- Учителю
- Методическое пособие для учителей-словесников. 11 класс 28 уроков.
Методическое пособие для учителей-словесников. 11 класс 28 уроков.
Урок №1,2.
Раздел программы «Литература начала XX века».
Тема: Общественные условия развития литературы в начале XX века. Развитие искусства в России начало XX века. Главные литературные направления.
Цели: 1) познакомить учащихся с учебниками, по которым будет проходить изучение литературы в XI классе.
2) расширить знания учащихся о развитии науки, культуры и искусства рубежа веков.
Метод проведения урока: обзорная лекция.
Оборудование:
Ход урока.
-
Знакомство с учебниками «Русская литература XX века» под редакцией В.П. Журавлёва, в котором писатели, критики, преподаватели университетов делятся своими раздумьями о путях развития литературы XX века, «Русская литература XX века» под редакцией В.В. Агеносова, практикум «Русская литература XX века» под редакцией Ю.И. Лыссого.
-
Основные положения обзорной лекции.
План лекции.
1.Социально-политические особенности эпохи.
2.Наука и культура рубежа веков.
3.Литературные направления.
Социально-политические особенности эпохи.
Ушедший в историю 20 век для России был ознаменован двумя мировыми войнами, тремя революциями, гражданской войной, принёсшими и победы, и неисчислимые страдания.
Если Россия жива, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в народе. Духовная культура воплощена в фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.
Духовный облик россиян, человеческое достоинство сохраняются благодаря не военной, а нравственной силе России.
Литература 20 века - это и советская литература, и литература русского зарубежья, и те произведения, которые находились в подполье и известны были узкому кругу знатоков, так называемая литература андеграунда.
В течение примерно четверти века- с начала 1890 годов до октября 1917 года - изменились буквально все стороны жизни России. В этот период страна по темпам и глубине перемен, а также по внутренним конфликтам опережала любую другую державу мира.
В связи с этим переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался сменой эстетических ориентиров, обновлением литературных приёмов.
В это время особенно бурно развивалась русская поэзия. Поэзия этой поры получила название «поэтического ренессанса» или «серебряного века». Такое название возникло по аналогии с понятием «золотой век» (пушкинский период русской литературы).
Новым по сравнению с 19 веком на рубеже двух эпох стало мироощущение. Ключевым словом нового времени явилось слово кризисность. Оно использовалось скорее в значении «возрожденье», «перелом», «перепутье». В этот период образуются различные литературные объединения и кружки. Именно из их деятельности развивались, выходили новые литературные направления рубежа веков. Количественно писательская среда по сравнению с 19 веком значительно возросла, а качественно усложнилась. Почему? Писатели 19 века обладали высокой степенью единства взглядов, т.е. единством мировоззрения. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой служили примером для всех остальных деятелей литературы 19 века.
Такого единства во взглядах не было у писателей рубежа веков. Неудачная реформа1861 года не решила судьбу крестьян. Это обусловило появления в России марксизма, делающего ставку на развитие промышленности и нового революционного класса - пролетариата.
Мысль о человеке, способном переделывать эпоху, получает своё развитие не только в марксизме, но и в литературе. В творчестве А.М.Горького и его последователей на первый план выдвигается Человек с большой буквы, хозяин земли, революционер.
Любимыми героями А.М.Горького были былинный герой купец Васька Буслаев и библейский персонаж Иов, которые бросили вызов самому Богу.
Герои произведений Горького («Фома Гордеев», «Мать») отвергают христианские идеи Достоевского и Толстого. По Горькому, не христианские, а революционные идеалы должны обогатить внутренний мир человека. Например, Пелагея Ниловна («Мать»), став участницей революционного движения, возрождается. Она любит не только своего сына Павла, но испытывает чувство любви ко всему угнетённому человечеству.
Но была и другая группа деятелей культуры, которая после поражения революции 1905 года убедилась в бесчеловечности революционных идей. Ядро такой группы философов, публицистов составляют Н. Бердяев, С. Булгаков. Они предупреждали о гибельности революционного пути для России. Большей частью общества это предупреждение не было услышано.
После октябрьской революции 1917 года Россия превратилась в принципиально иное государственное образование.
Наука и культура рубежа веков.
В начале 20 века происходит несколько естественнонаучных открытий: в области физики и математики изобретены беспроволочная связь, открыт рентгеновский луч, определена масса электрона.
Новые открытия как бы вступили в противоречия с представлением о структурной завершённости мира.
Быстро менялись на рубеже веков и условия бытования искусства. Рост городского населения в России, обновление технических средств привели к росту зрительской и читательской аудитории.
В 1885 году в Москве открылся частный оперный театр С.И. Мамонтова; затем стал быстро развиваться новый вид искусства-кино.
Открываются новые театры, чаще проводятся художественные выставки.
Параллельно высокому искусству начинает развиваться так называемая массовая культура. Специфической приметой культуры рубежа веков является активное взаимодействие разных искусств (театрального, поэтического, музыки, живописи).
Значительные изменения произошли в сфере образования. По инициативе прогрессивных учёных с 1906г. в стране начинают открываться «народные университеты». Самым известным из них становится университет А.Л. Шанявского в Москве, в котором могли получить бесплатное образование все желающие, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности и знания.
Растёт число культурно-просветительских обществ в Москве, Петербурге, губернских городах. Ноябрьский указ 1905г., отменивший предварительную цензуру, стимулировал развитие периодической печати и издательской деятельности.
В литературе и искусстве рубеж веков считается переходным: в прошлое уходили прежние формы труда и быта, менялись философские и научные системы пересматривались нравственные ориентиры, возникла потребность дать принципиально новое художественное осмысление действительности.
Этим объясняется многообразие концепций, направлений и стилей в живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, литературе.
В живописи ведутся поиски принципиально новых идей и способов их воплощения, вследствие чего возникает ряд новых направлений и объединений. В конце 90-х годов было создано творческое объединение «Мир искусства », к которому примкнули известные русские художники А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан, Н.К. Рерих.
Пропагандируя высокую культуру, «мироискустники» выпускали свой литературно-художественный журнал и организовывали выставки. Модернистские направления в живописи ярче всего отразились в деятельности членов объединений «Голубая роза», отстаивающих идеи символизма и утонченного психологизма, и «Бубновый валет», тяготеющих к импрессионизму, декоративности, гротескности.
Богатство сюжетной тематики и широчайший образный диапазон отражают полотна М.В. Нестерова, м.Л. Врубеля, К.С. Петрова-Водкина и мастеров представляющих новое поколение художников - передвижников (братья А.М. и В.М.Васнецовы, И.И. Бродский, Н.А.Касаткин, И.Ф.Юон) и др.
В 1903г. был создан Союз русских художников, в состав которого вошли представители разных творческих объединений.
Появляются новые «громкие» имена в области зодчества и ваяния (С.Т. Коненков, П.П. Трубецкой, А.С. Голубкин) русская скульптура начинает испытывать заметное влияние импрессионизма.
Мироощущение переходного времени запечатлели в своей музыке И.Ф. Стравинский, А.Н. Рахманинов, А.К.Глазунов. Музыкально - теоретические труды по проблемам полифонии С.И. Танеева во многом определили направления современной музыки. В 1896г. был организован Великорусский балалаечный оркестр, в 1906 основана народная консерватория.
Литературные направления.
На рубеже веков русская литература стала многослойной. Это объясняется борьбой литературных группировок и школ, а самое главное - различными представлениями о задачах искусства и соответственно разных взглядов на место человека в мире.
Самым влиятельным литературным направлением на рубеже веков продолжал оставаться реализм. Еще жили и творили Л.Н. Толстой, А.А. Чехов.
Среди новых реалистов наиболее ярким талантом обладали писатели, объединившиеся в 1890 году в московский кружок «Среда», а в начале 1900 годов - издательство «Знание». ( Одним из владельцев издательства «Знание» и его руководителем был А.М. Горький).
В издательство «Знание» входили Л. Андреев, И.Бунин, А.Куприн, И. Шмелев и другие. Влияние этой группы писателей было велико и объяснялось тем, что они унаследовали традиции русской литературы.
Каковы же темы и герои реалистической литературы рубежа веков?
Быстрые перемены в России побуждали варьировать тематику, которая стала масштабной. Масштабность ощущалась даже в заголовках: например , 12 сборник «Знание» напоминает разделы большого социологического исследования: «В городе», «В семье», «В деревне», «В тюрьме».
В произведениях новых писателей можно было найти и узнаваемые темы: «маленького человека», например.
Необычайно широким по тематике и человеческим характерам было творчество А.И. Куприна. Солдаты, рыбаки, шпионы, актеры - такая людская масса заполняла страницы его произведений.
Существенно обновились в начале XX века жанры стилистика реалистической прозы. Центральное место заняли рассказ и очерк. Они как наиболее мобильные отвечали духу времени. Роман практически исчез из жанрового репертуара. В стилистике также происходят изменения. Писатели - реалисты часто комментируют происходящее, вторгаются в сюжет с пространными публицистическими отступлениями.
К модернизму в литературоведении принято относить три литературных течения: символизм, акмеизм и футуризм. Именно они составляют основу модернизма как литературного течения.
Символизм - самое крупное из модернистских течений, возникших в России. Начало символизму положено Д.С. Мережковским. В 1892 году он выступил с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Доклад Д.С. Мережковского стал теоретической основой русских символистов.
Д.С. Мережковский называет три элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Стремление выйти за рамки земной оболочки, постичь тайные глубины космоса - это и составляет мистическое содержание нового искусства, по Мережковскому. Символисты считали, что символы помогают проникнуть в суть явлений. Символ расширяет смысл каждого слова, текста. Например, в стихотворении А. Блока «Ветер принёс из - далека….»
Ветер принёс издалека
Песни весенней намёк.
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок….
Слова «ветер», «песня» имеют ещё какой-то смысл, кроме хорошо нам известного.
Но Что значат эти слова, символами Чего они являются, из текста стихотворения не вытекает. Мы можем приблизиться к пониманию этих символов, лишь прочитав весь сборник А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
Символ расширяет значение любого слова и в свою очередь ведёт к расширению художественной впечатлительности. Читатель воспринимает художественный текст во всей его многозначности, становится при этом своеобразным соавтором.
Символизм не был однородным течением. В его недрах оформилось несколько самостоятельных группировок.
Отмечают две основные группы поэтов.
Первая группа - «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З, Гиппиус, Ф. Соллогуб и другие. Вторая группа - «Младосимволдисты»: А. Блок, А. Белый, В. Цванов и другие.
Эти группы разделяли не столько возраст, сколько разница мировоззрения.
С точки зрения географических полюсов, символисты делились на петербургских (Д. Мережковский, З. Гиппиус) и московских (В. Брюсов).
Акмеизм возник в 1910 году и был генетически связан с символизмом. Как литературное течение акмеизм возник на основе модернистского журнала «Апполон» и литературного объединения «Цех поэтов». На одном из заседаний «Цеха поэтов» его участники решили объявить о возникновении нового поэтического течения и назвали его акмеизм.
Акмеизм-слово греческого происхождения, высшая степень чего-либо, расцвет, верхушка, остриё. Именовать себя акмеистами стали Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, В, Нарбут и другие. Первой ласточкой теории акмеизма принято считать статью М. Кузмина «О прекрасной ясности». Статья декларировала стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность, стройность композиции. Главной своей задачей акмеисты считали заново открыть ценность человеческой жизни, перестать заигрывать с непознаваемым, показывать простой предметный мир, который значителен сам по себе. Проповедь «земного» была одной из граней программы акмеистов, вот почему течение имело и другое название - адамизм. Это можно проиллюстрировать стихотворением С. Городецкого «Адам».
Акмеизм просуществовал недолго.
1910 год считается временем рождения русского футуризма. Футуризм-слово латинского происхождения -futurum-будущее. Первый футуристический сборник «Садок Судей», авторами которого являются Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, вышел в сет в 1910 году. В среде футуристов наиболее известными вскоре стали В. Маяковский, А. Кручёных, составившие группу кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» (древнегреческое название территории Таврической губернии. Кроме кубофутуристов новое течение было предоставлено тремя другими группировками: эгофутуристы (И. Северянин, В. Гнедов); «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Г. Ивнев); объединение «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Ассев).
Футуризм был связан с другими авангардными группировками художников 1910-ых годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи».
Футуристы претендовали на вселенскую миссию. В качестве художественной программы они выдвигали мечту о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Это была утопия. Но сами футуристы ни в коей мере не считали свои мечты утопическими. Необходимым условием своего существования футуристы хотели видеть атмосферу литературного скандала, освистывания, осмеяния. Всё для того же эпатажа они использовали хлёсткие названия. Например, название одной из картин-«Чукурюк», или сборника произведений - «Дохлая луна», литературного манифеста - «Идите к чёрту!» Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец - ударами гонга; В. Маяковский выходил на сцену в жёлтой кофте; А. Кручёных носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п. Футуристы обновили значение многих слов. Они ввели в поэзию вульгаризмы, технические термины, «неуместные» слова. Обычная примета стихотворений, например, Д. Бурлюка - снижение образа:
Мне нравится беременный мужчина
Как он хорош у памятника Пушкина
Одетый в серую тужурку
Ковыряя пальцем штукатурку…
Позднее многие приёмы словотворчества футуристов будут подхвачены поэтами ОБЭРИУ (Д. Хармс, А. Введенский, И. Бахтеров). Однако в итоге футуристы послужили и созидательным целям. Их главная заслуга в том, что они понятие поэзии приравняли к понятию труд.
Домашнее задание.
-
Выучить лекцию, записанную на уроке.
-
По характерным признакам определить идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе 18-19 веков:
-
Неудовлетворенность настоящим, патетика, идеи независимости и свободы личности, национальной самобытности, неприятие самодержавия, критическое отношение к дворянству, изображение борьбы «двух миров». (Критический реализм).
-
Гражданско-просветительский пафос, утверждение разума, выступление против схоластики, критическое отношение к монархизму, крепостничеству. (Классицизм.)
-
Изображение единичной, частной, обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, «религий сердца», стремление к естественности, идеализация, средневековья. (Сентиментализм).
-
Идеи общественного прогресса, равенства, труд на блага общества, преодоление невежества с помощью разума (Просветительский реализм).
-
Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Герой- человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой. (Романтизм).
-