7


  • Учителю
  • Сценарий Открытого урока о литературе в 7 классе

Сценарий Открытого урока о литературе в 7 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Сценарий Открытого урока о литературе в 7классе по теме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалогокупца Калашникова” (традиционная и новая трактовкипроизведения). ФОРМА УРОКА: урок-конференцияс элементами дискуссии. Ц Е Л Ь:Наблюдение взаимности
предварительный просмотр материала

Савенко О.Д.

МБОУ СОШ №124

Сценарий

Открытого урока о литературе в 7 классе по теме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

(традиционная и новая трактовки произведения).


ФОРМА УРОКА: урок-конференция с элементами дискуссии.

Ц Е Л Ь: Наблюдение взаимности характеров и обстоятельств, защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной деспотии и призыв к свободе на Руси в 16в.

ЭПИГРАФ: Какая точность и

определенность в каждом слове, как

на месте и как не заменимо другим

каждое слово! Какая сжатость,

краткость и вместе с тем

многозначительность!

В.Белинский

Доска: Заголовок, иллюстрации к произведению, словарь слов, кроссворд, газеты. Справочная инф. К кроссворду, портрет М.Ю. Лермонтова.


(Звучит музыка "Ой, да ты калинушка").


Сл.учит. Впервые в 7 классе вы познакомились с крупным произведением. Видимо, оно напомнило и народные сказки, и былины. Распевный строй "Песни про купца Калашникова…", характеры героев, из взаимоотношения также близки русскому утному народному творчеству. Вместе с тем это поэма об историческом прошлом Руси, поэма, показывающая нам картины быта XV века.

Мы с вами присутствуем на конференции, а мероприятия такого рода предпологают выступления, вопросы, обсуждения.


В.: Что нового вы узнали о Лермонтове из рассказа Ираклия Андронникова? Какими талантами одарила поэта природа?

А теперь, как и на любой конференции послушаем доклады.

сценарий открытого урока по литературе в 7 классе по теме Песня про царя Ивана Васильевича

сценарий открытого урока по литературе в 7 классе по теме Песня про царя Ивана Васильевича


1-ый доклад (выступление) называется "Опубликование "Песни о купце Калашникове", ее историческая основа, тема, идея.

Уч.: Эта реалистическая по своей стилевой доминанте поэма опубликована поэтом в 1838 году в либеральных «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», выходивших под редакцией А.А. Краевского. Разрешив, по просьбе В.А. Жуковского, публикацию «Песни…», министр просвещения граф С.С. Уваров, однако, не позволил напечатать имя ее автора, и произведение вышло с подписью «-в».

Еще на заре своей молодости, в 1830 году, поэт записал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Освоив и горячо полюбив устное творчество русского народа, Лермонтов превратил его наряду с действительностью в источник своей поэтической лиры. Смысл «Песни…» - защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной деспотии и призыв к свободе. Белинский проницательно сказал, что самый выбор темы этой песни «свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем»

Однако история в "Песне…" художественно вымышленная. Подход Лермонтова к историческому материалу отличен от пушкинского. Если вымысел Лермонтова не ориентирован на точные и достоверные источники, как вымысел Пушкина, то само воспроизведение исторической действительности в еще большей степени, чем пушкинское, служит для познания жизни современной. И Пушкин, и Лермонтов ищут истоки русского национального характера, истоки русского мироощущения, задумываются над движущими силами исторического процесса. В самих этих поисках они проходят к разным выводам. Историческая действительность воспроизводится в ее вымышленной реальности, достоверности, точности. Характер выступает как порождение данной исторической действительности; психология героя исторически детерминирована, то есть он поступает так, как это диктуется исторической реальностью. Мироощущение героя не противоречит исторически сложившемуся укладу жизни. Здесь совершенно четкая и осознанная ориентация на реализм. "Песня…" задумана как прямая антитеза негероическому племени, а поведение Калашникова - как действенный пример для современного поэту поколения.

В "Песне…" философский смысл истории средневековья заключается прежде всего в том, что истоки русской национальности, мятежного начала и личного достоинства отнесены к тому, когда Россия еще не встала на путь европейской цивилизации. Время Ивана Грозного предстает как некое преддверие к будущему развитию . В нем все еще достаточно прочно. Национальные устои крепки и узаконены в частном быте и быте Грозного:

То за трапезй сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре и князья,

По бокам его опричники,

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое веселье.

Царь - блюститель установленного и освященного веками закона жизни. Он призван его соблюдать и следить за его исполнением. Пригорюнившемуся Кирибеевичу Иван Васильевич готов помочь и развивает перед ним обычную картину сватовства:

Мой верный слуга! Я в твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек мой ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленной поканяйся.

И пошли дары драгоценные,

Ты своей Алене Дмитриевне.

Как полюбишься - празднуй свадьбу,

Не полюбишься - не прогневайся.


Царь следует обычаю, уважая и достоинство Кирибеевича, и достоинство возможной невесты. Он поступает в народных традициях, не помышляя о насилии ни над волей своего раба, ни над волей Алены Дмитриевны.

Царь и народ в "Песне…" одинаково равноправны. Сила царя и его могущества не в насилии над русским народом, христианским законом, а в согласии с ним. Этот закон, предстающий у Лермонтова как основа народной морали, никому не дано безнаказанно нарушать. Через фольклор Лермонтов передает мысль о народности христианского закона, вошедшего в психологию, быт, обычаи русского люда. Подобно тому царь блюдет закон во всей земле. Степан Парамонович - в своей семье, в своем доме. Все подчиняются вековым обычаям, несмотря на кастовые различия. Кирибеевич также обязан по долгу службы следить за исполнением обычаев, хранимых народом. Царь и опричник в "Песне…" взяты не с точки зрения их действительной, реальной силы в государстве, а со стороны их отношения к народной правде. Лермонтова в "Песне…" интересовал один аспект проблемы - царь и народный обычай, царь и христианский закон. Жестокая эпоха Грозного предстала в частном быте, в характернейших свойствах семейных отношений, в бытовом веселье и в удовольствиях царя, но не в государственной (внешней или внутренней) политике Грозного.


Учит.: Слушаем следующий доклад не тему: "Образная система в "Песне…", Степан Калашников, опричник Кирибеевич, Иван Грозный, Адена Дмитриевна.


Учен.: В этом произведении автор столкнул две силы - народную правду и самодержавное своеволие. Народная правда воплощается в образе простого человека - купца Калашникова. Нужно иметь в виду, что в конце XVI века, когда происходили описываемые в «Песне…» события, купечество еще не было привилегированным классом.


Его обычаи и нравы находились в тесной сращенности с бытовым укладом трудового люда и во многом отражали народное понимание добра и зла. В образе Степана Парамоновича предстает русский национальный характер, цельный, героический. Это человек правды, смелости, достоинства и чести, крепких морально-бытовых правил, верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, исконные традиции брачно-семейных отношений, незыблемость семьи, спокойствие своих детей. Отстаивая правду и честь, он убил Кирибеевича. И с дерзкой смелостью заявил царю: «Я убил его вольной волею, А за что про что - не скажу тебе. Скажу только богу единому». Душевная величавость, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича: «Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, про меня моим детушкам не сказывать»…

Иначе изображен опричник Кирибеевич. Лермонтов не скрывает и его положительных свойств. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей, способный на глубокую любовь. Но он и «буйный молодец», самонадеянный и чванливый самолюбец, привыкший к необузданному, ничем не ограниченному своеволию. «Лукавый раб», Кирибеевич утаил от царя, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.

Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного. Он милостив к братьям, детям и жене Калашникова. Но доброта и справедливость не ведущие черты его характера. Это капризно-своевольный, суровый властелин.

Концовка «Песни…» - народное сочувствие ее герою. Его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным. Добрая память о Калашникове - осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу. А.В. Луначарский, отрицая осознание смысла «Песни…» как славянофильского примирения Лермонтова с тогдашней действительностью, справедливо видел в иен «заряд гигантского мятежа», а в образе Калашникова - «представителя народа». «Песня…», рассказывая о прошедшем, несомненно, служила уроком для современников.

Поведение Калашникова определяется условиями жизни, принимаемыми им, но нарушение этих условий, привычных норм воспринимается как трагедия. Герой защищает нормы, освященные традицией и законом, установленные веками народной жизни, подчиненность сложившемуся укладу. Герой выступает сразу как бы и от имени народа, и от себя лично - его личные интересы проникнуты общенародными. Личная судьба Степана Калашникова пересеклась с народной судьбой, с защитой интересов и устоев русского народа. Отсюда, с одной стороны идеализация русского средневековья, исторических форм русской жизни, характерная для романтизма, а с другой - ясно, что протест героя вызывает изнутри этой народной жизни как ее закономерной порождение и присущее ей начала черта скорее присущая реализму, нежели романтизму. У Лермонтова нравственное достоинство личности обеспечивается защитой старых, вековых устоев, к которым, однако, нет возрастов.

Подобно тому, как царь блюдет закон во всей земле, Степан Парамонович - в своей семье, в своем доме. Все подчиняются вековым обычаям, несмотря на кастовые различия. Кирибеевич также обязан по долгу службы следить за исполнением обычаев, хранимых народом. Царь и опричник в "Песне…" взяты не с точки зрения их действительной, реальной силы в государстве, а со стороны их отношения к народной правде. Царь и народный обычай, царь и христианский закон - интересовали Лермонтова. Жесткая эпоха Грозного предстала в частном быте, в характернейших свойствах семейных отношений, в бытовом веселье и удовольствиях царя, но не в государственной (внутренней или внешней) политике Грозного. Оскорбление, нанесенное Кирибеевичем Калашникову, как бы перерастает личные рамки, становясь оскорблением народных законов и обычаев.


Учит.: Продолжит эту тему в своем выступлении другой учащийся.


Учен.: Подобно быту Грозного, отчетлива и размеренна частная жизнь Степана Калашникова.

Опустел широкий гостиный двор

Запирает Степан Парамонович

Свою лавочку дверью дубовою

За замком немецким со пружиною,

Злого пса - ворчуна зубастого

На железную цепь привязывает,

И пошел он домой, призадумавшись,

К молодой хозяйке за Москву-реку.

В жизни купца Степана Парамоновича все заранее предопределено. Постоянство жизненного клада отражает устойчивость психологии. Недаром, придя "в свой высокий дом" , Степан Парамонович "дивится:

Не встречает его молодая жена,

Не покрытый дубовый стол белой скатертью,

А света перед образом еле теплится."

Всякое изменение быты означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе. Налаженная прочность семейного быта - внешнее выражение сложившейся психологии. Но этот устойчивый быт рушится.

Для Лермонтова эпоха Грозного важна и с точки зрения связи между людьми Время Грозного у Лермонтова - период ломки родовых связей. Боярская семья уже отлична от семьи купеческой. Не случайно подчеркивается в "Песне…", что кирибеевия из семьи Малютиной, а Степан Калашников бросает упрек жене: "Уж умна ты, пировала ты, \\ Чай, с санками все боярскими ! Представитель "третьего сословия" выступает от лица народа, но он высказывается не за сохранение старого. Калашников бросает вызов царю и царской власти чуждой народу. В России известно купечество дольше других сословий хранило старые обычаи. Так в этом смысле Лермонтов в "Песне…" не идет против исторической правды.

Кирибеевич - из семьи Мамотиной, опричник, приближенный к царю, его любимец.

Родовые связи основаны на уважении личности, к обычаю, к народному сознанию. Социальные - на попрании достоинства другого человека, на личном произволе, на противопоставленной личной воли народному мнению и общему закону. Именно Кирибеевич обманывает царя:

Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому…

Напротив, Степан Калашников и перед смертью говорит царю только правду, открыто отказываясь сообщить истинные причины убийства Кирибеевича. Тем самым за смертью скрывается уже социальная психология, выступающая в конфликт с родовой. Кирибеевич олицетворяет злую, несовместимую с родовыми отношениями силу. Эта сила основана на социально-иерархических связях, ибо Кирибеевич всюду выступает как слуга царя. Родовые отношения в его сознании подчиняясь общественным, социальным, которые и стали доминирующими. Социальное различие между Калашниковым и Кириеевичем, постоянно, но ненавязчиво подчеркивается в "Песне…", значительно для художественного смысла.

Социальные отношения извращают подлинную природу людей, угрожают ее единству и согласию, противостоят народным устоям и народной психологии, слагающейся на основе родовых связей, на едином родовом существе русской национальности.

В этом смысле Кирибеевичу - носителю личного произвола, разрушающего родовые отношения, принятые и усвоенные народом, - противостоит Степан Парамонович Калашников, защитник народных обычаев и христианского закона. Верна народным обычаям и Алена Дмитриевна, взывающая к мужу:

Мы не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание.

На кого, кроме тебя, мне надеяться?

У просить стану помощи?

Положение каждого лица в семье было строго определено и освящено вековыми традициями народной жизни. И об этом напоминает Степан Парамоновичу Алена Дмитриевна:

Не белом свете я сиротинушка:

Родной батюшка уже в сырой земле,

Рядом лежит моя матушка,

А мой старший брат, сам ты ведаешь,

На чужой стороне пропал без вести

А меньшой мой брат - дитя малое,

Дитя малое, неразуменое.

Вот почему и прибегает Алена Дмитриевна к мужу - как к единственному защитнику.

Столь же прямым поборниками родовых свзяей является и братья Степана парамоновича: И в ответ ему браться молвили:

Куда ветер дует в поднебесье,

Куда мчатся тучки, послушные,

Когда сизый орел зовет голосом

На кровавую долину побоища,

Зовут пир пировать, мертвецов убирать,

К нему малые орлята слетаются,

Ты наш старший брат, нам второй отец;

Делай сам как знаешь, как ведаешь,

А уж мы тебя, радостно, не выдадим.

Степану Парамоновичу как старшему брату и надлежит защищать честь жены, личную честь и честь семьи. Перед Кирибеевичем оказывается не просто купец Степан Калашников, а носитель семейных, родовых традиций, защитник купеческого рода и народа устоев вообще. Стало быть, месть Степана Калашникова получает общенародное значение:

А побьет он меня - выходите вы

За святую правду-матушку.

Эта защита народных, продовыз принципов и делает Степана Калашникова эпическим героев. Оскорбление, понесенное Калашниовым, Как бы перерастает эпические, личные рамки, становясь оскорблением народных законов и обычаев. Такое оскорбление нарушает родовые связи, коренные устои народной жизни. "Песне…" мятеж личности, мстящий за поруганное достоинство, обосновывает - ни ее личным произволом, а общенародной необходимостью.

Мятежи Калашникова скретислось личная обида и чувства поруганной народной правды. Поэтому и бой Калашникова с Кирибеевичем происходит на виду у всего честного народа. Вместе с героем ликует природа, празднует скорую победу правды, которую отстоит Калашников впереди лицом белокаменной Москвы. Лермонтов поэтизирует старые народные обычаи, где сил честно сражаются с силой, где нет никаких привходящих, мешающих непосредственную проявлению личной доблести и отваги, условностей. Здесь все основано на справедливом законе "Кто побьет кого, того царь наградит, \\ А кто будет побит, того Бог простит!" Внешним выражением внутренней правды Калашникова и народной правды, стоящей за ним, служит разные описания поведения Калашникова и Кирибеевиче перед боем. Страсть Кирибеевича становится для его бедою, ибо столкнулись с нравственными понятиями, узаконенными народными обычаями. Поэтому она предстает преступной волей, а ее носитель - всего лишь слугой царя: "И выходит удалой" Кирибеевич, \\ Царю в пояс молча кланяется…".

Степан Калашников "поклонился прежде царю Грозному, \\ После белому Кремлю да святым церквам, \\ А потом всему народу русскому".

Степан Калашников и перед лицом Ивана Грозного защищает личную честь, совместившуюся с народной правдой. Он убежден, что одновременно выступают от всего народа и за общий христианский закон. Но защищая закон, он совершает преступление против него, ибо честный бой с противником - во всяком случае тот, на который он вышел, - не должен быть связан с местью. Бой, который ведет Калашников - смертельный бой. Форма открытого и честно поединка скрывает личную месть, хотя бы эта месть и оправданна высокими соображениями о защите христианского закона и народной правды.

Если в Степане Калашникове личная воля наполнилась громадным общественным содержанием, не вместившимся в узкие границы формального права, если в Кирибеевиче воплотилась злая личная воля, лишенная всякой опоры народных обычаев и несовместимая с народной правдой, то Иваном Грозным олицетворена формальная сила закона.

Лермонтов в "Песне…" отразил на историческом материале эпохи Грозного идею разлада царской власти с народными интересами, подлинным хранителем которых становится не царь, а народ (не даром "Песня…" заканчивается здравницей: "И всему народу христианскому слава!") и защитником которых выступает человек из народа, представитель "третьего сословия", личность, обретающая в мятеже и протеста помимо высоких нравственных в качестве широкую поддержку народного духа, закрепленного в друвних обычаях, психологии, в быте в чувствах собственного достоинства и правды. Понятно, что такая трактовка исторической темы прямо обращена современной Лермонтову век. В "Песне…'' не избежал некоторой идеализации старины.

Учит.: Переходим к следующему докладу.

Тема его "Языковые средства".

Учен.: Произведение Лермонтова, сохраняющее все основные атрибуты песенно-былинной манеры, - редчайший дар органического проникновения автора в дух и склад устной народной поэзии.

Оно открывается запевом ("Ох, ты гой еси") и зачином ("Не сияет на небе солнце красное"), всегда за которым идет повествование события, и завершается исходом "Гей вы, ребята удолые"). В ней на лицо старинные формы народной лексики просторечие слова ("Твого","Мово", "Восплакалась", "Супротив", "Пужаться", "Возговорил"), уменьшительные и ласкательные суффиксы ("Кушачком", "Головушку", "Сиротинушка","Дитушкам"); деепричастие с суффиксом "ючи" ("Распиваючи";"Играючи"); краткая форма прилагательных мужского рода И.П., ед. ч. С окончанием на "ой" вместо "ый" ("Сизой орел"), возвратные глаголы с окончанием на "ся" ("как сходимися","собираимися"); предлоги "со", "во" ("Содружиную", "Сородными","во темную ночь"); "Вот" и "уж" ("Вот молча оба расходятся"; "Уж вы братцы мои").; междометие "ай" ("Ай, ребята, пойте"); союз "Аль - али". ("Аль ты думу затаил нечестную?", "Или славе нашей завидуешь?") и т.д.

В традициях устно-народного творчества Лермонтов пользуется постоянными эпитетами ("Солнце красное", "Тучи сильные", "Сабля вострая"). Подражая устно-поэтическому творчеству, Лермонтов достигает удивительной живописности в сравнениях человека с природой. "Ходят плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка - , Молвит слово - соловей поет". Необыкновенную красоту сообщает поэме образ зари - фона происходящих событий.

Во второй главе заря на исходе: "За Кремлем горит заря туманная". В третьей главе "Заря алая подымается". Явно народным духом строится фраза в "Песне…" с способом сочинения - при помощи союзов "и","a","да". С редким искусством Лермонтов преминяет и другие традиционные виды устно-поэтического синтаксиса: эллипсты ("как полюбишься - празднуй свадьбу, не полюбишься - не прогневайся"); отрицательные параллелизмы ("Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие; То за трапезой сидит во златном венце, сидит грозный царь Иван Васильевич"; фразовые параллели) "Вышел я на страшный бой, на последний бой", "и ударил впервой купца Калашникова, И ударил его попредь груди").

В "Песне…" большая роль отведена таким художественным приемом, как повторы ("плачем плачут", "горько-горько", "пир-пировать"), игра синонимов ("и присчитывали да приказывали", "Наточить и навострить", "Одеть-нарядить"), повторение слов, выражений ("На холодный снег, на холодный снег, будто сосенка во сыром бару"), предлогов "за" ("За железный замок, за дубовую дверь"), "про" ("Про тебя нашу песню сложили мы, мы про твово любимого опричника"), частицы "Не" ("Не потерялся ли твой парчовый кафтан? Не измялась ли шапка соболиная?") и т.п.

Учит.: В завершении наших докладов, прежде чем перейти к вопросам и дискуссии, обсуждению я хочу сказать следующее: Белинский, покоренный гениальным проникновением Лермонтова в строй народной поэзии и изумленный рельефностью образов, роскошью красок, прелестью стиха, свежестью колорита, горячностью чувств, богаством содержания "Песни…" сказал, что она подтверждает "кровное родство духа" поэта "С духом народности своего отечества" и свидетельствует" О "великости его таланта". В основе это реалистическое произведение. Реализм скрывается в правдивых картинах царской трапезы, купеческого быта, кулачного боя, в строгой мотивировке поведения главных персонажей - "колоссальных образов".


Итак, переходим к дискуссии, вопросам и ответам.

  1. Какие характеры показал Лермонтов в "Песне…", как о них говорит В.Белинский?


Задание. "Угадай слово"

Назовите художников-иллюстраторов "Песни…"


Б

И

Л

И Слова для справок:

Б БИЛИБИН, ВАСНЕЦОВ

И

ВАСНЕЦОВ


2)Какие способности сближают поэму Лермонтова с произведениями устного народного творчества? Приведите примеры.

3) Что указывает в "Песне…" на то, что в ней рассказывается об историческом прошлом Руси?

Какие картины быта понравились и запомнились?

Расскажите, как себе их представляете?


4)какое чувство осталось у вас после чтения поэму и кто из героев понравился больше других?

Почему поэму Лермонтова названа песней?

ЗАДАНИЕ: Дайте сравнительную характеристику Кирибеевича и Калашникова.


План.

А Из какой семь?

Б Внешний облик.

В В чем печаль?

Г Как держатся герои перед кулачным боем?

Д Как характеризует их последний разговор?

Е Отношение автора и народа к героям.

Ж Кто мне нравится? Чем?

5)Кто из Лермонтовских героев был из "роду" Скуратовых?

6)Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя.

Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников.

7) В чем характер Алены Дмитриевны близок к народному идеалу женщины, жены?

Как речь Алены Дмитриевны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них:

8)Чем интересна фигура царя Ивана Васильевича? Вспоминается ли вам рассказ Пимина из "Бориса Годунова"?

9)По мнению ученых-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства - оскорбления жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова произаны жестокостью к осужденному:

Я топор велю наточить-новострить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью

Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поет славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?


ИГРА: "Угадай героя".


В.Г.Белинский так характеризовал главных героев:

а)"…Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…, но сильного и благородного по природе своей духа…"


б)"Какая сильная могучая натура!

Ее страсть - лава, ее горечь тяжела и трудна…

Вы видите, что любовь…- не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить или погибнуть."


в)"…Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна их тех железных натур и обиды не стерпят и сдачи дадут…Есть блаженства, раз потемненной славы…"


К кому относится каждая характеристика?


Совпадает ли она с авторским, народным и вашим отношениям к героям?

Подготовьте ответ - рассуждение на эту тему, обоснуйте свои выводы, подтвердите их текстом поэмы.


ЗАДАНИЕ. "Работаем над лексикой".


Дома вы составили небольшой словарик из текста "Песни…" Вам надо было объяснить значения слов мало вам известных (устаревших).

Опричник, православный народ, кручиниться, зазубрилась сабля, отороченный, фата молвить, сваха, перевенчана, горю пособить, просватался, сказывать, простоволосая.


11) Какими словами начинается и завершается "Песня…"


Уч.: Читает наизусть отрывок из "Песни…".


ЗАДАНИЕ: Устное сочинение - рассуждение на темы (которые учащиеся готовили дома) "Авторские отношения к героям", "Отношение народа к героям поэмы".


12) В завершение разгадаем кроссворд, в котором вы покажите знание Вами текста.


Правильный ответ может быть не только именем существительным, но и другой частью речи. Он записывается в И.п. Род и число определяются дополнительным словом.


По горизонтали:


5. Голова … 21…дом

6. Сила… 22 … детушки

7 Перстенек … 23 … вострая

11 ……..боец 26 … железный

14 …соболиная 27 …..бой

16 …жена 28 листочек….

17 Молодая …


По вертикали:


  1. Боевые … 13 ….час

  2. …. Смышленная 18 Белая….

  3. ….висок 19 Руки….

  4. Житьев … 20 …снег

8. Новостренный 24 Святые …

9. …..ковш 25 …шепот

10. Шапка…

12. Баре….


Справочная информация:


Бархатная. Богатые. Вдова. Высокий. Голые. Золоченый. Иконы. Казацкое. Колокол. Крестная. Кудрявая. Левый. Лихой. Малые. Оконечина.

Осиновый, Поздний, Рукавицы, Сабля, Сваха, Скатерть, Страшный. Тихий. Топор. Холодный. Чужая. Шапка. Яхонтовый.


О Т В Е Т Ы:

На кроссворд Ю.М. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"


По горизонтали

  1. Кудрявый. 16.Чужая. 27. Страшный.

  2. Крестная. 17. Вдова 28. Осиновый.

  3. Яхонтовый 21Высокий

11. Лихой 22. Малые.

14. Шапка 23 Сабля.

15. Колокол 26. Оконечник.

По вертикали

  1. Рукавицы 12. Богатые

  2. Сваха 13. Поздний

  3. Левый 18. Скатерть

  4. Казацкое 19. Голые

  1. Топор 20. Холодный

  2. Золоченый 24. Иконы

  3. Бархатная 25. Тихий


Учит.: Кроссворд разгадан. Обратим свое внимание к газетам.


Закончен урок, подведем итоги; таким образом "Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова произведение романтическое, но так как автор идеализирует русское средневековье, исторические формы русской жизни, а это характерное для романтизма, нежели присуще реализму.

Автор в "Песне…" отразил на историческом материале эпохи Грозного идею разлада царской власти с народными интересами, подлинным хранителем которых становится не царь, а народ. (Недаром "Песня…" заканчивается здравицей: "И всему народу христианскому слава!").




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал