сюжет с другой стороны. Современные талантливые актеры охотно берутся за сложные художественные образы, привлекая внимание молодежи к прочтению произведения.
Часто слышу: что выбрать - книгу или фильм? Думаю, такой вопрос неуместен. Хорошая литература порождает настоящее кино. Идеи и образы литературы обогащают киноискусство, а кино, в свою очередь, помогает увидеть, глубже прочувствовать, понять замысел автора.
</ Корней Чуковский говорил: «Кинематограф тоже есть песня, былина, сказка, причитание, заговор». Литературное слово и слово кинематографа должны волновать, будить воображение, заставлять вдумываться, сопоставлять… понимать. Именно тогда слово, сказанное в литературе или кино, останется в памяти, истории, а значит в вечности.
2