7


  • Учителю
  • Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в старших классах

«В мире удивительных характеров и судеб»





Вступительное слово

Одним из самых прекрасных творений природы является женщина. Она олицетворяет собой начало жизни, любви, счастья на земле. Во все времена рукой поэта, композитора, художника водила потребность высказаться о своем чувстве, поведать историю своего сердца. Кто из творцов не писал о любви? И у кого из них не было реальной музы, женщины-вдохновительницы?

И сегодняшнее мероприятие мы посвящаем женщинам, которые обладали особым очарованием и у которых можно многому научиться нам.

(стих. «Вы думаете нет любви?»)

1.Михаил Глинка - Екатерина Керн.

Вед.1 Михаил Иванович Глинка родился 9 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Семейное предание гласит, что первый крик младенца сопровождался трелями соловья, заливавшегося в густой листве дерева, что стояло под окном комнаты молодой матери. Семья матери отличалась музыкальностью, это увлечение перешло и к Михаилу Ивановичу.

Вед.2 1817 год. Михаил Глинка поступает на учебу в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте, где Глинка серьезно занимается музыкой, уроки фортепиано берет у знаменитого Фильда, а теории музыки и композиции - у Карла Мейра.

Вед.1 По окончании пансиона, Глинка много работает, не бросает увлечение музыкой, берет уроки вокала, он много путешествует, живет в Германии, в Италии. В 1834 году Глинка возвращается в Россию и рассказывает Василию Андреевичу Жуковскому о своем намерении написать русскую оперу. Жуковский предлагает ему сюжет «Ивана Сусанина», который увлекает и заинтересовал композитора.

Вед.2 Начало работы над оперой совпало со счастливым периодом в жизни Глинки. Он влюбляется в Марию Петровну Иванову, любовь к которой становилась все более пылкой. И в 1835 году состоялась свадьба. Но отношения между супругами вдруг стали разлаживаться. Жена не могла, да и не желала понимать творческую душу мужа, служба в императорской капелле тоже не приносила удовлетворения.

Вед.1 И неожиданно случилось событие, которое оставило глубокий след в душе Глинки, заслонив все его прежние романтические увлечения, неурядицы на службе и неприятности в семье. Как-то в доме своих родственников Глинка встретил девушку. Ее звали Екатерина Ермолаевна, дочь Анны Петровны Керн, той самой, в которую был влюблен Александр Сергеевич Пушкин.

Вед.2 Анна Петровна хранила у себя как святыню автограф Пушкина с посвященными ей стихами. Повстречав Глинку, она отдала ему автограф, чтобы он положил прекрасные стихи на музыку. Но Глинка, к огорчению Анны Петровны, затерял стихи Пушкина, а музыку так и не написал. И если бы Глинка написал романс в то время, уж верно, он был бы посвящен Анне Петровне, как и стихотворение Пушкина.

Вед.1 Но Глинка написал музыку к этому стихотворению только спустя 12 лет, когда судьба свела его с Екатериной Керн. «Я помню чудное мгновение» - распевал глинка, аккомпанируя себе на рояле в присутствии Екатерины Ермолаевны. Это была история уж не любви А.С.Пушкина и А.П.Керн, а его - Глинки и Екатерины Керн.

(романс «Я помню чудное мгновение»)

Вед.2 Недолгий период романа с Екатериной Керн характеризуется подъемом творческой деятельности великого композитора. И Вальс - фантазия - одна из вершин этого подъема. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий.

Вед.1 И надежды на счастье, угроза разлуки будто витали в бальных залах. На балу произошло решающее объяснение Онегина с Ленским; на балу Онегин вновь встретил Татьяну; и на балах зарождается любовь Наташи Ростовой и Андрея Болконского, Анны Карениной и Алексея Вронского.

(музыка Вальс-фантазия)

2.М.А.Булгаков и Елена Сергеевна Булгакова.

(стих. «Любовь не только возвышает..»)

Вед.1 Действительно, любовь не ведает преград, «она вершит и все решает». В далеком1929 году случайная встреча решила судьбу двух людей - Михаила Афанасьевича Булгакова и Елены Сергеевны Шиловской.

(чтение воспоминаний Елены Сергеевны 1,2)

Вед.2 1929 год - это самое трудное время в его жизни. У него не было работы, не печатали его произведения. И Булгаков был готов наняться рабочим, дворником, но его никуда не брали. Но когда Булгаков соединился с Еленой Сергеевной, он сказал ей: «Против меня был целый мир - и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

Вед.1 Трудности были и в том, что им негде было жить. Но как только им удалось вымолить небольшую квартиру, Булгаковы переехали туда. С ними - ее младший сын Сережа, а старший, Женя, остался у отца, но часто приходил в дом Булгаковых и очень был привязан к Михаилу Афанасьевичу.

Вед.2 С приходом в его жизнь Елены Сергеевны многое изменилось в жизни Булгакова: он часто шутил, исчезли желчь и нервная возбужденность. Но самое, пожалуй, главное - это то, что в его жизни появился ДОМ, и дом этот дышал и жил его тревогами и его надеждами. Появился дом, где он ежедневно, ежечасно чувствовал, что он не неудачник, а писатель, делающий важное дело, талантливый писатель, не имеющий права сомневаться в своем назначении, в своей стране, в своей литературе.

Вед.1 Она действительно создала ему ДОМ. Дом, который он писал всегда с большой буквы, от «Белой гвардии» до «Мастера и Маргариты». Она билась за этот Дом, а он нашел там покой и награду.

(чтение отрывка из романа «Мастер и Маргарита»)

Вед.2 Не только силой любви, но и силой жизни, жаждой радости возникает эта удивительная способность и созданию счастья. Даже вопреки любым обстоятельствам. В дни кризиса и преодолений его можно легко потерять веру в себя и покатиться вниз. В такие дни нет ничего хуже уныния, скорбной жертвенности, жалостных слов.

Вед.1 А их Дом, словно назло всем враждебным стихиям, сиял счастьем и довольством. А все потому, что хозяйка дома была энергична, жизнелюбива и чуточку легкомысленна. И жизнь перестала быть страшной. И приходишь к выводу, что счастье начинается с повседневности. И не зря во всех письмах Булгакова повторялось: «Славьте Очаг, то есть славьте и любите Дом, дом, в котором вы живете»,

Вед.2 Начиная с 1935 года, Булгаков часто напоминал Елене Сергеевне ту клятву, которую она дала ему, что он умрет на ее руках. У него вдруг появилась манера среди самого веселья говорить: «Да, вам хорошо, вы все будете жить, а я скоро умру». И он начинал говорить о своей предстоящей смерти. Но говорил об этом в комических и юмористических тонах, он показывал это не как трагедию, а подчеркивал все смешное, что может сопутствовать такому моменту. А когда наступил 1939 год, он сказал: «Ну вот, пришел мой последний год».

Вед.1 Он действительно серьезно заболел. Но свою болезнь он принял как нечто неизбежное. Как врач, он знал ход этой болезни. Во время болезни он диктовал и исправлял «Мастера и Маргариту», вещь, которую он любил больше всех других произведений. Писал он этот роман 12 лет. И последние исправления, которые он диктовал Елене Сергеевне, внесены в экземпляр, который находится в Ленинской библиотеке.

Вед.2 По этим поправкам и дополнениям видно, что его ум и талант нисколько не ослабевали. А Елена Сергеевна была такой же, как и всегда: улыбчивая, собранная, причесанная, бесшумно управляющая жизнью в доме. И не было ни паники, ни суматохи, ни отчаяния. Дом по-прежнему был уютным и гостеприимным.

Вед.1 За несколько дней до смерти, когда он уже потерял речь, Михаил Афанасьевич дал ей понять, что ему что-то нужно. Елена Сергеевна предлагала ему лекарство, питье, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда она спросила: «Мастера и Маргариту?» он страшно обрадовался, что она его поняла, и выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».

Вед.2 Елена Сергеевна перекрестилась и дала ему клятву, что напечатает его роман «Мастер и Маргариту». Когда она неожиданно заболела, страшно тревожилась, как бы не умереть, не выполнив обещанного Булгакову. И лишь 6 или 7 ее попытка напечатать роман была успешной. Как она ликовала, как гладила рукой сиреневые книжки журнала «Москва», где был напечатан роман «мастер и Маргарита».

Вед.1 Елена Сергеевна пережила мужа ровно на 30 лет, пережила своего старшего сына. Но у нее все эти годы оставалось то должное, то главное, для чего она и пережила Мастера. Она больше не вышла замуж, посвятив себя, как и при жизни Булгакова, его делам: настойчиво и упорно добивалась издания его произведений, бережно хранила его архив. Она вела с ним долгие многолетние разговоры, видела его во сне, в дневнике, который она не переставала вести, она записывала свои «письма на тот свет».

Вед.2 Елена Сергеевна умерла в 1970 году. Наверное, там они обрели друг друга. Мастер встретил свою Маргариту, в точности исполнившую его волю. На могилу мужа Елена Сергеевна положила гранитную плиту - Голгофу. Она служила подножием креста на могиле Гоголя и после его перезахоронения долго лежала, никому не нужная, в гранитной мастерской. На камне - лаконическая надпись: «Писатели Михаил Афанасьевич Булгаков 1891 - 1940 . Елена Сергеевна Булгакова 1893 - 1970»

3.А.Ахматова и Амедео Модильяни



Вед.1 Она - петербургская.

Он - монпарнасский.

Она - великая при жизни,

Он - посмертно.

Он и Она. Ахматова и Модильяни. И если имя Анны Ахматовой у нас на слуху, то о Модильяни ничего не знаем. Кто же он такой? Человек с необычным именем Амедео Модильяни.



Вед.2 Амедео Модильяни - итальянский художник, скульптор, график, рисовальщик. Родился он 12 июля 1884 года в Ливорно. А с 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки живописи. В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники. Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», свой творческий путь.



Вед.1 Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. «Человек - вот, что меня интересует. Человеческое лицо - наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», - пишет Модильяни. Он никогда не писал портреты на заказ, писал только тех людей, судьбы которых хорошо знал. Художник словно воссоздавал свой собственный образ Модильяни.



Вед.2 Модильяни почти никогда не писал буржуа и богатых заказчиков. Его персонажи - простые люди, служанки, крестьяне, а также окружающие его художники и поэты. Особенно Модильяни любил писать женские портреты, которые были полны утонченной грации или простонародной энергии. Они выглядят то слишком надменными, то беззащитными.



Вед.1 Когда в музее «Культурный центр королевы Софии» открылась выставка произведений Модильяни, туда бросился чуть ли не весь художественный Мадрид. На выставке было представлено более четырехсот рисунков знаменитого художника: эскизы, наброски к будущим картинам, выполненные в основном карандашом.



Вед.2 Но главная ценность выставки состояла в том, что на ней были десять рисунков, изображающих юную Анну Ахматову. Хотя, по признанию самой А.Ахматовой, их было 16. Однако 15 погибли в первые годы революции в царскосельском доме, где жила Анна Андреевна. По ее выражению, «их скрутили солдаты в Царском».



Вед.1 Впервые Модильяни и Ахматова встретились в мае 1910 года. Во время свадебного путешествия с мужем Николаем Степановичем Гумилевым. И именно Гумилев привел молодую жену в кафе «Ротонда», где собиралась вся художественная и литературная богема Парижа. Там и заприметил Модильяни. Он был искренним, весь нараспашку, раскрывая перед всеми свою веру в жизнь.



Вед.2 И Анна Ахматова не могла не заметить его. Она была изумлена, и это чувство восхищения им не мог не заметить ее муж, Н.Гумилев, который приревновал жену, а Модильяни устроил скандал из-за того, что Гумилев обращается к жене на русском языке, который окружающие и он сам не понимали.



Вед.1 Они встретились в то время, когда «Ахматова еще не была Ахматовой, да и Модильяни еще не был Модильяни». Но оба они были невероятно талантливы - и это притягивало их друг к другу. И еще их связывали стихи.



(воспоминание Анны Ахматовой о стихах)



Вед.2 В 1911 году Ахматова, пренебрегая мнением мужа, отправилась в Париж одна. Это было началом краха их с Гумилевым брака. Но это был апогей их с Модильяни любви. По скупым строчкам воспоминаний самой Анны Андреевны, можно сделать вывод о том, что этих людей связывало нечто большее, чем обычный интерес друг к другу двух творческих людей.



Вед.1 Ахматова долгие годы не упоминала публично о своем знакомстве с Модильяни и встречах с ним. Она словно хранила в себе воспоминания об этом событии своей жизни, не желая ни с кем делиться. И есть только два стихотворения в творчестве Ахматовой, помеченные Парижем и датированные весной 1911 года. Вот одно из них.



(чтение стих. «Мне с тобою пьяным весело»)



Вед.2 Что же касается Амедео, то он оставил после себя 16 рисунков с изображение Анны Ахматовой. У Ахматовой остался только один рисунок. И чувства А.Ахматовой и Модильяни отражены в ее отношении к этому рисунку, что писал по этому поводу Илья Эренбург: «Комната, где живет Анна Андреевна Ахматова, в старом доме в Ленинграде, маленькая, строгая , голая: только на одной стене висит портрет молодой Ахматовой - рисунок Модильяни».



Вед.1 Анна Андреевна очень любила этот портрет и именно его поместила на суперобложке своего последнего прижизненного сборника «Бег времени», выпущенного в 1965 году.



Вед.2 А вот еще один интересный факт. 12 апреля 1965 года, мене чем за год до своей кончины, Анна Андреевна решила переписать свое завещание. «Около часа мы провели у нотариуса, выполняя различные формальности, - вспоминал Иосиф Бродский. - Ахматова почувствовала себя неважно. И выйдя после всех формальностей на улицу, она с тоской сказала: «О каком наследстве можно говорить? Взять под мышку рисунок Моди и уйти!»



Вед.1 А вот что говорил Корней Чуковский: «Не расставалась она только с такими вещами, в которых была запечатлена для нее память сердца. То были ее «вечные спутники»: шаль, подаренная ей мариной Цветаевой, перстень, полученный ею от покойного мужа, и рисунок ее друга Модильяни».



Вед.2 Ахматова, может быть, была единственной, или одной из немногих, знавших Модильяни, кто навсегда сохранил о нем светлую, чистую и теплую память, кто разглядел в нем не неудачника, а необыкновенный талант, который не смог приспособиться к окружающей действительности, не смог совладать со временем.











































Приложение 1





Анна Ахматова о стихах:



«Больше всего мы говорили с ним о стихах. Мы оба знали очень много французских стихов. В два голоса читали Верлена, которого хорошо помнили наизусть, и радовались, что помним одни и те же вещи. Данте он мне никогда не читал. Быть может, потому что я тогда не знала еще итальянского. Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса, а это были только первые робкие попытки».

\















Отрывок из романа «Мастер и Маргарита».



«Слушай беззвучие. - говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается - у самой крыши. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься, и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи…















Воспоминания Елены Сергеевны Булгаковой.



1. «Мы познакомились очень неожиданно. Я интересовалась им давно. С тех пор, как я прочитала «Роковые яйца» и «Белую гвардию». Я почувствовала, что это совершенно особый писатель. Хотя литература 20-х годов у нас была очень талантлива. Необычайный взлет был у русской литературы. И среди всех был Булгаков, причем среди этого большого созвездия он стоял как-то в стороне по своей необычности, необычности темы, необычности языка, взгляда, юмора: всего того, что, собственно, определяет писателя. Все это поразило меня. Я была женой генерал-лейтенента Шиловского, прекраснейшего, благороднейшего человека. Была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей… Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на всю безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания ее…»



















Воспоминания Елены Сергеевны Булгаковой.





2. «Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь. Потом наступили гораздо трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, а потом я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что, я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: « Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на …» Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась».



Приложение 2 Презентация «В мире удивительных характеров и судеб»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал