7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 10-11 класс

Рабочая программа по литературе 10-11 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе составлена на основе :1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, 2. Обязательного минимума содержания образования, 3. Примерной программы по литературе 2010 года.

4. Учебника литературы под редакцией Журавлёва.



Общая характеристика учебного предмета.



Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.



Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:





  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.



На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.



Структура курса.





  • Литература начала хх века

  • Серебряный век русской поэзии.

  • Литература 20-х годов хх века.

  • Литература 30-х годов ХХ века.

  • Литература « потерянного поколения».

  • Литература периода Вов.

  • Литература 50-90-х годов ХХ века.

  • Из литературы народов России.

  • Литература конца ХХ- начала ХХ1 века.

  • Из зарубежной литературы.





Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



Место предмета в базисном учебном плане.



Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204(210) часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.



Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.







Методы и формы обучения



Современный урок литературы - это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.



  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

  4. Уроки внеклассного чтения.



Учебно-методический комплект.

Примерная программа по литературе 2007 года.

Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по литературе I - II половины XX века - М., «ВАКО», 2003 год.

Учебник: русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.

Под ред. В.П. Журавлева. - М: Просвещение,2006.





При изучении литературы в каждом классе используются следующие виды контроля:

-тематический (после изучения творчества отдельного писателя),

-итоговый ( в конце года).







Учебно-тематический планирование уроков литературы в 10 классе.





Тема,раздел

Колическтво уроков

Из них к/р

Из них Р.Р.

1.

Вводные уроки

2





2.

И.А.Гончаров

8



1

3.

А.Н.Островский

11



2

4.

Н.С.Лесков

3





5.

И.С.Тургенев

13



2

6.

Н.А.Некрасов

15



2

7.

Ф.И.Тютчев

2





8.

А.А.Фет

2





9.

М.Е.Салтыков-Щедрин

3



1

10.

Ф.М.Достоевский

11



2

11.

Л.Н.Толстой

19

1



12.

А.П.Чехов

5





13.

К.Хетагуров

1





14.

Зарубежная литература

3





15.

Заключительный урок

1

1



16.

Региональный компонент

3







итого

102

2

10

































































































Учебно-тематический планирование уроков литературы в 11 классе.





Тема,раздел

Количество уроков

Из них к.р.

Из них Р.Р.

Из них региональный компонент.

1.

Введение

1







2.

И.А.Бунин

5







3.

А.И.Куприн

3







4.

М.Горький

7







5.

Серебряный век русской поэзии

11







6.

Новокрестьянская поэзия

6







7.

Литература 20-х годов

11







8.

Литература 30-х годов

22

1

1



9.

Литература периода ВОВ

4







10.

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов

2







11.

Литература второй половины 20 века.

17







12.

Из литературы народов России

1







13.

Литература конца 20 века.

5







14.

Зарубежная литература

4







15.

Заключительные уроки

3

2









102

3

1







урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные ЗУН

Повторение

Д/з

1

2

3

4

5

8



Вводные уроки

2







1

Общая характеристика общественной и литературной жизни второй половины 19 в. Поиски путей развития

1

Общая характеристика общественной и литературной жизни II пол. 19 века



подготов. сообщения

2

Расцвет реализма в искусстве 2 полов. 19 в. Роман как господствующий жанр

1

Расцвет реализма в искусстве и литературе 2 полов. 19 в.

Реализм как литературное направление. Роман.

статья о Гончарове



И.А. Гончаров

8







3

И.А. Гончаров. Трилогия о судьбах родины и русского человека: «Обрыв» и «Обыкновенная история»

1

Сведения о жизни и творчестве писателя. Судьба родины и человека во 2 половине 19 в.

Трилогия

Рассказ о романах «Обрыв» и «Обыкно-венная история»

4

Роман «Обломов». Замысел. Обломов и его гости

1

Замысел романа. Художествен. время и пространство. Роль предметной детали

Замысел. Художествен. время и пространство. Деталь в произведении

ч. 1 глава 9 вопросы в тетрадь

5

Обломов и Захар. Обломовщина как тип жизни

1

Понятие «обломовщины». Обломов и Захар сравнительная характерис-тика. Анализ эпизода «Сон Обломова». Умение анализировать

Сравнительная характеристика

Читать ч. II, Обломов и Штольц.

Часть III. Сущность Обломова и Ольги

6

Обломов и Штольц

1

Принципы сюжетной антитезы в романе. Обломов и Штольц. Поиск «нормы, идеала жизни, который указала природа целью»

Антитеза

Ч. IV гл. I а/з двух сцен встречи, любовных сцен Ольги

1

2

3

4

5

8











и Обломова

7

Тема любви в романе. Образ Ольги Ильинской

1

Сущность любви в романе. Анализ отдельных эпизодов. Понятие «испытания любовью»

Анализ

читать до конца индивид. задания

8

Обломов в доме Пшеницыной. Жизнь в семье Штольца

1

Антитеза в романе: Обломов - Штольц, Агафья Матвеевна - Ольга Ильинская. Сон - смерть Ильи Ильича

Понятие «антипод»

конспекты критических статей

9

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в оценке критиков

1

Оценка романа «Обломов»

Критика, критические статьи

подготов. к сочинению

10

Р.Р. Контрольное сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1

Проверка умений написания сочинения, правильно подбирать цитаты, соответствовать данному плану

Подбор цитат

прочитать пьесу «Свои люди - сочтемся», инд. задание по Остров-скому



Островский А.Н.

12







11

А.Н. Островский. Театр Островского «Свои люди - сочтемся»

1

Жизнь Островского, особенности сюжетов и композиции в пьесах Островского

Понятие «цензуры»

Кто такие самодуры?

вопросы в тетради

12

Отражение русской действительности в пьесах Островского. Словарная работа

1

Отражение действительности в произведениях искусства



с. 48-52. Инд. задания «Творческая история «Грозы»

13

Драма А.Н. Островского «Гроза». Быт и нравы города Калинова

1

Жанр пьесы. Расстановка персонажей. Роль пейзажа. Быт и нравы города Калинова

Пьеса как жанр

Д II-III, -V

1

2

3

4

5

8

14

Прием антитезы в пьесе. Работа над II и III действиями

1

Антитеза, умение проследить по тексту антитезы: Катерина - Кабаниха, Кулигин - Дикой, Катерина - Варвара

Прием антитезы

прочитать образы Тихона и Бориса

15

Символика названия пьесы. Молодое поколение в драме «Гроза». Работа с IV действием

1

Символика в литературных произведениях. Молодое поколение и «темное царство»

Противостояние, символы в произведениях. Своеобразие конфликта в драме

ответить на вопросы в тетради

16

Острота конфликта Катерины с «темным царством»

1

Монологи Катерины, анализ монологов. Обобщающая работа по пьесе. Как монологи характеризуют героиню

Монолог

Прочитать статью Добролю-бова

17

Урок-семинар. Русская критика о драме

1

Основные положения критич. статей о пьесе «Гроза», сравнение точек зрения критиков

Критическая статья

I дейст. «Беспри-данница»

18

Драма «Бесприданница». Работа над I действием

1

История создания. Действующие лица. Столкновение романтического отношения к жизни с прагматической философией

Прагматика. Композиционные части

прочитать II и III д. ответ. ва вопросы

19

Карандышев и его соперники. Образ Паратова

1

Анализ образа Паратова и Карандышева. Беседа по вопросам

Герой печоринского типа

действ. IV а/з 14 явл., III действ. инд. зад.

20

Трагическая судьба Ларисы.

1

Анализ IV действия.

Конфликт. Трагизм.

подготовка

1

2

3

4

5

8



Роль параллельных сюжетных линий в драме



Параллельность сюжетных линий, трагичность образа Ларисы. Анализ яв. 11 действ. 4

Понятие «человек - вещь»

к сочине-нию составить план к выбран. теме

21-22

Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству А.Н. Островского

2

Подбор цитат, эпиграфа. Составление развернутого плана. Навык написания сочинения по данному плану

Оформление цитат в тексте сочинения

подготовить рассказ о биографии Лескова

23

Н.С. Лесков. Своеобразие повествовательной манеры

1

Своеобразие повествовательной манеры Лескова

Образы праведников земли русской в произведениях Лескова («Левша», «Павлин»)

читать рассказ «Леди Макбет Мценского уезда»

24

Анализ рассказа Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

1







25

Повесть Лескова «Очарованный странник»

1

Воплощение в повести русского национального характера. Работа с языком повести

Отражение в тематике и языке повести монастырского быта. Понятие «странник»

с. 69-116, статья

26

И.С. Тургенев. Своеобразие творчества. Факты жизни

1

Детство и юность. Т., их отражение в творчестве. Особенность общественных взглядов. Т., взгляды на народ

Факты жизни и творчества Т. по курсу 5-9 классов

индивид. сообщ.

27

Романы И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»

1

Тематика (русское дворянство). Обзор содержания. Прототипы

Прототипы

главы 1-3, 12, 22, вопросы в тетради

28

Характеристика эпохи на материале романа «Отцы и

1

Эпоха, ее отражение в литературном

Жанр романа, виды романов

прочитать гл. 4-7, 10,

1

2

3

4

5

8



дети»



произведении, взаимоотношения помещиков и крестьян на примере романа



вопросы

29, 30

Базаров и Кирсановы. Нигилизм Базарова

2

Понятие нигилизма. Союзники Базарова в романе





31

Споры об искусстве

1

Проблема для обсуждения: чем объяснить отношение Базарова к искусству. Анализ

Искусство. Идейная борьба общест. Политика 60-х гг. 19 в.

главы 16.1-9

32

Любовь в жизни Базарова и Павла Кирсанова

1

Любовь в романе. Умение анализировать

Деталь в художественном произведении. Портрет героя в раскрытии образа

перечитать гл. 20-21, проанализ. сцену «Под стогом сена»

33

Дружба в жизни Базарова. Базаров и родители

1

Основное умение.

Анализ текста.

Друзья и родители в жизни Базарова.





34

Противники или собратья по судьбе? Дуэль Базарова и Павла Петровича

1

Образ Фенечки. Сны Базарова

Дуэль в дворянском обществе



35

Смерть Базарова

1

Роль эпилога в романе



конспект любой статьи критич.

36

Автор и его герой. Критика об образе Базарова

1

Реакция читателей на выход романа. Точки зрения критиков о романе. Современ. точка зрения на роман. Понятие «базаровщина»

Выражение авторской позиции в романе

подготов. к сочинению

37, 38

Р.Р. Контрольное сочинения

2







1

2

3

4

5

8



роману Тургенева «Отцы и дети»









39, 40

Р.к. Проблема «отцов и детей» в произведениях зауральских писателей

2







41

Становление Н.А. Некрасова как поэта и общественного деятеля. Стихотворение «Родина»

1

Детство Н. и юность. Детские воспоминания предопределяющие судьбу и характер человека

Произведения Н., изученные в 5-9 классах



42

Раннее творчество Н.А. Некрасова. Лирический герой поэзии Н.А. Некрасова

1

Раннее творчество и работа в журнале «Современник». Лирич. герой и автор

Лирич. герой и автор, выражение авторской позиции

прочитать циклы «О погоде» и «На улице»

43

Циклы стихотворений «На улице» и «О погоде»

1

Некрасовский Петербург. Контрасты большого города (надрывная работа и праздная жизнь). Умение анализировать стихот.

Прием антитезы

подготов. выраз. чт. и устный анализ 1-го стих-ия

44

Крестьянская тема в лирике Некрасова

1

Изображение различных сторон жизни народа. Умение анализировать лирич. произведение

Повествовательный сюжет в лирике. Жанры лирики

сравнит. анализ

45

Некрасов о поэте и поэзии

1

Двойственность музы и противоречивость лирич. героя. Развитие навыка а/за

Тема поэта и поэзии, назначения поэта в лирике нач. 19 в

с. 165-167, статья, выраз. чтение и а/з стихов

46

Идеал революционера-борца в лирике Некрасова

1

Анализ стихотворений «Памяти приятеля», «Памяти Добрлюбова», «Пророк» и поэмы «В.Г. Белинский»

Взаимоотношения Некрасова и Белинского

Панаевский цикл

47

Любовная лирика Н.А. Некрасова. Стихи «Панаевского цикла»

1

Стихи, посвященные Авдотьи Яковлевны Панаевой, своеобразие

Любовная лирика Пушкина, Лермонтова

стихот. из сборника 1876-1877 гг

1

2

3

4

5

8







любовной лирики. Отличие любов. Лирики Н. от традиционной любовной лирики





48

Нравственный облик лирического героя в поэзии Некрасова

1

Исповедальный характер лирики Н. Анализ стихот. «Рыцарь на час»

Исповедальный характер лирики

подгот. к сочинению по лирике Н.

49, 50

Р.Р. Контрольное сочинение по лирике Н.А. Некрасова

2





прочитать «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» и 1 главу с. 196-200

51

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1

Смысл названия и особенности восприятия мира в поэме. Композиция поэмы

Композиция

I ч. поэмы, вопросы

52

Крестьянский мир в поэме

1

Многообразие крестьянских типов в поэме

Крестьянский тип в литературе



53

Тема русского богатырства, величие духа народа

1

Матрена Корчагина и Савелий Богатырь святорусский



вопросы

54

Урок-семинар. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия народной жизни. Р.Р. Подготовка к сочинению по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

Проблемы счастья, долга, смысла жизни. Легенда «о двух великих грешниках». Песня Добросклонова. Навык а/за



написать сочинение

55

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому жить на Руси хорошо», ее

1

Связь поэмы с устным народным творчеством (с

Народная песня как вид фольклора

подготовить к уроку по

1

2

3

4

5

8



связь с устным народным творчеством. Р.К. В.П. Бирюков - виднейший фольклорист Зауралья



народной песней). В.П. Бирюков «Урал в его живом слове»



написать статью о Бирюкове

56

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

1

Факты жизни и творчества Тютчева. Лик природы в творчестве. Основное умение - анализ

Тема природы в творчестве предшественников Тютчева

наизусть

55

Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева

1

Любовная лирика Тютчева, посвященные женщинам его жизни. Анализ стихотворений

Изобраз.-выраз. средства в лирике Тютчева

анализ стихот.

56

А.А. Фет. Стихотворения о природе

1

Поэзия как выражение красоты и идеала

Сторонник «чистого искусства». Приемы создания музыкальности (алметерация)

индивид. зад. стих. О любви

57

Тема любви в лирике Фета. Идея непереходящей значимости искусства

1

Чувство любви в лирике Фета. Понятие импрессионизма

Мифологич. Мотивы в лирике 19 в.



58

Р.К. Тема любви и природы в лирике Зауралья

1

Чувство любви и лик природы в лирике поэтов Зауралья. Умение анализировать лирич. произведения



анализ стих.



II полугодие









59

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роль и место русской сатиры в истории русской литературы

1

Определение сатиры, ее развитие, роль и место в литературе

Сатирич. Произведения по курсу ранее изученного



60

Сказки Салыткова-Щедрина

1. Социальная сатира в сказках

Салтыкова-Щедрина

1

Народ и его угнетатели: «Дикий помещик», «…о

том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказка как жанр УНТ, ее части. Литературная

сказка. Сатира в жанре сказки



61

Обзорное изучение романа «История одного города»

1. Город Глупов и его градоначальники

2. Реальное и фантастическое в «Истории»

1

Образ города Глупова, его градоначальники. Сатира и гротеск в изображении смены градоначальников. Реальное и фантастическое в изображении

Гротеск как прием изображения



62

Подготовка к сочинению.

1

Подбор цитат, эпиграфа к сочинению. Работа с готовым планом





63

Ф.М. Достоевский. Обзор творчества и общественные взгляды. «Бедные люди»

1

Сведения жизни и обзор творчества. Общество и обществ. Взгляды Ф.М. Достоевского. Ранние произведения Достоевского.

Традиции Пушкина и Гоголя в произведении. Оценка романа критикой. Первый соц.-психологич. роман в рус. лит-ре

Роман как жанр рус. литературы. Сравнение двух героев (Акакия Акакиевича из повести «Шинель» Гоголя и Макара Девушкина

роман «Бедные люди»

64-73

Достоевский «Преступление и наказание»

1. Авторский замысел романа «Преступление и наказание». Его тематика и проблематика

1

Выделение темы, основные мысли, суть теории Раскольникова, Лужина. История возникновения романа











Перечитать ч. 1, гл. 2, ч. 2 (1, 2, 6), ч. 5 , гл. 5, сцены уличной жизни



2. В Петербурге Достоевского. Образы Расколькникова, Мармеладова

1

Образ Петербурга, городской пейзаж. Смысл имен и фамилий

Образ маленького человека (Мармеладов)

зад. в тетр., с. 322





3. Раскольников в мире «бедных людей»

1

Образы «бедных людей» в романе. Композиционные особенности. Мистические

Композиция

сцена преступ., объяснение







мотивы (сны Раскольникова)



Расколь-никовым его



4. Образ Раскольникова, его теория, преступление и наказание

1

Анализ образа Раскольникова

План а/за главного героя

образ Сони, перечитать сцены. Вопросы в тетрадь



5.6. Раскольников и Соня Мармеладова

2

Анализ сцен «Первый визит Р. к Соне», «Второй визит…», «Третий визит…»



перечит. гл. Лужин



7. Двойники Раскольникова - Лужин и Свидригайлов. И его антиподы

1

Понятие «двойника», «антипода». Умение анализировать и сравнивать образы, находить общее и различное

Сравнение двух образов

составить план основных событий по дням



8. Художественное время в романе, его полемичность

1

Полемичность романа, худож. время в романе, смысл финала

Единство времени и единство действия

подготов. к сочин.



9,10. Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству Достоевского

2

Подбор цитат, эпиграфа к сочинению, составление цитатного плана, работа с планом



статья о Толстом, сообщене



Толстой Л.Н.









74

Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Толстого. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»

1

знать:

этапы жизни и творчества Толстого, Ясная Поляна в жизни Толстого «Трилогия» как начало творчества

Трилогия как жанр

читать «Севасто-польские рассказы», подготов. индивид. сообщение

75

Война в восприятии Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

1

Человек и война в «Севастопольских рассказах», восприятие

Участие Толстого в Крымской войне и обороне Севастополя

учебник с. 91-99

1

2

3

4

5

8







войны Толстым





76

«Война и мир»

История создания романа «Война и мир» и авторский замысел

1

Возникновение замысла романа, изменение замысла в процессе работы

Классический жанр романа

ч. 1, т 1

77

Смысл названия и жанр романа-эпопеи

1

Отличие романа «Война и мир» от классических романов





78

Анализ эпизода «Салон Анны Павловны Шерер»

1

Гости салона Шерер, как представители высшего общества, их сходство и различие

Сведения о Наполеоне Бонапарте по урокам истории

гл. 22-25, т 1. Семьи Болконских и Ростовых, вопрос в тетрадь письменно

79

Анализ эпизода «Князь Андрей в Лысых горах»

1

Образ жизни в семье Болконских, отношения в семье. Понимание войны князем Андреем



главы о семье Ростовых, вопросы в тетради, статья в учебнике

80

«Настоящая жизнь» в понимании Толстого

1

Семья Ростовых, «особо приподнятая жизнь», «особая атмосфера»

Что значит «жизнь настоящая»?

князь Андрей на войне, зад. по группам

81-82

Князь Андрей на войне

2

Путь к славе и своему Тулону



наизусть отрывок, Аустерл сражение анализ.

83

Духовные искания князя Андрея

1

Смысл жизни главных героев, их духовные искания, решение



перечитать главы о Пьере, инд.







жизненных задач



сообщ.

84

Пьер Безухов в поисках смысла жизни

1

Навык анализа эпизода





85

Образ «Наташи Ростовой». История Наташи и Анатоля

1

Дать хар-ку Наташи (по всем пунктам). Антиподы Наташи в романе (Вера, Элен)



т 3, ч. 2, гл. 19-21, 24, 25, 30-32

86

Бородинское сражение. Пьер на батарее Раевского

1

День накануне Бородино глазами Пьера, сражение. Сравнение литературного и историч. описания сражения

Роль Бородинского сражения с исторической точки зрения

т. 4, 1 ч, гл. 10-13, ч. 2, гл. 11-12, т 4, ч. 4, гл. 14, 16, 17, эпилог

87

Пьер Безухов и Платон Каратаев

1

Духовное развитие Пьера, народ и война в понимании Пьера. Образ Платона Каратаева, его роль в романе



перечитать т 3, ч. 3, гл. 31-32, ч. 1, гл. 16, эпилог

88-89

Князь Андрей и Наташа Ростова

2

Сущность отношений людей по Т., на примере Наташи Ростовой и князя Андрея. Взгляды Андрея Болконского перед смертью. Партизанская война и ее роль, образ Тихона Щербатова



т 3, ч. 1, гл. 1-7, т 3, ч. 2, гл. 33-39

90

Два полководца в романе. Партизанская война в романе

1

Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона. Совет в Филях

Исторические личности Кутузов и Наполеон

прочитать эпилог романа, статья учебника об эпилоге

91

Философия истории в романе

1

Постижение «механизма»

истории в романе, конкретные историч. события в романе

Исторические события

1805-182 года

подготов. к

к/р

92

Контрольная работа по тексту романа «Война и мир»

1

Проверка эффективности знания текста



подготов. к соч-ю, состав. цитатного плана

93

Чехов А.П. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. « Человек в футляре»

1

Знать текст, уметь анализировать эпизоды





94.

Проблематика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», « Студент», « Дама с собачкой»

1

Знать текст, уметь анализировать эпизоды





95

Душевная деградация в рассказе Чехова «Ионыч»

1

Знать текст, уметь анализировать эпизоды





96-97

Особенности драматургии Чехова. « Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов.

2

Понятие открытого финала. Поэтичность драматического произведения. Психологическая и символическая деталь.





98.

К.Хетагуров. жизнь и творчество

1

Близость творчества поэзии Хетагурова с поэзией Некрасова. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.





99-101

Зарубежная литература.

Вечные вопросы литературы. Романтизм,реализм.

Ги де Мопассан «Ожерелье»

Г.Ибсен « Кукольный дом»

А.Рембо «Пьяный корабль»

3

Понятие «позднего романтизма»., «пафос». Своеобразие языка.





102

Контрольная работа

1









Календарно- тематическое планирование уроков в 11 классе.









1

2

3

4

5

6

7

7

Дата

№ урока

Тема урока.

Кол-во часов.

Вид урока. Основные виды деят-ти.

Теория.

Основные ЗУН

Виды контроля.



1

Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия

1



Лекция.

Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя.





2

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность.

1

Лекция.

Лирика её роды и виды.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов





3

Размышления о России в повести И.А.Бунина «Деревня»

1

Аналитическое чтение,беседа

Точность,Краткость,динамичность

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов





4

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим соц.-философ. обобщениям.

1

Практикум

Поэтика рассказа.







5

Рассказы Бунина о любви.

1

Лекция, обзор рассказов, анализ рассказов.

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов





6

Цикл рассказов «Тёмные аллем»

1

Лекция, обзор рассказов, анализ рассказов.

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов





7

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

1

Лекция. Беседа.

Автобиографическая повесть

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.





8

Проблема самопознания личности в повести «Поединок» Автобиографический характер повести.

1

Практикум









9

Трагизм любви в повести «Олеся».

1

Лекция. Беседа



Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов





10

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Челкаш».

1

Лекция. Практикум.

Композиция и её элементы, проблематика, образные средства языка.







11

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

Практикум.









12

На дне» как социально-психологическая драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы

1

Лекция. Беседа

Социально-философ. драма.







13-14

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы



Спор о назначении человека.

2

Практикум.

Проблематика, смысл названия.







15

Обзор романов и публицистиеки М.Горького

1

Лекция.









16

Письменная работа по творчеству М. Горького.

1

Урок контроля.





Тест.



17

Поэзия серебряного века

1

Лекция

Знать особенности новейшей поэзии .юеё направления.Уметь отличать лирику разных направлений







18

Русский символизм и его истоки.

1

Лекция.

Символизм.

Умение конспектировавть лекцию, составлять план.





19

В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

1

Лекция. Беседа

Символизм, его черты.

Знать важнейшие биографические сведения о п. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.





20

К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Проблематика и поэтика творчества.

1

. Урок внеклассного чтения

Лирика.

Знать важнейшие биографические сведения о





21

А.Белый Творчество

1

Лекция. Беседа









22

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

Лекция.

Акмеи зм, его истоки.

Умение конспектировавть лекцию, составлять.





23

Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева

2

Лекция. Практикум.

Проблематика, поэтика.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.





24

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

1

Лекция. Беседа.

Футуризм, его разновидности.



Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века.



25

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме.»

1

Лекция. Беседа.

Символизм, лирика.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.





26

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Фабрика»

1

Практикум.

Образ-символ.

Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства.





27

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась».

1

Практикум.



Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства.





28

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

1

Беседа.

Поэма.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Анализ текста стихотв.



29

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

1

Урок внеклассного чтения.

Новокрестьянская поэзия.







30

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».

1

Лекция. Беседа.

Тропы, стилистич. фигуры.

Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства.





31

Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

1

Практикум.

Тропы, стилистич. фигуры.







32

Любовная тема в лирике С. А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др.

1

Практикум.









33

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не…

1

Практикум.









34

Философская лирика.Поэма «Анна Снегина»

1

Лекция. Практикум.









35

Литературный процесс 20-х годов.

1

Лекция.

Русская эмигрантская сатира.







36

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

1

Семинар.









37

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтич. языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

1

Беседа.

Сатира.







38

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

1

Лекция. Беседа.

Пафос, сатира, лирика.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.





39

Своеобразие любовной лирики

В. В. Маяковского.

1

Практикум.









40

Тема поэта и поэзии в творчестве

В.В. Маяковского.

1

Беседа.





Дом. сочинение.



41

Обзорное изучение поэм Маяковского.

1

Лекция, беседа



Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.





42

Замятин Е.И.Начало пути

1

Лекция, беседа

Утопия и антиутопия

Знать важнейшие биографические сведения о писателе





43-44

Роман антиутопия Замятина «Мы»

2

Практикум



Уметь анализировать эпизод





45

М.М.Зощенко. Сказ как основной принцип

1

Практикум,лекция

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.





46

Литература 30-х годов. Обзор.

1

Лекция.









47

Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных.

1

Лекция.

Беседа.



Знать важнейшие биографические сведения о писателе.





48

Судьба русской интеллигенции в творчестве Булгакова

1

Практикум



Анализ произведения «Собачье сердце»





49

История создания,. проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Беседа

Практикум.



Практикум.





50

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя).

1

Практикум.

Жанр, композиция.

Уметь анализировать эпизод.

Дом. сочинение по тв-ву М.А.Булгакова.



51

Три мира в романе Булгакова

1

Выборочно-аналитическое чтение



Уметь анализировать эпизод





52

Сатирико-бытовой пласт романа «Мастер и Маргарита»

1

Комментированное чтение



Уметь анализировать эпизод





53

Евангельские главы -своеобразный центр романа

1

Комментированное чтение



Уметь анализировать эпизод





54

Зачетная работа за первое полугодие.

1

Урок контроля





Тест



55

А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор.

1

Урок вн./чтения.



Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.





56

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой.

1

Лекция. Практикум.

Своеобразие любовной лирики.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.





57

Судьба России и революции в лирике А.А. Ахматовой.

1

Практикум.









58

. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти

1

Практикум.

Особенности жанра и композиции поэмы.







59

. О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество.

1

Лекция. Практикум.



Культурологические истоки и музыкальная природапереживания в лирике поэта.





60

. М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике

М. И. Цветаевой.

1

Лекция. Практикум.

Своеобразие поэтического стиля.



.



61

М. А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

1

Беседа.

Лекция.



Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.





62

«Тихий Дон»-роман эпопея о всенародной трагедии.

1

Лекция

Роман-эпопея







63

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон».

1

Беседа.

Проблемы и герои романа.

Уметь анализировать эпизод





64

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1

Беседа.



Уметь анализировать эпизод





65

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Беседа.



Уметь анализировать эпизод





66

Мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

Практикум.

Худ. мастерство писателя.







67

Классное сочинение по тв-ву М. Шолохова.

1

Урок контроля.





Сочинение.



68

Литература периода Вов: поэзия. проза, драматургия.

1

Лекция. Беседа.

Поэзия, проза, драматургия.







69

К.Воробьёв «Это мы,господи!»

1

Диспут



Уметь анализировать эпизод





70-71

Ю.Бондарев «Горячий снег»

2

Беседа, анализ фрагмента.



Уметь анализировать эпизод





72

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

1

Семинар.









73

Современная война.С.Алексиевич «Цинковые мальчики»,Ю.Коротков «9 рота»

1

Беседа, анализ фрагмента



Уметь анализировать эпизод





74

Литература второй половины XX века (обзор).Поэзия 60-х годов.

1

Лекция. Беседа.

Традиции и новаторство.







75

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Т. Твардовского.

1

Практикум.

Лирика.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.





76

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

1

Лекция. Практикум.

Философский характер лирики.







77

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

1

Уроки вн./чтения.

Проблематика и художественное своеобразие романа.

Уметь анализировать эпизод





78

А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича.

1

Лекция. Беседа.



Уметь анализировать эпизод





79

А.И.Солженицын.Обзорное изучение «Архипелаг ГУЛАГ»

1











80

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов.

1

Урок вн./чтения

Проблематика и поэтика рассказов

Уметь анализировать эпизод





81

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие.

1

Лекция. Практикум.

Основные темы и мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать эпизод





82

«Деревенская» проза в современной литературе.

В. П. Астафьев.

1

Лекция. Беседа.

Проблематика, сюжет, фабула.

Уметь анализировать эпизод





83-84

В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой».

2

Беседа.

Нравственные проблемы.

Уметь анализировать эпизод





85-86

Ф.Абрамов «Пелагея», «Алька»

2

Беседа



Уметь анализировать эпизод





87

В.Шукшин.Рассказы

1











88

Авторская песня.Знакомство с поэтами -бардами

1



Авторская песня

Анализ лирического текста





89

« Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов «Обмен».

1

Урок вн./чтения









90

Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов).

1

Лекция.

Беседа.

Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».



Лекция.

Беседа.









91

Из литературы народов России. М. Карим.

1

Урок вн./чтения

Психологизм лирики.







92

Основные направления и тенденции развития современной литературы.Литература последних десятилетий

1

Лекция.

Проза реализма и «нереализма», поэзия.







93

Проза Татьяны Толстой

1

Лекция,анализ фрагментов









94

Творчество Пелевина

1

Лекция,анализ фрагментов









95

Современная драматургия

2

Лекция,анализ фрагментов









96





Зарубежная Литература

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес.

« Пигмалион» Проблема духовного потенциала личности и его реализации.

1



.Урок вн./чтения.

Драма.









97

Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».

1

Практикум.

Средства создания комического.







98

Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах « И восходит солнце», «Прощай, оружие ».

1

Урок вн./чтения









99

Э. М. Ремарк. «Три товарища.

1

Урок вн./чтения.

Трагедия и гуманизм повествования.







100

Проблемы времени и литература 20 века. .



1

Семинар.









101-102

Контрольная работа



Урок контроля.





Тестирование.

























ВЫПУСКНИКИ должны уметь:



  1. анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;

  2. определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;

  3. соотносить изученное произведение со временем его написания; с различными литературными направлениями; с основными фактами жизненного и творческого пути писателей;

- выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

- писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;

  1. рецензировать прочитанные произведения;

  2. самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.







Требования к уровню подготовки выпускников.



В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. Образную природу словесного искусства.

  2. Содержание изученных литературных произведений.

  3. Основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века.

  4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

  5. Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.

  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

  4. Определять род и жанр произведения.

  5. Сопоставлять литературные произведения.

  6. Выявлять авторскую позицию.

  7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

  8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

  9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.



При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.



  1. Оценка сочинений.





Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

















Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.





Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.



  1. Оценка тестовых работ.



При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.









Список литературы для учителя.



  1. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. Москва, «Просвещение», 1990

  2. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007

  3. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006

  4. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986

  5. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986

  6. Развивайте дар слова. Т.А.ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986

  7. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989

  8. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990

  9. Конспекты уроков литературы. 5 - 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004

  10. Конспекты уроков литературы. Русская литература 19 в. Москва, «Владос», 2000































Учебно-методическое обеспечение. Литература 10-11 класс.



Учебники



Учебные пособия

Методические пособия

Литература 10 класс в 2 частях. Под редакцией В.И.Коровина. Москва.- «Просвещение», 2009г.



Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе 2 пол. 19 века. Москва.-«Вако»,2006г.

Русская литература 20 века. Учебник 11 класса. Москва.-«Просвещение»,2005г.



Егорова И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века.11 класс, на 1 и 2 полугодие.Москва.-«Вако»,2009г.





Турьянская Б.И.,Гороховская Л.Н. Литература в 9 классе. Москва.- «Русское слово»,2004г









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал