7


  • Учителю
  • Конспект урока по литературе на тему :Жизнь и творчество М.Цветаевой

Конспект урока по литературе на тему :Жизнь и творчество М.Цветаевой

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект урока на тему: «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»

Цели:

  • познакомить с жизнью и творчеством поэтессы; оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям.

  • развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки конспектирования лекции.

  • пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества этого уникального поэта.

Ход урока

Слово учителя. " Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа - есть всё - всюду - вечно".(Марина Цветаева. "Слово о Бальмонте")"

(музыка классическая)

Презентация

Учитель

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

- Итак, мы сегодня мы говорим о М.Цветаевой. По ходу урока заполните, пожалуйста, пустые строки. (У всех на партах лежат листы с дополнительными заданиями).

1 ученица. Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

2 ученик. Да, какая спокойная, ясная уверенность в своем даре, в будущем признании! Это своего рода ее классический "Памятник": я сделал, что мог, и это пребудет:

1 ученица. Были основания для такой уверенности, ведь воспитывала будущего поэта сама русская культура. Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, игрой ее восхищался великий композитор Антон Рубенштейн. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

2 ученик. И вот 26 сентября 1892 г. в старом московском переулке Трехпрудном, в доме №8 зажглась звезда русской поэзии - родилась Марина Цветаева.

Учитель (Звон колоколов)

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

2 ученик. Мария Александровна мечтала о сыне, даже имя было выбрано - Александр. Но родилась девочка.

1 ученица. М. Цветаева писала в своих воспоминаниях: "Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать: сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным: словам оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке: Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку".

(звучит песня в исполнении Киры Малигиной)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

(Разбор стихотворения учениками, которые получили индивид. задания.)

- Учащиеся выполняют тест по стихотворению.

ТЕСТ

1) Каким стихотворным размером написано стихотворение?

  1. А амфибрахий

  2. Б ямб

  3. В анапест

  4. Г дактиль

2) Лирические герои стихотворения - Марина и обыкновенные смертные люди. Укажите строчку со словами, которые относятся к Марине.

  1. А камень, глина

  2. Б надгробные плиты

  3. В кудри беспутные

  4. Г земная соль

3) Укажите слова, которые рисуют в стихотворении обыкновенных людей?

  1. А серебрюсь и сверкаю

  2. Б бренная пена

  3. В дробясь, воскресаю

  4. Г гранитные колена

4) Найдите верное значение выражения "кудри беспутные " в этом стихотворении.

  1. А недисциплинированные, непослушные

  2. Б свободные, распушенные

  3. В некрасивые, невзрачные

  4. Г ненужные, неинтересные

5) Какой троп использует поэт в 1-ом предложении третьей строфы?

  1. А гипербола

  2. Б метафора

  3. В олицетворение

  4. Г сравнение

6) Имя Марина обозначает:

  1. А водяная

  2. Б светлая

  3. В морская

  4. Г чистая

2 ученик. Мать радовалась незаурядным музыкальным способностям дочери, мечтала вырастить из нее пианистку. Но девочке было всего четыре года, когда Мария Александровна записала в своем дневнике: "Старшая все холит вокруг и бубнит рифмы. Может быть, моя Маруся будет поэтом?" Сама Марина Ивановна скажет о себе: "Стихи пишу с 6-ти лет. Печатаю с 16-ти".

ученик 4.

Скомкали фартук холодные ручки,

Вся побледнела, дрожит баловница.

Бабушка будет печальна: у внучки

Вдруг - единица!

Смотрит учитель, как будто не веря

Этим слезам в опустившемся взоре.

Ах, единица большая потеря!

Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,

В белых кругах уплывает страница:

Разве учитель узнает, какая

Боль - единица?

1 ученица. После безвременной кончины матери (Марине тогда было лишь 8 лет, младшей сестре Асе - 6) интерес к музыке постепенно угасает, зато крепнет другое увлечение - поэзия. Юная Цветаева пишет стихи не только на русском, но и на немецком, на французском.

2 ученик. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться чуждым влияниям, "быть самой собою" - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

1 ученица. Первую свою книгу "Вечерний альбом" Марина выпустила в свет по причинам внелитературным; как она сама говорила позже - "взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться не могла".

2 ученик. На дворе - начало зимы 1911 года. Поэтических сборников печаталось тогда великое множество. И все же первая книга никому еще не известной Марины Цветаевой сразу получила критические отклики. Первым книгу оценил, и весьма положительно, поэт Максимилиан Волошин.

1 ученица. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

ученик 5.

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий, как рудник;

(Ты стал мне лучшею из книг,

А их не мало в старом доме!)

Пусть я лишь стебель, в светлый миг

Тобой, жалеющим, не смятый;

(Ты для меня цветник богатый,

Благоухающий цветник!)

Пусть так. Но вот в полуистоме

Ты над страничкою поник:

Ты вспомнишь все:

Ты сдержишь крик:

- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

1 ученица. Какой тогда была Марина Цветаева?

2 ученик. Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, и глаза: Глаза зеленые, цвета винограда.

1 ученица.

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

Зеленые - соленые -

Крестьянские глаза.

2 ученик. Черты лица были очень точными и четкими, голос высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: "Хотите, я вам прочту стихи?"

1 ученица. Стихи и прозу Цветаева читала на вечерах обычно по тетрадке, близко поднесенной к близоруким глазам, - очков Марина Ивановна упорно не признавала. Удивительно прямоспинная: Она старалась к таким вечерам принарядиться. Особенно любила серебряные браслеты, кольца, ожерелья.

2 ученик. Цветаева считала, что всякий лирик уже в раннем периоде творчества непременно являет себя в какой-нибудь строфе, "которая могла бы стать эпиграфом ко всему творчеству, формулой всей его жизни". В "Вечернем альбоме" к такой роли подходит стихотворение "Молитва", написанное Мариной 26 сентября 1909 года, в день, когда ей исполнилось семнадцать лет.

Ученик 6.

Христос и Бог! Я жду чуда!

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

"Терпи, еще не кончен срок!"

Ты сам мне подал - слишком много,

Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень:

Чтоб был легендой день - вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день!

1 ученица. Обратим внимание: тема ухода из жизни остается в цветаевском творчестве надолго, со временем станет важнейшим лейтмотивом ее поэзии.

Ученик 7. (музыка)

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет -

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя:

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились:

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед:

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли:

- И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

1 ученица. И эти строки Марина пишет в самое счастливое для нее время: Крым, море, солнце, весна, а рядом любимый муж Сергей Эфрон и крошечная дочь Ариадна, Аля, как зовут ее молодые родители.

2 ученик. Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. "Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых". Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

ученик 8. С. Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

1 учениица. Тогда Марина еще не знала, сколько горя принесет ей и детям ее верная, жертвенная, безоглядная любовь. :И вообще стихи ее о любви чаще всего трагичны. Цветаева убеждена: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит. Никто лучше не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных Любящих.

Вчера еще в глаза глядел:(музыка, читает наизусть).

2 ученик. Не менее сильной и страстной была любовь Марины Цветаевой к солнцу русской поэзии - Пушкину. Творчество поэта было постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой, мятежной души. Пушкинскую "Капитанскую дочку" Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение "К морю" было ее любимым. Любимому поэту посвятила Марина цикл "Стихи к Пушкину".

ученик 9.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям -

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева - ручищи по швам -

Жандармские груди и рожи.

Не диво ли - и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно - да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно-архи -

Почетно-почетно - до черту!

Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора -

Умнейшего мужа России.

1 ученица Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", Марина пронесла через всю свою жизнь.

ученик 10.

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу надвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок

2 ученик. Многолетняя дружба связывала Марину Цветаеву с Борисом Пастернаком. Для нее он был единственным на земле человеком, который мог бы без слов услышать и поддержать ее в минуту отчаяния.

ученик 11

Рас - стояние: версты, мили:

Нас рас - ставили, рас - садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас - стояние: версты, дали:

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий:

Не рассорили - рассорили,

Расслоили:

Стена да ров.

Расселили нас как орлов -

Заговорщиков: версты, дали:

Не расстроили - растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который - март?!

Разбили нас - как колоду карт

1 ученица. В 1922 году Марина Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает вместе с дочерью за границу к Сергею, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. "Мой читатель остается в России, куда мои стихи: не доходят,.." - писала Марина Цветаева. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. В 1934 году написано удивительное стихотворение "Тоска по родине:"

ученик 12.

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк лом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина:

2 ученик. В эти же годы Марина писала: "Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде "стража беспечности" - роль самая выгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам:

1 ученица. "У меня нет человека, к которому бы я могла прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы. Ни одного человека, которого не надо бы предварительно запрашивать: "Можно ли?" Я здесь никому не нужна".

2 ученик. В 1936-ом - 1937-ом годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом - Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

1 ученица. Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

2 ученик. Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы.

1 ученица. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила.

2 ученик. Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась.

Учитель

:О черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора - пора - пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь - быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь - жить.

С волками площадей

Отказываюсь - выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть -

Вниз - по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Умных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один - отказ.

- На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование - и того в обрез:

(последний слайд читает ученик).

Смотрим отрывок из Новостей про Цветаеву. (видео)

Рефлексия. (зачитывают заполненные опорные конспекты по Цветаевой, зачитывают заполненные листочки с ответами на вопрос).

Учитель. Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной настоящей поэзии Цветаевой настал черед, потому что настоящее в искусстве не умирает.

Домашнее задание: (индивидуальное задание)

1. Прочитайте стихотворение " Я с вызовом ношу твое кольцо" (1914)

- Можно ли его лирическую героиню и лирического персонажа назвать романтическими героями?

- Присутствует ли в стихотворении типичная романтическая антитеза?

- Поясните наиболее выразительные, на ваш взгляд, тропы.

- Какие оттенки интонации и смысла передает авторская пунктуация?

2. Какие зрительные и звуковые образы возникают перед вами за "секунду" чтения стихотворения " Идешь, на меня похожий:" (1913)

- Что можно сказать о его лирической героине?

Прочитайте про-я Цветаевой разных лет: "Уж сколько их упало в эту бездну:"(1913), "Красною кистью рябина зажглась:"(1916), "Кто создан из камня, кто создан из глины:"(1920), "Вскрыла жилы: неостановимо:"(1934), "Бузина" (1931-1935г.)

- Какие общие мотивы объединяют стихотворения?

- Проследите развитие этих мотивов. Почему к ним обращается поэт? Какие ощущения, мысли, ассоциации с ним связаны?

- Какие из прочитанных вами стихотворений вы могли бы назвать лирическими автопортретами?

3. Подумайте и ответьте.

Цикл М. Цветаевой " Стихи к Блоку" составляют стихотворения, созданные в разное время - в 1916 и в 1921 годах. Подумайте, в каком году написано посвященное Блоку стихотворение, которое начинается так:

Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно - единственное движение губ.

Имя твоё - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту:

4. Вот начало небольшого стихотворного цикла Цветаевой "Поэт":

Поэт - издалека заводит речь.

Поэта - далеко заводит речь.

В каждой из этих строчек по четыре слова - почти одинаковых. И предложения построены почти одинаково. Но пусть вас не обманет это "почти"?

- Найдите подлежащее и сказуемое в каждой строчке; определите порядок слов; объясните значение глагола "заводит" в 1 стихотворении и во 2. Теперь вы видите, что вместо "почти одинаково" нужно сказать "совсем неодинаково"

- Согласны ли вы, что внимание к построению предложений, значению слов, к форме помогает по-настоящему оценить поэтическое мастерство Цветаевой, меру ее таланта и чувства языка?









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал