7


  • Учителю
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. А. С. ПУШКИН «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ…»

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. А. С. ПУШКИН «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ…»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С.НОГИР»








ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА В 9 КЛАССЕ



НА ТЕМУ: «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. А.С.ПУШКИН

«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ…»






УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЛИТЕРАТУРЫ

ОРТАБАЕВА Ф.Х.




С.НОГИР


Тема урока: Лингвистический анализ поэтического текста.

А.С.Пушкин «На холмах Грузии…»

Цель урока:


- языковой анализ текста (выяснение роли различных типов слов в организации текста, определение языковых средств выразительности текста);

- показать в стихотворении подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств.


ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный рабочий материал, портрет А.С.Пуш-кина.

Словарь: оксюморон.


Слово учителя:


Тема сегодняшнего нашего урока, ребята, «Лингвистический анализ

стихотворения» А.С.Пушкина «На холмах Грузии…» У вас возникает вопрос: «На уроке языка?»

Да, на уроке русского языка мы пытаемся заглянуть в «творческую лабораторию» поэта и выяснить для себя, как стилистико- синтаксические конструкции помогают создавать тот самый «язык сердца», который волнует нас глубиной мысли и чувства, а не словесной красотой.

- Итак, «На холмах Грузии…»

- Вспомним, при каких обстоятельствах создано стихотворение? Кому оно посвящено? Что вы можете сказать об адресате?

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

- Сколько предложений в этом стихотворном тексте? О чем они?

Определите микротему каждого предложения.

3 предложения


- первое - описание места, где находится поэт;

- второе - нахлынувшие воспоминания о возлюбленной;

- третье - поэт вновь переживает чувство любви.


То есть созерцание мест, в которых оказался поэт, вызывает в нем воспоминания о возлюбленной, и он вновь переживает любовь.


- Структура предложений.


2. Найдите в этих предложениях грамматические основы, отметьте средства связи между частями. Составьте схему 3 предложения.(работа у доски)


[- - - - ­­­­----------- не ===========, не ==========];

и [---- -.-.-.- === и ==] - (оттого, что не ====_____ =====)


3. - Почему сначала поэт использует бессоюзные сложные предложения, а затем сложносочиненное с подчинением?


- Первое предложение простой и ясной структуры. Это даже не пейзаж, а именно обозначение мест, которые наблюдает поэт, а также указание на время суток.


Присутствие Пушкина кратко обозначено:


Шумит Арагва подо мной


- 2 бессоюзное сложное предложение состоит из 3-х частей: 1-односоставное, 2 - почти не распространено. Грамматические основы передают состояние поэта, его настроение, а второстепенные члены (дополнение мне и определение моя указывают на того, кто испытывает это состояние грусти. Последняя часть распространена дополнением, который трижды повторяется: тобою, тобой, одной тобой) .


Итак, б.с.п. позволяют кратко и очень четко выразительно передать возникновение и развитие чувств автора: от внешних впечатлений к настроению и воспоминаниям.


Последние предложения передает и характер чувства поэта, и его попытку разобраться в этом чувстве осознать его, поэтому краткость сменяется более плавной интонацией.


4. Обратите внимание на знаки препинания. Какую эмоциональную и смысловую нагрузку они несут?

В б.с.п. точки с запятой подчеркивают фрагментарность настроений поэта.

Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою, тобой, одной тобой). Создается замедленность интонации, поэт сосредоточен на образе возлюбленной.

Особенно выразительно многоточие- пауза нахлынувших воспоминаний. (нахлынули воспоминания, но поэт о них умалчивает).

Тире в конце третьего предложения определяет описание чувства от той части, где осмысливается их причина.


5. Найдите в тексте синтаксические фигуры.

Инверсия в первом предложении создает определенную напевность, ритмичность, ощущение спокойствия.


Во втором предложении лексический повтор: печаль моя светла; печаль моя полна тобою усиливается синтаксический параллелизм.

Этим заостряется внимание на внутреннем состоянии поэта:

его печаль - это определяющее чувство в этот момент, но она светла и легка.


Дальше лексический повтор тобою, тобой, одной тобой - эмоцио-нальный и смысловой центр стихотворения.

В конце чувство автора обретает конкретность, выраженную также лексическим повтором любит-любить.

6. Оксюморон - соединение несочет.

Грустно- легко - особенность

Печаль - светла грусти - легкая, светлая


7. Найдите в тексте синонимы. Выпишите их. С какой целью они используются.

Грустно-печаль-уныние - основное состояние поэта

Не мучит - не тревожит - характер грусти.


8. - Есть ли в тексте слова в переносном значении?


Сердце горит - метафора, передается пылкость сердца.

Мгла лежит.

- С какой целью употребляет их поэт?

9. Найдите в тексте двойное отрицание. Каково его значение? Цель

употребления.


Не любить - не может означает, что сердце обязательно должно любить, что без любви нет жизни. Оно усиливает эмоциональность стихотворения.


Выводы.

Коротко написать о своем понимании стихотворения.

Это стихотворение о любви. Пушкин, оказавшись на Кавказе, вспоминает о своей давней возлюбленной, с которой познакомился в годы южной ссылки. Глядя теперь на холмы в ночной мгле, поэт погружается в воспоминания. Они пробуждают в его душе грусть и печаль о безвозвратно ушедшем чувстве, но одновременно пробуждают в его душе любовь.

Поэтому его печаль … светла, и сердце вновь горит. Для Пушкина нет жизни без любви.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал