- Учителю
- Статья о Фофанове Константине Михайловиче. Забытые имена'
Статья о Фофанове Константине Михайловиче. Забытые имена'
Чипенко Наталья Владимировна
Учитель литературы ГБОУ лицей № 1367
Электронная почта для связи:
Фофанов Константин Михайлович
Краткая аннотация к материалу
Основная цель материала: обзор творчества и жизни писателя Фофанова К.М.
Материал будет интересен учителям литературы, студентам филологического факультета и ученикам старших классов
В статье рассматриваются примеры стихотворений, их тематика, стиль, основные темы лирики, эпилог жизни и жития поэта-пророка. Описание типа условно-сказочного пейзажа, использование олицетворений, сравнений в произведениях поэта. Двоемирие в искусстве стихотворца
Ключевые слова: лирика, эгофутуризм, лунатики, природа, стиль, поэт, лирическая сказка
Фофанов Константин Михайлович
Сын поэта, выбравший себе псевдоним Олимпов. Учреждает клуб " поэзии будущего ", девизом которого стали строки: " Поэзия есть зверь, пугающий людей ". Так появляется новое течение - эгофутуризм. Правнук государственного крестьянина-старообрядца, выходца из Олонецкой губернии, сын столичного торговца 3-й гильдии (Фофанов родился в Санкт-Петербурге 18 мая 1862 года), державшего на Васильевском полуострове небольшой лесной двор, но быстро разорившегося и спившегося, недоучка. Едва осилив в личных пансионах 4 класса и в 16 лет оставивший учебу, но пополнявший недочет образования беспорядочным чтением книг. Фофанов в культурном сознании современников укладывался в обычный образ " поэта-плебея ", " самородком ", который брал не столько разумом, но природным талантом. Со сказки " Звезды ясные… ", опубликованной в главном номере журнала " Русское богатство " за 1886 год, началась прижизненная известность поэта. Название лирической сказки поэт предпослал в качестве программного эпиграфа к главному сборнику стихотворений, вышедшему в 1887 году. Эта лирическая притча - визитная карточка всего поэтического наследия писателя. Фофанов деятельно разрабатывал тип условно-сказочного пейзажа. Ветер, звезды, листья, сумрак, эхо, луна, деревья и в особенности цветы (в основном астры, лилии и розы) становятся персонажами его многочисленных лирических миниатюр. Применяется прием олицетворения, он перерастает в гротесковую метафору. То у него цветочки чокаются своими чашечками, то волны выбрасывают на берег всех жаб и рыб. Поэт наследует вековую романтическую традицию, но образный принцип у него другой. Все его сказки подслушаны у Природы. В неких стихотворениях природа представляет собой сценическую бутафорию. Поэтическая выдумка рисует идеальную Природу.
Даже огни в печке напоминают автору «золотые терема». Такой пейзаж окрашен в тона демонстративного эстетизма. Не органическое переживание, а переживание с претензией на эффект. Акцент на украшающих эпитетах, количество которых превышает количество стихотворных строк. Это подчеркивает художественную установку. Эпитеты выполняют эмоционально-оценочную функцию - подчеркнуть нарядный колорит романтического пейзажа. Таким образом, явное противоречие между «темой» и «стилем». «Тема» - миф о творческой энергии Природы, само созидающей и представляющей наглядным олицетворением «души Мира», цель и средство «космического Художника». «Стиль» - декоративное представление лирического автора о «душе». Это сказка, вымысел, продукт поэтической фантазии, за которой - пустота. Поэзия часто осмысливается как изощренный самообман. В двоемирии Фофанов цельность мироздания постепенно исчезает, и двоемирие воспринимается в прямом смысле - как раскол мироздания на два мира, сосуществующих параллельно. Строение образа и стиль поэта объединяют начала, уже давно распавшиеся и слившиеся вместе случайно - волей фантазии самого автора. Любит поэт двухчастные лирические композиции, где заключительная часть целиком состоит из одного развернутого сравнения с начальными словами. Особенно охотно поэт использует прием нагнетания сравнений.
Их звезды бледные, как блеск
Моих очей.
Их темные леса, как скорбь души моей…
Так описан «ландшафт» страны Фантазии. Тип художественного мышления, когда задается лишь мелодический камертон стиха, допускающий вариативность словесного наполнения, характерен для Фофанов. Часто поэт жертвуют содержанием, оно просто отсутствует ради музыкальности и красоты. Природа лирического таланта поэта побуждала современников видеть в нем своего рода «последнего романтика». Именно таким запечатлел Фофанова И.Е. Репин на своем памятном портрете. Многие рецензенты в полотне Репина, написанном художником с явной целью романтизировать облик Фофанова, усматривали, напротив, только злую пародию на образ поэта-пророка, напоминающего больного «лунатика». Не случайно этот портрет породил множество карикатур в различных юмористических журналах и газетах 1880-х годов. Кто же он, поэт Константин Михайлович Фофанов? Юродивый? Сумасшедший? «Взрослый ребенок»? Все определения будут верны и неверны. А правильнее будет, вероятно, то, какое Фофанов дал самому себе, ссылаясь на Ришпена. Возможность жить в своем призрачном мире дает «лунатикам» такую уверенность в реальности самых грандиозных фантазий, а следовательно, так возвышает и укрепляет их дух, как это и не снилось «нормальным людям»:
Уверены они! Грядущее пред ними
Сияет уж вблизи прекрасно и светло;
И греются они лучами золотыми -
Вот от чего в мороз в лохмотьях им
Тепло.
Ж. Ришпен. «Лунатики».
Пер. А. Барыковой
«Лунатики», подобные Фофанову, - кривое зеркало тех «цивилизованных» представлений о «культурном» Поэте, которые бытовали в «благовоспитанном» аристократическом обществе. 1900 год стал переломным в его судьбе. Вышел в свет последний прижизненный сборник стихов «Иллюзии» с выразительным стихотворным манифестом «Ищите новые пути!». В этом же году в Лейпциге появляется избранный том лирики поэта. Издания эти ознаменовали собой конец читательской популярности поэта. Последнее десятилетие - сплошная полоса «семейной суеты». К этому времени симптомы алкоголизма - страшного наследственного недуга - переросли в хроническое заболевание, вконец измотавшее самого поэта, и его домашних, внося в семью раздор, безденежье. Постоянная смена места жительства не приносила облегчения. Умирали дети. Буйным помешательством заболевает жена - Лидия Константиновна. Младший брат Николай отправляется в ссылку на Енисей (замешан в «политическом деле»). Месяцами и годами Фофанов живет одинокий и больной, задавленный со всех сторон нуждой, бытовыми дрязгами, бесконечными ссорами с женой. Вечный неудачник в жизни он не «приспособился» к новым художественным веяниям начала XX века. Он предпочел остаться самим собой. В последние часы своего земного бытия образ этого «взрослого ребенка» с нелепой фамилией по закону «обратности» приобретает трагическое величие. Здесь и заканчивается жизнь поэта и начинается житие. Круг замкнулся.
Список литературы
-
Гаршин Е. Восходящее светило поэзии (Стихотворения г. Фофанова) // Е.Г. Критические опыты. СПб.: Тип. И.И. Скороходова, 1888. С. 246 251.
-
Черемисин Б.Е. Валерий Брюсов и Константин Фофанов // Брюсовские чтения. 1983. Ереван, 1985.
-
Шестаков Д. К. М. Фофанов. Иллюзии. Стихотворения, СПб., 1900 // Мир искусства. 1901. № 11-12. С. 321-322.