7


  • Учителю
  • Рабочая программа по русской литературе для 11 класса

Рабочая программа по русской литературе для 11 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Какре-Елга

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель школьного методического Заместитель директора по УВР МБОУ Директор школы МБОУ

объединения учителей гуманитарного «СОШ села Какре-Елга» Азнакаевского «СОШ села Какре-Елга» Азнакаевского

цикла муниципального района муниципального района

Республики Татарстан Республики Татарстан



________________Р.М.Салихова _________________А.Х. Хайрулин __________________ И.Э. Имамутдинов

Протокол №__ «___»_____________2015 г. Приказ №____

от «___»_____________2015 г. . «___»_____________2015 г.









Рабочая программа

по литературе в 11 классе

учителя первой квалификационной категории

Салиховой Раушании Музагитовны









Принято на педагогическом

совете протокол №_____

от «____»_____________2015г









2015-2016 учебный год





Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа составлена на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, на основе Федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, примерной программы для образовательных учреждений РФ с родным (нерусским) языком обучения по русской литературе для 10-11 классов и программы средней школы: Русская литература 5-11 классы татарских школ.- Казань: Магариф, 2009.- 142 стр. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов и др.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Календарно - тематическое планирование составлено на 136 часов (4 часа в неделю), что совпадает с программой, федеральным базисным планом, учебным планом школы и расписанием.

Документ включает в себя несколько разделов:

  • пояснительная записка;

  • учебно-тематическое планирование;

  • содержание программы;

  • календарно-тематическое планирование;

  • требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;

  • нормы оценок;

  • литература и средства обучения, электронные образовательные ресурсы;

Общая характеристика учебного предмета

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного)общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления; эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико - литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко - литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • обогащение духовно - нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально - обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно - выразительными средствами.



Раздел II. Учебно - тематическое планирование

по литературе



Класс: 11

Учитель: Салихова Раушания Музагитовна



Количество часов: всего: 136 часов; в неделю: 4 часа

Внеклассное чтение - 5 часов

Развитие речи - 10 часов





Планирование составлено на основе: Русская литература 5-11 классы татарских школ.- Казань: Магариф, 2009.- 142 стр. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов и др.



Учебник: Русская литература: Учебник-хрестоматия для 11 класса татарских средних общеобразовательных школ: В двух частях. Под ред. М.Г.Ахметзянова..-Казань: Магариф, 2006

(№138 по «Перечню учебной литературы по предметам региональной компетенции, используемой в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013 - 2014 учебный год», утвержденный приказом МО и Н РТ).



Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение - 1 час

Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе эстетических ценностей современного человека.

Русская литература начала XX века.- 1 час

Дальнейшее развитие традиций русской литературы XIX века. Новаторство литературы начала 20 века. Острота постановки важнейших вопросов о роли литературы и искусства..

Проза начала XX века - 24 часа

Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. Проза. «Господин из Сан-Франциско. Предчувствие катастрофических потрясений в канун Первой мировой войны. Социальные контрасты и бездуховность накопительства. Рассказы Бунина о любви. Цикл «Тёмные аллеи».

Для обсуждения. «Ворон». Тема первой любви. Изображение быта и нравов семьи губернского чиновника. Образ Елены Николаевны. Трагическая судьба двух влюбленных.

Для самостоятельного чтения. «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Митина любовь» (по выбору).

Александр Иванович Куприн. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя.

Для обсуждения. «Гранатовый браслет» ( в сокращении). Смысл споров о сильной и бескорыстной любви, трагическая любовь Желткова; тема социального неравенства в повести. Воплощение нравственных идеалов в повести «Олеся». Своеобразие характера главной героини повести.

Для самостоятельного чтения. А.И. Куприн. «Листригоны», «Гамбринус», «Поединок».

Сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина

Леонид Андреев- «художник редкого таланта». Проза Л. Андреева.

Максим Горький. Краткий очерк жизни и творчества. Личность писателя.

«На дне» (в сокращении) как социально - философская драма. Трагизм судеб людей «дна». Спор о назначении человека. Композиция пьесы. Авторская позиция в драме. Новаторство Горького- драматурга.

Для самостоятельного чтения. М. Горький. Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Легенда о Ларре. Воспевание подвига во имя счастья людей.

Внеклассное чтение. М.Горький. Рассказы М.Горького о «босяках».

Сочинение по творчеству М.Горького

«Серебряный век» русской поэзии - 19 часов

Общая характеристика поэзии «серебряного века»; проблема традиций и новаторства в литературе разных направлений и формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Истоки русского символизма

Валерий Яковлевич Брюсов. Очерк жизни и творчества. «Грядущие гунны», «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик».

В.Я.Брюсов - основоположник символизма в русской поэзии. Историко - культурная и общественно - гражданская проблематика произведений. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Николай Степанович Гумилев. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Жираф», «Заблудившийся трамвай» (отрывок), «Старый Конквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Озеро Чад».

Романтический герой лирики Гумилева, яркость, праздность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения «Завет бытия», «Безглагольность», «Звездные знаки». Шумный успех ранних книг поэта. Поэзия как зрительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.

Истоки акмеизма.

Александр Александрович Блок. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна, без конца и краю…», «Ночь, улица, фонарь, аптека..», «Россия», «Когда вы стоите на моем пути…», поэма «Двенадцать».

Трагическое восприятие «страшного» мира. Глубокое, проникновенное чувство Родины. Изящество и тонкость выражения любовных переживаний.

«Двенадцать»- поэма о революции. Роль композиции, поэтической символики, лексики, ритмики, интонации в раскрытии идейного содержания поэмы.

Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе: образ- символ.

Для самостоятельного чтения: А.А.Блок. «Соловьиный сад».

Анна Андреевна Ахматова. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Смятение», «Песня последней встречи», «Небывалая осень построила купол высокий…». Тема родины и гражданского мужества. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Родная земля». Тема поэта и поэзии.

Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме «Реквием». Традиции народной поэзии и русской классики в творчестве Ахматовой.

Марина Ивановна Цветаева. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. Основные мотивы лирики: сила и нежность любви, достоинство и честь, преданность друзьям, любовь к Родине. Своеобразие поэтического стиля: «высокая простота», лиризм. «Молитва», «В светлом платьице, давно знакомом…» и др.

Письменная работа по поэзии «серебряного века».

Русская литература 20-х годов.- 32 часа

Сергей Александрович Есенин. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика. «Гой ты, Русь моя родная!...», «Выткался на озере алый свет зари..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Заметался пожар голубой…», «Видели ли вы» (отрывок из «Сорокоуста»), «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ, ты моя Шаганэ…», «Спит ковыль, равнинная дорога…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…».

Чувство любви к Родине и природе родного края. Искренность, любовь и сострадание «ко всему живому». Народно- песенная основа лирики поэта.

Внеклассное чтение. Поэма «Анна Снегина». Проблематика, композиция, сюжет поэмы..

Владимир Владимирович Маяковский. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика. «»Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное, « Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии, «Письмо товарищу Кострову из Парижа от сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Мотивы трагического одиночества в дореволюционной лирике. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя народа. Красота и сила любовного чувства. Традиции и новаторство поэзии Маяковского. Неоднозначность отношения к наследию поэта в современном мире. Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества.

Письменная работа по творчеству поэтов 20-х годов.

Александр Александрович Фадеев. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба писателя. «Разгром» (главы). Общий обзор романа, чтение и обсуждение отдельных глав. нравственные проблемы в романе. Тема интеллигенции и революции в романе.

Андрей Андреевич Платонов. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. «Усомнившийся Макар». Размышления героя о смысле жизни. Поиск истины в столкновениях с другими героями рассказа. Макар о советской власти. Жанр произведения: рассказ- сказка, рассказ- притча.

Для самостоятельного чтения. А.Платонов. «Впрок».

Евгений Иванович Замятин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Рассказ «Пещера». Сатирически- гротескное изображение Петербурга. В годы «военного коммунизма». Бедствия и страдания интеллигенции, «пещерный» быт людей. Образы Мартина Мартиныча и Маши, «мамонтоподобного» Селихова. Неповторимое своеобразие языка писателя.

Для самостоятельного чтения. Е.И.Замятин «Мы».

Михаил Афанасьевич Булгаков. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Роман «Белая гвардия» (в сокращении). События гражданской войны в романе. Семья Турбиных: Алексей, Николай и Елена. Изображение белогвардейского движения. Библейские мотивы в романе.

Для самостоятельного чтения. М,А.Булгаков. «Дни Турбиных».

Михаил Михайлович Зощенко. Трагическая судьба писателя. «Аристократка». Жанр юмористической новеллы. Обличение пошлости, грубости, хамства.

Для самостоятельного чтения. Илья Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев».

Михаил Александрович Шолохов. Биография писателя. Роман - эпопея «Тихий Дон» (главы). «Тихий Дон» - роман- эпопея о всенародной трагедии. Революция и гражданская война в изображении писателя. Семья Мелеховых. Трагедия Григория Мелехова. Женские образы. Проблема гуманизма в романе.

Для самостоятельного чтения. М.А.Шолохов. «Донские рассказы».

Сочинение по творчеству М.А.Шолохова

Лирика периода Великой Отечественной войны.- 3 часа

Героико- трагедийные мотивы в литературе военных лет; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.

Лирика.К.Симонов. «Далекому другу». М.В.Исаковский. «Враги сожгли родную хату. Я.В.Смеляков. «Милые красавицы России». О.Ф.Берггольц. «Второе письмо на Каму».

М.Дудин. «Соловьи» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.

Муса Джалиль. Слово о поэте. Стихотворения, написанные в плену.

Русская литература второй половины XX века.- 13 часов

Великая Отечественная война в прозе 50-80-х годов.

Константин Дмитриевич Воробьев. Слово о писателе. Автобиографическая основа повести «Убиты под Москвой». Жизненная достоверность в изображении военных событий. Герои повести Алексей Ястребов и капитан Рюмин.

Вячеслав Леонидович Кондратьев. Слово о писателе. «Сашка» (отрывок). «Сашка» - повесть о войне рядового пехотинца. Жизненная основа повести. Герой повести Сашка и немецкий солдат; комбат. Авторская позиция в повести.

Александр Трифонович Твардовский. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. Лирика. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «Слово о словах». Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки победы и потерь. Поэмы «За далью- даль»(главы), «По праву памяти» (в сокращении). Философское и трагическое осмысление событий прошлого. Поэма «По праву памяти» как поэма- исповедь, поэма - завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

Мустай Карим .Слово о писателе. Поэма «Бессмертие», близость образа главного героя поэмы Василию Теркину из одноименной поэмы Твардовского.

Сочинение на тему: «Судьба народа в трагические периоды истории»

Борис Леонидович Пастернак. Судьба поэта. Лирика. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Метель», «Баллада», «Годами когда- нибудь в зале концертной…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Тема назначения поэта и поэзии в лирике пастернака. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия.



Тема деревни в русской литературе 60-80-х годов.- 10 часов

Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. Роман « Две зимы и три лета» (главы). Судьба северной русской деревни в годы войны и послевоенные годы. Семья Праслиных, Михаил и Лиза как представители молодого поколения, возмужавшего в годы войны.

Виктор Петрович Астафьев. Биография писателя. Повесть «Царь- рыба» (фрагмент). философский смысл изображения природы. Нравственный облик людей, связанных с ней. Разоблачение браконьеров. Психологизм в обрисовке персонажей. Жанровое своеобразие повести.

Валентин Григорьевич Распутин. Биография писателя. Повесть «Прощание с Матерой» (в сокращении). Проблема гражданской ответственности. Изображение расчеловечивания человека, преступившего законы народной нравственности. Особая роль женского образа как хранительницы народного морально - этического начала. Приемы внутреннего монолога и авторского повествования о внутреннем состоянии героя.

Василий Макарович Шукшин. Биография писателя. «Ванька Тепляшин». Своеобразие прозы Шукшина. Жизненная достоверность персонажей. Ванька Тепляшин, его основной жизненный принцип. Образ матери. Конфликт героя с бездушным вахтером. Авторская позиция в оценке героев.

Письменная работа по творчеству писателей 50-80-х годов

Лирика 60-80-х годов.-4 часа

Николай Михайлович Рубцов. Биография поэта. Лирика. «Журавли», «Душа хранит», «Посвящение другу», «Во время грозы».

Евгений Александрович Евтушенко. Биография поэта. Лирика. «Свадьбы», «Со мною вот что происходит», «Идут белые снеги…».

Андрей Андреевич Вознесенский. Биография поэта. Лирика. «Гойя», «Тишины!», «Сага».

Белла Ахатовна Ахмадуллина. Биография поэта. Лирика. «Влечет меня старинный слог…», «По улице моей который год…», «Свеча», «Четверть века, Марина, тому…», «Это я…», «Я думаю, как я была глупа…».

Авторская песня- 2 часа

Булат Шалвович Окуджава. Биография поэта. «Полночный троллейбус», «Тьмою здесь все занавешено…», «Дорожная песня».

Владимир Семенович Высоцкий. Биография поэта. «Песня о звездах», «Здесь лапы у елей дрожат на весу…», «Конец охоты на волков», «Охота с вертолетов».

Драматургия 70-80-х годов.- 3 часа

Александр Валентинович Вампилов. Биография драматурга. Драма «Утиная охота» (в сокращении). Общий обзор с чтением и разбором отдельных сцен. Тема провинциального быта в драме, осуждения пошлости, обывательского сознания. Противоречивость характера Зилова. Контраст как основной прием построения героя. Споры вокруг драмы и образа Зилова. Авторская позиция в оценке героя драмы.

Лагерная тема в русской литературе 60-80-х годов- 8 часов

Александр Исаевич Солженицын. Краткий очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. «Один день Ивана Денисовича» (в сокращении). История создания рассказа. биографические мотивы в рассказе. Жизненная достоверность в изображении лагеря и персонажей рассказа. Образы Ивана Денисовича и других героев рассказа. Стиль и язык произведения. Авторская позиция в рассказе.

Внеклассное чтение. А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ». Трагедия простых людей в тяжелой атмосфере тоталитарного режима. (обзорно)

Варлам Тихонович Шаламов. Краткий очерк жизни творчества. Судьба писателя. «Колымские рассказы»: «Ожерелье княгини Гагариной», «Сентенция». Автобиографическая основа рассказа. жизненная достоверность в изображении сталинских лагерей и мучеников, «не ставших героями».

Сочинение на тему: «Добро и зло в душе человека».

«Городская» проза в русской литературе в прозе 70-80-х годов.-2 часа

Юрий Валентинович Трифонов. Биография писателя. Повесть «Обмен» (отрывок). Ситуация обмена и ее бытовое и социально- психологическое значение в повести. Семья Дмитриевых. столкновение духовных и материальных ценностей.

Русская литература 90-х годов.- 1 час

Иосиф Александрович Бродский. Биография поэта. Лирика. «Пророчество», «И при слове «грядущее» из русского языка…», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».

Зарубежная литература.- 8 часов

Эрих Мария Ремарк. Биография писателя. Роль двух мировых войн в судьбе Ремарка.; фашизм, творчество в условиях эмиграции. «На Западном фронте без перемен» (общий обзор с чтением и разбором отдельных глав). Тема «потерянного поколения». Растерянность героя перед лицом жестокой судьбы. Формирование «ремарковского героя».

Эрнест Миллер Хемингуэй. Биография писателя. Роль писателя в литературе ХХ века. Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ Сантьяго. Единение человека и природы. Сила духа героя повести.

Антуан де Сент- Экзюпери. Биография писателя. «Маленький принц» (общий обзор с чтением и разбором отдельных глав). Профессия летчика и профессия писателя. Время создания «Маленького принца». Жанр философской сказки. Традиционные сказочные элементы в «Маленьком принце». философская проблематика сказки (любовь, зло, добро, одиночество, смысл земного существования, душа и др.). Смысл путешествия Маленького принца по планете. Трактовка образа Маленького принца.

Контрольное сочинение.

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. - 3 часа

Повторение изученного за год - 3 часа



Произведения для обязательного заучивания наизусть.

А.А.Блок. «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка».

М.И.Цветаева. «Стихи о Москве».

А.А.Ахматова. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля».

С.А.Есенин. «Письмо матери», «Русь советская».

В.В.Маяковский. «Юбилейное» (отрывок).

М.В.Исаковский. «Враги сожгли родную хату…».

А.Т.Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…».

Б.Л.Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!...».

Н.А.Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц».

Н.М.Рубцов. «Журавли».

Б.А.Ахмадуллина. «Влечет меня старинный слог…».

Б.Ш.Окуджава. «Полночный троллейбус».

В.С.Высоцкий. «Здесь лапу у елей дрожат на весу…».









Раздел VI. Календарно-тематическое планирование уроков



Тема

урока

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе эстетических ценностей современного человека

1

Лекция. Практикум.

Знать об основных направлениях, темах и проблемах русской литературы 20 века.





02/09



Русская литература начала XX века.-1 час

2

Русская литература начала XX века.

Дальнейшее развитие традиционной литературы XİX века.

Новаторство литературы начала XX века. Острота постановки важнейших вопросов о роли литературы и искусства

1

Лекция. Практикум.



Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

03/09



Проза начала XX века.-24 часа

3

Проза начала XX века.

И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя.

1

Лекция.

Уметь определять своеобразие стиля Бунина

04/09



4

Проза. «Господин из Сан-Франциско». Предчувствие катастрофических потрясений в канун Первой мировой войны

1

Беседа. Практикум.

Уметь составлять развернутую характеристику героя, определять роль художественной детали

07/09



5

Социальные контрасты и бездуховность накопительства.

1

Практикум.

09/09



6

«Ворон». Тема первой любви. Изображение быта и нравов семьи губернских чиновников. Образ Елены

Николаевны. Трагическая судьба двух влюбленных.

1

Практикум.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

10/09















7

Рассказы Бунина о любви.

Цикл «Тёмные аллеи».

1

Беседа.

11/09



8

Вн.чт. И.А.Бунин. «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи», «Митина любовь» (по выбору)

1

Урок внеклассного чтения.

14/09



9

А.И.Куприн. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной и бескорыстной любви.

1

Лекция. Беседа.

Знать биографию писателя; нравственно- философскую проблематику его произведений.

16/09



10

Трагическая история любви Желткова.

1

Практикум.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику





17/09





11

Тема социального неравенства в повести «Гранатовый браслет»

1

Практикум.

18/09



12

Воплощение нравственных идеалов в повести «Олеся».

1

Беседа.

21/09



13

Своеобразие характера главной героини повести.

1

Беседа.

23/09



14

Вн.чт. А.И.Куприн. "Листригоны", "Гамбринус", "Поединок".

1

Урок внеклассного чтения.

Совершенствование умения анализировать эпизод из прозаического текста

24/09



15



16

Развитие речи. Сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина

2

Урок развития речи

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал

25/09

28/09



17

Леонид Андреев- «художник редкого таланта». Проза

Л. Андреева.



1

Беседа.



30/09



18

М.Горький. Краткий очерк жизни и творчества. Личность писателя.

«На дне» как социально- философская драма. Трагизм судеб людей «дна».

1

Лекция. Беседа.

Знать биографию писателя. Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя.

01/10



19

Спор о назначении человека. Авторская позиция в драме.

1

Семинар.

Уметь проследить развитие конфликта в драме.

02/10



20

Композиция пьесы. Новаторство Горького-драматурга.

1

Семинар.

05/10



21

Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха Изергиль».

1

Беседа.

07/10



22

Легенда о Данко. Легенда о Ларре. Воспевание подвига во имя счастья людей.

1

Беседа.

08/10



23

Горький и революция. «Несвоевременные мысли» (2-3 фрагмента).

1

Беседа.

Уметь выделять в произведении нравственно- идеологические проблемы.

09/10



24

Вн.чт. М.Горький. Рассказы М.Горького о «босяках».

1

Урок внеклассного чтения.

Уметь выделять в произведении нравственно- идеологические проблемы.

12/10



25

26

Р/Р Сочинение по творчеству М.Горького (тема на выбор)



2

Урок развития речи.



Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал

14/10

15/10



«Серебряный век» русской поэзии-19 часов

27

«Серебряный век» русской поэзии. Общая характеристика поэзии «серебряного века.

1

Лекция. Беседа.

Знать литературные течения русской поэзии конца XIX- начала XX века.

16/10



28

Истоки русского символизма

1

Лекция. Беседа.

Знать о влиянии западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов

19/10



29

В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Рационализм, отточенность образов и стиля.

1

Лекция. Беседа.

Знать основные положения символизма как литературного направления.

Уметь анализировать лирическое произведение

21/10



30

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Шумный успех ранних книг поэта. Поэзия как зрительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.

1

Лекция. Практикум.

Знать основные положения акмеизма как литературного направления.

Уметь анализировать лирическое произведение

22/10



31

Истоки акмеизма.

1

Лекция. Беседа.

Знать программу акмеизма

23/10



32

Н.С.Гумилев. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Романтический герой лирики Гумилева, яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя.

1

Лекция. Практикум.

Знать основные положения акмеизма как литературного направления.

Уметь анализировать лирическое произведение

26/10



33

А.А.Блок. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта.

1

Лекция. Практикум.

Знать характеристику центральных циклов и программных стихотворений

28/10



34

Лирика. Трагическое восприятие «страшного мира». Развитие понятия о художественном образе: образ-символ.

1

Практикум.

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

29/10



35

Изящество и тонкость выражения любовных переживаний. «незнакомка», «О, весна, без конца и без краю…», «Когда вы стоите на моем пути…».

1

Беседа.

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

30/10



36

«Двенадцать» - поэма о революции. Роль композиции, поэтической символики, лексики, интонации в раскрытии идейного содержания поэмы.

1

Практикум.

Знать сюжет поэмы и ее героев, понимать неоднозначность трактовки финала, символику поэмы

09/11



37

Художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

1

Практикум.

Знать художественное своеобразие поэмы

11/11



38

А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

12/11



39

Тема родины и гражданского мужества. Тема поэта и поэзии. «Вечером»,

1

Практикум.

Уметь анализировать лирическое произведение

13/11



40

Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме «Реквием».



1

Практикум.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

16/11



41

Традиции народной поэзии и русской классики в творчестве Ахматовой.

1

Практикум.

Уметь выступать с устным сообщением.

18/11



42

М.И.Цветаева. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика.

1

Лекция.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

19/11



43

Основные мотивы лирики: сила и нежность любви, достоинство и честь, преданность друзьям, любовь к Родине. Своеобразие поэтического стиля: «высокая простота», лиризм..

1

Беседа. Практикум.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

20/11



44

Своеобразие поэтического стиля: «высокая простота», лиризм

1

Практикум.



23/11



45

Р.р. Письменная работа по поэзии «серебряного века».

1

Урок контроля.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

25/11



Русская литература 20-х годов.-32 часа

46

Русская литература 20-х годов. С.А.Есенин. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика.

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта.

26/11



47

«Светлый образ матери» - стихи: «Письмо матери», «Я покинул родимый дом…»

1

Практикум.

Знать основные темы и мотивы лирики.

27/11



48

Чувство любви к родине и природе родного края.



1

Практикум.

Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина

30/11



49

Внеклассное чтение. Поэма «Анна Снегина». Проблематика, композиция, сюжет поэмы.

1

Беседа.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

02/12



50

В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика.



1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

03/12



51

Мотивы трагического одиночества в дореволюционной лирике. «Нате!», «Скрипка и немножко нервно».

1

Беседа.

Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики

04/12



52

Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя народа. .

1

Семинар.

Понимать в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского.

07/12



53

Красота и сила любовного чувства.

1

Практикум.

Знать особенности любовной лирики поэта. Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви.

09/12



54

Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества.

1

Беседа.

Знать основные темы и мотивы поэмы.

10/12



55

Традиции и новаторство в поэзии Маяковского. Неоднозначность отношения к наследию поэта в современном мире.

1

Семинар.

Уметь выступать с устным сообщением.

11/12



56

Р.Р.. Письменная работа по творчеству поэтов 20-х годов.

1

Урок контроля.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

14/12



57

А.А.Фадеев. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба писателя. «Разгром». Общий обзор романа, чтение и обсуждение отдельных глав.

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого писателя

16/12



58

Нравственные проблемы в романе. Тема интеллигенции и революции в романе, ее одностороннее освещение.

1

Беседа.

Уметь выделять в произведении нравственно- идеологические проблемы.

17/12



59

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений.

1

Лекция.

Знать основные этапы жизненного и творческого писателя

18/12



60

«Усомнившийся Макар». Размышления героя о смысле жизни. Поиск истины в столкновении с другими героями рассказа. Макар о советской власти.

1

Беседа.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

21/12



61

Особенность повествовательной манеры. Язык рассказа. Ирония, сарказм, гротеск в рассказе. Жанр произведения: рассказ-сказка, рассказ-притча.

1

Практикум.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

23/12



62

Вн.чт. А.П.Платонов. «Впрок», «Котлован» (на выбор)

1

Урок внеклассного чтения.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

24/12



63

Е.И.Замятин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений.

1

Лекция.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

25/12



64

Рассказ «Пещера». Сатирически-гротескное изображение Петербурга в годы «военного коммунизма». Бедствия и страдания интеллигенции, «пещерный» быт людей. Образы Мартина Мартиныча и Маши, «мамонтоподобного» Селиханова. Неповторимое своеобразие языка писателя.

1

Семинар.

Знать проблематику и систему образов рассказов.

11/01



65

М.А.Булгаков. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений.

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

13/01



66

Роман «Белая гвардия» (в сокращении). События гражданской войны в романе.

1

Беседа.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

14/01



67

Семья Турбиных: Алексей, Николай и Елена.

1

Беседа.

Уметь составлять развернутую характеристику героя, определять роль художественной детали

15/01



68

Изображение белогвардейского движения. Библейские мотивы в романе.

1

Беседа.

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

18/01



69

М.М.Зощенко. Трагическая судьба писателя.

«Аристократка». Жанр юмористической новеллы. Использование приема комического сказа. Обличение пошлости, бескультурья, грубости, хамства.

1

Лекция. Практикум.

Знать проблематику и систему образов рассказа.

20/01



70

М.А.Шолохов. Биография писателя.

1

Лекция.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

21/01



71

Роман-эпопея «Тихий Дон» (главы). «Тихий Дон» - роман- эпопея о всенародной трагедии.

1

Практикум.

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

22/01



72

Революция и гражданская война в изображении писателя.

1

Практикум.

Знать особенности языка, стиля писателя.

Уметь формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме.

25/01



73

Семья Мелеховых. Проблема гуманизма.

1

Семинар.

Понимать связь трагической судьбы Григория Мелехова с судьбой общества

27/01



74

Трагедия Григория Мелехова

1

Семинар.

28/01



74

Женские образы. Полемика вокруг авторства.

1

Беседа.

Совершенствование умения анализировать эпизод из прозаического текста

29/01



76

77

Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству М.А.Шолохова

2

Урок развития речи.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал

01/02

03/02



Литература периода Великой Отечественной войны- 3 часа

78

Литература периода Великой Отечественной войны. Героико-трагедийные мотивы в литературе военных лет; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе.

1

Лекция. Беседа.

Уметь выступать с устным сообщением

04/02



79

Лирика: О.Ф.Бергольц. «Второе письмо на Каму», С.Гудзенко. «Перед атакой», К.М.Симонов. «Далекому другу», Я.В.Смеляков. «Милые красавицы России».

1

Практикум.

Уметь анализировать лирическое произведение

05/02



80

Муса Джалиль. Слово о поэте. Стихотворения, написанные в плену.

1

Практикум.

Уметь анализировать лирическое произведение

08/02



Русская литература второй половины XX века.- 12часов

81

Русская литература второй половины XX века. Великая Отечественная война в прозе 50-80-х годов.



1

Лекция.

Уметь выступать с устным сообщением

10/02



82

К.Д.Воробьев. Слово о писателе. «Убиты под Москвой» (отрывок). Автобиографическая основа повести.

1

Лекция. Беседа.

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

11/02



83

Жизненная достоверность в изображении военных событий. Герои повести Алексей Ястребов и капитан Рюмин

1

Беседа.

12/02



84

В.Л.Кондратьев. Слово о писателе. «Сашка» (в сокращении). «Сашка» - повесть о войне рядового пехотинца.

1

Лекция. Беседа.

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

15/02



85

Герои повести Сашка и немецкий солдат; комбат. Авторская позиция в повести.

1

Беседа.

17/02



86

А.Т.Твардовский. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь.

1

Лекция. Практикум.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

18/02



87

Поэмы. «За далью-даль» (главы). Философское и трагическое осмысление событий прошлого.

1

Семинар.

Знать об особенностях лирического героя поэм Твардовского

19/02



88

Поэма «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

1

Семинар.

Уметь определять жанровые особенности и идейное содержание поэм Твардовского.

22/02



89

Мустай Карим .Слово о писателе. Поэма «Бессмертие», близость образа главного героя поэмы Василию Теркину из одноименной поэмы Твардовского.

1

Практикум.

Уметь определять жанровые особенности и идейное содержание поэм М.Карима

24/02



90

91

Р/Р. Сочинение на тему: «Судьба народа в трагические периоды истории»

2

Урок развития речи.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал

25/02

26/02



92

Б.Л.Пастернак. Судьба поэта. Лирика. тема назначения поэта и поэзии в лирике Пастернака. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия.

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

29/02



Тема деревни в русской литературе 50-80-х годов.-10 часов

93

Тема деревни в русской литературе 50-80-х годов. Ф.А.Абрамов. биография писателя. Роман «Две зимы и три лета» (главы). Судьба северной русской деревни в годы войны и послевоенные годы..

1

Лекция. Беседа.

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

02/03



94

Семья Пряслиных. Михаил и Лиза как представители молодого поколения, возмужавшего в годы войны

1

Беседа.

03/03



95

В.П.Астафьев. Биография писателя. Повесть «Царь-рыба» (фрагмент). Философский смысл изображения браконьеров.

1

Лекция. Беседа.

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

04/03



96

Психологизм в обрисовке персонажей. Жанровое своеобразие повести.

1

Беседа.

07/03



97

В.Г.Распутин. Биография писателя. Повесть «Прощание с Матёрой» (в сокращении). Проблема гражданской ответственности. Изображение расчеловечивания человека, преступившего законы народной нравственности.

1

Лекция. Беседа.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

09/03



98

Особая роль женского образа как хранительницы народного морально-этического начала. Приемы внутреннего монолога и авторского повествования о внутреннем состоянии героя.

1

Беседа.

Уметь определять проблематику повести.

10/03



99

В.М.Шукшин. Биография писателя. «Ванька Тепляшин». Своеобразие прозы Шукшина. Жизненная достоверность персонажей. Ванька тепляшин, основной принцип его жизни. Образ матери. Конфликт героя с бездушным вахтером. Авторская позиция в оценке героев.

1

Лекция. Беседа.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

11/03



100

Вн. чт. В.Шукшин. Рассказы.

1

Беседа.

14/03





101

102

Р.р. Письменная работа по творчеству писателей 50-80-х годов.

2

Урок контроля.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал

16/03

17/03



Лирика 60-80-х годов.- 4 часа

103

Лирика 60-80-х годов. Н.М.Рубцов. Биография поэта. Лирика. «Журавли», «Душа хранит», «Посвящение другу», «Во время грозы».



1

Лекция. Практикум.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

18/03



104

Е.А.Евтушенко. Биография поэта. Лирика. «Свадьбы», «Со мною вот что происходит…», «Идут белые снеги…».

1

Лекция. Практикум.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.



30/03



105

А.А.Вознесенский. Биография поэта. Лирика. «Гойя», «Тишины!», «Сага».

1

Лекция. Практикум.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

31/03



106

Б.А.Ахмадуллина. Биография поэта. Лирика. «Влечет меня старинный слог…», «По улице моей который год…», «Свеча», «Четверть века, Марина тому …», «Это я…», «Я думаю, как я была глупа…»

1

Лекция. Практикум.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

01/04



Авторская песня- 2 часа

107

Авторская песня. Б.Ш.Окуджава. Биография поэта. «Полночный троллейбус», «Тьмою здесь все занавешено…», «Дорожная песня».

1

Лекция. Практикум.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

Знать о понятии «бардовская» лирика

04/04



108

В.С.Высоцкий. Биография поэта. «Песня о звездах», «Здесь лапы у елей дрожат на весу…», «Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолетов».

1

Семинар.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

06/04



Драматургия 70-80-х годов- 3 часа

109

Драматургия 70-80-х годов. А.В.Вампилов. Биография драматурга. Драма «Утиная охота». Общий обзор с чтением и разбором отдельных сцен.

1

Лекция. Беседа.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

07/04



110

Тема провинциального быта в драме, осуждение пошлости, обывательского сознания.

1

Беседа.

08/04



111

Противоречивость характера Зилова. Контраст как основной прием построения характера героя. Споры вокруг драмы и образа Зилова. Авторская позиция в оценке героя драмы.

1

Беседа.

Совершенствование умения анализировать эпизод из прозаического текста

11/04



Лагерная тема в русской литературе 60-80-х годов-8 часов

112

Лагерная тема в русской литературе 60-80-х годов. А.И.Солженицын. Краткий очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. «Один день Ивана Денисовича». История создания рассказа.

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

13/04



113

Биографические мотивы в рассказе. Жизненная достоверность в изображении лагеря и персонажей рассказа

1

Беседа.

14/04



114

Образы Ивана Денисовича и других героев рассказа. Стиль и язык произведения. Авторская позиция в рассказе.

1

Беседа.

Уметь соотносить произведение с конкретно- исторической ситуацией









15/04



115

Вн. Чт. А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ».

Трагедия простых людей в тяжелой атмосфере тоталитарного режима.

1

Беседа.





18/04



116

В.Т.Шаламов. Краткий очерк жизни и творчества. Судьба писателя. «Колымские рассказы»: «Ожерелье княгини Гагариной», «Сентенция». Автобиографическая основа рассказов.

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.





20/04





117

Жизненная достоверность в изображении сталинских лагерей и мучеников, «не ставших героями».

1

Беседа.

21/04





118

119

Р/Р. Сочинение на тему: «Добро и зло в душе человека».

2

Урок развития речи.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал

22/04

25/04



«Городская» проза в русской литературе 70-80-х годов. - 2 часа

120

«Городская» проза в русской литературе 70-80-х годов. Ю.В.Трифонов. Биография писателя. Повесть «Обмен (отрывок). Ситуация обмена и ее бытовое и социально-психологическое значение в повести.

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

27/04



121

. Семья Дмитриевых. Столкновение духовных и

1

Беседа.

28/04





материальных ценностей.











Русская литература 90-х годов.- 1 час

122

И.А.Бродский. Биография поэта. Лирика. «Пророчество», «И при слове «грядущее» из русского языка…», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Основные темы и мотивы лирики.

29/04



Зарубежная литература- 8 часов

123



Зарубежная литература.

Э.М.Ремарк. Биография писателя. Роль двух мировых войн в судьбе Ремарка; фашизм, творчество в условиях эмиграции. «На западном фронте без перемен» (общий обзор с чтением и разбором отдельных глав). Тема «потерянного поколения».

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

02/05



124

Растерянность героя перед лицом жестокой судьбы. Формирование «ремарковского героя».

1

Беседа.

04/05



125



Э.М.Хемингуэй. Биография писателя. Роль писателя в литературе XX века. Повесть "Прощай, оружие". Тема "потерянного поколения" в романе, ее роль в зарубежной литературе 20-х годов.

1

Лекция. Практикум.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

05/05



126

Двуплановость романа: эпическое изображение войны через внутренний мир героя.

1

Беседа.

06/05



127

А.де Сент-Экзюпери. Биография писателя. «Маленький принц» (общий обзор с чтением и разбором отдельных глав). Профессия летчика и профессия писателя. Время создания «Маленького принца». Жанр философской сказки. Традиционные сказочные волшебные приметы в «Маленьком принце».

1

Лекция. Беседа.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.















09/05





128

Философская проблематика сказки (любовь, добро, зло, одиночество, смысл земного существования, душа и др.). смысл путешествия маленького принца по планете. Роль аллегории в сказке. Трактовка образа Маленького принца

1

Беседа.

11/05





129

130

Р/Р Контрольное сочинение. Темы (на выбор учащегося):

1. Л.Андреев - «художник редкого таланта».

2. «Серебряный век русской поэзии.

3. «В чем смысл жизни?» по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль».

4. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.

2

Урок контроля.







Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал



12/05

13/05







Обзор литературы последнего десятилетия- 3 часа

131

132

133



Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции.

3

Лекция. Беседа.

Знать о литературе последнего десятилетия, об основных тенденциях.

16/05

18/05

19/05



Повторение изученного за год-3 часа

134

Повторение изученного за год. Русская литература начала XX века.

1

Семинар

Закрепить материал, изученный в 11 классе

20/05



135

Повторение изученного за год. Русская литература 20-х годов.

1

Семинар

Закрепить материал, изученный в 11 классе

23/05



136

Повторение изученного за год. Лирика периода Великой Отечественной войны.

1

Семинар

Закрепить материал, изученный в 11 классе

24/05













































































Раздел V.Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы .

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • воспроизводить содержание литератур ого произведения;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

  • сопоставлять литературные произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно - историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные тема» и ключевые проблемы русской литературы.



В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно - выразительные средства родного языка;

  • создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно выразительные средства русского языка.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определение своего круга чтения и оценки литературных произведений















Раздел VI. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

· соответствие работы ученика теме и основной мысли;

· полнота раскрытия темы;

· правильность фактического материала;

· последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

· разнообразие словаря и грамматического строя речи;

· стилевое единство и выразительность речи;

· число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.



«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.



Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 76 - 89 %;

«3» - 50 - 75 %;

«2» - менее 50 %.



Оценка зачетных работ.

Зачет - форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) - по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) - по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы





































































Раздел VII. Литература, средства обучения (в т.ч. эл. Образовательные ресурсы)





Наименование



1

Русская литература 20 века. 11 классе. Методическое пособие под ред. В.В.Агеносова, издательство «Дрофа»,2000

2

Практикум преподавания литературы под ред. Д.Ю.Богдановой, 1999

3

Литература. Схема и таблицы. Автор- составитель Ю.С.Миронова, 2001

4

Русские писатели- классики. Анализ произведений школьной программы. Минск, книжный дом «Экоперспектива», составитель Н.С.Олейникова,2004

5

Литература: Тесты. 9-11 кл.: Учебно- методическое/ Авт. - сост. И.М.Михайлова. - 5-е издание, стереотип. М: Дрофа, 2001. - 112 с.











Для подготовки к урокам русской литературы в 11 классе использованы ресурсы Интернета:



www.proshkolu.ru/



pedsovet.su/



rus.1september.ru/ur



www.openclass.ru/



nsportal.ru/



www.licey.net/lit/poet20/</<font face="Times New Roman, serif">







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал