7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 8 класс (на основе авторской программы В. Я. Коровиной)

Рабочая программа по литературе 8 класс (на основе авторской программы В. Я. Коровиной)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (или среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Министерства образования РФ 
предварительный просмотр материала


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (или среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089, (изменения от 19.10.2009 №427, 31.01.2012 №69) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе Программы ОУ Коровиной В.Я. 2011г.

Рабочая программа по литературе представляет собой документ, включающий следующие разделы:

- пояснительная записка;

-основное содержание предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- оценка достижения ожидаемых результатов освоения учебной программы;

- календарно-тематическое планирование;

- перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Место предмета в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для общеобразовательных учреждений РФ. По программе под редакцией В.Я. Коровиной предусмотрено в 8 классе 68 часов в год. В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №30» на 2014-2015 учебный год (утвержденный приказом №407 от 30.08.2014г.) предлагаемый курс изучения литературы рассчитан на 2 часа в неделю.



II. Основное содержание предмета

Введение (1ч.)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (1ч.+1ч.)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века (25ч.+9ч.)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века (10ч.+7ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (6ч.+2ч.)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

(сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

IV. Оценка достижения ожидаемых результатов освоения учебной программы

Форма контроля: подробный, сжатый, выборочный пересказ, сочинение.

Знания обучающихся оцениваются согласно нормам оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку (Приложение №1 к Программе по русскому языку).

Оценка сочинений

С помощью сочинений проверяется:

- умение раскрывать тему;

- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

- соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

- Содержание работы полностью соответствует теме.

- Фактические ошибки отсутствуют.

- Содержание излагается последовательно.

- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы.

- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

- Работа не соответствует теме.

- Допущено много фактических неточностей.

- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

- Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59

Уроки внеклассного чтения - 8 часов, развития речи - 8 часов, контрольные работы - 4 часа.

V. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов


Дата

Факт

Примечание




Введение (1ч.)

1

Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

1

01.09.2014


Устное народное творчество (2ч.)

2

Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

1

06.09.2014

3

Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий.

1

08.09.2014


Древнерусская литература (1+1ч.)

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

1

13.09.2014

5

Вн. чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

1

15.09.2014


Из русской литературы XVIII века (2ч.)

6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина

1

20.09.2014

7

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

22.09.2014


Из русской литературы XIX века (25ч.+9ч.)

8

И.А. Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

1

27.09.2014

9

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей.

1

29.09.2014

10

А.С. Пушкин

Краткий рассказ о писателе.

1

13.10.2014

11

А.С. Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

1

18.10.2014

12

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

1

20.10.2014

13

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

1

25.10.2014

14

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

27.10.2014

15

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

01.11.2014

16

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

1

03.11.2014

17

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

08.11.2014

18

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

1

10.11.2014

19

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести.

1

15.11.2014

20

К.р. Контрольная работа по творчеству Пушкина

1

17.11.2014

21

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

22.11.2014

22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

01.12.2014

23

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме.

1

06.12.2014

24

Р/р. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики.

1

08.12.2014

25

Р/р. Подготовка к обучающему сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

13.12.2014

26

Р/р. Подготовка к обучающему сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

15.12.2014

27

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1

20.12.2014

28

Н.В. Гоголь . «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.

1

22.12.2014

29

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

1

27.12.2014

30

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

29.12.2014

31

Р/р. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

1

12.01.2015

32

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению

«Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя

« Ревизор».

1

17.01.2015

33

Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного)

1

19.01.2015

34

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.

1

24.01.2015

35

М.Е. Салтыков - Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

1

26.01.2015

36

Р/р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

1

31.01.2015

37

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

02.02.2015

38

К.р. Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова.

1

07.02.2015

39

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

1

09.02.2015

40

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа.

1

14.02.2015

41

Вн. чт. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

1

16.02.2015

42

Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

1

21.02.2015

43

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

02.03.2015


Из русской литературы ХХ века (10ч.+7ч.)

44

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика.

1

07.03.2015

45

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1

09.03.2015

46

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1

14.03.2015

47

К.р. Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

1

16.03.2015

48

А.А. Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории.

1

21.03.2015

49

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

1

23.03.2015

50

Р/р. Урок - конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

1

28.03.2015

51

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству.

1

30.03.2015

52

Вн. чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»(отрывки).

1

04.04.2015

53

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

11.04.2015

54

К.р. Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина.

1

13.04.2015

55

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме

1

18.04.2015

56

Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

1

20.04.2015

57

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»

1

20.04.2015

58

Вн. чт. А.А. Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1

25.04.2015

59

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

27.04.2015

60

Вн. чт. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

1

04.05.2015


Из зарубежной литературы (6ч.+2ч.)

61

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джулетта». Поединок семейной вражды и любви

1

11.05.2015

62

Анализ эпизода из трагедии « Ромео и Джульетта». Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

16.05.2015

63

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

18.05.2015

64

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

23.05.2015

65

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

23.05.2015

66

Вн.чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство

1

25.05.2015

67

Вн.чт. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1

30.05.2015

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

1

30.05.2015












VI. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И С. Збарский, В.П. Полухин. Москва, «Просвещение», 2011.

2.Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. - СПб.: Паритет, 2000. - 192 с.

3.Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012.- 288 с.

4.Литература. 5-11 классы. Тропа к Есенину: нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность / авт.-сост. Е.М. Кучерян. - Волгоград: Учитель, 2009.

5.Литература. 8 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1, 2. / авт.-сост. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2013.

6.Литература: учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8-11 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А.Шаповал. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. - 302, [2] с.

7.Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010.

8.Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов / авт.-сост. А.А. Инджиев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

9.Словарь синонимов и антонимов / Федорова Т.Л. - М.: «Ладком», 2010.

10.Толковый словарь русского языка: Ок. 100.000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп.

11. Этимологический словарь русского языка / Федорова Т.Л., Щеглова О.А. - М.: «Ладком», 2010.

17




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал