7


  • Учителю
  • Планирование литературы 5кл к учебнику Коровиной

Планирование литературы 5кл к учебнику Коровиной

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметныеумения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5-6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5-6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6-7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5-6 кл.); оценивать систему персонажей (6-7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5-7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7-9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5-9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7-9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5-7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8-9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе - на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе - на своем уровне); вести учебные дискуссии (7-9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5-9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5-9 кл.) (в каждом классе - на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям - качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

  • определите позицию автора и способы ее выражения;

  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

  • напишите сочинение-интерпретацию;

  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами1).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5-6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7-8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).





























СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский«Рассказ танкиста».

Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Приложение ***





Календарно - тематическое планирование по литературе в 5 классеурока

Тема

код контролируемого элемента (КЭС)

код требования (КТ)/ код контролируемого умения

Виды деятельности





1

Введение. Роль книги в жизни человека.





1.1, 3.1, 6.1, 4.1, 3.3



2

Фольклор - коллективное устное народное творчество





1.1, 3.1, 6.1, 4.1, 3.3



3

Малые жанры фольклора.





1.1, 3.1, 6.1, 4.1, 3.3



4

Русские народные сказки. "Царевна-лягушка" как волшебная сказка

2.1



4.1, 4.4, 6.1, 7.1, 6.4



5

"Царевна-лягушка".

Василиса Премудрая и Иван-царевич

2.1



4.1, 4.4, 6.1, 7.1, 6.4



6

"Царевна-лягушка". Поэтика волшебной сказки

2.1



4.1, 4.4, 6.1, 7.1, 6.4



7

"Иван крестьянский сын и Чудо-юдо" как волшебная сказка героического содержания.

2.1

2.9

4.1, 4.4, 6.1, 7.1, 6.4,6.5



8

"Иван крестьянский сын и Чудо-юдо": система образов сказки

2.1



1.3, 3.4, 3.2,3.3, 4.5



9

Сказки о животных . " Журавль и цапля"

2.1



6.6,6.2, 7.1, 8.1, 4.5



10

Бытовые сказки. "Солдатская шинель"

2.1



6.6,6.2, 7.1, 8.1, 4.5



11

Итоговый урок по теме «Русские народные сказки»



1.4

9.1, 9.2, 1.5, 2.5, 5.5



12

Древнерусская литература. "Повесть временных лет" как литературный памятник.

3.2



1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



13

Из "Повести временных лет": "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"

3.2



1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



14

М.В.Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин.





1.1, 1.2, 2.2, 3.1, 6.1, 9.2



15

М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру...».





5.6, 5.7, 4.8, 4.5



16

Жанр басни в мировой литературе









17

И. А. Крылов. О баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях

5.1



1.1, 1.2, 2.2, 3.1, 6.1, 9.2



18

И. А. Крылов. "Волк на псарне"

5.1



1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



19

Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях





5.6, 5.7, 4.8, 4.5



20

В. А. Жуковский. "Спящая царевна" как литературная сказка





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



21

В. А. Жуковский. Баллада "Кубок". Благородство и жестокость ее героев.





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



22

А. С. Пушкин "Няне"

5.5



6.3, 4.1, 4.3, 7.2, 8.2



23

А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила"





4.1, 1.3, 1.5, 3.2, 3.3



24

А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": события и герои







25

А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": сравнительная характеристика героев



2.6,2.9

1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



26

А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": истоки сюжета, поэтика сказки





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



27

Подготовка альбома-викторины «События и герои сказок Пушкина

в книжной графике»





8.1, 8.2, 8.8, 5.7



28

Контрольная работа

по творчеству

И.А. Крылова, В.А.Жуковского,

А.С Пушкина



1.4

9.1.5.7, 5.5, 7.5



29

А.С.Пушкин. Сказки









30

А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.



1.4

1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



31

А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение



2.5

1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



32

М. Ю. Лермонтов.

«Бородино» (1837) - отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения.

5.10

1.3

1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



33

М. Ю. Лермонтов.«Бородино» : проблематика и поэтика

5.10



4.1, 4.2,4.3,4.5,3.5



34

М. Ю. Лермонтов."Ашик- Кериб" как литературная сказка





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



35

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место»





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



36

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: Реальность и фантастика в повести



1.4

4.1, 3.1, 2.1, 4.6, 3.6



37

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: "Майская ночь, или утопленница", "Ночь пред Рождеством", "Страшная месть"





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



38

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селениях…»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)





4.1, 3.1, 2.1, 4.6, 3.6



39

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей





4.1, 3.1, 2.1, 4.6, 3.6



40

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Язык стихотворения



2.5

4.1, 3.1, 2.1, 4.6, 3.6



41

И.С.Тургенев «Муму» как повесть о крепостном праве





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



42

И.С.Тургенев «Муму» как протест против рабства





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



43

И.С.Тургенев «Муму»: система образов





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



44

И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа





4.1, 3.1, 2.1, 4.6, 3.6



45

А.А.Фет. "Чудная картина…", "Весенний дождь", Задрожали листы, облетая…"





5.5, 5.6, 3.6,5.3,6.6



46

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»:

русский офицер в плену

у горцев





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



47

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»:

Жилин и Костылин.



2.6

1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



48

Жилин и Костылин.: два характера- две судьбы





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



49

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева



2.10,3.1

7.4, 9.1,7.4,7.5



50

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева



2.10,3.1

9.1.5.7, 5.5, 7.5



51

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ





9.1.5.7, 5.5, 7.5



52

А. П. Чехов. «Хирургия





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



53

А. П. Чехов. Ранние юмористические рассказы



2.9

1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



54

Поэты XIX века о Родине, родной природе

6.3,6.4



5.5, 5.6, 3.6,5.3,6.6



55

Поэты XIX века о Родине, родной природе

6.3,6.4



5.5, 5.6, 3.6,5.3,6.6



56

Стихи о родине и родной природе в иллюстрациях





5.5, 5.6, 3.6,5.3,6.6



57

И.А.Бунин. "Косцы"

7.1



4.1, 3.1,2.1, 6.5,5.7



58

И.А.Бунин. "Подснежник"





4.1, 3.1,2.1, 6.5,5.7



59

В. Г. Короленко. "В дурном обществе": судья и его дети





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



60

В. Г. Короленко. "В дурном обществе": семья Тыбурция





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



61

В. Г. Короленко. "В дурном обществе": "дурное общество" и "дурные дела"





1.1, 1.3, 2.6, 5.7, 8.7



62

Мои ровесники в повести В. Г. Короленко "В дурном обществе"





9.1.5.7, 5.5, 7.5



63

« Родина, неяркая моя» в стихотворениях С.Есенина, И. Бунина, С.А. Клычкова,

Н. Рубцова.

7.4

2.1

5.5, 5.6, 3.6,5.3,6.6



64

« Родина, неяркая моя» в стихотворениях С.Есенина, И. Бунина, С.А. Клычкова,

Н. Рубцова.



2.1

5.5, 5.6, 3.6,5.3,6.6



65

П.П. Бажов. "Медной горы Хозяйка": образы Степана и Хозяйки Медной горы"





4.1,4.6,4.5,5.4,5.3



66

П.П. Бажов. "Медной горы Хозяйка": сказ как жанр литературы



1.4

4.1,4.6,4.5,5.4,5.3



67

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб» : герои и их поступки





4.1,4.6,4.5,5.4,5.3



68

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб» : язык сказки





4.1,4.6,4.5,5.4,5.3



69

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы"





4.1,4.6,4.5,5.4,5.3



70

С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы.



1.4

4.6,7.6,7.5,7.3,7.1



71

С. Я. Маршак. " Двенадцать месяцев": проблемы и герои



2.5

4.6,7.6,7.5,7.3,7.1



72

С. Я. Маршак. " Двенадцать месяцев": пьеса-сказка и её народная основа



1.4

4.6,7.6,7.5,7.3,7.1



73

С. Я. Маршак. " Двенадцать месяцев"









74

А. П. Платонов. Рассказ "Никита": человек и природа





4.1,4.6,4.5,5.4,5.3



75

А. П. Платонов. Рассказ "Никита". Быль и фантастика.





4.1,4.6,4.5,5.4,5.3



76

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации

7.9



4.6,7.6,7.5,7.3,7.1



77

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций





3.5, 2.4,4.6,3.1,3.2



78

Контрольная работа по творчеству С. А. Есенина, П.П. Бажова, К.Г. Паустовского, В.П.Астафьева



3.1

9.1.5.7, 5.5, 7.5



79

«Ради жизни па земле» Поэты

о Великой Отечественной войне





5.5, 5.6, 3.6,5.3,6.6



80

«Ради жизни па земле» Поэты

о Великой Отечественной войне









81

Саша Чёрный. "Кавказский пленник"





3.5, 2.4,4.6,3.1,3.2



82

Саша Чёрный. "Игорь-Робинзон"





3.5, 2.4,4.6,3.1,3.2



83

Ю. Ч. Ким. Песня "Рыба-кит" как юмористическое произведение





3.5, 2.4,4.6,3.1,3.2



84

Р.Л. Стивенсон« Вересковый мед»: верность традициям предков.





4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



85

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя





4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



86

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя



2.9

4.2,3.1,3.2,6.6, 6.5



87

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа



2.8

4.2,3.1,3.2,6.6, 6.5



88

X.-К. Андерсен. " Снежная королева": реальность и фантастика





4.2,3.1,3.2,6.6, 6.5



89

Х.-К. Андерсен." Снежная королева": характерстика героев





4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



90

Х.-К. Андерсен." Снежная королева": "что есть красота?"





4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



91

Х.-К. Андерсен. Сказки.





4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



92

Контрольная работа по творчеству Х.-К. Андерсена.



3.1

9.1.5.7, 5.5, 7.5



93

Контрольная работа по творчеству Х.-К. Андерсена.



3.1



94

М. Твен. "Приключения Тома Сойера": неповторимый мир детства





4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



95

М. Твен. "Приключения Тома Сойера": дружба героев



2.9

4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



96

"Приключения Тома Сойера"-любимая книга многих поколений читателей



2.12

4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



97

Джек Лондон. "Сказание о Кише": что значит быть взрослым?





4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



98

Джек Лондон. "Сказание о Кише": мастерство писателя





4.2,5.2,3.4, 3.3,5.7



99

Итоговая контрольная работа



3.1

9.1.5.7, 5.5, 7.5



100

Путешествие по стране Литературии 5 класса



3.2

8.1,8.2,2.3,9.2



101

Путешествие по стране Литературии 5 класса









102

Резервный урок

































1</см. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 16



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал